Экологический праздник «День Земли» (5-11 класс)

Человеку следует напомнить, что род людской один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Развитие его подчинено общим законам. Окружающая среда – дом, в котором мы можем жить. Мы должны знать, как этот дом обустроить. Поэтому экокультура должна стать ведущим компонентом общей культуры человека. Краеведческий принцип, дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать природную действительность. Презентация отражает основную мысль работы устанавливать и развив...
Раздел География
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей № 51









Экологический праздник

« День Земли»

(методические материалы)






Автор: Молвинских Е.Г. учитель

биологии

Суханова М. П., учитель географии






















г. Нижний Тагил

2014 г.


Экологический праздник

22 АПРЕЛЯ. ДЕНЬ ЗЕМЛИ

В 1969 году в Санта-Барбаре (США) произошёл аварийный разлив нефти. Загрязнились пляжи. вода, морские животные и птицы. Это трагическое событие произвело на американцев большое впечатление. Они решили хотя бы раз в году напоминать людям об их отношении к окружающей среде.

С 1970 года 22 апреля в мире отмечают День земли - день активных и практических дел в адрес природы.

Вопросы для обсуждения в классах:

  1. Расскажите, как вы понимаете само слово «Земля», что оно для вас означает, чем является земля для вас и чем вы являетесь для Земли, как участвуете в её жизни.

  2. Каково, по- вашему мнению, состояние Земли сегодня?

  3. Опишите, как видится вам будущее Земли.

  4. Мой подарок Земле: творение добра.

Ответы детей могут быть устными и письменными. На празднике вы сможете обобщить их мнения, представления, суждения о Земле как о планете людей.

В лицеи проводятся конкурсы: плакатов, рисунков, фотографий различной тематики: «Мы живём на Земле». «Планета и космос», «Всё в наших руках», «Экологический инфаркт планеты», уроки-практикумы, НПК и т. д.

Литературно-музыкальная композиция

(открытие праздника «День Земли)

На фоне макета Земли, звучит музыка

1) Небесный свод, горящей славой звёздной

Таинственно глядит из глубины -

И мы плывём, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

2) Воздух - наш отец. Вода - мать. Земля - дом. Роса - национальное сокровище…

3) Настало время осознать каждому, что мы живём в озоновом одуванчике, что наша Земля - одинокий небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от солнца.

4) Недаром люди воспевают красоту земли в стихах, песнях, в живописи.

Звучит, музыка на фоне слайдов зачитываются высказывание знаменитых людей.

Великие о вечном.


  • …Мы все уносимся на одной и той же планете - мы экипаж одного корабля.

( Антуан де Сент-Экзюпери)

  • Нет, моего к тебе пристрастья

Я скрыть не в силах, мать - Земля!

(Ф. Тютчев)

  • Тишина - вот самый большой дефицит на земном шаре.

(В. Солоухин)

  • Земля - это не массивный гигант, а скорее хрупкий ёлочный шарик.

(Д. Дарриус)

  • Любое место на земле, даже пустыня, прекрасна для умеющих видеть.

(В Песков)

  • Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли.

(В. И. Вернадский)


  1. Я - человек! И мне природа покорилась!

Вместе да мы - цари!

2) Мы сотворили чудеса

В искусствах, равно как в науке.

Мы покорили небеса

И атом передали в руки!

3) Конечно, цель всего творения - мы,

Источник знания и прозрения - мы,

Круг мироздания подобен перстню,

Алмаз в том перстне - мы!

Мы - ведущие говорят все вместе.

Звучит музыка, показываются слайды антропогенного воздействия.

4) Мы милости не ждали от природы,

Мы брали их, решая боем спор,

И перед нами расступились воды,

И пятились медвежьи кряжи гор.

1) Владевшая шестью материками,

Природа защищалась до конца….

2) Она лежит сегодня перед Вами!-

Отёчная от дыма и свинца.

Вам было одолеть её непросто,

Но в рукопашной с ней глаз на глаз

Вы проявили силу и упорство…

А где же милосердие у Вас!

3) Птицы и звери, цветы взывают к человечеству: сбереги, сохрани, где стоишь, где живёшь,- на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки! И твоё личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечества, помноженное на миллиарды - охраняемым пространством мира.

Исполняется хореографическая композиция или песня (возможны различные варианты).

4) Человек! Он ведь тоже Природа

Он ведь тоже закат и восход,

И четыре в нём времени года,

И особый в нём музыки ход.

1) И особое таинство цвета.

То с жестоким, то с добрым огнём

Человек - он Зима, или Лето.

Или Осень с грозой и дождём.

2) Всё вместил он в себе: вёрсты и время.

И от атомных бурь он ослеп.

Человек - он и почва, и семя,

И сорняк среди поля, и хлеб.

3) И какая в нём брезжит погода?

Сколько в нём одиночеств и встреч?

Человек - он ведь тоже природа….

Все. Так давайте Природу беречь!

4) Земля - это не массивный гигант, а скорее хрупкий ёлочный шарик. Запомни это!

Познавательный урок игра

( 5-6 классы)

1 задание

Вставьте пропущенные слова

Покидая свой край, наши предки брали с собой горсть земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым существом (она родит из своей материнской утробы, пьёт дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается весной). Люди сравнивали широкие пространства суши с телом, в твёрдых скалах и камнях видели его….., в водах-…, в древесных корнях-…, в травах и растениях-…. . Ответы: кости, кровь, ноги, волосы.

2 задание

Объясните значение слов

Заповедник, заказник, Красная книга, памятник природы, парк природы.

3 задание

По окрестностям города Н - Тагил.

Наш город расположен в долине реки Тагил, среди лесистых холмов и невысоких гор, восточного склона Среднего Урала, примерно в 25-28 км от географической границы между Европой и Азией.

а) Перечислите, какие горы в окрестности города вы знаете?

б) Перечислите, какие притоки реки Тагил вы знаете?

в) Назовите хвойные растения, растущие в наших лесах?

4 задание

Домашнее задание

Придумать сказку, легенду о планете Земля.

Варианты предлагаются:

Планета Земля

Давным-давно жила-была на планете «Зе» маленькая принцесса со своими родителями. Девочка любила цветы, пшеницу, которая колосится на поле и яркое солнце, которое каждый день восходит и заходит. Неподалеку находилась совсем крохотная планета «Мля». На этой планете жил маленький принц со своей семьей. В солнечной системе было положено раз в сто лет собираться всем королям и королевам на одной планете «Нептун». Когда принцесса подросла, как раз прошло сто лет. Она приехала на планету «Нептун» где был большой бал, и тут она увидела того самого принца, который стал уже красивым юношей. Принцесса и принц с первого взгляда влюбились и в этот же день решили сыграть свадьбу. Они поселились на другой планете, которую назвали «Земля». Принц и принцесса жили долго и счастливо. Ту планету, на которой жил раньше принц назвали «Плутоном», потому что она была совсем крохотная, а другую планету, где жила принцесса назвали «Венера» в честь любви принцессы.

С тех пор и говорят, что планета «Венера»-это планета любви.

Краева К. 5 «б» класс

Земля и солнце

В солнечной системе много разных планет, но самая красивая планета Земля. Она была всех умнее и красивее, но Земля не умела танцевать. А во дворце у прекрасного принца Солнца вечером должен состояться бал. Приз получит та планета, которая лучше всех станцует, а Земля очень хотела научиться красиво танцевать и получит приз. Девушка собралась и пошла к своей лучшей подруге Венере, которая умела танцевать очень хорошо. Венера сказала:

«Погляди вокруг, Земля, и танец сразу придет к тебе. Например, посмотри, какие красивые лебеди», - сказала Венера. «Попробуй повторить их движения!» Земля попробовала, но получилось неуклюже.

«Не отчаивайся, у тебя все получится!»-подбадривала Венера. Вскоре Земля танцевала как настоящая принцесса.

«Спасибо тебе Венера» - Сказала Земля и поехала домой. Дома она расшила перьями свое бальное платье, чтобы не забыть, как выглядит лебедь, и поехала на бал. Как только Солнце увидел Землю, он сразу же в нее влюбился и пригласил на танец. Земля танцевала лучше всех. Принц сказал:

«Ты танцуешь красиво, как лебедь. Вот мой приз. Ты согласна быть моей женой?!

Земля очень обрадовалась и согласилась. С тех пор Земля танцует вокруг своей оси и Солнца.

Куянова М. 5»б» класс

Земля.

Земля - наш космический дом или, можно сказать, наш общий космический корабль. Она летит в пространстве, обращаясь вокруг Солнца, и мы вместе с ней совершаем большое космическое. Земля вращается вокруг своей оси, как огромный волчок, совершая один оборот примерно за 24 часа. Этот промежуток времени называется сутки. Размеры земли по космическим масштабам совсем невелики. Ее диаметр равен примерно 12756 км. Заметим, что Солнце в 109 раз больше, а расстояние от него до земли составляет около 150 млн.км. В космосе расстояния настолько велики, что километрами их измерять невозможно. Приходится изобретать другие меры длины. Масса земли составляет примерно 6* 10/24 кг, а средний диаметр 12756 км.Из всех планет Земля имеет водную оболочку земли - гидросферу. Две трети планеты покрыты водой.

Плотная воздушная оболочка - атмосфера, защищает нас от космического холода и многих видов солнечного излучения, пропуская лишь то, которое нам полезно: тепло и свет. Состоит атмосфера из различных газов, но больше всего в ней азота и кислорода, заметно меньше углекислого газа. Такие условия на Земле обеспечивают существование живых организмов. Твердая оболочка Земли - земная кора, которая имеет толщину от нескольких километров в океанических областях до нескольких десятков километров горных районах материков. Затем идет мантия, ее толщина примерно 2900км. Различают верхнюю и нижнюю мантию. Дальше к центру Земли расположено - ядро. Оно

тоже неоднородно. Различают внешнее, жидкое ядро и внутреннее - твердое. Предполагается, что в центре Земли температура довольно велика - она составляет около 4000 С.

Козминкова Н. 5 «а» класс

Как появилась Земля.

Давным-давно на далекой планете жил принц Зем. Принц очень любил путешествовать. И вот однажды он прилетел на необычную планету. Там он встретил красивую девушку по имени Ля. Они полюбили друг друга с первого взгляда и принц увез Ля на свою планету. Они сыграли пышную свадьбу. Король-отец полюбил принцессу как дочь, а королева-мачеха невзлюбила ее. Вскоре она узнала, что ля ждет ребенка. Тогда королева решила убить принцессу. Когда король и принц отправились с визитом на другую планету, королева позвала к себе служанку и приказала ей отвезти Ля на водную планету и сбросить ее в море. Несколько дней спустя вернулись принц и король. Королева сказала им, что принцесса исчезла. Они долго искали Ля, но так и не нашли. Принц совсем отчаялся. Служанке стало очень жалко принца, и она решила все рассказать. Зем тотчас полетел на водную планету, осушил водные ее просторы и нашел свою принцессу на дне моря. Он поцеловал Ля, и она ожила. В ту же минуту планета стала красивой. Вокруг выросли деревья и цветы, запели птицы, и ярко засветило солнце.

В честь своей любви принц и принцесса назвали планету ЗемЛя. Они остались жить на ней. Король сослал королеву на планету тьмы, и сам стал править своей планетой.

Вскоре у Зема и Ля родился сын. Они назвали его Адам. Это был первый человек, который родился на Земле.

Миронов К.

5 «Б» класс

Легенда о Венере, Земле и Луне.

Жили две девушки, одна была очень красивая, ее звали Венера, а другая очень жизнерадостная, она всегда имела улыбку на лице, ее звали земля. Однажды они встретили девчонку, которая была очень не красива, ее звали Луна. Девушки решили дружить с ней.

Луна была рада появлению новых друзей, так как она боялась марса. Он мог ее оби деть, потому что у Луны не было знакомых и за нее никто не мог заступиться.

Вскоре Марс узнал от своих спутников о том что у Луны появились новые друзья, которые могут ее защитить. И Богу Войны некого будет обижать.

На следующее утро Марс попросил своего спутника Фобоса взять в плен трех порхающих девушек, Фобос пришел печальный к девушкам и сказал, что у него нет ни одной копейки. Девушки сжалились и подошли к нему. Но Фобос схватил их и понес к Марсу. Марс хотел превратить их в крыс, но от блеска украшений девушек, все кто был с ними превратились в планеты. Там были Марс, Фобос, Геймос, Венера, Земля и луна.

Таким образом получилось, что Марс стал красным и с ним всегда Фобос и Геймос, а Венера и Земля стали жизнерадостными планетами. Только Луна скучает, она погасшая звезда, она спутник Земли.

Маслова Т. 5 «а» класс

5 задание

Подземные кладовые Урала

Представлена коллекция минералов и полезных ископаемых. Ответьте на вопросы и найдите нужный объект.

1.В нашем городе родилась поговорка: « Была гора Высокая, а стала, яма глубокая», что послужило основанием для этого? (Добыча железной руды).

2.В старину в Н. Тагиле крыши домов были покрашены в зелёный цвет. Из какова минерала изготовляли краску? (малахит)

3.Огнеупорный минерал, его назвали горный лён за удивительную способность давать волокно. Вспомните историю с Демидовым, который подарил скатерть из волшебного волокна Петру I, предварительно облив её вином и бросив в огонь, чтобы пятна выгорели. Что это за минерал? (асбест)

4.Полезное ископаемое, которое добывают на болотах, образованное мхом, о чём идёт речь? (торф)

6 задание

Чудо-дерево - берёза

На подносе: береста, лучина, деготь, веник, гриб чага, берёзовые почки. Предложенные вам предметы помогут закончить пословицу. У вас могут быть разные варианты, но смысл не должен изменница.

Первое дело - мир ….. (освещать; береста - знание, лучина)

Второе дело - крик……(утишать; деготь - смазывали телеги)

Третье дело - больных ……(исцелять; берёзовые почки, чага, веник)

Четвёртое дело - чистоту ……. ( берёзовый веник).

7 задание

Укрась, исцели, озелени, очисти Землю.

(творческий конкурс)

Звучит музыка, показываются слайды о красотах Земли, звучит стихотворение. Из глины дети лепят планету Земля и раскрашивают красками.

Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар!

Солнце в жарких руках, наклоняясь, как гончар,

Варит влажную глину, с любовью лепя, округляя, лаская, рождая тебя.

Керамической печью космических бурь обжигает бока и наводит глазурь,

Наливает в тебя голубые моря, и где надо - закат, и где надо - заря.

И когда ты отделан и весь обожжён,

Солнце чудо своё омывает дождём.

И отходит за воздух и за облака посмотреть на творение издалека.

Ни отнять, ни прибавить - такая краса!

До чего ж этот шар гончару удался!

Он, руками лучей сквозь туманы светя, дарит нам своё чудо: бери, мол, дитя!

Дорожи, не разбей: на гончарном кругу

Я удачи такой повторить не могу!

(С.И. Кирсанов)

Подведение итогов, награждение сертификатами участников «Сбереги и сохрани красавицу планету».

Общая биология 11 класс.

(биосфера и человек)

Экологические проблемы Свердловской области.

Вопросы для обсуждения.

  1. Назовите основные причины, по которым в Свердловской. обл. сокращаются площади лесов, болот.


  1. Сплав деревьев по северным рекам нашей области экономически выгоден. Объясните, почему экологи против такой транспортировки леса?


  1. Приведите особо охраняемые территории Среднего Урала, какие обьекты на данных территориях охраняются?


  1. Составьте таблицу. (А) исчезнувшие по вине человека животные, (Б) находящиеся на грани исчезновения, (В) спасённые человеком от вымирания. Предлагается список: соболь, лось, дронт, выхухоль, обыкновенный ёж, норка европейская, тарпан, квагга, выдра, бобр, стеллерова корова, орлан- белохвост, лебедь-кликун, моа.


  1. Какие факторы влияют на загрязнение питьевой воды в Свердл. обл.?


  1. Что такое асбест и какую опасность для здоровья людей он несёт?


  1. Составьте схему загрязнения подземных вод.


  1. Приведите примеры техногенного изменения ландшафта, и чем оно может быть вызвано.


Уроки-практикумы по география Свердловской области

(8-9 классы)

По окрестностям Свердловской области.

Вопросы для обсуждения

  1. Общие сведения о Свердловской области: площадь, крайние точки, границы, «соседи».

  2. Физико-географическое положение области. Свой населенный пункт на карте Свердловской области.

  3. Оценка географического положения территории области как фактора, определяющего разнообразие природных ресурсов и природных условий для проживания человека и его хозяйственной деятельности.

Основные результаты и выводы по выполнению практической работы:

  1. Свердловская область занимает центральное положение в Российской Федерации, но не имеет прямого выхода к морям, значительно удалена от государственных границ России (ближайшая - с Казахстаном, примерно в 250 км к югу).

  2. «Соседями» Свердловской области являются: на западе - Пермская область, на юге - республика Башкирия, Челябинская и Курганская области; на востоке и северо-востоке - Тюменская область, на северо-западе - республика Коми.

  3. Крайние точки Свердловской области имеют координаты:

а) северная - 61о 57/ с.ш.

б) южная - 56о 03/ с.ш.

в) западная - 57о 14/ в.д.

г) восточная - 66о 11/ в.д.

  1. Максимальная протяженность области с севера на юг примерно составляет 660 км, с запада на восток - 480 км.

  2. Территория области имеет вид треугольника. Географический центр области находится примерно в 21 км на юго-запад от поселка Сосьва, в 3 км к западу от дороги п. Сосьва - п. Восточный, где она пересекает ручей Березовый. Координаты географического центра Свердловской области: 59о 10/ с.ш., 61о 30/ в.д.

  3. По территории Свердловской области проходит граница между Европой и Азией, которая проводится по главным водораздельным хребтам горной полосы Урала и лишь на юге области - по водоразделу рек Чусовой и Исети, который смещен в восточные предгорья. Таким образом, через территорию Свердловской области проходит граница двух частей света.

  4. Свердловская область - одна из наиболее крупных административных территорий РФ. Ее площадь равна 195 тыс. км2, что составляет 1,14 % площади страны. Площадь области сопоставима с отдельными государствами СНГ и некоторыми странами мира.

  5. Свердловская область находится на стыке крупных природных комплексов: Восточно-Европейской равнины, Уральской равнинно-горной страны и Западно-Сибирской равнины; таежной зоны и зоны лесостепей; переходного и континентального климатических секторов. Все это определяет разнообразие природных условий.


География родного города (11 класс)

Урок-практикум: Географические и социальные предпосылки к возникновению экологических ситуаций в городе Нижний Тагил Свердловской области.

Цели:

  1. Выявить и раскрыть географические и социальные предпосылки, способствующие возникновению экологических ситуаций в нашем городе;

  2. Обозначить подходы к решению экологических проблем.

План урока:

  • Как вы думаете, с какой географической предпосылке мы начнем наш разговор?

  • О географическом положении.

  • Почему изучение географии какой-либо территории начинается с выяснения ее географического положения?

  • Давайте выясним, почему в нижнем течении реки возник Нижний Тагил?

  1. Географическое положение города Н. Тагила.

Город Нижний Тагил, говоря словами известного уральского писателя Д.Н. Мамина - Сибиряка "широкой картиной развернулся у подножия Уральских гор, как самое близкое и дорогое каменному сердцу Урала дитя".

Город Нижний Тагил расположен на восточном склоне Уральского хребта в 20-25 км от географической границы Европы и Азии, в 149 км от г. Екатеринбурга, в долине реки Тагил. В 25 км западнее Нижнего Тагила с севера на юг протянулись параллельными грядами горные кряжи и отдельные возвышенности главного водораздельного хребта. Город имеет координаты: 57 55' с. ш., 60 00'в. д.

  • Какой природный компонент будет способствовать загрязнению воздуха?

  1. Рельеф

Придя в первозданный край в поисках подземных богатств, люди за три века настолько изменили природный ландшафт, что можно говорить о формировании здесь его техногенной разновидности. Наиболее характерными признаками такого ландшафта стали горные выработки полезных ископаемых, которые велись и ведутся в крае как открытым, карьерным, так и подземным, шахтным способами. Самый крупный Главный карьер знаменитого Высокогорского месторождения представляет собой воронку площадью 91 га и глубиной 280 м, которая сейчас заполняется жидкими отходами горно-обогатительного производства (шламами). На территории города и в его ближайших окрестностях расположены еще более 30 отработанных или заброшенных карьеров разной величины, многие из которых превращены в шламохранилища, затоплены водой или частично засыпаны. Три рудника действуют в настоящее время (Гальянский карьер флюсовых известняков, карьеры строительного камня «Заячья гора» и «Валегин бор»). В Тагиле сохранились также следы разработки золотых и платиновых россыпей.

В недра тагильской земли на глубину более 700 м уходят десятки километров шахтных выработок. Некоторые шахты (Меднорудянского месторождения, медного рудника им. 3 Интернационала, Лебяжинского железорудного месторождения) уже отработаны, другие (Высокогорского и Евстюнинского железорудных месторождений) действуют и в настоящее время. В результате их деятельности на поверхности земли остаются отвалы пустых пород (всего на территории города сосредоточено до 25 таких отвалов высотой от 20 до 80 м) или образуются провалы в результате оседания земли. Скорость движения фронта зон обрушения шахт колеблется от 3-7 до 20 м в год. отстойники и отвалы горных пород усиливают общий радиационный фон города, пока, однако, не превышающий допустимых пределов.

Огромное количество твердых отходов других промышленных предприятий (более 3 млн. т в год) также складируется в отвалы, свалки или хранится под землей. В городе имеются три районных накопителя, куда вывозится часть из более чем 400 тыс. куб. м ежегодно образующихся бытовых отходов.

Процессы трансформации ландшафта Нижнего Тагила развиваются, ежегодно захватывая территорию до 15 га. С высоты вид отдельных частей города ныне напоминает «лунный» ландшафт.

  • Как обстоят дела с сейсмичностью на территории города?

В настоящее время Урал находится в зоне слабых землетрясений. Кроме этого в городе возможны техногенные землетрясения, связанные с добычей полезных ископаемых.

3. Климат и планировка города.

Климатические особенности восточных предгорий Урала, а именно здесь находится Нижний Тагил, обуславливаются двумя основными причинами:

  1. меньшими абсолютными высотами предгорий;

расположением территории на подветренных склонах Уральских гор, в барьерной тени от горной полосы. Первый фактор определяет более благоприятные показатели термического режима летом (средняя сумма суточных t выше 100С - 16 С, безморозный период - 95 дней), увеличение безморозного периода происходит из-за отсутствия условий для температурных инверсий.

Второй из указанных факторов обуславливает значительное уменьшение осадков. В барьерной тени от горной полосы уменьшается не только количество осадков, но и относительная влажность воздуха, в тоже время испаряемость здесь выше. На климат Н. Тагила, как всей Свердловской области, как и всего Урала, наибольшее влияние оказывают воздушные массы, приходящие с запада, с просторов Атлантики. Проходя над большим массивом суши, они достигают Урала, сильно изменив свои свойства, потеряв много влаги.

Вместе с тем, Уральские горы, протянувшиеся в субмеридиональном направлении, не мешают перемещению воздуха с севера, поэтому воздух из Арктики нередко проникает далеко на юг, а теплый и сухой воздух с юга заходит далеко на север. Это выражается в неустойчивости погоды летом, в ранних, осенних заморозках и возвратов холодов весной.

Усложняет ситуацию и планировка города. Так уж сложилось исторически, что город строился "концами", а в центре располагалось промышленное предприятие, а вокруг - жилые массивы. Наглядный пример тому - НТМК, он расположен в центре города, и откуда бы не подул ветер, все равно вредные выбросы будет сносить на жилые массивы.

Кроме того, устаревшие технологии в таких экологически вредных отраслях как химия, черная металлургия, еще более усугубляют опасность загрязнения воздушного бассейна города.

  • Как подстилающая поверхность будет способствовать загрязнению воздушного бассейна города?

Город находится в межгорной впадине, что способствует в антициклональную погоду опусканию и застаиванию воздуха над городом.

  • Как в домашних условиях защититься от вредных выбросов? (кондиционер, влажная уборка, закрыть форточки и окна, люстра «Чижевского», растения).

  1. Внутренние воды.

Свое название "Нижний Тагил" город получил из-за того, что расположен на берегах реки Тагил, в нижнем ее течении. Происхождение названия реки не выяснено, оно может быть произведено от мансийского корня "тактыль" - "голубка" или от татарского "тас" - "еще", "ыл" - "река". Река Тагил принадлежит к Обско-Иртышской водной системе и является правым притоком реки Тура. Река Тагил берет начало на восточных склонах Среднего Урала. Общая протяженность реки от истоков до впадения в реку Туру - 422 км.

Еще в середине 19 века вода тагильских рек оценивалась как «превосходная, прозрачная и освежающая на вкус». Ныне вода большинства рек и прудов загрязнена промышленными отходами. Особо загрязненными являются реки Вязовка, Малая Кушва, Катаба, Ольховка, Ватиха, Черемшанка, Рудянка. Вода р. Тагил ниже сбросов сточных вод настолько грязная, что непригодна ни для одного вида водопользования. В городе ныне действуют Западная и Восточная системы очистных сооружений. Но объем вредных сбросов (от 150 до 170 млн. куб. м в год) более чем в 3 раза превышает их возможности. Поэтому очистные сооружения выпускают в реки недостаточно очищенную воду.

Питьевая вода поступает в город из двух водоемов - Верхневыйского и Черноисточинского прудов. На Верхневыйском гидроузле нет сооружений водоподготовки, поэтому вода проходит только хлорирование в трубопроводах на путях транспортировки. Более крупный и технически совершенный Черноисточинский гидроузел имеет систему полной биологической очистки, но нуждается в обновлении.

  • А как в быту можно обезопасить себя и свою семью от грязной воды? (артезианская вода-Старатель, Баранча; бытовые фильтры; отстаивание и кипячение воды; покупка воды).

  1. Человеческий фактор (городской транспорт, ТБО - свалки, шум)

Огромное количество твердых отходов промышленных предприятий (более 3 млн. т/ год) складываются в отвалы, свалки или хранятся под землей. В городе имеются три районных накопителя, куда вывозится часть из более чем 400 тыс. куб. м ежегодно образующихся бытовых отходов. Каждый житель такого крупного города, как Екатеринбург или Нижний Тагил, ежегодно выбрасывает в мусорное ведро до 250-300 кг отходов. При этом ежегодно масса отходов увеличивается на 4-5 %. Этот прирост почти в 3 раза превышает скорость роста населения.

  1. Общая экологическая обстановка в области и городе.

Более 220 лет назад В.Н. Татищеву было предложено составить географическое описание России, но вскоре он убедился: таковое землеописание сделать невозможно, без хорошего знания истории страны, для этого необходимо использовать и географические сведения. Много лет прошло с тех пор, многое изменилось в понимании предметов, методов истории и общества, географии. Теперь мы знаем, какими тесными связями осуществляется единство природы и человека, как неразрывно связана история земной флоры и фауны, всей ландшафтной оболочки с историей человеческого общества. Учет изменений природной среды, вызванный деятельностью человека, совершенно необходим для географии как науки.

Во второй половине нашего века проблема взаимосвязи природы и общества становится актуальной и в практическом аспекте. Исследуют ее с позиций многих наук: географических, биологических, технических. Нередко эту проблему относят к области экологии, науке возникшей на стыке нескольких дисциплин и изучающей отношения растительных и животных организмов друг с другом и со средой обитания.

Все большее значение приобретает подход к проблеме: изучение изменений и перестроек ландшафтов планеты (и даже некоторых геосфер) в результате деятельности человека.

Сейчас экологические проблемы занимают важное место среди актуальнейших проблем человечества, носят они и глобальный, и региональный характер. Знание их не только важный показатель развития общества, но и предпосылка к нормализации отношений человека и природы.

Урал и Свердловская область относятся к регионам с наиболее напряженной ситуацией в плане загрязнения окружающей среды. Свердловская же область входит в число регионов с наиболее неблагоприятной обстановкой. Из 32 млн. тонн вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу промышленными предприятиями России, 9 % приходится на предприятия Свердловской области, что составляет 2,88 миллионов тонн. В число городов - "лидеров" по суммарному количеству выбросов вредных веществ входят два крупнейших города области - Екатеринбург и Нижний Тагил, а последний является самым экологически "грязным" городом Свердловской области.

В настоящее время в Нижнем Тагиле на площади 298 кв. км живут более 395,4 тыс. человек. Концентрация населения создает особые экологические проблемы. Почва в городе скрыта под искусственным покрытием. Воздух насыщен промышленными дымами и выхлопными газами автомобилей. Деревьев же, дающих кислород, здесь намного меньше, чем за пределами города. Многочисленные источники тепла меняют температурный режим.

Утилизация и уничтожение мусора является проблемой любого крупного города. В городах человек создал новую среду своего обитания, к жизни в которой его организму трудно приспособиться.

  1. Здоровье горожан в городе.

В XVIII-XIX вв. в Тагиле сформировался особый физический тип населения. Наш земляк, знаменитый писатель Д.Н. Мамин - Сибиряк отмечал в 1890 г.: "Тагильского мастера вы узнаете из тысячи, - это совершенно особый тип, выработавшийся на бойком промысловом месте. Одним словом, настоящая, рабочая гвардия - народ все рослый, здоровый, ничего общего с захудалым расейским заморышем-фабричным не имеющим. Вы их встретите... и не вольно залюбуетесь. Других таких молодцов не найти, лица смышленые, движения уверенные"[23]. Болезни людей в то время были связаны в большей степени с тяжелыми условиями труда на заводах, рудниках и приисках. Хотя уже в середине XIX в. известный тагильский врач П. В. Рудановский впервые обнаружил зависимость болезней местного населения от промышленного загрязнения воздуха.

Город Нижний Тагил являет собой пример города экологически неблагополучного практически с любой точки зрения. По сути, все виды загрязнения окружающей среды налицо. Неслучайно город находится в списке двадцати самых неблагоприятных в экологическом отношении городов. Кроме того, взаимодействие всех измененных человеком геокомпонентов, приводит к еще более пагубным последствиям. Такое состояние окружающей среды сказывается на здоровье жителей города.

Статистические данные города не могут не вызвать тревоги:

  1. Общая заболеваемость жителей города в 3 раза выше, чем в городах, где промышленные объекты существенно не загрязняют окружающую среду.

  2. Наиболее высокие показатели заболеваемости отмечаются у детей в возрасте до 3-x лет и у лиц пожилого возраста.

  3. Заболевания, связанные с поражением дыхательных путей у детей в 7 раз выше нормальной.

  4. Резко возрос процент заболеваемости органов дыхания у работоспособного населения.

  5. Процент патологий у новорожденных составляет 30% от общего числа новорожденных. Патологии связаны, прежде всего с органами дыхания и пищеварения.

  6. Установлено повышение смертности от злокачественных опухолей.

  7. Отмечено нарушение детородных функций у женщин.

  8. В городе отмечено повышение количества отравлений, связанных с химически вредными выбросами в воду и атмосферу.

  9. Среди главных факторов, влияющих на психическое здоровье людей следует отметить вибрацию и шум.

  10. Ухудшение качества питьевой воды сказалось на желудочно-кишечном тракте жителей.

Таким образом, во второй половине XX в. ситуация совершенно изменилась. Врачи отмечают, что сейчас состояние здоровья граждан напрямую зависит от систематического и многолетнего загрязнения окружающей среды. Особый вред людям наносит наличие в воздухе мелкодисперсной пыли и низкое качество питьевой воды. В Нижнем Тагиле заболеваемость населения намного превышает средний областной уровень, смертность в 2 раза превышает рождаемость. В результате с конца 80-x годов в городе сложился "регрессивный" тип населения, при котором число пожилых людей превышает численность детей. Средняя продолжительность жизни тагильчан на 9 лет меньше, чем в России. В последнее время на здоровье людей влияет также неблагоприятная социально-экономическая ситуация в городе.

По данным исследования только 0,2% населения города проживают на территории с благоприятными условиями (Евстюниха); 20% - в экстремальной зоне (Малая и Новая Кушва, частично Центр и Тагилстрой);

35% - в чрезвычайной зоне (Дзержинский район, Тагилстрой, Рудник, Северный);

32% - в зоне высокого загрязнения (Выя, Красный Камень, Гальяно-Горбуновский массив, Центр, Рудник);

12% - в зоне, вызывающей опасения (Старатель, Горбуново, Пихтовые горы).


  1. Выводы по уроку (обозначить подходы к решению экологических проблем):

  • Экологическое образование и воспитание;

  • Перевод на экологически чистые технологии устаревших производств (сухое тушение кокса)

  • Утилизация вторичных ресурсов и комплексная переработка сырья (Черемшанское шламохранилеще)

  • Бессточные системы водоснабжения, строительство новых и реконструкция имеющихся очистных сооружений.

  • Очистка промышленных и коммунальных стоков (биохимический метод).

  • Создание и благоустройство рекреационных зон (Иван-озеро, Тагильский пруд)

  • Строительство жилья за пределами промышленных зон.

Вывод: Движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Приложения

Статистика

  1. Знаете ли вы, что…

    • Каждый житель такого крупного города, как Нижний Тагил, ежегодно выбрасывает в мусорное ведро до 250 - 300 кг отходов. При этом ежегодно масса отходов увеличивается на 4 -5 %. Этот прирост почти в 3 раза превышает скорость роста населения.

    • В городе имеются три районных накопителя, куда вывозится часть из более чем 400 тыс. куб. м ежегодно образующихся бытовых отходов.

    • 20 кг макулатуры сохраняет одно крупное дерево, 1 т макулатуры сберегает 0,5 га леса.

    • 1 га соснового леса в возрасте 20 лет способен поглотить в течение года только 9 т углекислого газа. Тот же гектар леса в возрасте 60 лет поглощает до 13 т этого газа.

    • Ученые установили, что допустимая рекреационная нагрузка в сосновых лесах не должна превышать одновременного присутствия более семи человек на га. В ельниках эта нагрузка не должна превышать 11 человек, в березняках - 20-30 человек. Если же в лесопарке имеются асфальтовые дорожки, то лесной массив может выдержать до 50 человек на гектар.

    • По санитарным нормам, на каждого горожанина должно приходиться 350 кв. м леса.

    • Среди главных факторов, влияющих на психическое здоровье людей, следует отметить вибрацию и шум.

Здоровье жителей нашего города

  1. Общая заболеваемость жителей города в 3 раза выше, чем в городах, где промышленные объекты существенно не загрязняют окружающую среду.

  2. Наиболее высокие показатели заболеваемости отмечаются у детей в возрасте до 3-х лет и у лиц пожилого возраста.

  3. Резко возрос процент заболеваемости органов дыхания у работоспособного населения.

  4. Установлено повышение смертности от злокачественных новообразований.

  5. Ухудшение качества питьевой воды сказалось на желудочно-кишечном тракте жителей.

Где же живем мы с вами?

  • 0,2 % населения города проживают на территории с благоприятными условиями (Евстюниха);

  • 20 % в экстремальной зоне (Малая и Новая Кушва, частично Центр, Тагилстрой);

  • 35 % в чрезвычайной зоне (Вагонка, Тагилстрой, Рудник, Северный);

  • 32 % в зоне высокого загрязнения (Выя, Красный Камень, ГГМ, Центр, Рудник);

  • 12 % в зоне, вызывающей опасения (Старатель, Горбуново, Пихтовые горы).


Литература


  1. Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Свердловск: Средне - Уральское кн. изд-во, 1975. 304 с.

  2. Архипова Н.П. Как были открыты Уральские горы. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1990. 227с.

  3. Капустин В.Г., Корнев И.Н. География Свердловской области. Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 1996. 285 с.

  4. Капустин В.Г., Корнев И.Н. География Свердловской области. Екатеринбург, 1998. 298с.

  5. Иванов В.Г., Конфликт ценностей и решение проблем экологии.- М.; Знание, 1991.-64с.

  6. Петров К.М., Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебное пособие для вузов. СПб.; Химия, 1997.-352с.

  7. Ричард Спарджен. Энциклопедия окружающего мира. Экология.- М.; Росмен, 1997.

  8. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии: Книга для учителя.- М.; Просвещение, 1995.-96с.

  9. Хабарова Е.И., Панова С.А., Экология в таблицах. 10-11 класс: Справочное пособие.- 2-е изд.- М.; Дрофа, 2001.-128с.







© 2010-2022