Доклад по теме самообразования: Подготовка урока географии в школе

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель географии: Чибисова В.Е.

ГЕОГРАФИЯ - ОПИСАНИЕ ЗЕМЛИ.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ - это наука о природе и ее явлениях.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ - это наука о населении и его хозяйственной деятельности.

При обучении географии в школе используются следующие формы организации учебной деятельности: уроки, экскурсии, работа учащихся по заданиям в школе и дома.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Система уроков дает возможность последовательно развертывать весь курс, сочетая систематическое изложение знаний с коллективной и индивидуальной самостоятельной работой учащихся, вооружая их необходимыми умениями и навыками, развивая познавательные способности.

Каждый урок имеет специфическое содержание, отличающее его от других. В этом выполняются общие учебно-воспитательные задачи курса. Вместе с тем урок выполняет во всем курсе определенную роль в формировании знаний, умений и навыков учащихся.

Новые знания всегда формируются на основе определенных, ранее приобретенных знаний. Поэтому сообщение учащимся новых знаний предполагает проверку наличия у них опорных знаний и их восстановление, если они утрачены.

Совсем недавно в учебной деятельности учащихся преобладало запоминание и воспроизведение изучаемого материала, но очень слабо было представлено самостоятельное и творческое начало. Очень важное в наше время.

В настоящее время в процессе обучения географии я не только систематически излагаю учебный материал, используя различные средства наглядности, но и ставлю перед учащимися познавательные и практические задачи, требующие для их решения самостоятельной творческо - поисковой деятельности.

ВСЯ СТРУКТУРА ТАКОГО УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗВЕНЬЯ:

  1. Постановка цели перед учащимися.

  2. Организованное восприятие новой информации и ее осмысление.

  3. Закрепление воспринятой и первично освоенной на предшествующем этапе информации, углубленное осознание и применение полученных знаний.

  4. Проверка знаний, умений и навыков.

  5. Систематическое, периодическое обобщение изученного материала.

Каждое из звеньев, является составной частью учебного процесса, характеризуется определенным видом деятельности учителя и учащихся, т.е. выполняет свою функцию.

Подготавливаясь к урокам нужно придерживаться следующих требований:

-- каждый урок имеет задачи, отражающие его конечный результат, определенные структурные части;

-- между частями урока, между предыдущим и последующим уроками существуют взаимосвязи по содержанию и этапам решения поставленных задач.

Вся подготовка к урокам состоит из 4 частей

взаимосвязанных между собой:

  1. Систематическая работа по каждому курсу.

  2. Календарно - тематическое планирование курса.

  3. Разработки и планирование темы.

  4. Разработки и планирование каждого отдельного урока.

1-я часть: для подготовки используется различная методическая литература, посещение районных методических объединений по предмету, выезды в другие школы, журнал «География в школе», программы телевидения, учебные пособия для ВУЗов, интернет и др.

2-часть: курс географии каждого класса состоит из ряда тем, содержание и последовательность которых установлены типовой программой. В пределах

Каждой темы в программе выделены разделы, охватывающие определенные части содержания темы. В программе предусмотрены учебные экскурсии и практические работы, которые должны быть проведены. Здесь же указано общее число уроков по курсу и число уроков по каждой теме курса. Указано специальное время на обобщение, повторение и итоговые занятия.

3-я часть: (планирование по темам).

4-я часть:

Урок усвоения нового материала.

Комбинированный урок.

Урок закрепления изучаемого материала.

Урок повторения.

Урок систематизации и обобщения изучаемого материала.

Урок проверки и оценки знаний.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ.

  1. Словесные методы (устное изложение - рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником, использование цифрового материала).

  2. Наглядные методы (использование географических карт, наглядных пособий, наблюдения.)

  3. Опыты и практические методы (общественно полезные дела, измерительные работы на местности.)

Эти методы применяются на уроках, экскурсиях, в домашних и классных заданиях, в практических работах, в различных сочетаниях, каждый из которых имеет свои особенности. Одни методы способствуют формированию умения работы с картой, другие развивают наблюдательность, третьи - речь учащихся и т.д.

Сочетание различных методов в обучении в большей степени активизирует работу учащихся, повышает устойчивость их внимания на уроке, требуют участия различных видов памяти.

Выбор метода определяется: содержанием изучаемого материала; возрастом и жизненным опытом; уровнем развития учащихся; уровнем развития мышления; запасом знаний по данному вопросу; наличием и характером учебного оборудования.

ДРУГИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

-- Учебные географические атласы;

-- Школьные географические атласы;

-- Карты в тексте учебников (текстовые карты);

-- Картосхемы;

-- Контурные карты;

-- Немые и полунемые карты;

-- Топографические карты;

-- Аэрофотоснимки;

-- Рельефные карты;

-- Глобусы;

-- Индукционные черные глобусы;

-- Объемные модели;

-- Блок - диаграммы;

-- Профили.

НАБЛЮДЕНИЯ И ОПЫТЫ:

-- Наблюдения за погодой;

-- Наблюдения за изменением высоты Солнца над горизонтом и сменой

времен года;

-- Иллюстративные опыты;

-- Опыты исследовательского характера.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

-- Географические картины;

-- Графические пособия;

-- Модели приборов и приборы;

-- Коллекции минералов и горных пород;

-- Коллекция почв;

-- Гербарии;

-- Рисунки на доске.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ:

-- Работа с учебником географии на уроке и дома;

-- Работа с текстом учебника;

-- Сопоставление карт с текстом учебника;

-- Работа по вопросам и заданиям учебника;

-- Работа с иллюстрациями учебника;

-- Работа с цифровыми показателями;

-- Работа с дополнительной литературой.



© 2010-2022