• Преподавателю
  • География
  • Выступление на заседанииКруглого стола по теме: Изменение деятельности учителя при переходе на ФГОС ООО

Выступление на заседанииКруглого стола по теме: Изменение деятельности учителя при переходе на ФГОС ООО

В течение учебного года вся методическая работа в школе  была направлена на подготовку педагогического коллектива к изменению деятельности учителя при переходе на ФГОС ООО. Заключительным этапом стало проведение "круглого стола" с целью выявления и обозначения проблем в изменении деятельности учителя при переходе на ФГОС ООО, поиск путей повышения качества образования через изменение деятельности учителя. Задача "круглого стола": активизировать педагогический коллектив на поик путей, связанных с...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на заседанииКруглого стола по теме:Изменение деятельности учителя при переходе на ФГОС ОООВыступление на заседанииКруглого стола по теме:Изменение деятельности учителя при переходе на ФГОС ОООВыступление на заседанииКруглого стола по теме:Изменение деятельности учителя при переходе на ФГОС ОООВыступление на заседанииКруглого стола по теме:Изменение деятельности учителя при переходе на ФГОС ООО



(выступление на заседании «Круглого стола»)







Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя, поэтому на протяжении этого учебного года шло активное освещение и разъяснение концепции государственного образовательного стандарта второго поколения среди педагогических работников школы.

В результате большая часть педагогов школы познакомилась и научилась применять на практике различные инновационные технологии (среди которых приоритетными стали личностно ориентированные, деятельностно-ориентированные, проектные и информационно-коммуникативные).

Развитие системы образования напрямую связано с проблемой профессионального развития педагога. Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, быть профессионалом.

В качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика, и наиболее уязвимой стороной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов представляется подготовка учителя, формирование его дидактической, методологической, методической, философской позиции.

Ключевое значение приобретает готовность (стремление) педагогов к постоянному профессиональному росту. Это призвано обеспечить реализацию стратегической задачи системы непрерывного профессионального педагогического образования - формирование нового поколения педагогов, владеющими современными компетенциями педагогики, психологии, методологии.

На решение задачи подготовки учителя к работе в условиях новой образовательной парадигмы и направлена система методической работы в нашей школе. Система методической работы ориентирована на повышение квалификации учителей и других специалистов общего образования, разработана в соответствии с Концепцией и следующими требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

  • к структуре основных образовательных программ общего образования;

  • к результатам освоения основных образовательных программ;

  • к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования, в том числе к квалификации педагогических кадров.

Современные изменения в сфере образования - реализация президентской инициативы «Наша новая школа», внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, изменения в структуре образовательного процесса - требуют от педагога более полного повышения качества педагогического мастерства.

Проведенный анализ материалов, обеспечивающих введение ФГОС, позволил сформулировать критериальный комплекс, характеризующий процесс необходимых изменений, определяющих успешность вхождения работников образования в систему ценностей современного образования, принятия ими идеологии стандарта, осмысления его сущности, структуры, содержания:

  • изменения должны произойти на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений будет являться весь образовательный процесс, а не отдельные его элементы;

  • изменения касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования, обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога;

  • процесс изменений должен строиться на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности педагогов;

  • изменения должны носить системный и целенаправленный характер, являться результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности педагога;

  • данные изменения должны привести к новому уровню качества личностного развития личности учащихся.

Все выше сказанное позволяет утверждать, что федеральные государственные образовательные стандарты требуют серьезного сопровождения педагога в различных направлениях.

  • Нормативное сопровождение:

  • Инструментальное сопровождение (учебные программы, процедуры оценки, примеры планов и программ, представление и анализ учебников и ЦОР, учебное оборудование и пр.).

  • Технологическое и информационно-методическое сопровождение (педагогические технологии, учебные модули, рекомендации по проектированию учебного процесса).

При этом главным результатом повышения квалификации педагога следует считать не сумму единиц усвоенной информации, а необходимые изменения, предполагающие:
- динамику личностного развития педагогов, осваивающих новый образовательный стандарт, что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности, ответственности, креативности, структуры интересов и ценностей, умения самовыражаться и т.п.;
- достаточную сформированность базовых компетентностей и функциональной грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению различных проблем в предметном и метапредметном планах, то есть не только на основе приобретенных в ходе ПК знаний и умений, но и с учетом этического, ценностно-смыслового, коммуникативного, поведенческого и других аспектов, актуальных в данной ситуации.
Совершенствование мастерства учителей будет достигаться за счет непрерывного и систематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой:
• оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной методической службы, районной, областной систем повышения квалификации;
• изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, связанного с реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;
• совершенствование уроков, занятий по проектированию и других форм образовательной деятельности;
• овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания школьников;
• реализацию системы работы над учебниками и учебно-методическими пособиями; школьного образования, создание индивидуальных учебных планов;
• ознакомление и внедрение в образовательный процесс новых технологий. (
В последнее время все без исключения говорят о новом школьном образовании, о современном, востребованном временем учителе.

Какой он - учитель XXI века? Можно рисовать его портрет акварельными красками, а можно спроектировать, используя арсенал информационных технологий. Очевидно лишь то, что невозможно дать однозначный ответ. Учитель - всегда больше, чем просто специалист или профессионал.

В последнее время из официальных документов и из средств массовой информации можно часто услышать следующую фразу "учителя - это продавцы образовательных услуг". Честно сказать, меня эта фраза коробит, конечно, образование не стоит на месте и надо идти в ногу со временем, но даже в торговле сейчас редко употребляется слово "продавец", чаще "продавец - консультант". Стандарт предписывает нам оказывать образовательные услуги и выступать в среде детей в роли консультанта, а я согласна с мнением Леонида Владимировича Занкова, что, как и прежде, есть две главные составляющие УЧИТЕЛЯ - мастерство и личность.

Конечно, трудно спорить с тем, что мы живем в постоянно меняющемся мире. Единственная его постоянная величина - изменчивость. Неизбежно меняется школа, система образования. Хотим мы или нет, все меняется: общество, люди, наши ученики. Независимо от того, ставят ли они себе такую задачу. Процесс объективный. Поэтому и сегодняшний учитель уже изменился по сравнению с прошлым веком.

Но, как и раньше, учителей, чье предназначение - учить детей, сразу видно в школе. Они всегда полны энергией, потому что школа - это место, где они не только расходуют энергию, но и получают ее. Им всегда все любопытно: даже спустя много лет их живо интересует как преподаваемый предмет, так и отдельно взятый ребенок. Они всегда открыты новому и готовы учиться так же активно, как и учить.

Ведь профессионалом можно стать только в том деле, которое осознанно выбираешь, которое любишь, которым гордишься и горишь.

В основу нового стандарта, в рамках которого мы начинаем работать, была заложена модель не догоняющая, а опережающая, соответствующая стратегическим планам развития государства. Как говорил один известный хоккейный тренер: «Нужно бежать не туда, где сейчас находится шайба, а туда, где она будет через минуту». А опыт показывает, что мы не успеваем даже «добежать», а тем более работать на опережение. Современный учитель должен идти не в ногу со временем, а на шаг вперед. Может быть, это и есть его главная черта? Вопрос только в том, как учителю успеть за стремительно меняющимся обществом?

И тут справедлива цитата из президентской инициативы «Наша новая школа»: «…образование не на всю жизнь, а через всю жизнь», и справедлива она не только для наших учеников, но и для нас самих. Я соглашаюсь с большинством из Вас, что полученное нами образование было очень качественным. Но с другой стороны, согласитесь, что «качественное» - это одно, а «актуальное» - это другое. Так что, коллеги, «учиться, учиться и еще раз учиться», тем более учитель, постоянно повышающий свою квалификацию, - не это ли истинный пример для наших учеников?!

Есть еще одно немаловажное условие для успешности учителя - это элементарная привычка к саморефлексии, совершенно необходимая для учительской деятельности. Психологические особенности учителя: его характер, темперамент, тип мышления - на мой взгляд, в значительно меньшей степени влияют на качество его профессиональной успешности, чем способность к самоисследованию и внутренняя честность перед самим собой. Человек, умеющий видеть свои недостатки, никогда не остановится в развитии.

Но главное, на мой взгляд, условие успешной педагогической деятельности - личностная зрелость учителя. Такой учитель, сохраняя свои личные границы, будет открытым всему новому. Он знает и принимает себя самого, что позволяет ему узнать и принять своих учеников. У него нет необходимости ни от кого защищаться и кому-то что-то доказывать, поэтому он спокойно относится как к собственным ошибкам, так и к ошибкам своих учеников. Он уважает мнение авторитетов, но предпочитает анализировать и иметь свой взгляд на вещи, потому поддерживает и в других право на собственную позицию. Такой учитель может быть строгим или мягким, увлеченным или погружающимся в себя, но уважение к его личности позволяет ученикам следовать за ним и ориентироваться на его ценности. Современный учитель находится в постоянном внутреннем движении и поддерживает в детях стремление к открытиям, знаниям, изменениям. Он уверен в себе и потому верит в своих учеников. У него нет необходимости все знать, он всегда готов организовать увлеченные поиски ответов на любые вопросы. Ему просто интересно и увлекательно заниматься тем, что он любит: учить детей.

Давайте попробуем подвести итог : какими же должны быть мы - современные, востребованные временем учителя в современной школе?
Быть современным учителем трудно - но возможно. Главное, учитель должен осознавать себя зрелой личностью, уметь видеть свои ошибки и недостатки и быть готовым к постоянному обучению. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. Современный учитель - человек, способный интересоваться всем тем, что его окружает, способный улыбаться и быть счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья: они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают им добра. И тогда о компетентности можно сказать, что это не только и не столько ваши знания по географии, если вы учитель географии, это ваши знания и ваш личностный, как говорят подростки, «драйв», ваше увлечение жизнью в географии, географией в жизни и жизнью как таковой. Компетентность включает в себя не столько полный запас знаний о предмете: дат, фактов, конкретной информации, сколько личностную зрелость, собственную позицию, умение делать выбор, принимать решение, брать на себя ответственность и осознавать происходящее. Важно понимать, что компетентность - это не некая точка в развитии профессионала или человека, наоборот, - это в большей мере процесс: процесс роста, постоянного обучения, расширения, углубления, систематизации собственных знаний и умений.

Рекомендации учителям:

  • Изучение нормативной базы ФГОС ООО;

  • Изучение новых подходов к составлению рабочей программы в рамках внедрения новых стандартов;

  • Изучение инновационных образовательных технологий и внедрение их в практику рока;

  • Изменение целевой установки урока» дать образование» на установку «образование как самореализация»;

  • Переход от «образования для всех» к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого ученика;

  • Внедрение системы индивидуальной и коллективной рефлексии- осознание выполненной деятельности;

  • Овладение умением осуществлять персонализированную систему контроля достижений ученика;

  • Непрерывное и систематическое повышение профессионального уровня, саморефлексия, самоисследование.

Выступление на заседанииКруглого стола по теме:Изменение деятельности учителя при переходе на ФГОС ООО

© 2010-2022