Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Чехова

Муниципального образования

«Холмский городской округ»



ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

« Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии»











Выполнил: учитель МОУ СОШ с.Чехов

Гундина Татьяна Ефимовна





с. Чехов

2013

Содержание


Введение……………………………………….………………………….3

Глава 1.Теоретические аспекты применения информационных технологий

на уроках географии……………………………………………….…….…….3

1.1.Роль информационно-коммуникационных технологий

в образовании в условиях современного общества…………………7

1.2. Основные требования к уроку с использованием ИКТ……………10

Глава 2.Основные направления использования компьютерных технологий

в преподавании географии (из опыта работы)……………………………….13

2.1. Демонстрация материалов……………………………………………13

2.2. Показ процессов - анимация…………………………………………15

2.3. Компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся………………………………………………………………...16

2.4. Проектная деятельность учащихся…………………………………..19

2.5. Проведение уроков - презентаций…………………………………...20

2.6. Использование Интернет - ресурсов………………………………...22

Глава 3.Результативность (устойчивые положительные результаты

деятельности)………………………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………….32

Список использованной литературы…………………………………35

Приложение……………………………………………………………...37


Введение


Ни один из других предметов в такой
степени не нуждается в наглядности и
занимательности как география, и в
тоже время ни один из предметов не
представляет более благоприятного
поля для применения наглядных и
занимательных способов преподавания,
как география.
Н.Н. Баранский

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. XXI век требует от преподавателя географии не столько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их.

К сожалению, сегодня географическое образование не использует в полном объеме своего образовательного, развивающего и воспитательного потенциалов. Поэтому выпускники не готовы к быстрой адаптации, не способны самостоятельно принимать решения, активно и творчески использовать полученные знания. Из 40 минут урока - 20 отведено учителю, оставшееся время на 20 - 30 учеников. Получается, что отвечать, рассуждать и доказывать ученик имеет возможность 1 минуту.

Названные проблемы заставили меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития и адаптации школьников.

Имея огромный опыт в преподавании данного предмета, я моделировала свои уроки, применяя опережающее, проблемное обучение, групповую и парную работу, организовывала работу по опорным схемам, использовала технические средства. Но к сожалению не получала полного удовлетворения от уроков и убеждалась в том, что при традиционной организации обучения нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащегося, сложно добиться эффективного контроля.

Возник вопрос: что делать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться? Выход нашелся, благодаря появлению в нашей школе ИКТ. С появлением компьютера в образовательной деятельности возросла необходимость изучения информационно - коммуникативных технологий и разработки новых приёмов и методов обучения, формирования умений работать с информацией, развития личности «информационного общества».

Актуальность опыта, его практическая значимость. Считаю, что выбранная мною тема «Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии» актуальна, так как современная информационная эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему - подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных технологий обучения. Современные школьники чрезвычайно активно используют новейшие носители информации-компьютеры, Интернет.

ИКТ в образовательном пространстве расширяют кругозор учащихся, позволяют получать как можно больше информации за меньшее время. Интерактивность компьютера существенно изменяет способы управления учебной деятельностью, вовлекает учащихся в активную работу.

Применение ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти.

Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме.

Основной целью моей работы является: Раскрытие возможности использования компьютерных технологий в школьной географии.

Предложенные мною в данной работе приёмы использования ИКТ далеко не исчерпывают их функциональные возможности. ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы.

В связи с этим, возникли задачи:

1.Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме использования компьютерных технологий на уроках.

2.Обосновать и провести экспериментальную проверку повышения уровня подготовки учащихся к предмету.

3.Разработать систему уроков.

4.Разработать методические рекомендации по применению основных типов компьютерных средств обучения.

5. Сделать обзор существующих компьютерных программных средств педагогического назначения.

6.Разработать критерии оценивания работы учащихся с использованием информационной технологии.

Гипотеза: Если последовательно, систематически внедрять в педагогический процесс компьютерные технологии на уровне квалифицированного пользователя, научить самостоятельно, применять навыки решения учебных задач, то у учащихся будет развиваться познавательный интерес к географии и повышаться качество образовательного процесса.

Ведущая педагогическая идея. Активное взаимодействие «учитель»- «ученик», «ученик»- «ученик» в процессе использования ИКТ, объективная оценка знаний с помощью интерактивных тестов в процессе самообучения.

Технология применения опыта. Освоение компьютерных программ Microsoft Word, Power Point. Применение ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Разработка дифференцированных индивидуальных заданий.

Результативность и эффективность:

Результативность опыта использования ИКТ на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:

1.Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов.

2.Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена.

3.Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых презентаций).

Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ая успеваемость, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке материалов по ИКТ.

Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Я уверена, что переход к ИКТ создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

Свою работу рекомендую для ознакомления и использования в работе учителям географии





Глава 1. Теоретические аспекты применения информационных технологий на уроках географии

1.1. Роль информационно-коммуникационных технологий в образовании в условиях современного общества

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времени, таков социальный заказ общества. Одно из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий.

При компьютерной форме обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и дидактические принципы. К ним относятся следующие принципы: научности, сознательности, доступности (посильности), активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, наглядности.

Специалисты образования, как показывает анализ литературы, идут следующими путями в применении новых информационных технологий:

-Компьютер, как средство для обучения, как инструмент поддержки предметных уроков;

-Использование компьютера для выполнения учебных и реальных задач, для реализации различных видов деятельности;

-Компьютер и информационные технологии как объект изучения в рамках предмета «Информатика»;

-Компьютер как средство развития ребенка.

Компьютерные технологии можно использовать на различных типах уроков:

-комбинированном;

-при изучении нового материала;

-на этапе закрепления знаний;

-на уроках контроля и оценки знаний.

В школьной географии заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер - универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это - идеальная электронная доска.

Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка - естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития - стремление и способность к обучению в течение всей жизни - должна закладываться в школе.

Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий:1

-уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме - один компьютер на учительском столе + проектор;

-уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме - урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;

-уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме - урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

-электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

-интерактивные доски;

-электронные энциклопедии и справочники;

-тренажеры и программы тестирования;

-образовательные ресурсы Интернета;

-DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

-видео и аудиотехника;

-интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы;

-интерактивные конференции и конкурсы;

-научно-исследовательские работы и проекты.

Несмотря на то, что в нашей стране за много лет накоплен богатый опыт использования информационно-коммуникационных технологий в обучении, многие педагоги с осторожностью относятся к возможности применения компьютерных средств обучения. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств.

Это могут быть общедоступные средства MS Office. Текстовой редактор MS Word, программы Ms Power Point, MS Explorer, MS Outlook, MS Photoshop, Drimweaver и другие. Очень полезной для учителя географии может стать программа MS Map Point, позволяющая внедрять геоинформационные системы в обучение географии, создающие динамичные картографические образы.1

Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация.

1.2. Основные требования к уроку с использованием ИКТ

Принципы конструирования урока:2

-системность

-развитие;

-информативность;

-индивидуализации.

Принцип системности - предполагает возможности постоянного расширения, это элемент общей системы обучения, когда определяются его цель и задачи.

Урок - единое целое, состоящее из множества компонентов процесса обучения (преподаватель, обучаемый, учебно-информационные средства, учебный материал), многообразия соединяющих их связей, которые определяют функциональное взаимодействие этих компонентов.3

Принцип развития предполагает возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их достижения.

Принцип информативности подразумевает использование средств ИКТ в плане развития личности обучаемого, формирование у учащихся информационной - компетентности.

Принцип индивидуализации позволяет на базе средств новых информационных технологий изменение методов получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности обучаемых.

Этапы конструирования урока:1

-концептуальный;

-технологический;

-операциональный;

-педагогической реализации.

Далее будет рассмотрены этапы конструирования урока в плане использования ИКТ.

На первом концептуальном этапе конструирования урока определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов - фактически требования к ЗУН. На этом этапе аргументируется необходимость использования ИКТ, выбирается методическое назначение необходимых образовательных ресурсов.2

На технологическом этапе конструирования урока в соответствии с сформулированными требованиями к образовательным электронным ресурсам по дидактическому назначению проводится многофактный анализ и отбор ЦОР.

Выбирается форма урока:3

-Урок-презентация;

-Урок-исследование;

-Виртуальная экскурсия;

-Практикум;

-Работа с мультимедиа-учебником;

-Обобщающий.

Детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, выбор способов взаимодействия обучаемого с электронными ресурсами и с учителем проводится на операциональном этапе конструирования урока. Здесь же планируется применение ИКТ на каждом этапе урока.

Для каждого этапа урока определяется цель, длительность этапа, форма организации деятельности на каждом этапе, формы промежуточного контроля.

Необходимо учесть, что каждый этап урока с использованием ИКТ - это законченный блок, в начале каждого этапа должен присутствовать организационный момент, который необходимо четко выделять, иначе эффективность этапа снижается.1

Этап педагогической реализации подразумевает перевод психолого-педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия и решения трех задач:2

-диагностики психологического состояния уровня знаний учащихся;

-задачи управления его познавательной деятельностью;

-объективной оценки текущих результатов и коррекции обучения, направленной на достижение поставленных целей.

Очень важно понять, что применение ИКТ не ломает традиционной методики обучения, а является ее существенной составной частью.








Глава 2. Основные направления использования компьютерных технологий в преподавании географии (из опыта работы).

2.1. Демонстрация материалов

Главным наглядным пособием для географов являются настенные демонстрационные карты, но с этим бывают проблемы (нет или старые). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать.

Демонстрация материала - важный фактор урока географии. Все хорошо знают, что без карты нет географии. Мы привыкли видеть учителя географии с большой кипой разнообразных карт. Это не всегда удобно. А представьте маленький блестящий мультимедийный диск, в котором помещается огромное количество самых разнообразных карт. Реальное технологическое чудо XXI века.

Такие карты имеются в наличии на дисках готового мультимедийного ресурса, они не требуют большого пространства для их размещения, каждая тема представлена необходимым комплектом карт.

Средства мультимедиа позволяют направить внимание учащихся на важнейшие объекты и явления, изображенные на картах и других наглядных материалах.

Мультимедиа дает возможность учителю географии демонстрировать на экране самые разные геоизображения: статичные и динамичные, плоские и объемные. Возможны переход от одних объектов к другим в любой последовательности, увеличение фрагментов, наложение друг на друга. Можно компоновать на одном экране несколько сюжетов, что позволяет сопоставлять представляемые объекты.

Так, перед началом работы я выбираю из готовых картографических образов тот тип карты, который наиболее подходит для решения поставленной задачи, например политическую карту мира или карту материка. Затем можно определять различные критерии: плотность населения, крупные города и т.д.

Стало возможным показывать аэрокосмические и фото - снимки, схемы, графики, диаграммы.

На уроках мы обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, искать фильм, в программе заложены самые яркие и необходимые сюжеты, которые идут всего 2-3 минуты.

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии

Примеров можно привести много, например:

-6 класс: извержение вулканов;

-7 класс: сюжеты по материкам.

Используется мультипликация. Использование диктора дает возможность разнообразить урок.

За отчетный период на уроках географии были применены:

-7 класс - 300 слайдов, 25 видеофрагментов;

-8 класс - 300 слайдов, 35 видеофрагментов;

-6 класс - 900 слайдов, 34 видеофрагмента, 12 - анимаций.

По насыщенности фильмов самый богатый 6 класс, это правильно, так как нам необходимо именно в этом возрасте заинтересовать в предмете учащихся.

2.2. Показ процессов - анимация

Географические процессы, о которых должны иметь представление школьники, разнообразны и многочисленны.

Многие изучаемые географические объекты, такие как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны ученикам непосредственно.

Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда - это часть анимации). С помощью ее детям демонстрируются: смена дня и ночи, времен года, строение Земли, происходит анимация рисунка, присутствуют всплывающие подсказки, образование ледников и зарастание озер и т.д.).

Использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствует формированию детей образных представлений, а на их основе - понятий. Для эффективности работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами, дополняю их показом схем, таблиц и т.д.

В своей практике я использую, например, построение картографических проекций, построение изолиний и статистических поверхностей, компьютерное составление географических карт, сопоставление явлений.

Возможности кабинета географии школы позволяют мне на уроках использовать компьютер в комплексе с видеомагнитофоном, DVD - плеером и проекционным устройством при иллюстрации закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального и локального уровней, что представляется весьма эффективным. При этом я стараюсь сочетать новые интерактивные средства и «традиционные» аудиовизуальные, не увлекаясь каким-то одним.

Мы много детям объясняем, порой на пальцах, а здесь нам дается уникальная возможность все показать детям за 1-2 минуты. Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда - это часть анимации). Сбывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше.

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии



2.3. Компьютерные тесты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся.

Тест - это вид проверочных работ, подразумевающих выбор учащимися заранее оговорённых ответов или подразумевающих конкретный ответ в рамках отведённого времени. 1

Дети в дальнейшем могут подойти к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им будут предлагать тестовую работу.

Положительные стороны тестов:2

-Универсальность тестовых заданий: тесты можно использовать на различных этапах урока, при изучении конкретной темы и проведения итоговых и контрольных работ, как по определённой теме, так и по всему курсу географии;

-Стандартизированность - тесты в наибольшей степени подвержены общепринятым учебным стандартам;

-Оперативность и экономичность - тест, как правило, состоит из кратких вопросов и заданий, выполнение которых занимает не более минуты.

-Нормализированность - тесты подходят для всех социальных групп учащихся;

-Надёжность - основное достоинство теста. Любой грамотно составленный тест охватывает основные разделы учебной программы, поэтому слабый учащийся не может вдруг показать отличные результаты;

-Самостоятельность выполнения работы учащимся;

-Лёгкость организации учебного процесса;

-Быстрота проверки тестов по «ключу»;

-Развитие памяти, внимания, логического мышления, аналитических способностей учащихся;

-Объективность и справедливость выставления оценки заключается в защищённости результата тестирования от предвзятости преподавателя;

-Возможность компьютеризации повышает все параметры тестирования, компьютерная организация тестирования обеспечивает информационную безопасность, предотвращает различные злоупотребления, а также предполагает создание мощных информационных «банков данных» и т.д.

Отрицательные стороны тестов:

-Возможность угадывания правильного ответа;

-Опасность автоматических ошибок возникает, если тестируемый не внимательно прочитал задание.

-Сложность составления тестов. Тесты должны готовиться только профессионалами;

-Неграмотно или некорректно составленный тест может оттолкнуть учащихся, вызвать у них чувство обиды и несправедливости при выставлении оценки

-Качество выполнения тестов напрямую зависит от навыков работы с тестами - как правило, качество выполнения тестового задания у учащихся, впервые столкнувшихся с данной формой работы, на 15 - 20 % ниже, чем у учащихся, имеющих навыки работы с тестами.

Функции тестов: контролирующая; обучающая; развивающая; воспитывающая; диагностическая; прогностическая.

Место тестов на уроке географии:

Этап урока:

-Изучение нового материала (тесты поискового и проблемного характера);

-Закрепление или проверка текущего материала (тесты - «минутки»);

-Итоговый контроль (тесты по крупным блокам).

Виды тестов, применяемы на уроках географии:

1.Стандартизированные:

- выбор правильного ответа;

- приведение в соответствие;

-группы на классификацию (группировку объектов);

-расстановка объектов по порядку.

2. Перспективные:

-вставить пропущенные слова;

-тесты - определители;

-тесты, предполагающие развернутый ответ.

Формирование оценки выполнения тестов:1

1. Количественный подход - основным критерием выставления той или иной оценки является определенное количество правильных ответов.

2.Качественный подход - каждый вопрос имеет свой «вес», то есть каждый правильный ответ оценивается определенным количеством баллов.

3.Штрафной подход - подразумевает «наказание» учащихся за неправильные ответы «штрафными» баллами.

Сочетание различных видов тестовых заданий, безусловно, обогатит тест и сделает его более интересным для учащихся, будет способствовать их всестороннему развитию, помогать освоению материала и развивать познавательный интерес учащихся в изучении географии. На своих уроках я разработала множество тестов, которые представлены в презентации.

В своей практике я постепенно стала применять компьютерные программы, в которых заложены тестовые работы, в нескольких вариантах и по окончанию оцениваются.

Мы можем подходить индивидуально к ученикам (темп работы). Дети могут исправить свои ошибки (выполнить новый тест).

2.4. Проектная деятельность учащихся

Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется всё большее внимание.

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. В результате проектной деятельности учащиеся должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Тема может касаться какого-то теоретического вопроса, школьной программы с целью углубления знаний; чаще всего темы проектов относятся к какому - то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни.

Примеры: (на слайде - Здоров ли российский школьник, Экология и мы, Какую воду мы пьём, Квартира как экосистема.)

Методика разработки творческого проекта заключается в следующем: после изучения темы учащиеся готовят соответствующие презентации.

Данная работа может занять длительное время, что позволяет школьникам успешно осуществить решение поисковых, исследовательских задач.


2.5. Проведение уроков - презентаций

Одним из способов проведения такого урока является использование компьютерной презентации, созданной в MS Power Point. Чаще всего мы обращаемся к ней на уроках при необходимости продемонстрировать тот или иной наглядный материал, который представляется в виде графического изображения, таблицы, видеосюжета; и очень редко как к способу контроля знаний и умений учащихся.

Компьютерная презентация Power Point - это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя.

Возможности использования программы MS PowerPoint кажутся неограниченными. С помощью этого средства мы создаем презентации, различного рода творческие работы.

Так, при изучении раздела «Особенности природы России» в 8 классе мы представляем электронные презентации, иллюстрирующие памятники природы России, такие как «Долина гейзеров на Камчатке», «Чудо природы - Байкал» и другие. Такие презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о значимости таких мест для человека, о необходимости их охранять, беречь.

В 6 классе электронные презентации позволяют иллюстрировать изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, мотивировать их на изучение предмета. И это притом, что на изучение практически каждой темы выделяется чаще всего не более одного урока и за отведенное время необходимо освоить новые понятия и термины, понять суть изучаемого материала и закрепить материал.

Так, при изучении темы «Вулканы», в презентации мы показываем виды разных вулканов - действующих и потухших, показываем внутреннее строение вулкана, выносим ключевые определения и показываем картины извержения вулканов в настоящее время и в прошлом - «Гибель Помпеи». Для закрепления материала на слайде представляем вопросы или задания теста, что позволяет сэкономить бумагу на распечатывание тестов или заданий.

В 7 классе, где на уроках часто используется несколько карт, мы карты сканируем и представляем на слайдах электронной презентации, это позволяет использовать на уроке большее количество карт, экономит место и время на перевешивание карт, когда в работе задействована и доска.

Электронные презентации хороши тогда, когда учащимся дается опережающее или творческое задание. Электронная презентация «Как я провел лето» позволяет ребятам интересно рассказать о тех местах, где они побывали, продемонстрировать свои знания о тех местах, где они отдыхали, проиллюстрировать их фотографиями.

Такие презентации демонстрируются на уроках географии, когда изучается природа или хозяйство тех мест, где побывали школьники и носят творческий характер, хотя определенные требования к содержанию таких презентаций предлагаются учителем.

Введение новых информационных технологий в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему обучения, вносить естественным путем совершенно новые компоненты содержания образования, необходимые для подготовки «жителя информационного века».

Обращаю ваше внимание на то, что время непосредственной работы с компьютером учащихся по санитарно-гигиеническим нормам не должно превышать 15 минут. Поэтому проведение занятия в классе имеет свои ограничения.

Программа презентаций позволяет создавать наглядные пособия для изучения тем. Мною разработана презентации «План и карта», «Литосфера», «Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера», «Географическая оболочка».

Разработаны также и рекомендации по составлению презентаций.

2.6. Использование Интернет - ресурсов

В школе имеется возможность непосредственного выхода в Интернет. Из него можно получить такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Это, прежде всего статистические материалы для изучения социально-экономической географии России и мира.

Помимо статистики, из Интернета беру огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли. В дальнейшем они используются мною для составления презентаций.

В 10 классе изучается курс «Экономическая и социальная география мира». Ученики открывают для себя мир в целом и страны по отдельности. Знакомятся с экономикой, культурой, традициями многих стран мира. При этом получают и перерабатывают огромный объем информации. В этом им может помочь Интернет.

В 7 классе учащиеся создали 7 работ по теме: «Достопримечательности Южных материков».

В каталоге «Образовательные ресурсы сети Интернет» представлены информационные ресурсы по основным предметам программы основного общего и среднего общего образования.

Наряду с крупными образовательными Интернет - проектами, выполняемыми ведущими научно - педагогическими коллективами, образовательными учреждениями, в данном раздел включены примеры менее масштабных индивидуальных проектов учителей и методистов, выполненные по их личной инициативе.

Ресурсы содержат учебный и справочный материал, использовать который могут как педагоги, так и учащиеся. Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в ресурсах раздела, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия.

Применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимо, почти у половины детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и выполнения творческих работ.

Систему Интернет дети используют и при подготовке сообщений, докладов, рефератов, которые они часто сопровождают демонстрацией презентаций, выполненных тоже с использованием Интернет.

Использование Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебную деятельность необычной и интересной. К тому же они понимают, что Интернет - это не только развлечение, но и источник знаний, вполне для них доступный.

Интернет позволяет получить информацию в виде звука, текста, изображения. С появлением Интернет у меня появилась возможность использования интерактивных карт, карт крупных городов Росси и мира.

Гипотеза исследования заключалась в следующем: Если последовательно, систематически внедрять в педагогический процесс компьютерные технологии на уровне квалифицированного пользователя, научить самостоятельно, применять навыки решения учебных задач, то у учащихся будет развиваться познавательный интерес к географии и повышаться качество образовательного процесса.








Глава 3 .Результативность (устойчивые положительные результаты

В качестве показателей эффективности урока мы рассматривали:

-учебную мотивацию учащихся;

-затраты учебного времени на выполнение учебных заданий;

-качество обучения в классе.

Учебная мотивация учащихся изучалась методом анкетирования. Анкетирования проводилось между учащимися 8классов (8класс «А» - экспериментальный, 8класс «Б» - (с традиционным обучением, но с элементами применения КТ).

Анкета для учащихся.

1.Считаете ли вы необходимым использование компьютерных технологий на уроках географии?

2.Изменится ли ваше отношение к предмету при компьютеризации учебного процесса? В какую сторону (лучшую, худшую)?

3.Используете ли вы персональный компьютер и возможности компьютерных технологий при подготовке к урокам географии?

4.Имеете ли вы возможность работать с персональным компьютером:

А) Компьютер присутствует дома;

Б) Кафе - Интернет;

В) Другие источники (например, на работе у родителей);

Г). Не имею возможности работать с персональным компьютером.

В анкетировании приняли участие 49 учеников, что в расчетах составит 100%.


Полученные результаты представлены на рисунке 1. (%).

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географииИспользование информационно коммуникационных технологий на уроках географии


Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии



Рис. 1. Результаты анкетирования учащихся

Из общего числа опрошенных, 100% отмечают необходимость использования компьютерных технологий в учебном процессе. Ученики считают, что отношение к предмету улучшится, если на уроке будет применен компьютер. Очевидным является приоритетность компьютера по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности.

Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том, что происходит изменение познавательной мотивации школьников к изучению данного предмета.

Широкий спектр возможностей, которые предоставляют компьютерные технологии, на взгляд учащихся, сможет увеличить объем нужной, «полезной» информации.

Школьники предлагают использовать на уроках географии: схемы, таблицы, графики, обучающие программы, электронные карты (атласы), статистические материалы, Интернет-ресурсы, СD-диски (тематические, музыкальные), видеофрагменты, игровые программы, практические работы, тестовый контроль, материалы для рефератов.

В настоящее время, из опрошенных, 83,7% учеников используют ПК для подготовки к урокам географии дома, пользуется Интернет-кафе - 16,3% учеников, 8,2% учеников пользуются компьютером в других организациях, например, на работе у родителей. Из опрошенных, только 1 ученик ответил, что не имеет возможности работать с персональным компьютером, что составило 2%.

Затраты учебного времени на выполнение учебных заданий рассчитывалось как суммарное затраченное время на выполнение всех заданий урока. Затраты времени на выполнение учебных заданий также свидетельствуют об эффективности информационно-компьютерного сопровождения урока: на традиционном уроке эти затраты составили в среднем 63,23% от всего времени урока (45 минут), а на уроке с информационно-компьютерным сопровождением - 47,8 % учебного времени. Следовательно, эффективность урока с информационно-компьютерным сопровождением и по этому показателю очевидна.

Качество обучения в классе замерялось с помощью среза знаний после каждого урока (всего 12 уроков). В экспериментальной группе уроки проводились с информационно-компьютерным сопровождением. В контрольной группе уроки велись по традиционной методике преподавания без информационно-компьютерного сопровождения.

Анкетирование учащихся проводилось после каждого урока по следующему опросному листу:

Оцени по 5-тибальной системе следующие показатели:

1.ты с интересом работал весь урок

2. ты с интересом выполнял самостоятельные задания

3. ты познакомился с дополнительными материалами

4. ты регулярно выполняешь домашнее задание, чтобы на уроке узнать побольше нового

5. оцени свою усталость после урока

Ответы:

-1балл - нет, очень плохо;

-2 балла - работа без интереса;

-3 балла - некоторые моменты урока меня заинтересовали;

-4 балла - было интересно, но отдельные задания не вызвали интереса;

-5 баллов - очень интересно.

Статистическая обработка опросных листов экспериментального (8) и контрольного (8-Б) классов, позволила получить среднюю оценку урока как среднее арифметическое всех оценок, выставленных каждым учащимся.

Графическое представление полученных данных приведено на рисунке 2. и позволяет констатировать, что урок с информационно-компьютерным сопровождением оценивается учащимися в среднем на 1,53 балла выше традиционного урока.

Проводившийся после каждого урока срез знаний позволил посчитать качество обучения в экспериментальном (8А) и контрольном (8Б) классах.

Кроме того, мы сравнили качество знаний в этих классах до эксперимента и после. Результат анализа полученных данных заключается в следующем: качество обучения в экспериментальном классе увеличилось в среднем на 19,3 %, а в контрольном классе - на 3,7 %.

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии

Рис. 2. Средние оценки уроков по результатам анкетирования учащихся

Применяя компьютерные технологии в течение двух лет, можно проследить динамику учебных достижений обучающихся в категории «качество знаний».

Диаграмма качества знаний:

2011-2012 учебный год

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии





Диаграмма качества знаний:

2012-2013 учебный год.

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии




Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии




Также, в рамках проводимого эксперимента, был проведен анализ выполнения контрольной работы по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России» (Табл. 1).

Таблица 1.

оценка

Экспериментальный

8а класс

Контрольный 8б класс

«отл»

46,3%

14,8%

«хор»

30,7%

29,6%

«удовл»

23 %

55,6%

«неудовл»

-

-

Как видно из показателей, опыт работы по теме «Использование ИКТ на уроках географии» дает положительные результаты. Применяя разнообразные формы и методы на уроках добиваюсь высоких результатов качества знаний учащихся и 100% успеваемости. Это говорит о том, что нужно срочно перестраивать свой подход к обучению во всех классах.

Повышая мотивацию к предмету за счет применения компьютерных технологий, можно ожидать высоких результатов. Эти результаты дают о себе знать, когда ученики выступают на олимпиадах, НОУ, сдают ЕГЭ.

Конечно, на каждом этапе при подготовке компьютерного урока, мы сталкиваемся с определенными трудностями. Скорее всего, они связаны с психологическими барьерами при использовании компьютерных технологий учителем. Опыт показывает, что чем ближе новые технологии к уже используемым в учебном процессе, тем легче они «приживаются», поскольку не требуется перестройки сознания преподавателя.

В данной работе были рассмотрены возможности использования компьютерных технологий на уроках географии. Хочется констатировать тот факт, что учителям в ближайшие годы скучать не придется. Наука движется вперед семимильными шагами и ее проекция - школьный предмет география - должна, как минимум, поспевать за этими изменениями. Тогда можно быть уверенным за ее стабильное будущее как школьного курса.

Устойчивые положительные результаты деятельности:

1.Разработка системы уроков по курсу географии с использованием компьютерных технологий

2.Разработка критериев оценивания работы учащихся с использованием компьютерных технологий.

И, наконец, в перспективе моей деятельности - создать веб-сайт и материалы своих уроках, а так же работы детей размещать в Интернете. Уже придумано его название «Знатокам и любителям географии (настоящим и будущим)», так же он будет рассказывать о работе кабинета географии в школе п. Чехов.

Заключение


«Всякое дело надо любить, чтобы хорошо его делать». Это высказывание определяет мой творческий путь, как педагога и учителя.

Источники творчества учителя - общение с учащимися, собственный опыт учителя, других учителей, его общая профессиональная культура, жизненная и профессиональная позиция, его жизненный опыт и профессиональная интуиция.

Наука география одна из самых интересных в мире, она развивается вместе с развитием общества и приобретает все новые интересные направления изучения в рамках образовательного процесса в целом.

В настоящее время никто не станет оспаривать тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Феномен внедрения ИТ в преподавательскую деятельность является предметом пристального внимания и обсуждения ученых, методистов, педагогов-практиков.

Использование ИКТ дает учителю широкие возможности планировать свой урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении.

В географии, наряду с традиционными технологиями обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедиа. Использую в своей работе общедоступные средства MS Office, Текстовой редактор MS Word, программы Ms Power Point, MS Explorer, MS Photoshop,

Очень нужна для учителя географии программа MS Map Point для внедрения геоинформационных систем в обучение географии для создания динамичных картографических образов.

На уроке использую мультимедийные интерактивные средства (проектор и экран), что позволяет проводить обучение с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку отсутствует ее вредное воздействие на учеников.

ИКТ используется при объяснении нового материала, постановке эксперимента, организации самостоятельной работы, контроле знаний учащихся и т.д. Учителем практикуется проведение уроков - презентаций.

В результате, школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению.

С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаю результаты обученности. Основой для мониторинга служат анализ анкетирования учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ.

Показатели обученности за два учебных года позволяют сделать вывод о том, что применение ИКТ положительно влияет на качество обучение географии, являются полученные результаты:

1.Качество знаний.

2.Рост мотивации, интерес к предмету.

3.Активная проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Процесс обучения - это всегда тяжелая, упорная работа, преодоление трудностей, решение проблем и, в конечном счете, успех, формирующий реальную мотивацию к обучению.

Чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих мудрых рукам эти инструменты дарят детям радость познания. Об этом можно говорить и писать бесконечно, а лучше приехать к нам в школу п. Чехов и увидеть горящие детские глаза, когда они с недоумением слышат, звонок и удивляются, что урок закончился.

Я думаю, что это мечта каждого педагога, и я радуюсь тому, что урок, а значит 45 минут моей жизни и жизни детей прожиты не зря.

Скажи мне и я забуду

Покажи мне и я запомню

Вовлеки меня и я научусь.

(Мудрая китайская пословица).












Список использованной литературы

1.Баранов А.С., Суслов В.Г., Шейнис А.И. Компьютерные технологии в школьной географии. - М.: Издательский Дом «Генжер», 2004. -180с.

2.Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. География в школе. 2003, №8.

3.Душина И. В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. - М: АСТ-Астрель. 2002. - 318 с.

4.Довенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе, 2004, №5.

5.Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе.// Информатика и образование, 2004 г. - №7. - С. 99.

6.Компьютер на уроке географии. Н.Б. Филатова. География в школе 2001, №2.

7.Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования.-М.: Народное образование,2008.- 351с.

8.Попов К.А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании// Вопросы Интернет-образования. 2004, № 18.

9.Петрова Н.Н., Новенко Д.В. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9 кл.). - М.: Школа-Пресс. 1999. - 128с.

10.Современный урок географии: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2001 - 80с.

11.Современный урок географии Часть 2: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 - 128с.

12.Современный урок географии. Часть 3: Методические разработки уроков в 10 классе/ Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2002 - 128с.

13.Современный урок географии. Часть 4: Методические разработки уроков географии в 9 классе: Деловые игры/ Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2002 - 96с.

14.Современный урок географии. Часть 5. Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс / Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2003 - 96с.

15.Современный урок географии. Часть 6. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны / Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Школа-пресс, 2003 - 112с.

16.Селевко Герман. Учитель проектирует компьютерный урок.// Народное образование, 2005 г., №8. - С.136.

17.Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования (Москва, 2001). Приложение к газете «Первое сентября»: Управление школой - №30-31 / 2009 г.

18.Сайт: Все для учителя географии. Адрес: htt//geo.1september.ru/

19. mirkart.ru

20. edu.ru

21. rgo.ru/testy/geografiya

22.schabaeva.ucoz.ru/

23.egechita.ru

24.students.ru/test

25.rosbalt.ru

26.proshkolu.ru/user/shabaeva/).



Приложение № 1


Презентация Power Point и особенности ее применения.

Компьютерная презентация Power Point - это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя.

Презентации отличаются по содержанию и оформлению в зависимости от целей. Приступая к созданию презентации необходимо определить:

-Какова цель, которую должна решить презентация?

-Через какие задачи будет достигнута цель?

-Какова аудитория, перед которой предстоит выступать?

-Каковы мотивы аудитории, чтобы Вас слушать?

-В каких технических условиях будет демонстрироваться презентация?

Условия презентации

1. Проецирование на большой экран (участники следят за показом со своих мест, изменить порядок и быстроту кадров не могут).

2. Демонстрация на компьютерах слушателей (но управление презентацией осуществляется только автором).

3. Самостоятельный просмотр готовой презентации на компьютере в автоматическом или управляемом слушателем, а не автором, режиме.

Проецирование на большой экран подходит для докладов, отчетов, лекций, ознакомительных уроков, конференций. Демонстрация на компьютерах слушателей подходит для семинаров, текущих уроков, учебных практических занятий по образцу. Управляемая слушателем, готовая презентация подходит для повторения материала, описания предстоящей практической работы, справочных материалов, самотестирования

Требования к презентациям:

Официальные презентации (доклады, отчеты, выступления на конференциях) должны иметь строгий дизайн, единый шаблон оформления, не отвлекающий от содержания материала.

-Анимация должна быть строго дозирована и разумна по смыслу материала.

-Информация на экране не должна напрягать зрение: четко разграничены предложения, минимум вводных слов, крупный текст.

-Презентация должна быть четко рассчитана по времени, не быть слишком объемной, кадры для текста должны демонстрироваться не менее 10-15 секунд, а к последним слайдам по нарастающей должны содержать больше накладывающихся друг на друга материалов и эффектов. («разогретый зритель»)

В официальной презентации можно сознательно пойти на такой прием, как быстрое перелистывание (только в середине выступления) вспомогательных слайдов на ссылке с таблицами, схемами, диаграммами, что бы показать глубину и объем Ваших материалов, а слушателей предупредив, что Вы не хотите отвлекать их подробностями исследования, за что они будут Вам благодарны.

Если вы демонстрируете схему и диаграмму не поленитесь еще раз напомнить, что выделено и каким цветом, чтобы облегчить восприятие и не раздражать зрителя необходимостью вчитываться в условные знаки.
Если на выступление Вам отведено 10 минут, то Ваша презентация не должна содержать более 20-25 слайдов (на каждый слайд с вашим пояснением по 25-30 секунд).

В официально-эмоциональной презентации (не перед начальством, а перед единомышленниками) можно допустить отход от единого шаблона оформления, разбив материал на 2-3 части, выделив какую то из них для создания эмоционального настроя (смена планов от портретного к общему, яркие фотографии без пояснений, показывающих достижения Вашей деятельности...)

Презентации-плакаты должны иметь минимум текстового сопровождения, обязательно единый светлый шаблон, много карт, схем, фотографий, приятное звуковое сопровождение. Информация на слайдах может либо пояснять содержимое кадра, либо расширять его.

Например: раскрывая устройство автомобиля, для пояснения следует поместить его фотографию и технические характеристики, а расширяя информацию - фотографию, данные о применении, рекордах, видах...

В гуманитарных науках, например, поместить портрет деятеля, а наслаивать его действия, или менять портреты в хронологической последовательности.

Если Вы рассчитываете на диалог с аудиторией, то в презентации допустимы множественные анимации и эффекты, разветвления текста и ссылки, которые Вы используете в зависимости от реакции слушателей.

Презентации для самостоятельного изучения и работы лучше настраивать по щелчку мыши, чтобы не подгонять зрителя, можно выделить специальные дополнительные интересные факты, используя гиперссылки.

Презентации-информационные ролики должны работать в полностью автоматическом режиме.

Презентации-рекламные ролики, должны быть созданы по законам кино: эффектное название, интригующее начало, нарастание темпа событий, в конце полный калейдоскоп событий, фотографий, накладывающихся друг на друга мелким и крупным планом. Чтобы не сделать презентацию скучной, избегайте анимации заголовков на пустом слайде, слишком крупных текстов, блеклых или очень темных фонов, лишних кадров!

Порядок действий при создании презентации:

1. Открыть в верхней панели инструментов значок «ФАЙЛ» или правой кнопкой мыши щелкнуть до появления окна «создать», затем в появившемся вправо окне «СОЗДАТЬ» выделить вправо файл «ПРЕЗЕНТАЦИЯ» Power Point (или пуск - программы - стандартные - создать документ ОФИС - мастер презентации).

2. Дать название документу (лучше - фамилию, дату, класс, предмет, название урока).

3. Открыть документ, на появившемся образце «ПЕРВЫЙ СЛАЙД» выбрать из окна редактора нужный вид слайда, нажать клавишу «ОКЕЙ», затем значок «КОМАНДЫ» на панели инструментов и создать так 5-10 слайдов.

Использование информационно коммуникационных технологий на уроках географии

4. Вернуться на первый слайд, нажать значок «КОМАНДЫ» - «Конструктор», на нем «Применить шаблон оформления», выбрать нужный вариант и нажать клавишу «ОКЕЙ»

5. На первом слайде написать заголовок, план темы в части «текст»

6. Открывая последующие слайды, напечатать их названия (заголовки) соответственно плану.

7. В части «ТЕКСТ» напечатать необходимые материалы

8. Нужно помнить: в презентации не должно быть много текста, шрифт не должен быть очень крупным или очень мелким (заголовок № 32-44; текст 24-28), вид шрифта должен быть в одном стиле (вид шрифта - третья строка панели)

9. Разместить нужные иллюстрации следует через значок «ВСТАВКА» (картины из коллекции и рисунки из файлов, например, отсканированные из книги). Размер иллюстраций оптимален в пределах от 10 до 50% площади слайда.

10. При необходимости можно настроить звуковые эффекты (через значок «ВСТАВКА», «ЗВУК из ФАЙЛА»), лучше в виде тихой мелодии сопровождающей текст и не мешающей докладчику словами песни

11. Можно полностью записать текст диктора и также вставить его в презентацию.

12. При необходимости через этот же значок можно вмонтировать в презентацию видеосюжет.
Для удобства управления презентацией существует система гиперссылок:

-На первом слайде выделяем левой кнопкой «мыши» строку текста в плане, затем правой кнопкой вызываем окно с обозначением «ГИПЕРССЫЛКА», нажимаем значок «МЕСТО В ДОКУМЕНТЕ», затем нужный слайд.

-При необходимости возврата на первый слайд на нужном делаем обратную гиперссылку в том же порядке. На последнем слайде гиперссылку «Завершить показ».

-Гиперссылки можно сделать через значок «АВТОФИГУРЫ», «УПРАВЛЯЮЩИЕ КНОПКИ»

Гиперссылки позволяют быстро найти все необходимые слайды из плана и не тратить время на перелистывание всей презентации.

13. Презентации для уроков должны содержать:

1.титульный лист с названием урока, (желательно эпиграфом, цитатой),

2.слайд с целями урока для учащихся,

3.слайд с планом урока и видами работ, которые предстоит выполнить учащимся,

4.слайд с анонсированием домашнего задания, который потом повторится еще раз в конце урока,

5. слайды (2-3) с заданиями по актуализации опорных знаний, тестами,

6. слайды с материалами по новой теме (10-12), 7. слайд с вопросами для закрепления изученного, 8. слайд с выводами по теме.

Приложение №2

Список авторских электронных материалов

  1. Презентация «Использование электронных учебных пособий на уроках географии».

  2. Урок в 8-м классе по теме «Лесные зоны России. Тайга»(урок в виде электронного сайта)

  3. Урок в 9-м классе по теме «Машиностроение»(урок-практикум с элементами тестирования)

  4. Уроки в 10-м классе по теме «Политическая карта мира» и «Мировые природные ресурсы» (уроки практикумы с элементами тестирования)

  5. Презентация к конференции «Демографическая ситуация в мире и в России».






1Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. География в школе. 2003, №8.

1 Довенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе, 2004, №5.

2 Душина И. В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. - М: АСТ-Астрель. 2002. - С. 106.

3 Компьютер на уроке географии. Н.Б. Филатова. География в школе 2001, №2.

1 Современный урок географии: Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ Ред.-сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2001 - С. 21.

2Егорова Ю.Н. Мультимедиа технология как средство повышения эффективности обучения в школе.// Информатика и образование, 2004 г. - №7. - С. 99.

3 Современный урок географии. Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2000 - С. 18 -19.

1 Попов К.А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании// Вопросы Интернет-образования. 2004, № 18.

2

1 Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования.-М.: Народное образование,2008.- С. 69.

2 Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования.-М.: Народное образование,2008.- С. 88 - 90.

1 Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования.-М.: Народное образование,2008.- С. 92-93.


© 2010-2022