Рабочая программа по географии 5 класса ФГОС

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:


  1. Федерального государственного стандарта основного общего образования(приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 №1897).

  2. Фундаментального ядра содержания общего образования (Рос.акад.наук, Рос. акад. образования под ред.В.В.Козлова,А.М.Кондакова.-4-е изд.,дораб. М:Просвещение, 2011) .

  3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 08.04.2015 №1/15.

  4. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. - М. : Просвещение . 2011..

5. Программы основного общего образо­вания по географии для 5 класса Е.М. Домогацких,

Н.И. Алексеевский, Москва «Русское слово» 2012г.;

6. Программы развития воспитательных компонентов в общеобразовательных учреждениях 2013г;

7. Учебно-методического комплекса Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 2014 г.

  1. Учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 имени В.В.Сизова» на 2015-2016 учебный год .

Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе МБОУ «СОШ № 41 им. В.В. Сизова» г. Курска. Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 41 им. В.В. Сизова» г. Курска. Данная рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального образования и авторской рабочей программой (составитель Е.М. Домогацких изд-во Русское слово, 2012 г. к УМК под. ред. Домогацких Е.М.).

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение географических знаний.

Общие цели изучения курса географии в 5 классе:

• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Географическое образование призвано обеспечить:

• ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

• формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Общие задачи изучения курса географии в 5 классе:

• ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

• формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

• формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

• сформировать знания о земных оболочках; атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере; формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных до глобальных.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса географии согласно УМК под. ред. Е.М. Домогацких осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить учебные эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Учебный предмет дает возможность применять следующие методы и технологии:

Технология проблемного обучения;

Технология разноуровневого обучения;

Проектная технология;

Здоровьесберегающие технологии;

Исследовательские методы обучения;

Информационно - коммуникационные технологии;

Система инновационной оценки «портфолио»;

Формы организации образовательного процесса:

уроки - практические работы; уроки - «Погружения»; уроки - деловые игры; уроки - соревнования; уроки - консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки - мастерские; уроки, которые ведут сами учащиеся; уроки - зачеты; уроки - конкурсы; уроки - диспуты; уроки - игры.


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

практические занятия (оценочные)

10

итогового тестирования

5

контрольные работы (входной контроль, итоговый контроль)

2

I четверть - 8 часов, 5 оценочных практических работ;

II четверть - 8 часов, 1 оценочных практических работ;

III четверть - 10 часов, 2 оценочных практических работ;

IV четверть - 8 часов, 2 оценочных практических работ.

Практические работы:

  1. Составление схемы наук о природе.

  2. Составление описания учебного кабинета географии.

  3. Организация наблюдений за погодой

  4. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

  5. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

  6. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  7. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

  8. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  9. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка

  10. Организация фенологических наблюдений в природе

Географическая номенклатура

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

Характеристика методов контроля и основные формы контроля

По месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), текущий (оперативный), итоговый (выходной).

По способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная), «качественная» технология (сочетание метода наблюдения с экспертной оценкой, т.е. усвоил - не усвоил, овладел - не овладел).

По способу организации контроля: взаимоконтроль, контроль учителя, самоконтроль.

По способу получения информации в ходе контроля: устный метод (включает опросы, собеседования, зачеты), письменный метод (использует контрольные, различные проверочные работы), практический метод (состоит в наблюдение за ходом выполнения практических и лабораторных работ, а также проектов).

Формы контроля

- собеседование (используется на всех этапах обучения, помогает выяснить понимание основных принципов, законов, теорий);

- опросы, экспресс-опросы (используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала);

- самостоятельная работа (является типичной формой контроля, подразумевает выполнение самостоятельных заданий без вмешательства учителя);

- дискуссия (может быть организована как в письменной, так и в устной форме, использует сочетание методов опроса и собеседования);

- наблюдение (применяется на уроке-практике и подразумевает отслеживание формирования умений, навыком и приемов применения практических знаний).

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «География» освещает географические темы, которые помогут школьникам познакомиться с географией как наукой, узнать об истории географических открытий и освоения территории Земли.

Материалы курса позволяют обучающимся получить общие сведения о материках и океанах нашей планеты. В курсе «Физическая география» происходит знакомство обучающихся с основными понятиями и закономерностями физической географии. Объясняются строение и процессы, происходящие в литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере. Раскрывается взаимосвязь между различными оболочками Земли. Содержание курса «Материки и океаны» раскрывает общегеографические закономерности и формирует у обучающихся представления о разнообразии природы Земли в целом и отдельных ее территорий. Курс основан на классической школьной программе материков и океанов, которая наполнена новым содержанием. В курсе две содержательные линии. Первая- «Планета, на которой мы живем» - знакомит с оболочками Земли: литосферой, атмосферой, гидросферой, биосферой. Изучение этой тематической линии позволит лучше понимать природные процессы, происходящие на разных материках. Материкам их природе и населению посвящена вторая содержательная линия учебника - «Материки планеты Земля». Курс «Физическая география России» посвящен изучению природы России. Разделы курса знакомят обучающихся с особенностями источников географической информации, с положением территории России на карте мира, с особенностями освоения и изучения территории страны с особенностями природы, с крупными природными районами В курсе «Население и хозяйство России» происходит знакомство обучающихся с развитием и территориальной организацией населения и хозяйства Российской Федерации. Разделы курса раскрывают обучающимся специфику географического положения нашей страны, взаимодействие природы и общества, специфику населения, отраслевую структуру хозяйства страны, а также особенности природно - хозяйственных районов страны.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «География» является обязательной частью естественнонаучных предметов, заявленных как базовые в федеральной части БУПа и в учебном плане любого общеобразовательного учреждения. Примерная программа по географии для основного общего образования составлена из расчета часов, указанных в базисном учебном плане с учетом 25% времени, отводимого на вариантную честь программы, содержание формируется авторами рабочих программ. Настоящая рабочая программа по географии для 5 класса сохраняет содержательный минимум примерной программы, составлена на основе содержания авторской программы УМК под. ред. Е.М. Домогацких. На освоение программы отводится 1 час в неделю, в год-34 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса географии 5 класса

Личностные результаты:

  • овладение на уровне общего образования с законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметными результатами освоения программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;

  • называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий, описывать представления древних людей и современных людей о Земле;

  • показывать на карте материки и наиболее крупные географические объекты;

  • называть ярких представителей растительного и животного мира.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами изучения курса «Введение в географию» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Формирование ИКТ-компетенции обучающихся:

  • умение использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:

  • умение планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, адекватные методы и приёмы;

  • отличать факты от суждений, мнений, оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом:

  • умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу;

  • находить в тексте требуемую информацию.




















Содержание учебного предмета

Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы: География как наука. Предмет географии.

Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний. Учебные понятия: География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Тема 2 «Земля и ее изображение» (5 часов)

Содержание темы: Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли, Опыт Эратосфена. Формы, размеры и движения Земли. Глобус - модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия: Плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Тема 3. История географических открытий (12 часов)

Содержание темы: Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон- Тики». Плавание финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь, деятельность Христофора Колумба, Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.

Учебные понятия: Путешествия, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.

Тема 4. Путешествие по планете Земля (10 часов)

Содержание темы: Мировой океан и его части, Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.

Учебные понятия: Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Тема 5. Природа Земли (4 часа)

Содержание темы: Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия: Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.







Тематическое планирование


№ урока

Наименование раздела, темы

Дата

планируемая

Дата

фактическая

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)


Наука география




1

Что такое география? Пр. раб. №1 «Составление схемы наук о природе».


Раскрывать значение терминов география знать персоналии - Эратосфен, Генри Стенли;

уметь организовывать наблюдения за погодой

2

Методы географических исследований. Пр. раб. №2 «Составление описания учебного кабинета географии».



Комментировать и формулировать понятия: методы географических исследований: описательный, картографический, космические методы;

уметь организовывать наблюдения за погодой.


Земля и ее изображение




3

От плоской Земли к земному шару. Пр. раб №3 «Организация наблюдений за погодой».


Уметь давать определение понятиям плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, уметь организовывать наблюдения за погодой

4

Форма, размеры и движение Земли.


Уметь давать определение понятиям с и давать комментарии явлениям суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли; уметь организовывать наблюдения за погодой

5

Глобус и карта. Пр. раб. №4 «Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности».


Уметь давать определение понятиям глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности; уметь организовывать наблюдения за погодой.

6

Ориентирование на местности. Пр. раб №5 «Определение с помощью компаса сторон горизонта».


Формировать представления об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами. Уметь организовывать наблюдения за погодой.

7

Урок обобщения и контроля по теме «Земля и её изображение».


Формировать навыки и умения обобщений, работы с различными контрольно-измерительными материалами. Уметь организовывать наблюдения за погодой.


История географических открытий




8

По следам путешественников каменного века. Пр. раб №6 «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов».


Формировать представления о возможности совершенствования длительных путешествий в древности; уметь организовывать наблюдения за погодой.

9

Путешественники древности


Формировать представления о возможности совершенствования длительных путешествий в древности; уметь организовывать наблюдение за погодой.

10

Путешествия морских народов.


Формировать представления о возможности совершенствования длительны х путешествий морскими народами; уметь организовывать наблюдение за погодой.

11

Первые европейцы на краю Азии.


Формировать представления о возможности совершенствования длительных путешествий европейцами в Азию; уметь организовывать наблюдение за погодой.

12

Хождение за три моря.


Формировать представления о вкладе русских путешественников в изучение регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина; уметь организовывать наблюдение за погодой.

13

Морской путь в Индию.


Формирование представлений об эпохе великих географических открытий как периоде интенсивного освоения территорий Земли; уметь организовывать наблюдение за погодой.

14

Открытие Америки.


Формировать представления о причинах и следствиях открытия Америки; уметь организовывать наблюдение за погодой.

15

Первое кругосветное плавание.


Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях первого кругосветного путешествия; уметь организовывать наблюдение за погодой.

16

Открытие Южного материка.


Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях открытия Южного материка; уметь организовывать наблюдение за погодой.

17

Поиски Южной земли продолжаются.


Формировать представления о возможности совершенствования и географических следствиях поиска Южной земли; уметь организовывать наблюдение за погодой.

18

Русские путешественники. Пр. раб. №7 Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».


Формировать представления о совершенствовании и географических следствиях открытия северо-западной части Северной Америки русскими путешественниками; уметь организовывать наблюдение за погодой.

19

Вокруг света под русским флагом.


Формировать представления о совершенствовании кругосветного путешествия под русским флагом и открытии ими Антарктиды; уметь организовывать наблюдение за погодой.


Путешествие по планете Земля




20

Мировой океан и его части.


Раскрывать значение терминов, формировать представление о Мировом океане и его составных частях.

21

Значение Мирового океана для природы и человека. Пр. раб. №8 «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли».


Раскрывать значение терминов, формировать представление о живых организмах в Мировом океане и его значении

22

Путешествие по Евразии. Пр. раб. № 9 «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка».


Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка.

23

Путешествие по Африке.


Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка.

24

Путешествие по Северной Америке. Пр. раб. № 10 «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка».


Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы и хозяйственной деятельности населения материка.

25

Путешествие по Южной Америке.


Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Южной Америки.

26

Пр. раб. № 11 «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка».


27

Путешествие по Австралии.


Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Австралии.

28

Путешествие по Антарктиде.


Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении специфики природы и хозяйственной деятельности населения Антарктиды.

29

Урок обобщения и контроля по теме «Путешествие по планете Земля»


Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными КИМ ами


Природа Земли




30

Что такое природа. Пр. раб. №12 «Организация фенологических наблюдений в природе»


Раскрывать значение природы, природных объектов и объектов, созданных человеком.

31

Оболочки Земли


Раскрывать значение оболочек Земли.

32-33

Урок экскурсия

«Природные объекты»


Формировать навыки и умения работы с краеведческим и природным материалами

34

Урок обобщения и контроля за курс 5 класс


См. разделы курса







































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Кабинет географии удовлетворяет следующим требованиям:

  1. В кабинете есть литература:

Болотникова Н. В., Банников С. В., «География. Введение в географию. 5 класс. Рабочая программа. К учебнику Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенского, А. А. Плешакова»

Куренева Т. В., Темников А. Н., «География. 5 класс. Учебное пособие. К учебнику Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенского, А. А. Плешакова»

Молодцов Д. В., «География. Введение в географию. 5 класс. Тетрадь-практикум. К учебнику Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенского, А. А. Плешакова»

Банников С.В., Домогацких Е.М. Контурные карты. География. Начальный курс. 5 класс.

  1. Кабинет географии оснащен мебелью.

  2. Кабинет оснащен специальными средствами обучения:

моделями;

приборами;

коллекциями;

макетами;

картами;

картинами;

таблицами.

  1. В кабинете географии есть экспозиционные материалы.

  2. В кабинете географии средства обучения систематизированы:

по видам (карты, схемы, таблицы и т.п.);

  1. В кабинете находятся раздаточные материалы:

для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы;

для проверки знаний, умений (карточки-задания);

для подготовки опережающих заданий;

атласы;

коллекции минералов и горных пород;

гербарии и т.п.

  1. Кабинет географии отвечает санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.


















Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами освоения выпускниками 5 класса по географии являются:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета

а) Познавательные. Выпускник 5 класса научится:

  • давать определения понятиям;

  • работать с текстом и выделять в нём главное;

  • работать с различными источниками информации;

  • уметь строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

получит возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • структурировать тексты;

  • основам чтения географических карт.

б ) Регулятивные. Выпускник 5 класса научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • планировать пути достижения целей;

  • планировать и организовывать свою учебную деятельность во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми.

получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

в) Коммуникативные. Выпускник 5 класса научится:

  • учитывать разные мнения;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения , прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками ;

  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей,в сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

г) Формирование ИКТ-компетенций. Выпускник 5 класса научится:

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете,

  • строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поисков;

  • создавать текст на русском языке;

  • избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве;

  • отказываться от потребления ненужной информации;

  • формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения.

получит возможность научиться:

  • использовать возможности ИКТ в творческой деятельности;

  • создавать и заполнять различные определители;

  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

д) Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности. Выпускник 5 класса научится:

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

получит возможность на учиться:

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект;

  • использовать свою догадку, озарение, интуицию;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.

е) Стратегия смыслового чтения и работа с текстом. Выпускник 5 класса научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;

  • выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему содержанию текста

получит возможность научиться:

  • анализировать изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения;

  • откликаться на содержание текста.

Предметные результаты

Выпускник 5 класса научится:

  • Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.

  • Распознавать отличия методов географических исследований.

  • Определять форму и размеры Земли

  • Давать определения понятиям: полюс, экватор, ориентирование

  • Объяснять, в каких видах движения участвует Земля

    • Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий

    • Определять причины и следствия географических путешествий и открытий

    • Определять и показывать на карте маршруты путешествий

    • Описывать ход путешествий

    • Выявлять особенности природы разных стран

    • Давать определение понятию «эпоха Великих географических исследований»

    • Выделять, определять и объяснять отличия объектов природы друг от друга.

    • Проводить наблюдения за объектами природы и природными явлениями

    • Определять отличия оболочек Земли.

    • объяснять географические особенности природы Мирового океана

    • давать определение понятий по теме

    • объяснять специфику распределения солености, температуры поверхностных вод

    • анализировать особенности взаимодействия океана и суши

    • определять специфику природы и населения материков.

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

  • работать с различными источниками географической информации и приборами;

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

  • создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.







































Список литературы

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011 - 000 с. (Стандарты второго поколения)

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с. (Стандарты второго поколения)

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. - М.: Просвещение, 2009

  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года «ОБ утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.

  • Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 75 с. (Стандарты второго поколения)

  • Программа курса «География». 5-9 классы/ авт.-сост. Е.М. Домогацких - М.: ООО «Русское слово - учебник» 2012. - 88 с. - (ФГОС. Инновационная школа).

Интернет-ресурсы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт -standart.edu.ru/

  • Федеральный портал «Российское образование». -edu.ru/

  • Российский общеобразовательный портал. -school.edu.ru

  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам. -window.edu.ru

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. -school-collection.edu.ru

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - fcior.edu.ru/

  • Федеральный институт педагогических измерений. -fipi.ru/


© 2010-2022