КТП 9 кл географ

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано» Рассмотрено на МО

Зам. директора по УВР Протокол №__

_________________/________________ от _______________

«____»________________20___г.

«Утверждаю»

Директор

_____________________/________________

«____»________________20___г.


Календарно-тематическое планирование

по географии России (Население и хозяйство) 9 класс.

на 2015-2016 учебный год

(68 часов, 2 часа в неделю)


Составлен в соответствии с программой по географии для общеобразовательных учреждений. Под редакцией

Рома В. Я., Дронова В. П. - М.: Дрофа,


Базовый учебник: Дронов В. П. География. Россия. Население и хозяйство. 9 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений/ В. П. Дронов, В. Я. Ром. - М. : Дрофа, 2009


Учитель: _____________________________________________________________

Плановых контрольных уроков ____, зачётов____, тестов____, практических работ_____.

Административный контроль____уроков (даты_____________________________________)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основе:

- стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) - 2004;

- примерной программы основного общего обра­зования по географии «География России» (VII - IX классы)/ Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. -М.: Дрофа, 2008

-программы по географии для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Рома В. Я.,

Дронова В. П. - М.: Дрофа, 2007.

- программы для общеобразовательных учреждений. Региональный компонент образования./

Под ред. Павлюк Н.Г. - Благовещенск: изд - во БГПУ, 2001.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Целями изучения географии в основной школе являются:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;

- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

-понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

-глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

-выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

-формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.


Предметными результатами освоения

выпускниками основной школы программы по географии являются:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

  • умение работать с разными источниками географической информации;

  • умение выделять, описывать, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • картографическая грамотность;

  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать последствия;

  • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

  • умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2009.

  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.

  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Список методической литературы по предмету


  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2009.

  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.

  3. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии 9 класс»

  5. Маерова Н.Ю. «Уроки географии 8 - 9 классы». Москва, «Дрофа», 2004 год.

  6. Перлов Л.Е. «Дидактические карточки-задания по географии. 8 - 9 классы». Москва, «Экзамен», 2010 год.

  7. Пятунин В.Б. «Проверка и оценка результатов обучения географии. Методическое пособие». Москва, «АСТ», 2003 год.

  8. Интернет -ресурсы: openclass.ru/ ; pedsovet.su; geo.1september.ru/urok; collection.cross-edu.ru/catalog/





Календарно - тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Элементы обязательно го минимума образования

Формы и вид контроля

Практические работы

Домашнее

задание

Дата проведения

Введение (1 ч)

1

Что мы будем изучать?

Изучение нового материала

География как наука, задачи курса экономической и социальной географии.

Фронтальный


стр.3-4


Общая часть курса (38 часов)

Общий обзор России (3 ч)

Знать: специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации.

Уметь:

составлять; краткую географическую характеристику территории России на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для чтения карт различного содержания.

2

Российская Федерация.

Изучение нового материала

Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории.

Субъекты РФ, их различия.

Работа с картами

№1 Обозначение на контурной карте республик, автономных округов и автономной области, входящих в состав РФ.

К/К с.36-37 З.:1

§ 1


3

Государственная территория России. Россия на карте мира

Комбинированный

Самостоятельная работа


§ 2


4

Экономико-географическое положение России

Комбинированный

Практическая работа

№2 Определение ГП России и Омской области. Определение ЭГП.

§ 3 К/К с.36-37 З.:2


Население России (6)

Знать: географические термины и понятия: человеческий потенциал страны, численность, размещение, естественное движение населения, направления и типы миграции, половой и возрастной состав населения, городское и сельское население, основная полоса расселения, народы и основные религии России, роль крупнейших городов в жизни страны.

Уметь:

анализировать; карты населения страны, половозрастные пирамиды, особенности расселения.

выявлять; территориальные аспекты межнациональных отношений, определять; основные показатели, характеризующие население страны и её отдельные территории.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов.

5

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

Комбинированный

Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности года России, городские агломерации, география народов и религий страны.

Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция.

Города, типы населённых пунктов, зоны расселения.

Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

Работа с картами, составление прогнозов.

§ 4

К/К с.38-39 З.:1-4


6

Численный и естественный прирост населения.

Комбинированный

§ 5


7

Национальный состав населения. Национальный состав Омской области

Комбинированный

Работа по вопросам семинара.

Практическая работа.

№ 3 Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением Российской Федерации.

§ 6


8

Миграции населения.

Комбинированный

Составление диаграмм.

№4 Объяснение закономерностей в размещении населения России с использованием карт и статистических материалов. Прогнозирование динамики численности населения России.

§ 7


9

Городское и сельское население.

комбинированный

Проверочная работа


§ 8


10

Итоговый урок по теме: «Население России»

Деловая игра

Зачет



Экономика России (6 ч)

Знать: понятия и термины основные циклы и стадии развития экономики, существующие проблемы в современной экономике России, особенности развития командной, рыночной и традиционной экономик.

Уметь:

анализировать; статистический и картографический материал, приводить примеры; внутригосударственных и внешнеэкономических связей России.

определять; перспективы развития экономики России, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач современного хозяйства.

11

Экономические системы в развитии России. Традиционная и командная системы. Командная экономическая система СССР

Изучение нового материала

Структурные особенности экономики России. Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства.

Особенности экономических систем.

Цикличность развития экономики.

Проблемы современного хозяйства.

Развернутый план, практическая работа

№ 5. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в сферах современного хозяйства.

§ 9-10



12

Рыночная и смешанная экономика

Комбинированный

Развернутый план

§ 11


13

Социально-экономические реформы в России

Комбинированный

Проверочная работа

§ 12


14

Структурные особенности экономики России

Комбинированный

Составление схемы

§ 13


15

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России.

Комбинированный

Анализ диаграмм


§14


16

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

Лекция

Тест


§15


Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география (22 ч)

Знать: географические понятия и термины особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов, производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.

Уметь: приводить примеры; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, составлять; географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации,

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий и оценки их последствий

17




Научный комплекс - вершина экономики России.

Изучение нового материала

Важнейшие межотраслевые комплексы (МОК) России.

География комплексов: роль, значение, состав, факторы размещения, перспективы развития, проблемы и пути их решения.

Анализ экономических карт.






Работа с учебником и картами.

§16

18

Машиностроительный комплекс. Роль, значение и проблемы развития машиностроения.

Лекция

Развёрнутый план

§ 17

К/К с.44-45


19

Факторы размещения машиностроения.

Практикум

Составление характеристики отрасли

№ 6. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

§18

К.к 44-45


20

География машиностроения

Практикум

Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения

№ 7

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов


§19



21

Военно-промышленный комплекс.

Изучение нового материала

Составление характеристики отрасли, работа с картами

§20


22

Топливно-энергетический комплекс. Роль, значение и проблемы.

Изучение нового материала

Составление характеристики отрасли, работа с картами

§21

К/К с.40-41


23

Топливная промышленность

Исследование

Сравнение между собой крупных угольных бассейнов

№ 8

Составление характеристики одного из угольных бассейнов

§ 22


24

Электроэнергетика

Семинар

Составление характеристики отрасли, работа по вопросам семинара


§23, К/К с.42-43


25

Комплексы конструкционных материалов. Состав и значение комплексов.

Лекция с элементами беседы

Составление характеристики отрасли, работа с картами, фронтальный опрос

§24


26

Металлургический комплекс.

Практикум

Определение главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

№9 Составление характеристики одной из металлургических баз

§25, К/К с.46-47


27

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Чёрная металлургия.

Семинар

Составление характеристики отрасли, тестирование, сообщения учащихся

№ 10 Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия.

§26


28

Цветная металлургия.

Практикум

Составление характеристики отрасли, составление таблицы

№11 Составление характеристики отрасли, составление таблицы

§27,

К.К 46-47


29

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

Исследование

Составление схемы, презентации Power Point


§28,

К.К.48-49


30

Факторы размещения химических предприятий.

Практикум

Составление характеристики отрасли составление картосхемы.

№ 12. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам

§29


31

Лесная промышленность

Лекция

Составление характеристики отрасли


§30,

К.К.50-51


32

Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК.

Изучение нового материала

Самостоятельная работа, составление таблицы

§31,


33

Земледелие и животноводство.

Практикум

Практическая работа

№ 13. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

§32,


34

Пищевая и лёгкая промышленность.

Контроль знаний

Тестирование


§33


35


Инфраструктурный комплекс. Состав комплекса. Роль транспорта.

Изучение нового материала

Развёрнутый план

§34


Составление схемы, презентации Power Point, практическая работа

№14. Предложение и обоснование своего варианта прокладки новых железных дорог по Сибири и Дальнему Востоку.


§35


36


Сухопутный транспорт: железнодорожный и автомобильный транспорт.

Практикум

37

Водный и другие виды транспорта.

Исследование

Составление схемы, презентации Power Point


§36,


38

Связь. Сфера обслуживания.

Зачет

Тестирование


§37


39

Контрольно-обобщающее повторение общей части курса

контрольный урок

Индивидуальная



Региональная часть курса (25 часов)

Знать: различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо - Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях, меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Уметь:

выделять; существенные признаки географических объектов и явлений; находить; в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий России и обеспеченности природными и человеческими ресурсами.

определять; влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей, оценивать; экологические ситуации в разных регионах России использовать; приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни для: проведения наблюдений за отдельными географическими объектами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий и оценки их последствий, решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и технических катастроф; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

40

Экономическое районирование. Районирование России.

Изучение нового материала

Районирование, факторы районирования, ТПК, экономический район, границы экономических районов.

Работа с картами, схемой

№15. Моделирование вариантов нового районирования России.


§38-39


41

Западный макрорегион - Европейская Россия.

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения. Природные условия и ресурсы.

Комбинированный

Характеристика состава и ЭГП региона. Оценка природных и трудовых ресурсов. Выявление ведущих отраслей хозяйства. Проблемы взаимодействия природы и

человека. Прогноз развития региона.

Фронтальный опрос


§40-41

К.К 56


42

Население и трудовые ресурсы. Экономика и её территориальная структура.

Практикум

Практическая работа

№16 Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

§42-43


43

Узловые районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

Практикум

Самостоятельная работа

№17 Сравнение географического положения и планировки двух столиц - Москвы и Санкт- Петербурга.

§44


44

Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмный район.

Комбинированный

Работа в группе

№ 18 Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

§45


45

Северо-Западная Россия и Санкт-Петербургский узловой район

Изучение нового материала

Фронтальный опрос

§46


46

Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Лекция с элементами беседы

Составление картосхемы

§47


47

Население Европейского Севера

Практикум

Работа в группах

№ 19 Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района.

§48


48

Хозяйство Европейского Севера.

Практикум

Работа в парах

№ 20 Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

§49


49

Европейский Юг - Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы.

Комбинированный

Фронтальный опрос


§50


50

Население Северного Кавказа

Комбинированный

Взаимоопрос


§51


51

Хозяйство Северного Кавказа.

Практикум

Составление картосхемы.

№21 Выявления и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

§52


52

Поволжье: ГП, природные условия и ресурсы.

Комбинированный

Практическая работа

Географический диктант

№22 Изучение влияния истории заселения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения Поволжья.

§53


53

Население Поволжья.

Практикум

Взаимоопрос

№23 Определение факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

§54


54

Хозяйство Поволжья.

Исследование

Самостоятельная работа

№24 Экологические и водные проблемы Волги - оценка и пути решения.

§55


55

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Лекция

Тестирование

№25 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем.

§56


56

Население Урала.

Комбинированный

Самостоятельная работа


§57


57

Хозяйство Урала.

Лекция с элементами беседы

Составление конспекта

№26 Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала. Результат работы представить в виде картосхемы.

§58


58

Восточный макрорегион. Общая характеристика.

Изучение нового материала

Работа в группах

§59


59

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики Восточного макрорегиона.

Изучение нового материала

Практическая работа

№27 Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры)

§60


60

Западная Сибирь

Практикум

Заполнение таблицы Практическая работа

№28 Изучение и оценка природных условий Омской области для жизни и быта человека.

§61


61

Восточная Сибирь.

Изучение нового материала

Тестирование Сообщения учащихся презентации Power Point

§62


62

Дальний Восток.

Комбинированный Практикум

Сообщения учащихся презентации Power Point Практическая работа

№29 Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

§63


63

Контрольно-обобщающее повторение региональная часть курса.

Контрольный урок

Индивидуальная


Россия и страны нового зарубежья (4 часа)

Знать:

специфику географического положения стран нового зарубежья и СНГ.

Уметь:

составлять; краткую географическую характеристику стран нового зарубежья и СНГ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

64

Страны нового зарубежья. СНГ.

Изучение нового материала

Основные особенности ЭГП стран нового зарубежья и СНГ, их связь с Россией.

Работа с учебником и картами.


§64


65

Белоруссия. Страны Балтии

Комбинированный

Заполнение таблицы Сообщения учащихся


§65-66


66

Европейский Юго-Запад. Закавказье.

Комбинированный


§67-68


67

Азиатский Юго-Восток

Комбинированный


§69


Обобщение и повторение изученного за год (1 час)

68



Обобщающее повторение курса «География хозяйства и населения России»

Обобщающий урок

Фронтальная







© 2010-2022