Рабочая программа География 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОСТЕПНОВСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО:

на заседании методического объединения естественно-научного цикла МОУ «Новостепновская школа»

Протокол № 1

от 27. 08. 2015г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МОУ «Новостепновская школа»

_____________Т.В.Яковлева

27. 08. 2015г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ «Новостепновская школа»

_____________И.А.Леваньков

Приказ №189/01-03/а от 28. 08. 2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОГРАФИИ

базовый уровень изучения предмета

8 КЛАСС

2015-2016 учебный год



Составитель:

учитель географии

Яненко Виктор Фёдорович




с. Новостепное, 2015г.

Пояснительная записка


  1. Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения).

• Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).- М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения).

• Примерные программы по учебным предметам. География. 6-10 классы: проект.- 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2012. - (Стандарты второго поколения).

• Примерные программы по учебным предметам. География: 6-9 классы : Естественнонаучные дисциплины. География. Методические пособия. Программы.

• Приказ Минобразования России «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования». Федеральный перечень учебников на 2015 - 2016 учебный год, представлен на странице сайта Министерства образования и науки РФ mon.gov.ru

Рабочая программа по географии построена на основе линии учебно-методических комплектов «полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева, соответствует требованиям к освоению основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности учащихся.

Содержание программы направлено на развитие и формирование универсальных учебных действий, а так же на духовно-нравственное развитие и воспитания личности.

География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно - общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся :

- комплексного представления о географической среде как о среде (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующих и развивающихся по определенным законам;

-умение ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств( план ,карта и т. д.),а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими ,экологическими ,демографическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- предпрофильной ориентации.

География в основной школе формирует у обучающих систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства ,об особенностях и о динамики главных природных ,экологических ,социально- экономических ,политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания ,о географических подходах к устойчивому развитию территории.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главная цель данного курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны и ее многообразие и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны.

Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Уровень рабочей программы: базовый

Режим занятий: по четвертям.

Структура данной программы состоит из следующих частей:

«Пояснительная записка», «Учебно-тематический план», «Содержание тем учебного курса», «Календарно-тематическое планирование», «Литература и средства обучения»

Место предмета в базисном учебном плане

На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов, 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), ИКТ.

Требования к уровню подготовки

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:


1) знать / понимать:

  • географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;

  • положение России на карте часовых поясов;


  • административно-территориальное деление России;

  • историю формирования и заселения территории России;

  • вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

  • численность, плотность и воспроизводство населения России;

  • особенности естественного движения населения;

  • основные направления миграций;

  • состав трудовых ресурсов;

  • национальный и религиозный состав населения России;

  • особенности размещения населения;

  • типы поселений;

  • связь рельефа с тектоническим строением;

  • закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

  • факторы, определяющие особенности климата России;

  • основные климатические пояса и типы климата России;

  • влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;

  • меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

  • особенности морей, омывающих берега России;

  • ресурсы морей и их использование человеком;

  • крупнейшие речные системы и озера страны;

  • границу распространения многолетней мерзлоты;

  • меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

  • основные типы почв, их размещение по территории страны;

  • особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

  • состав и структуру хозяйства России;

  • основные факторы размещения отраслей хозяйства;

  • важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;

  • главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;

  • главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);

  • изменения в экономике России и своей области;

  • природные зоны России;

  • особенности природно-хозяйственных зон;

  • влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;


  • пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

  • что такое территориальная организация общества;

  • что такое Всемирное наследие;

  • объекты Всемирного природного и культурного наследия России;

  • что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;


  • 2) уметь:

  • характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);

  • определять поясное время;

  • определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;

  • использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;

  • устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;

  • пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;

  • анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

  • устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;

  • анализировать статистические показатели развития хозяйства России;

  • анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;

  • составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;

  • объяснять структуру экспорта и импорта в России;

  • устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;

  • отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;


  • 3)оценивать:

  • географическое положение России, своей области (республики, края);

  • природно-ресурсный потенциал страны;

  • климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности;

  • влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;

  • тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;

  • современные проблемы России.



Результаты освоения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  • работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  • самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;.

  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  • давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;


  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  • преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.


Содержание тем учебного курса

8 класс

Тема 1. Россия в мире (5ч)

Мы и наша страна на карте мира. Как ориентироваться по карте России. Наша страна на карте часовых поясов. Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы - Ермак, И. Москвин, С. Дежнёв, в. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров. С. Крашенинников. Наше национальное богатство и наследие.

Практические работы: 1. Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение России.

2. Решение задач по определению поясного времени для различных регионов России.

Тема 2. Россияне (10 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост - проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.


Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.


Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.


«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.


Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.


Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия - многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.


Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.


Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.


Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Практические работы: 3. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения России, особенностей его национального состава и урбанизации.

Тема 3. Природа (19 ч)

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.


Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Практические работы: 4.Нанесение на контурную карту основных форм рельефа страны.

5. Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
Россия - морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов - Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.


Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - Решаем проблему: преобразование рек.

Практические работы: 6. Нанесение на контурную карту основных рек и озёр страны. Решение задач на определение основных показателей реки.

Почва - особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (11ч)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.


Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.


Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия - лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи - главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.


Практические работы: 7. Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон страны.

.

Тема 5. Хозяйство (23 ч)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.


Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».


Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.


Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.

Практические работы: 8. Нанесение на контурную карту основных районов добычи угля, нефти и природного газа.


Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Практические работы :

9. Обозначение на контурной карте главных металлургических районов и центров, месторождений руд черных и цветных металлов.

Машиностроение - ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Практические работы: 10. Определение основных районов и факторов размещения отраслей машиностроения России.


Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.
Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.
Сельское хозяйство - важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.


Животноводство. Особенности животноводства России.


Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.


Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.



Транспорт - «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия - страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.

Практические работы: 11. Определение особенностей, преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России.

Повторение (2ч)


Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - Особенности развития сферы услуг своей местности.





Тематический план

№ темы

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практические работы

Тема 1.

Россия в мире

5


2

Тема 2.

Россияне

10

1

1

Тема 3.

Природа

19


3

Тема 4.

Природно-хозяйственные зоны

10


1

Тема 5.

Хозяйство

23

1

4

Повторение

-

2

-

-

Итого:

70

2

11


Календарно-тематическое планирование уроков географии 8 класс


№ п/п

Дата

Тема урока

Практическая

часть


Содержание


Деятельность

обучающихся


Оборудование

Д/З


План

Факт

Тема 1. Россия в мире (5 ч)


1

Мы и наша страна на карте мира.

Практическая работа № 1. Нанесение на контурную карту объектов, характеризующих географическое положение России.

Россия на карте мира, уникальность географического положения России, площадь территории России, крайние точки, место России среди других стран мира, место России в Европе и Азии, госу- дарственная граница России.

Выявлять особенности географического положения России; наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России; сравнивать географическое положение, размеры государственной территории России и других стран; выявлять зависимость между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения её территории; определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам и наносить их на контурную карту; сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяжённости и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами.

Физ.карта России; физ. карта мира; полит.карта мира.

§ 1

2

Учимся с «Полярной звездой». Есть ли страны холоднее, чем Россия

Наша страна на карте часовых поясов

Практическая работа № 2. Решение задач по определению поясного времени для различных регионов России.

Северное положение России, удалённость территории России от незамерзающих морей, влияние географического положения России на жизнь и хозяйственную деятельность её населения.

Часовые пояса, местное солнечное время, поясное время, декретное время, летнее время, линия перемены дат..

Выявлять влияние географического положения России на климат и жизнь россиян; сравнивать географическое положение своего района с более северными и более южными районами-соседями; оценивать выгоды географического положения России с учётом её северного положения; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Определять положение России на карте часовых поясов; определять поясное время для разных городов России по карте часовых поя- сов; определять разницу между временем данного часового пояса и московским временем; объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей.

Физ.карта России; физ. карта мира. Карта часовых поясов мира; карта часовый поясов России; карта полушарий.

§ 2

3

Как ориентироваться по карте России.

Ориентирование по карте России, районирование, географический район, природные и экономические районы, административно-территориальное деление России.

Ориентироваться по карте относительно крупных природных объектов и объектов, созданных человеком; выявлять специфику разных видов районирования: географического, природного, экономического и административно-территориального деления РФ; определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ; определять по карте состав и границы федеральных округов; наносить на контурную карту субъекты РФ, их столицы и административные центры; обозначать на контурной карте границы федеральных округов, подписывать их названия и центры; сопоставлять информацию из разных источников.

Карты природных зон России. Федералього устройства России.

§ 4

4

Формирование территории России

Формирование и заселение территории России; вклад исследователей, путешественников в освоение территории России, русские первопроходцы - Ермак, И. Москвитин, С. Дежнёв, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников. -

Выявлять особенности формирования государственной территории России, её за- селения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах; выявлять зависимость между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями её заселения и хозяйственного освоения.

Таблица «Формирование территории России»; портреты исследователей, путешественников, русских первопроходцев.

§ 5

5

Наше национальное богатство и наследие

Национальное богатство, при- родные ресурсы, Всемирное природное и культурное наследие Деятельность обучающихся: оценивать национальное богатство страны и её природно-ресурсный капитал; наносить на контурную карту объекты природного и культурного наследия России; характеризовать объекты природного и культурного наследия страны (по выбору).

Оценивать национальное богатство страны и её природно-ресурсный капитал; наносить на контурную карту объекты природного и культурного наследия России; характеризовать объекты природного и культурного наследия страны (по выбору).

Схема «Основные виды природных ресурсов»; таблица «Доля и место России в мире по запасам и добыче отдельных видов мин. сырья»; карта « Тектоника и полезные ископаемые России»; транспарант «Природное и культурное наследие России».

§ 6

Тема 2. Россияне (10 ч)

6

Численность населения

Численность населения, естественный прирост, темпы роста численности населения, демографический кризис, демографические потери, демографические проблемы и их решение.

Определять место России в мире по численности населения на основе анализа статистических данных; определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны, в своём регионе по статистическим данным; анализировать график рождаемости и смертности населения России в ХХ в прогнозировать темпы роста населения России и её отдельных территорий на основе статистических данных.

Карта население России; диаграмма «Темпы роста численности населения России», график рождаемости и смертности населения России в ХХ в -XXIв.; статист. данные.

§ 7

7

Воспроизводство населения

Воспроизводство населения, отрицательный естественный прирост - проблема для России, типы воспроизводства: архетип, традиционный и современный.

Сравнивать особенности различных типов воспроизводства населения: традиционного и современного; сравнивать показатели воспроизводства населения в разных регионах России по статистическим данным; сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями воспроизводства населения других стран мира.

Таблицы ; схемы; статист. данные.

§ 8

8

Наш «демографический» портрет

Практическая работа №3. Определение по картам и статистическим материалам закономерностей изменения численности населения России, особенности его национального состава и урбанизации .

Демографическая ситуация, половозрастная структура населения России, ожидаемая продолжительность жизни населения

Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов; определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным; подготавливать и обсуждать презентации о факторах, влияющих на среднюю прогнозируемую продолжительность жизни; сравнивать среднюю прогнозируемую продолжительность жизни мужчин и женщин в России и в других странах по статистическим данным.

Половозрастная пирамида России; таблицы; статист. данные.

§ 9

9

Учимся с «Полярной звездой»

.Сравнение половозрастных пирамид регионов России.

Демографическая ситуация, половозрастная структура населения некоторых регионов России, динамика городского и сельского населения по ос- новным возрастным группам за определённый период..

Сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды разных регионов России и своего региона; анализировать таблицу динамики городского и сельского населения по основным возрастным группам.

Половозрастные пирамиды регионов России; статистич. данные.

§ 10

10

Мозаика народов

Этнос, этническая территория, этническая структура населения регионов России, Россия - многонациональное государство, национальный состав, языковая семья, языковая группа, значение русского язы- ка для народов России, религии России.

Определять по статистическим данным крупнейшие по численности народы России; определять по карте особенности размещения народов России и сопоставлять географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ; определять основные языковые семьи (индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская) и группы народов России.

Карта народов России; карта религии мира.

§ 11

11

Размещение населения

Размещение населения, зона очагового заселения, зона сплошного заселения, главная полоса расселения, плотность населения России, роль крупных городов в размещении населения.

Выявлять факторы, влияющие на размещение населения России; выявлять по картам закономерности размещения населения России; анализировать карту плотности населения; сопоставлять показатели плотности населения своего региона с показателями плотности населения других регионов России.

Карта плотность населения России; график « Изменение численности населения России.

§ 12

12

Города и сельские поселения. Урбанизация

Городские и сельские поселения, урбанизация, влияние урбанизации на окружающую среду, городская агломерация, функции сельской местности.

Определять типы поселений России и своего региона; характеризовать различия городского и сельского образа жизни; определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным; выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным; наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации России; определять типы сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны.

Схема «Функции и людность городов»; видеофильм «Крупнейшие агломерации России»; статистич. данные.

§ 13

13

Миграция населения

Миграции населения, причины и виды миграций, основные направления миграций, влияние миграций на изменение численности населения, мигранты.

Определять типы и причины внутренних и внешних миграций; подготавливать и обсуждать презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России; определять территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным; выявлять на основе анализа карты влияние миграций на изменение численности населения регионов России.

Схема «Основные виды миграций;статист.данные.

§ 14

14

Россияне на рынках труда

Рынок труда, трудоспособный возраст, трудовые ресурсы, экономически активное население, безработица, география безработицы, зависимость безработицы от структуры хозяйства, трудовые ресурсы и рынок труда своего края, человеческий капитал.

Сравнивать по статистическим данным численность трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах мира; выявлять особенности рынка труда своего места проживания.

Статист.данные;диаграмма «Состав трудовых ресурсов России ».

§ 15

15

Обобщающий урок по темам: «Россия в мире. «Россияне».

Контрольная работа№1

Выявление имеющихся знаний.

Умение работать самостоятельно.



Тема 3. Природа (18 ч)

16

История развития земной коры

История развития земной коры, геологическое летосчисление, геохронологическая таблица, эры - архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская, эпохи складчатости, геологи- ческая карта.

Определять основные этапы формирования земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице; определять по карте возраст наиболее древних участков на территории России; определять по карте, в какие эпохи складчатости возникли горы России.

Тектоническая карта России; геохронологичес-кая таблица,

§ 16

17

Рельеф: тектоническая основа

Платформа, геосинклиналь, щит, плита, тектоническая структура, связь рельефа с тектоническим строением территории.

Определять особенности рельефа России по физической карте; наносить на контурную карту основные формы рельефа страны; определять основные тектонические структуры на территории страны по тектонической карте России; выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по физической и тек- тонической картам.

Физ.карта России; тектоническая карта России.

§ 17

18

Рельеф: скульптура поверхности

Практическая работа № 4. Нанесение на контурную карту основных форм рельефа

Скульптура поверхности; влияние внешних и внутренних сил на рельеф России; физическое, органическое; деятельность ветра, текучих вод, ледника; влияние много- летней мерзлоты на формирование рельефа; влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

Выявлять внешние и внутренние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны; определять по карте основные центры оледенений, районы распространения многолетней мерзлоты; объяснять влияние человеческой деятельности на рельеф;

Физ. карта России

§ 18

19

Ресурсы земной коры

Минеральные ресурсы, стихийные природные явления, связанные с земной корой.

Выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сопоставления физической карты России и карты строения земной коры; наносить на контурную карту месторождения полезных ископаемых; определять территории распространения стихийных природных явлений по физической и тематической картам.

Транспарант « Образование и залегание полезных ископаемых» ,карта тектоника и полезные ископаемые.

§ 19

20

Учимся с «Полярной звездой». Систематизация информации о полезных ископаемых России.

Практическая работа № 5. Определение зависимости между строением, рельефом и полезными ископаемыми.

Полезные ископаемые, основные районы и месторождения полезных ископаемых.

Анализировать и систематизировать информацию о полезных ископаемых России; подготавливать материалы (презентацию, сообщение 65 или доклад, аналитическую справку и т. д.) о полезных ископаемых России и проблемах их рационального использования; принимать участие в обсуждении результатов.

Карта тектоника и полезные ископаемые.

§20

Обобщающий урок теме

« Рельеф».

Индивидуальные дифференциальные задания.

Уметь характеризовать природу России

21

Солнечная радиация

Солнечная радиация и её виды, суммарная солнечная радиация, радиационный баланс, изменение солнечной радиации по сезонам года.

Выявлять факторы, определяющие климат России; выявлять закономерности распределения солнечной радиации по территории России; определять по карте количество суммарной солнечной ра- диации и радиационного баланса для разных районов и городов России; анализировать карту «Высота Солнца над горизонтом на разных широтах»; объяснять изменение количества солнечной радиации в зависимости от географической широты и сезонов года.

Карта «Высота Солнца над горизонтом на разных широтах»;

§ 21

22

Атмосферная циркуляция

Воздушные массы, господствующие над территорией России, западный перенос воздушных масс, влияние соседних тер- риторий на климат России, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Выявлять типы воздушных масс, влияющих на климат России; наблюдать за изменениями воздушных масс в своём регионе (своей местности); объяснять влияние соседних территорий на климат России; объяснять причинно-следственные связи возникновения циклонов и антициклонов;

Климат. карта России;Транспарант «Влияние соседних территорий на климат России», схема «Циклон иантициклон».

§ 22

23

Зима и лето в нашей северной стране

Влияние на климат России её географического положения, зональность климата, распре- деление температуры воздуха и осадков

Раскрывать влияние географического положения и морских течений на климат России; определять по картам климатические показатели .Признаки погоды Циклональная облачная, с осадками, прохладная летом, тёплая зимой Антициклональная безветренная, без осадков, ясная, жаркая летом, холодная (морозная) зимой. Определять по синоптической карте особенности погоды для разных населённых пунктов.

Климат.карта Росии; синоптическая карта

§ 23

24

Учимся с «Полярной звездой». Оцениваем климатические условия России на основе различных источников информации.

Климатические пояса и типы климата России, климатические особенности России, карта климатических поясов и областей России, климатическая диаграмма.

Анализировать карту климатических поясов и областей России, климатодиаграммы для разных населённых пунктов России; выявлять закономерности распределения климатических показателей в зависимости от климатических поясов; определять по карте районы распространения разных типов климата на территории страны; составлять характеристику одной из климатических областей по плану; анализировать график годовых амплитуд температуры воздуха.

Климат. карта России; климатодиаграммы; график годовых амплитуд темпер. Воздуха в Северной Евразии на 52-53 с.ш.;таблица «Климат. пояса итипы климата России».

25

Как мы живем и работаем в нашем климате

Комфортность климата, влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека, влияние климата на сельское хозяйство, агроклиматические ресурсы, коэффициент увлажнения, неблагоприятные климатические явления.

Оценивать климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения; выявлять по карте «Влияние природных условий на жизнь человека» территории с наиболее и наименее благоприятными для проживания людей условиями; определять особенности климата своего региона и способы адаптации человека к данным климатическим условиям; определять коэффициент увлажнения для различных территорий России; выявлять особенности неблагоприятных климатических явлений.

Климат. карта России;

§ 25

26

Наши моря

Особенности российских морей, моря бассейнов Атлантического, Тихого, Северного Ледовитого океанов; ресурсы морей и их использование человеком, экологические проблемы морей.

Выявлять особенности морей России; наносить на контурную карту моря, омывающие берега России, Северный морской путь, крупные порты; составлять описание моря по плану; сравнивать моря на основе физической карты.

Физ. карта России; схема «Ресурсы моря».

§ 26

27

Наши реки

Расход воды, годовой сток, падение реки, уклон реки, использование рек в хозяйственной деятельности, охрана речных вод.

Определять состав внутренних вод на территории страны; определять типы питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам; выявлять зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом по тематическим картам; составлять описание одной из рек по типовому плану; определять падение и уклон рек России (по выбору).

Физ. карта России ; видеофильм «Реки России».

§ 27

28

Наши реки.

Практическая работа № 6. Нанесение на контурную карту основных рек и озер страны. Решение задач на определение основных показателей реки.

Расход воды, годовой сток, падение реки, уклон реки, использование рек в хозяйственной деятельности, охрана речных вод.

Определять состав внутренних вод на территории страны; определять типы питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам; выявлять зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом по тематическим картам; составлять описание одной из рек по типовому плану; определять падение и уклон рек России (по выбору).

Физ. карта России

§ 27

29

Где спрятана вода

Озёра, крупнейшие озёра России, типы озёр, болота, верховые и низинные болота, подземные воды, артезианский бассейн, ледники, охрана водных ресурсов

Определять типы озёр по происхождению озёрных котловин, солёности, размерам; наносить на контурную карту крупные озёра России; определять по физической и тематическим картам и наносить на контурную карту основные районы распространения болот, горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты; составлять описание одного из наиболее крупных озёр по плану.

Физ. карта России; таблица «Типы озёр по происхождению озёрных котловин»; видеофильм «Озеро Байкал»

§ 28

30

Водные дороги и перекрестки

Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей, единая глубоководная система, каналы, морские пути, торговые пути, морские и речные порты России.

Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий определять особенности использования внутренних вод своего региона; определять пути охраны и рационального использования водных ресурсов; наносить на контурную карту крупнейшие морские и речные порты России.

Физ. карта России ;схема «Использование рек человеком»; видеофильм «Крупнейшие реки Азиатской России».

§ 29

31

Учимся с «Полярной звездой». Решаем проблему преобразования рек.

Решение проблемы преобразования рек.

Систематизировать информацию о преобразовании рек человеком; устанавливать причинно-следственные связи.

Физ. карта России

§ 30

32

Почва - особое природное тело. Строение почвы

Строение почвы (почвенный профиль), почвенный горизонт, механический состав и структура почвы.

Зональные типы почв и закономерности определять механический состав и структуру почв, их различия; выделять на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы, их особенности; выявлять основные факторы почвообразования; определять по тематической карте главные их распространения на территории страны; наносить на контурную карту основные типы почв России.

Карта почв России;транспарант «Почвенный профиль», слайды « Типы почв России».

§ 31

33

Почва - особое природное тело

Типы почв.

Наносить на контурную карту основные типы почв России.

Карта почв России

§ 31, стр. 123-125

34

Обобщающий урок по теме:

«Внутренние воды и моря. Почвы»

Тематический контроль

Выявление имеющихся знаний.

Умение работать самостоятельно.

Физ.карта России; почвенная карта мира.

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (10 ч)

35

Северные безлесные зоны


Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесотундры, занятия населения в зоне тундры.

Выявлять особенности географического положения, климата, растительного и животного мира, занятий населения природных зон; на- носить на контурную карту границы природных зон; сравнивать географическое положение разных природных зон; выявлять взаимозависимости между компонентами природы в природных зонах на основе анализа физической кар- ты, карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах с составлением характеристики одной из природных зон по типовому плану; определять особенности распространения антропогенных ландшафтов и выявлять экологические проблемы зон, связанных с основными видами хозяйственной деятельности.

Карта природные зоны мира; видеофильм «Тундра»; слайды «Органический мир арктич. пустынь, тундры, з лесотундры».

§ 32

36

Северные безлесные зоны

Урок повторения и закрепления знаний.

37

Лесные зоны

Лесные зоны - зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, особенности таёжной зоны, занятия населения, особенности зоны смешанных и широколиственных лесов, охрана лесных ресурсов России.

давать описание тайги, сравнивать таёжную зону с зоной смешанных и широколиственных лесов; выявлять взаимозависимость между компонентами природы внутри природных зон на основе анализа физической карты и карт компонентов природы.

Карта природные зоны мира; видеофильм «Лесные зоны»; слайды «Органический мир лесной зоны».

§ 33

38

Лесные зоны

Урок повторения и закрепления знаний.


39

Степи и лесостепи

Лесостепи и степи, особенности лесостепной и степной зон, лесостепи и степи - главный сельскохозяйственный район страны

Сравнивать географическое положение степи и лесостепи; наносить на контурную карту границы природных зон; выявлять причинно- следственные связи между географическим положением, особенностями климата, растительным и животным ми- ром; раскрывать особенности ведения сельского хозяйства в степи; давать оценку чернозёмам.

Карта природные зоны мира; видеофильм «Степи и лесостепи »; слайды «Органический мир лесостепной и степной зоны».

§ 34

40

Степи и лесостепи

Урок повторения и закрепления знаний.


41

Южные безлесные зоны

Полупустыня, пустыня, занятия жителей полупустынь, оазис.

Определять географическое положение зоны полупустынь и пустынь; раскрывать особенности природы полупустынной и пустынной зон; характеризовать занятия жителей полупустынь; давать оценку Волго-Ахтубинской пойме - оазису полупустынной и пустынной зон.

Карта природные зоны мира; видеофильм «Пустыня и полупустыня »; слайды «Органический мир пустынь и полупустынь».

§ 35

42

Южные безлесные зоны

Урок повторения и закрепления знаний

43

Субтропики. Высотная поясность в горах

Практическая работа № 7. Составление сравнительной характеристики двух природно-хозяйственных зон страны

Субтропики, высотная поясность, особенности жизни и хозяйства в горах.

Определять географическое положение зоны субтропиков; выявлять особенности климата, растительного и животного мира зоны субтропиков; определять степень освоенности зоны; давать характеристику высотной поясности; определять особенности жизни и хозяйства в горах; анализировать физическую карту и карты компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных при- родных зонах.

Карта природные зоны мира.

§ 36

44

Учимся с «Полярной звездой». Сравниваем, моделируем и выбираем: природные зоны для жизни и деятельности человека.

Природно-хозяйственные зоны России, образ жизни и деятельности человека в природно- хозяйственных зонах.

Сопоставлять карту природно-хозяйственных зон и график «Смена природных зон с севера на юг»; сравнивать природно-хозяйственные зоны России; составлять характеристику природно-хозяйственной зоны по плану; сопоставлять карты природно-хозяйственных зон и плотности населения, делать выводы; анализировать карту «Зональная специализация сельского хозяйства.

Карта природно-хозяйственных зон ; график «Смена природных зон с севера на юг»; карт «Зональная специализация сельского хозяйства».

§ 37

45

Обобщающий урок по теме «Природно-хозяйственные зоны».

Комплексные задания.

Выявление имеющихся знаний.

Умение работать самостоятельно.

Карта природные зоны мира.

Тема 5. Хозяйство (23 ч)

46

Развитие хозяйства

Хозяйство (экономика); отрас- левая, функциональная и территориальная структура хозяйства; секторы экономики.

Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства Рос- сии, определять их различия; формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от отраслевой и функциональной структуры хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира; выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт.

Схемы «Факторы размещения производства», «Секторы экономики»; таблица «Циклы Кондратьева».

§ 38

47

Особенности экономики России

Национальная экономика, структура экономики России.

Выделять особенности национальной экономики; выделять особенности, структуру и циклы в развитии хозяйства своего региона; сравнивать структуру экономики России и других стран; давать исторический анализ факторов развития экономики страны; обсуждать благоприятные и негативные факторы, влияющие на развитие экономики

Схема «Структура экономики России»; диаграммы; статист. данные.

§ 39

48

Учимся с «Полярной звездой».

Реализуем проект.

Подготовка и реализация проекта, направленного на развитие ценностных ориентиров, посвящённых настоящему и будущему России.

Осуществлять выбор темы доклада, исходя из содержания; использовать картографический материал для подготовки доклада; использовать географические знания и свой опыт при подготовке доклада

§ 40

49

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность

Практическая работа № 8. Нанесение на контурную карту основных районов добычи угля, нефти и природного газа.

Топливно-энергетический ком- плекс, топливно-энергетический баланс, межотраслевой комплекс, угольная промышленность, главные угольные бассейны страны. «

Анализировать схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними; устанавливать экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей - на западе; высказывать мнение о воздействии ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по её охране; проводить сопоставительный анализ величины добычи угля в основных угольных бассейнах на основе статистических материалов и карт;

Схема «Состав топливно-энергетического комплекса»; карта угольной промышленности России; статист. данные.

§ 41

50

Нефтяная промышленность

Нефтяная промышленность, особенности размещения нефтяной промышленности, ос- новные районы нефтедобычи и нефтепереработки, экологические проблемы

Наносить на контурную карту основные районы добычи нефти; сопоставлять карту нефтяной промышленности с картой плотности населения, формулировать выводы; составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов (месторождений) по картам и статистическим материалам; систематизировать знания об экологических проблемах нефтяной промышленности.

карта нефтяной промышленности России; статист. данные; схема «Нефть: от сырья к готовому продукту».

§ 42

51

Газовая промышленность

Газовая промышленность, ос- новные и перспективные районы добычи газа.

Наносить на контурную карту основные разрабатываемые месторождения га- за; сопоставлять карту газовой промышленности с картой плотности населения, формулировать выводы; составлять характеристику одного из газовых месторождений по кар- там и статистическим материалам.

карта газовой промышленности России; статист. данные; продукту».

§ 43

52

Электроэнергети-ка

Электроэнергетика, типы электростанций, энергосистема, размещение электростанций по территории страны, проблемы и перспективы электро- энергетики, основные источники загрязнения окружающей среды.

Составлять и анализировать таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации (преимущества, недостатки), строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии»; выявлять причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС.

Таблиц «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации (преимущества, недостатки), строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии»;

§ 44

53

Чёрная металлургия

Практическая работа №9. Обозначение на контурной карте главных металлургических районов и центров, месторождений руд черных и цветных металлов

Металлургический комплекс, чёрная металлургия, металлургический комбинат.

Сопоставлять по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии; формулировать главные факторы размещения предприятий чёрной металлургии; приводить примеры (с использованием карт атласа) различных вариантов размещения предприятий чёрной металлургии.

Карта металлургии России; статист данные

§ 45

54

Цветная металлургия

Цветная металлургия, особен- ности цветной металлургии.

Сопоставлять по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии; выявлять главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжёлых металлов; сопоставлять карты «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливать главный фактор размещения крупнейших центров алюминиевого производства.

Карта металлургии России; статист данные; схемы «Цветные металлы», «Добыча бокситов и выплавка алюминия в мире .»

§ 46

55

Машиностроение

Практическая работа № 10. Определение основных районов и факторов размещения отраслей машинострое-ния России

Машиностроение, отрасли машиностроения, факторы размещения машиностроения, специализация, кооперирование.

Формулировать причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны; составлять схему связей автомобильного завода с другими предприятиями; анализировать карту основных центров автомобилестроения.

Схемы «Основные отрасли машиностроения», «Факторы размещения машиностроения», карта машиностроения России.

§ 47

56

Химическая промышленность

Химическая промышленность, горно-химическая отрасль, основная химия, химия орга- нического синтеза.

Выявлять роль химической промышленности и её важнейших отраслей в хозяйстве страны; приводить примеры изделий химического производства и называть отрасль, их изготовившую; приводить примеры негативного влияния химических производств на природу и здоровье человека.

Схемы «Отрасли с широким применением хим. технологий», «Отраслевой состав хим. пром.»

§ 48

57

Лесопромышленный комплекс

Лесопромышленный комплекс, лесозаготовка, механическая обработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность.

анализировать текст и диаграммы, объясняющие особенности лесопромышленного комплекса; определять отраслевой состав комплекса; выявлять по карте районы лесозаготовок и переработки древесины; характеризовать проблемы лесопромышленного комплекса.

Диаграмма «Площадь лесов отдельных стран» ,Схема «Отраслевой состав лесопром. комплекса»

§ 49

58

Обобщающий урок по теме «Отрасли промышленности».

Фронтальный опрос.

Выявление имеющихся знаний.

Умение работать самостоятельно.

59

Сельское хозяйство. Растениеводство

Сельское хозяйство, растениеводство, сельскохозяйственные угодья, зерновые и технические культуры.

Анализировать схему «Отрасли сельского хозяйства»; проводить сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных уго- дий России с земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями других стран (регионов), комментировать полученные результаты; формулировать существенные черты отличия сельского хозяйства от других отраслей экономики.

Схема «Отрасли сельского хозяйства»;карта с/х России; диаграммы ; статистич. данные.

§ 50

60

Сельское хозяйство. Животноводство

Животноводство, особенности животноводства России, отрасли животноводства - скотоводство, свиноводство, овцеводство.

Определять по картам и эколого-климатическим показателям основные районы животноводства; наносить на контурную карту основные животноводческие районы; сравнивать показатели сельскохозяйственного производства в России и некоторых других странах.

§ 51

61

Учимся с «Полярной звездой». Планируем деятельность, работаем с информацией.

Агропромышленный комплекс, состав АПК, взаимосвязь отраслей АПК, проблемы АПК, АПК своего района, пищевая и лёгкая промышленность.

Составлять и анализировать схему «Структура АПК»; выявлять и объяснять значение каждого звена АПК, их взаимосвязь; устанавливать долю пищевой и лёгкой промышленности в общем объёме промышленного производства на основе статистических данных.

Схема «Структура АПК»;карты пищевой и лёгкой пром.

§ 53

62

Транспортная инфраструктура

Инфраструктурный комплекс, транспорт: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный; грузооборот, пассажирооборот.

Характеризовать инфраструктуру, определять значимость транспорта; сравнивать различные виды транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных; выявлять преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта; устанавливать по картам причины ведущей роли железнодорожного транс- порта в России.

Карта транспора России;схемы «Инфраструктурный комплекс», « Основные виды транспорта»

§ 54

63

Транспортная инфраструктура

Практическая работа № 11. Определение особенностей преимуществ и недостатков одного из видов транспорта России

Транспорт: речной, морской, авиационный; транспортный узел; транспортная маги- страль, транспортная система.

Выявлять особенности, преимущества и недостатки речного и морского транспорта; устанавливать по картам роль отдельных речных и морских бассейнов в работе транспорта; определять по материалам параграфа преимущества и недостатки авиационного транспорта; определять по статистическим данным долю авиационного транспорта в транспортной работе; составлять характеристику одного из видов транспорта по плану.

Статист.данные ; таблицы ; карта транспорт России.

64

Социальная инфраструктура

Социальная инфраструктура, территориальная организация сферы услуг.

Выявлять роль сферы услуг в социальной инфраструктуре; оценивать степень её развития; характеризовать состав сферы услуг и виды услуг; объяснять территориальную организацию сферы услуг.

Схема «Структура сферы услуг».

§ 55

65

Учимся с «Полярной звездой».

Изучаем сферу услуг своего района.

Изучение сферы услуг своего района

Характеризовать особенности размещения и взаимосвязь предприятий сферы услуг своего региона; высказывать предложения по улучшению качества обслуживания в своём регионе; оценивать степень доступности сферы услуг своего района.

Статист. данные.

§ 56

66

Информационная инфраструктура

Информация и связь, информационная инфраструктура, информационное пространство, достоверность и качество информации, информационная безопасность.

Выявлять значение информации и связи в современном мире; анализировать способы обеспечения информационной безопасности и вы- сказывать мнение об их надёжности; осознавать понятие «информационное пространство»; характеризовать информационные услуги.

Схема «Информационная инфраструктура».

§ 57

67

Повторение


68

Обобщающий урок по теме: «АПК и сельское хозяйство. Пищевая и лёгкая промышленность. Транспорт. Сфера услуг».

Контрольная работа№2

Выявление имеющихся знаний.

Умение работать самостоятельно

69

Повторение


70

Итоговый урок



Критерии и нормы отметок по географии

Оценивание устного ответа

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

5. Отличное знание географической номенклатуры.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

12. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, значимые в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

7. Не знание географической номенклатуры.

Отметка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся владеют теоретическим материалом, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Отметка «1»

Выставляется в том случае, если задание не выполнено.

Требования к работе в контурных картах:

Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

2. Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой отметки.

Критерии оценки контурных карт.

Отметка «5»

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Отметка «4»

Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

Отметка «3»

Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно.

Отметка «1»

Выставляется в том случае, если работа не выполнена.

Перечень обязательной географической номенклатуры 8 класс

Тема: «Географическое положение»России"

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь

( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский

Литература и средства обучения:

УМК:

  1. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе (DVD)/ - М : Просвещение, 2014. - 255 с. : ил., карт. - (Полярная звезда).

  2. В. В. Николина. География. Мой тренажёр. 8 класс

  3. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 8 класс

  4. Е. Е. Гусева. География.«Конструктор» текущего контроля. 8 класс

  5. В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. География. Рабочие программы. 5-9 классы

  6. В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы

  7. ru.wikipedia.org/wiki

  8. nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

  9. rgo.ru/ - Планета Земля

  10. sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

  11. rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

  12. geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

  13. uroki.net/docgeo.htm - Все для учителя географии

  14. ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_geogr.asp - Виртуальный кабинет «География»

  15. nsportal.ru/shkola/geografiya - Социальная сеть работников образования





© 2010-2022