- Преподавателю
- География
- КТП 9 кл географ
КТП 9 кл географ
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ащаулов Н.Ю. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
| «Утверждаю» Директор _____________________/________________ «____»________________20___г.
|
Календарно-тематическое планирование
по географии России (Население и хозяйство) 9 класс.
на 2015-2016 учебный год
(68 часов, 2 часа в неделю)
Составлен в соответствии с программой по географии для общеобразовательных учреждений. Под редакцией
Рома В. Я., Дронова В. П. - М.: Дрофа,
Базовый учебник: Дронов В. П. География. Россия. Население и хозяйство. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений/ В. П. Дронов, В. Я. Ром. - М. : Дрофа, 2009
Учитель: _____________________________________________________________
Плановых контрольных уроков ____, зачётов____, тестов____, практических работ_____.
Административный контроль____уроков (даты_____________________________________)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основе:
- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) - 2004;
- примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VII - IX классы)/ Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. -М.: Дрофа, 2008
-программы по географии для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Рома В. Я.,
Дронова В. П. - М.: Дрофа, 2007.
- программы для общеобразовательных учреждений. Региональный компонент образования./
Под ред. Павлюк Н.Г. - Благовещенск: изд - во БГПУ, 2001.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
-глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
-формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Предметными результатами освоения
выпускниками основной школы программы по географии являются:
-
понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
-
представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
-
умение работать с разными источниками географической информации;
-
умение выделять, описывать, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
картографическая грамотность;
-
владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
-
умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать последствия;
-
умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
-
умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Используемый УМК:
-
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2009.
-
В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.
-
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
-
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
-
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
-
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-
географические районы, их территориальный состав;
-
отрасли местной промышленности.
Описывать:
-
природные ресурсы;
-
периоды формирования хозяйства России;
-
особенности отраслей;
-
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-
экономические связи районов;
-
состав и структуру отраслевых комплексов;
-
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
-
различия в освоении территории;
-
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-
размещение главных центров производства;
-
сельскохозяйственную специализацию территории;
-
структуру ввоза и вывоза;
-
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
-
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Список методической литературы по предмету
-
В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2009.
-
В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.
-
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»
-
Маерова Н.Ю. «Уроки географии 8 - 9 классы». Москва, «Дрофа», 2004 год.
-
Перлов Л.Е. «Дидактические карточки-задания по географии. 8 - 9 классы». Москва, «Экзамен», 2010 год.
-
Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.
-
Интернет -ресурсы: openclass.ru/ ; pedsovet.su; geo.1september.ru/urok; collection.cross-edu.ru/catalog/
Календарно - тематическое планирование
№
Тема урока
Тип урока
Элементы обязательно го минимума образования
Формы и вид контроля
Практические работы
Домашнее
задание
Дата проведения
Введение (1 ч)
1
Что мы будем изучать?
Изучение нового материала
География как наука, задачи курса экономической и социальной географии.
Фронтальный
стр.3-4
Общая часть курса (38 часов)
Общий обзор России (3 ч)
Знать: специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации.
Уметь:
составлять; краткую географическую характеристику территории России на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для чтения карт различного содержания.
2
Российская Федерация.
Изучение нового материала
Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории.
Субъекты РФ, их различия.
Работа с картами
№1 Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ.
К/К с.36-37 З.:1
§ 1
3
Государственная территория России. Россия на карте мира
Комбинированный
Самостоятельная работа
§ 2
4
Экономико-географическое положение России
Комбинированный
Практическая работа
№2 Определение ГП России и Омской области. Определение ЭГП.
§ 3 К/К с.36-37 З.:2
Население России (6)
Знать: географические термины и понятия: человеческий потенциал страны, численность, размещение, естественное движение населения, направления и типы миграции, половой и возрастной состав населения, городское и сельское население, основная полоса расселения, народы и основные религии России, роль крупнейших городов в жизни страны.
Уметь:
анализировать; карты населения страны, половозрастные пирамиды, особенности расселения.
выявлять; территориальные аспекты межнациональных отношений, определять; основные показатели, характеризующие население страны и её отдельные территории.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов.
5
Исторические особенности заселения и освоения территории России.
Комбинированный
Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности года России, городские агломерации, география народов и религий страны.
Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция.
Города, типы населённых пунктов, зоны расселения.
Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.
Работа с картами, составление прогнозов.
§ 4
К/К с.38-39 З.:1-4
6
Численный и естественный прирост населения.
Комбинированный
§ 5
7
Национальный состав населения. Национальный состав Омской области
Комбинированный
Работа по вопросам семинара.
Практическая работа.
№ 3 Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением Российской Федерации.
§ 6
8
Миграции населения.
Комбинированный
Составление диаграмм.
№4 Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов. Прогнозирование динамики численности населения России.
§ 7
9
Городское и сельское население.
комбинированный
Проверочная работа
§ 8
10
Итоговый урок по теме: «Население России»
Деловая игра
Зачет
Экономика России (6 ч)
Знать: понятия и термины основные циклы и стадии развития экономики, существующие проблемы в современной экономике России, особенности развития командной, рыночной и традиционной экономик.
Уметь:
анализировать; статистический и картографический материал, приводить примеры; внутригосударственных и внешнеэкономических связей России.
определять; перспективы развития экономики России, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач современного хозяйства.
11
Экономические системы в развитии России. Традиционная и командная системы. Командная экономическая система СССР
Изучение нового материала
Структурные особенности экономики России. Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства.
Особенности экономических систем.
Цикличность развития экономики.
Проблемы современного хозяйства.
Развернутый план, практическая работа
№ 5. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства.
§ 9-10
12
Рыночная и смешанная экономика
Комбинированный
Развернутый план
§ 11
13
Социально-экономические реформы в России
Комбинированный
Проверочная работа
§ 12
14
Структурные особенности экономики России
Комбинированный
Составление схемы
§ 13
15
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.
Комбинированный
Анализ диаграмм
§14
16
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.
Лекция
Тест
§15
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (22 ч)
Знать: географические понятия и термины особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов, производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
Уметь: приводить примеры; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, составлять; географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации,
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий и оценки их последствий
17
Научный комплекс - вершина экономики России.
Изучение нового материала
Важнейшие межотраслевые комплексы (МОК) России.
География комплексов: роль, значение, состав, факторы размещения, перспективы развития, проблемы и пути их решения.
Анализ экономических карт.
Работа с учебником и картами.
§16
18
Машиностроительный комплекс. Роль, значение и проблемы развития машиностроения.
Лекция
Развёрнутый план
§ 17
К/К с.44-45
19
Факторы размещения машиностроения.
Практикум
Составление характеристики отрасли
№ 6. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.
§18
К.к 44-45
20
География машиностроения
Практикум
Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения
№ 7
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов
§19
21
Военно-промышленный комплекс.
Изучение нового материала
Составление характеристики отрасли, работа с картами
§20
22
Топливно-энергетический комплекс. Роль, значение и проблемы.
Изучение нового материала
Составление характеристики отрасли, работа с картами
§21
К/К с.40-41
23
Топливная промышленность
Исследование
Сравнение между собой крупных угольных бассейнов
№ 8
Составление характеристики одного из угольных бассейнов
§ 22
24
Электроэнергетика
Семинар
Составление характеристики отрасли, работа по вопросам семинара
§23, К/К с.42-43
25
Комплексы конструкционных материалов. Состав и значение комплексов.
Лекция с элементами беседы
Составление характеристики отрасли, работа с картами, фронтальный опрос
§24
26
Металлургический комплекс.
Практикум
Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.
№9 Составление характеристики одной из металлургических баз
§25, К/К с.46-47
27
Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия.
Семинар
Составление характеристики отрасли, тестирование, сообщения учащихся
№ 10 Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.
§26
28
Цветная металлургия.
Практикум
Составление характеристики отрасли, составление таблицы
№11 Составление характеристики отрасли, составление таблицы
§27,
К.К 46-47
29
Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.
Исследование
Составление схемы, презентации Power Point
§28,
К.К.48-49
30
Факторы размещения химических предприятий.
Практикум
Составление характеристики отрасли составление картосхемы.
№ 12. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам
§29
31
Лесная промышленность
Лекция
Составление характеристики отрасли
§30,
К.К.50-51
32
Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК.
Изучение нового материала
Самостоятельная работа, составление таблицы
§31,
33
Земледелие и животноводство.
Практикум
Практическая работа
№ 13. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
§32,
34
Пищевая и лёгкая промышленность.
Контроль знаний
Тестирование
§33
35
Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта.
Изучение нового материала
Развёрнутый план
§34
Составление схемы, презентации Power Point, практическая работа
№14. Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.
§35
36
Сухопутный транспорт: железнодорожный и автомобильный транспорт.
Практикум
37
Водный и другие виды транспорта.
Исследование
Составление схемы, презентации Power Point
§36,
38
Связь. Сфера обслуживания.
Зачет
Тестирование
§37
39
Контрольно-обобщающее повторение общей части курса
контрольный урок
Индивидуальная
Региональная часть курса (25 часов)
Знать: различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо - Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь:
выделять; существенные признаки географических объектов и явлений; находить; в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России и обеспеченности природными и человеческими ресурсами.
определять; влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей, оценивать; экологические ситуации в разных регионах России использовать; приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни для: проведения наблюдений за отдельными географическими объектами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий и оценки их последствий, решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и технических катастроф; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
40
Экономическое районирование. Районирование России.
Изучение нового материала
Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов.
Работа с картами, схемой
№15. Моделирование вариантов нового районирования России.
§38-39
41
Западный макрорегион - Европейская Россия.
Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения. Природные условия и ресурсы.
Комбинированный
Характеристика состава и ЭГП региона. Оценка природных и трудовых ресурсов. Выявление ведущих отраслей хозяйства. Проблемы взаимодействия природы и
человека. Прогноз развития региона.
Фронтальный опрос
§40-41
К.К 56
42
Население и трудовые ресурсы. Экономика и её территориальная структура.
Практикум
Практическая работа
№16 Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
§42-43
43
Узловые районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.
Практикум
Самостоятельная работа
№17 Сравнение географического положения и планировки двух столиц - Москвы и Санкт- Петербурга.
§44
44
Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный район.
Комбинированный
Работа в группе
№ 18 Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.
§45
45
Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район
Изучение нового материала
Фронтальный опрос
§46
46
Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Лекция с элементами беседы
Составление картосхемы
§47
47
Население Европейского Севера
Практикум
Работа в группах
№ 19 Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района.
§48
48
Хозяйство Европейского Севера.
Практикум
Работа в парах
№ 20 Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
§49
49
Европейский Юг - Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы.
Комбинированный
Фронтальный опрос
§50
50
Население Северного Кавказа
Комбинированный
Взаимоопрос
§51
51
Хозяйство Северного Кавказа.
Практикум
Составление картосхемы.
№21 Выявления и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
§52
52
Поволжье: ГП, природные условия и ресурсы.
Комбинированный
Практическая работа
Географический диктант
№22 Изучение влияния истории заселения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения Поволжья.
§53
53
Население Поволжья.
Практикум
Взаимоопрос
№23 Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.
§54
54
Хозяйство Поволжья.
Исследование
Самостоятельная работа
№24 Экологические и водные проблемы Волги - оценка и пути решения.
§55
55
Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Лекция
Тестирование
№25 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.
§56
56
Население Урала.
Комбинированный
Самостоятельная работа
§57
57
Хозяйство Урала.
Лекция с элементами беседы
Составление конспекта
№26 Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.
§58
58
Восточный макрорегион. Общая характеристика.
Изучение нового материала
Работа в группах
§59
59
Этапы, проблемы и перспективы развития экономики Восточного макрорегиона.
Изучение нового материала
Практическая работа
№27 Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры)
§60
60
Западная Сибирь
Практикум
Заполнение таблицы Практическая работа
№28 Изучение и оценка природных условий Омской области для жизни и быта человека.
§61
61
Восточная Сибирь.
Изучение нового материала
Тестирование Сообщения учащихся презентации Power Point
§62
62
Дальний Восток.
Комбинированный Практикум
Сообщения учащихся презентации Power Point Практическая работа
№29 Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.
§63
63
Контрольно-обобщающее повторение региональная часть курса.
Контрольный урок
Индивидуальная
Россия и страны нового зарубежья (4 часа)
Знать:
специфику географического положения стран нового зарубежья и СНГ.
Уметь:
составлять; краткую географическую характеристику стран нового зарубежья и СНГ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
64
Страны нового зарубежья. СНГ.
Изучение нового материала
Основные особенности ЭГП стран нового зарубежья и СНГ, их связь с Россией.
Работа с учебником и картами.
§64
65
Белоруссия. Страны Балтии
Комбинированный
Заполнение таблицы Сообщения учащихся
§65-66
66
Европейский Юго-Запад. Закавказье.
Комбинированный
§67-68
67
Азиатский Юго-Восток
Комбинированный
§69
Обобщение и повторение изученного за год (1 час)
68
Обобщающее повторение курса «География хозяйства и населения России»
Обобщающий урок
Фронтальная