Урок-путешествие «Юные географы в пути»

"Описание материала: Нетрадиционный урок в виде путешествия команд до острова Робинзона. "Целью урока является развитие навыков работы с картой, развитие творческих и познавательных способностей учащихся, обобщение и закрепление полученных ранее знаний. В ходе урока класс делится на четыре команды, которые отправляются в путешествие по Атлантике до острова Робинзона. По ходу путешествия команды проходят различные испытания в виде исторических конкурсов, загадок, умения работать с картой, пазлы...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие

Тема: «Юные географы в пути»

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме, отработка умений при работе с картой, развитие интереса к чтению дополнительной литературы, развитие творческих навыков учащихся.

Учебно-наглядный материал урока: физическая карта полушарий, физическая карта океанов, пособие-макет «Мировой океан», план острова Робинзона, книга Д.Дефо «Робинзон Крузо», конверты с заданиями, морские звёзды и чёрные метки.

Ход урока

-Ребята, эпиграфом нашего урока будут слова К.Паустовского: «Познания и странствия неотделимы друг о друга. Это непременное качество всех путешествий - обогащать человека огромностью и разнообразием знаний». Любое путешествие должно обогащать знания человека.

Вы читали замечательный роман Д.Дефо «Робинзон Крузо». И наверное, задумывались над тем, существовал этот мужественный герой в действительности, если да, то где расположен его остров.

Робинзон не вымышлен. В основу романа положен действительный факт. А звали прототипа Робинзона - Александр Селькирк. А один из группы островов архипелага Хуан Фернандес, назван именем Робинзона Крузо. Вот к этому острову и отправятся наши команды.

И так, в путешествие отправятся четыре команды, но прежде пусть они представятся: (капитаны представляют команды).

Эксперты -

1.Параллель - Уменьшаясь к северу и югу,

Форму круга сохранить сумели,

Параллельны все они друг другу,

Потому зовутся параллелями.

Самую большую звать экватор, маленькую - точка полюс.

2. Меридиан - От Северного полюса до Южного,

Проходят линии, все равные окружности.

Меридианы прочертили этот круг

И направление указали север - юг.

3. Горизонталь - По горочке линией гуляю,

Ни вниз, ни вверх не перемещаюсь,

Вдоль себя высоту абсолютную не изменяю.

4. Глобус - Шар повторяет форму Земли

Глобусом люди его нарекли

Вращается шар, как Земля, под наклоном.

И объясняет ритмов законы.

А теперь, юные искатели приключений - в путь! Он будет непрост, но я надеюсь, вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умение и дружба.

А я и ассистенты будем оценивать работу команд, их знания и умения.

Прежде чем отправиться в путешествие проведем исторический конкурс. Ведь знание истории всегда помогало путешественникам. Каждой команде будет задан вопрос.

Исторический конкурс

1 команда - Ученый, впервые составивший карту с градусной сеткой

(Птолемей)

2 команда - Русский путешественник, впервые побывавший в Индии. Автор записей «Хождение за три моря»

(Никитин)

3 команда - Первооткрыватель, который назвал острова, лежащие между Северной и Южной Америкой, Вест - Индия, а коренных жителей Америки - индейцами.

(Колумб)

4 команда - Выдающийся путешественник XIX века, совершивший пять комплексных экспедиций в Центральную Азию.

(Пржевальский)

Разминка

«Задания - загадки»

Прежде чем отправиться в путешествие, проведем разминку. Каждой команде будут заданы вопросы.

1 команда Иди, иди

А конца не найдешь (Земной шар)

Такой большой

Что весь мир занимает.

Такой маленький,

Что в любую щель пролезает (Воздух)

2 команда Сито свито,

Золотом покрыто,

Кто взглянет,

Тот заплачет. (Солнце)

Виден край,

Да не дойдешь. (Горизонт)

3 команда Голубой шатер

Весь мир накрыл. (Небо)

Под стеклом сижу,

На Север и на Юг гляжу.

Со мной пойдешь, дорогу найдешь. (Компас)

4 команда Без рук, без ног,

А дерево гнет. (Ветер)

Дробью пишусь,

Поверхность земную

На карте уменьшаю. (Масштаб)

И так, разминка закончилась. Наши корабли покидают порт.

Самым главным на судне является капитан, все его команды беспрекословно выполняются. Капитан - самый знающий, опытный, настоящий морской волк. Мы сейчас проверим, как подкованы наши капитаны, можно ли на них положиться в путешествии. И так, уважаемые капитаны, подойдите к экспертам и выберите себе задание, на обдумывание 1 минута.

Кроссворд

Пока наши капитаны готовятся к ответу, а за бортом штиль, я предлагаю вам заполнить кроссворд:

Подведение итогов

Но вот в Атлантике разбушевалась стихия, два дня свирепствовали

юго - западные ветры, и океан швырял корабли из стороны в сторону и так потрепал их, что командам пришлось затратить время на ремонт судов и восстановление карт.

«Оч.умелые ручки»

Для этого конкурса необходимо участникам собрать предложенные контуры на скорость.

И вот уже вдалеке показался остров, но тот ли. Для этого мы должны вспомнить, как определять координаты, и как по координатам находить объекты.

Конкурс «Мы у карты»

10° ю.ш., 75° з.д. Перу;

20° с.ш., 57° в.д. Оман;

40° с.ш., 22° в.д. Греция;

55° с.ш., 150° в.д. Охотское море;

56° с.ш., 10° в.д. Дания;

40° ю.ш., 65° з.д. Аргентина;

40° с.ш., 30° в.д. Турция;

30° с.ш., 30° в.д. Египет;

30° с.ш., 70° в.д. Пакистан;

25° с.ш., 20° в.д. Ливия;

25° с.ш., 3° в.д. Алжир;

37° с.ш., 140° в.д. Япония.

«Путешествие по карте»

К-1 Остров Робинзона лежит на 33° ю.ш., 80° з.д. Подумайте, в каком направлении пойдут корабли, покажите путь на карте, если вы отплыли из Лондона.

Мы высадились на остров Робинзона, но чтобы добраться до лагеря, мы должны составить маршрут.

- Молодцы, вы добрались до лагеря благополучно.

Наше путешествие к острову Робинзона завершилось. Вы переполнены впечатлениями. Передохнем и отправимся в обратный путь - домой.

А я всех благодарю за внимание. До свидания.

© 2010-2022