Календарно-тематическое планирование по географии для 6 класса

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Лицей №6» имени З.Г. Серазетдиновой города Оренбурга



Рассмотрено Согласовано Утверждено

Зав. НМК Зам. директора по УВР Директор МОАУ «Лицей№6»

_________________ ____________________ ______________ А.К.Уразова

«___» _______ 20___г «___» _________ 20___г. «___» ___________ 20____г.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по географии


класс(ы)6а,6б,6 в


2015 - 2016 учебный год





Составитель Акимова Надежда Вячеславовна

ФИО

Квалификационная категория высшая

№ урока

Содержание стандарта

Тема урока (в соответствии с УМК)

Тип урока

Основные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту

По плану

По факту

По плану

По факту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

I четверть ( 9 часов)

Тема: «Земля как планета» (5 часов)

1

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Введение. Земля и Вселенная

Входная диагностика

Урок изучения нового материала

Формирование представлений о географии как о науке, предмете географии, источниках получения географических знаний. Формирование представлений о Солнечной системе, планетах, входящих в ее состав, влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Предметные: давать определения терминов и понятий по тематике курса, определять планетный состав, оценивать влияние Луны и Солнца на жизнь Земли, приводить примеры приспосабливаемости организмов к условиям освещенности, составлять прогноз развития жизни на Земле.

Метапредметные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал, определять цель и проблему в деятельности, излагать свое мнение

Личностные: осознание целостности мира и многообразия взглядов на него.


2

Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги.

Система географических координат.

Практическая работа №1

Урок-практикум

Формирование представлений о градусной сети, ее назначении, о географической широте и долготе, о тропиках и полярных кругах.

Практическая работа №1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов»

Предметные: давать определения терминов и понятий, показывать меридианы и параллели, определять географическую широту и долготу, объяснять назначение градусной сетки

Метапредметные: выбирать средства достижения цели в учебных жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, строить логические и обоснованные рассуждения

Личностные: сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии






3

Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний.

Времена года

Урок-практикум

Формирование представлений о годовом вращении земли вокруг Солнца, его главных следствиях; о днях равноденствий и солнцестояния, о неравномерном распределении солнечного света и тепла на Земле, о поясах освещенности Земли.

Предметные: устанавливать причинно-следственные связи между орбитальными движениями Земли и его географическими следствиями.

Метапредметные: строить логические и обоснованные рассуждения, определять цель и проблему в деятельности

Личностные: осознание целостности мира и многообразия взглядов на него.




4

Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса

Пояса освещенности

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о неравномерном распределении солнечного света и тепла на Земле, о поясах освещенности Земли.

Предметные: объяснить географические следствия движения Земли, объяснять неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли.

Метапредметные: планировать деятельность в учебной и жизненной позиции, выбирать средства достижения цели.

Личностные: сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии.






5

См. урок № 1 - 4

Урок обобщения по теме: «Земля как планета»

Урок формирования умений и навыков

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Предметные: давать определения терминов и понятий по тематике курса, определять планетный состав, оценивать влияние Луны и Солнца на жизнь Земли, приводить примеры приспосабливаемости организмов к условиям освещенности, составлять прогноз развития жизни на Земле.

Метапредметные: находить достоверные сведения в источниках географической информации, анализировать и обобщать тематический материал, определять цель и проблему в деятельности, излагать свое мнение

Личностные: осознание целостности мира и многообразия взглядов на него.














Тема: « Географическая карта» (4ч+ 1 час резервного времени)

6

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды.. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте.

Географическая карта и ее масштаб. Практическая работа №2

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений

об ориентировании на местности, умений пользования

измерительными приборами.

Практическая работа №2 « Определение направлений и расстояний по карте»

Предметные: умение объяснять: свойства географической карты и плана местности; специфику способов картографического изображения; отличия видов масштабов;

Умение определять:

существенные признаки плана, карты и глобуса;

расстояния по карте;

масштаб карты.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации

Личностные: осознание многообразия видов изображения земной поверхности


7

Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии.

Виды условных знаков

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об условных знаках.

Предметные: умение объяснять:

специфику способов картографического изображения;отличия видов условных знаков;

Умение определять:

существенные признаки плана, карты и глобуса;

классифицировать по заданным признакам план, карту, глобус;

расстояния по карте;

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Личностные: понимание роли и значения географических знаний


8

Азимут. Движение по азимуту.

Ориентирование. Практическая работа №3.

Урок изучения нового материала, учебно-позновательный .

Формирование представлений об ориентировании на местности, определении направлений, азимуте. Практическая работа №3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту»

Предметные: умение объяснять: свойства географической карты и плана местности;

Умение определять:

азимут по карте местности;

читать условные знаки;

масштаб карты.

Метапредметные: понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Личностные:


9

Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин.

Изображение рельефа на карте.

Урок формирования умений и навыков

Формирование первичных знаний об изображении рельефа на карте, навыков и умений определения абсолютной и относительной высот.

Предметные: умение объяснять: свойства

специфику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков;

Умение определять:

существенные признаки плана, карты и глобуса; абсолютную и относительную высоту;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя

Личностные: осознание многообразия видов изображения земной поверхности


II четверть (7 часов)

10

Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Урок обобщения и контроля знаний по теме: «Географическая карта». Практическая работа № 4

Урок обобщения знаний,проверки и коррекции.

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами. Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности»

Предметные: умение объяснять: свойства географической карты и плана местности; значение планов и карт в практической деятельности человека.

Умение определять:

существенные признаки плана, карты и глобуса; расстояния по карте;

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Личностные: понимание роли и значения географических знаний


Тема: «Литосфера» (7 часов)

11

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора.

Строение Земного шара.

Урок изучения нового материала.

Формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфер, о способах изучения земных недр.

Предметные: умение объяснять: особенности внутреннего строения Земли;

причины и следствия движения земной коры; умение определять: виды форм рельефа;

Метапредметные: выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные: понимание специфических черт оболочек Земли


12

Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.

Виды горных пород

Урок изучения нового материала.

Формирование представлений о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их многообразии, вариативности происхождения и залегания.

Предметные: умение объяснять: действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

умение определять:

существенные признаки понятий;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя

Личностные: понимание роли и значения географических знаний


13

Полезные ископаемые, основные принципы их размещения.

Полезные ископаемые

Урок изучения нового материала.

Формирование представлений о полезных ископаемых, основных принципах их размещения.

Предметные: умение объяснять: особенности внутреннего строения Земли;

особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах; определять: существенные признаки понятий;

по заданным признакам горные породы и минералы;

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений

Личностные: понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства, роли и значения географических знаний


14

Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Движение земной коры

Урок изучения нового материала.

Формирование представлений о медленных вертикальных и быстрых движениях земной коры, их роли в изменении поверхности Земли, о землетрясениях и вулканизме.

Предметные: умение объяснять: причины и следствия движения земной коры; действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа; определять:

виды форм рельефа;

районы землетрясений и вулканизма

Метапредметные: выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные: понимание роли и значения географических знаний


15

Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека.

Выветривание горных пород

Урок изучения нового материала.

Формирование представления о деятельности текучих вод, подземных вод, льда и ветра, человека.

Предметные: умение объяснять: причины и следствия движения земной коры; действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа; умение определять:

виды форм рельефа;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя

Личностные: понимание специфических черт оболочек Земли


16

Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах.

Рельеф суши и дна Мирового океана. Практическая работа №5

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений об основных формах рельефа суши и дна Мирового океана.

Практическая работа №5

«Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей».

Предметные: умение объяснять: действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

умение определять:

существенные признаки понятий; по заданным

виды форм рельефа;

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Личностные: понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства, роли и значения географических знаний


III четверть (10 часов)

17

Природные памятники литосферы

Урок обобщения по теме: «Литосфера» Практическая работа №6

Урок обобщения знаний,проверки и коррекции.

Практическая работа №6

« Определение и объяснение изменений состояний земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека»

Предметные: умение объяснять: действие внутренних и внешних сил на формирование рельефа;

особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и равнинах.

Умение определять:

виды форм рельефа;

Метапредметные: выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные: понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства, роли и значения географических знаний


Тема: «Атмосфера» (8 часов)

18

Атмосфера: ее состав, строение и значение.

Строение атмосферы

Урок изучения нового материала.

Формирование представлений об атмосфере: ее составе, строении и значении.

Предметные: умение объяснять: закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

вертикальное строение атмосферы, умение определять:

существенные признаки понятий;

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя

Личностные: понимание специфических черт оболочек Земли


19

Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.

Температура воздуха

Урок изучения нового материала.

Формирование представлений о нагревании земной поверхности и атмосферного воздуха, его температуре.

Предметные: умение объяснять: вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, умение определять:

существенные признаки понятий; основные показатели погоды.

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Личностные: учебно-познавательный интерес к географии


20

Атмосферное давление.

Атмосферное давление

Урок изучения нового материала.

Формирование представлений об атмосферном давлении.

Предметные: умение объяснять: вертикальное строение атмосферы, изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, умение определять:

существенные признаки понятий; основные показатели погоды.

Метапредметные: выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные: понимание специфических черт оболочек Земли


21

Ветер и причины его возникновения. Бриз.

Движение воздуха

Урок изучения нового материала.

Формирование представлений о причинах и механизмах образования ветра, его направлении и видах.

Предметные: умение объяснять: теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов и др.;

причины возникновения природных явлений в атмосфере; умение определять:

существенные признаки понятий; основные показатели погоды.

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя

Личностные: понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства, роли и значения географических знаний


22

Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки.

Вода в атмосфере

Урок изучения нового материала.

Формирование представлений о влажности, тумане, облаках, атмосферных осадках.

Предметные: умение объяснять: закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

циркуляции; причины возникновения природных явлений в атмосфере;

умение определять:

существенные признаки понятий;

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Личностные: учебно-познавательный интерес к географии


23

Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Погода. Практическая работа №7

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о погоде, причинах её изменения, о предсказании погоды.

Практическая работа №7 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды».

Предметные: умение объяснять: зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря;

особенности адаптации человека к климатическим условиям; умение определять:

показатели погоды.

Метапредметные: выслушивать и объективно оценивать другого;

уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные: понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства, роли и значения географических знаний


24

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря.

Климат

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о климате и

климатообразующих факторах, адаптации человека к климатическим условиям

Предметные: умение объяснять:

изменение давления и температуры воздуха в зависимости от высоты, теплых поясов, циркуляции атмосферы, климатических зависимость; умение определять:

существенные признаки понятий; основные показатели погоды.

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя

Личностные: учебно-познавательный интерес к географии


25

Адаптация человека к климатическим условиям

Урок обобщения по теме: «Атмосфера»

Урок обобщения знаний,проверки и коррекции.

Формирование представлений о

адаптации человека к климатическим условиям.

Предметные: умение объяснять: закономерности географической оболочки на примере атмосферы;

особенности адаптации человека к климатическим условиям; умение определять:

существенные признаки понятий;

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Личностные: понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства, роли и значения географических знаний


Тема: «Гидросфера» (3 часа)

26

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.

Единство гидросферы Практическая работа №8

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о гидросфере.

Практическая работа №8 «Нанесение на контурную карту объектов гидросферы».

Предметные: умение объяснять: закономерности географической оболочки на примере гидросферы;

выделение существенных признаков частей Мирового океана; особенности состава и строения гидросферы;

умение определять:

особенности размещения и образования объектов гидросферы.

Метапредметные: выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные: понимание специфических черт оболочек Земли


IV четверть ( 9 часов)

27

Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные.

Воды суши: реки и озера. Практическая работа №9

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о внутренних водах: реках и озерах.

Практическая работа №9 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли».

Предметные: умение объяснять: условия образования рек, озер, природных льдов;

характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга; умение определять: вид рек, озер, природных льдов;

особенности размещения и образования объектов гидросферы.

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя

Личностные: понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства, роли и значения географических знаний


28

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Воды суши: подземные воды и природные льды.

Урок изучения нового материала.

Формирование представлений о водах суши: подземных водах и природных льдах.

Предметные: умение объяснять: условия залегания и использования подземных вод;

характер взаимного влияния объектов гидросферы и человека друг на друга

Умение определять:

существенные признаки понятий; вид рек, озер, природных льдов;

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Личностные: учебно-познавательный интерес к географии


Тема: «Биосфера» ( 2 часа + 1 час резервного времени)

29

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.

Царство живой природы

Урок изучения нового материала.

Формирование представлений о царствах живой природы.

Предметные: умение объяснять: закономерности географической оболочки на примере биосферы;

особенности приспособления организмов к среде обитания;

роль царств природы;

Умение определять:

существенные признаки понятий; причины разнообразия растений и животных; характер взаимного влияния живого и неживого мира

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя

Личностные: понимание специфических черт оболочек Земли


30

Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Биосфера и охрана природы. Практическая работа №10

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о биосфере и о мерах по охране природы.

Практическая работа №10 «Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными в своей местности».

Предметные: умение объяснять: необходимость охраны органического мира; умение определять:

сущность экологических проблем; характер взаимного влияния живого и неживого мира.

Метапредметные: выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные: понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства, роли и значения географических знаний


31

См урок № 11 - 30

Урок обобщения по темам «Литосфера», «Атмосфера», «Гидросфера», «Биосфера»

Урок обобщения знаний,проверки и коррекции.

Формирование представлений о биосфере, гидросфере, литосфере, атмосфере и о мерах по охране природы.

Предметные:

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя

Личностные: понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства, роли и значения географических знаний


Тема «Почва и географическая оболочка» (3 часа + 1 час резервного времени)

32

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Почва

Урок изучения нового материала.

Формирование представлений о почве - особом природном образовании, возникающем в результате взаимодействия всех природных оболочек.

Предметные: умение объяснять: закономерности образования почвы; умение определять: существенные признаки понятий;

условия образования почв;

Метапредметные: выявлять причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Личностные: понимание специфических черт оболочек Земли


33

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Природный комплекс. Практическая работа № 11

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о природном комплексе.

Практическая работа № 11

«Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности».

Предметные: умение объяснять: особенности строения и состава географической оболочки;

взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; законы развития географической оболочки;

сущность влияния человека на географическую оболочку.

Умение определять:

существенные признаки понятий; характер размещения природных зон Земли.

Метапредметные: выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные: понимание специфических черт оболочек Земли


34

Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара.

Природные зоны. Практическая работа №12

Урок формирования умений и навыков

Формирование представлений о природных зонах Земли.

Практическая работа №12

«Описание природных зон Земли по географическим картам».

Предметные: умение объяснять: особенности строения и состава географической оболочки;

взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки; законы развития географической оболочки;

сущность влияния человека на географическую оболочку; умение определять:

существенные признаки понятий; характер размещения природных зон Земли.

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя

Личностные: понимание специфических черт оболочек Земли


35

См урок № 1 - 34

Урок обобщения по курсу «География. Начальный курс»

Урок обобщения знаний,проверки и коррекции.

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно- измерительными материалами.

Предметные: давать определения терминов и понятий по тематике курса «География . Начальный курс»

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя

Личностные: учебно-познавательный интерес к географии




© 2010-2022