Опыт работы. Основы исследовательской деятельности

       В В основу моего педагогического опыта положено проведение интегрированныхнаучных исследований. Целью является объединить школьные  предметы через преподавание  элективного курса « Основы исследовательской деятельности» Курс является интегрированным, рассчитан на учащихся 9-10 классов (Но его посещают и учащиеся 6,7,и 8 классов), те, кто заинтересован в исследовательской деятельности.- рабочая программа прошла экспертизу и утверждена на ГМС в 2011 учебном году. Пр.№1 от 17.09 2011г. Основ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская деятельность учащихся во внеурочное время через интеграцию предметов

Учитель географии МОУ СОШ №4

г. Мирный Архангельской обл.

Ананьина Татьяна Олеговна

Высшей квалификационной категории.

Современное образование ориентировано на развитие личности. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. К сожалению, учащиеся не всегда могут ориентироваться в динамично развивающемся информационном пространстве, извлекать необходимые данные и факты, продуктивно использовать их в своей работе.

Для успешного существования природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Любой педагог знает, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения, но в современной школе значение самостоятельной, исследовательской, познавательной деятельности ребенка явно недооценивается.

К сожалению, проблема состоит в том, что учитель торопится научить школьника тому, что требует программа, часто у него не хватает времени обратить внимание на природную исследовательскую потребность ребенка, поэтому в настоящие время в современной школе очень важна система исследовательских работ со школьниками. Единое тело природы и человека оказались расчленёнными на многие школьные предметы.

В основу моего педагогического опыта положено проведение интегрированных научных исследований. Целью является объединить школьные предметы через преподавание элективного курса « Основы исследовательской деятельности» Курс является интегрированным, рассчитан на учащихся 9-10 классов (Но его посещают и учащиеся 6,7,и 8 классов), те, кто заинтересован в исследовательской деятельности.

- рабочая программа прошла экспертизу и утверждена на ГМС в 2011 учебном году. Пр.№1 от 17.09 2011г.

Основная цель изучаемого курса - расширение кругозора учащихся, формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно- исследовательской работы.

Задачи курса.

1.Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат

( Развивать способность аналитически мыслить, классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал, знакомить с методами исследования, их применением в собственных исследованиях, прививать навыки правильного формулирования темы, постановке цели, и формулировке задач, развивать навык формирования исходной гипотезы, научить вести исследование, в общих чертах постановке эксперимента, познакомить с основами ИКТ в исследовательской работ, обучить основам оформления работ по НИР (доклад, реферат, отчет)).

2. Умение ориентироваться в современном информационном пространстве, работать с различными источниками информации.

3.Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.

4.Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.

5. Развитие интегрированного подхода к решению проблем.

6. Развитие навыков публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.

Условия применения.

-совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;

- формирование базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации и самообразования;

-формирование более глубокого и многогранного восприятия окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

-привлечение к участию воспитанников в проводимых в рамках школы, города, края конкурсах, олимпиадах, конференциях;

- поддержание тесного контакта с родителями и взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.

Учитель, должен:

- работа в тесном сотрудничестве с научным руководителем исследовательских работ учащихся

-проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

-организация мероприятий, способствующих сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике.

-предоставление возможности для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.

Этапы реализация исследовательской деятельности:

1. Подготовительный.

Дает понятие о научно- исследовательской деятельности. Цели курса. Раскрывает смысл обучения.

Педагог выступает в качестве руководителя - консультанта.

- Выбирается объектная область исследования: география, биология, химия, ОБЖ, экономика, история, литература.

-Разрабатывается программа индивидуальной деятельности ученика.

-Помощь в выборе темы. ( очень важно уделить внимание правильности выбора темы и его название, так в название темы должно быть исследование, например анализ…., выявление, и так далее.

- Определение актуальности, новизны.

-Требования к оформлению работы, публичного выступления (время, эмоциональность, владение текста, грамотная речь) (слайд)

2. Основной.

Научить учеников применению всех этапов НИР.

Примеры постановки проблемы.

Показать роль формулировки цели.

Выдвижение гипотезы, показать, что после предварительного изучения фактов можно сформулировать предположение о результатах исследования.

Овладение методами.

Раскрыть содержание методов исследования. Непосредственно их отработать.

( на своем классе, родителях, и т.д.).

Знакомство с источниками информации.

Познакомить учащихся, где возможен поиск информации, литературы и др. источников.

Работа с источниками информации, (выбор главного). Использовать краеведческий материал.

Завершающий

Создание текста, редактирование, оценка работ, (учащиеся выступают друг перед другом на занятие), оформление отчета, составление доклада, рефератов, исследовательских работ. Объяснение: в чем заключается различие этих работ.

В процессе работы над научными проектами учащиеся приобретают не только элементарные навыки научного исследования, но и приобретают навыки, необходимые в жизни, социализации и профориентации. Так, в процессе исследования ребята посещают многие организации нашего города и имеют возможность познакомиться с особенностями разных профессий, что готовят их к практической деятельности и расширению общественных знаний Собранный материал можно использовать на уроках. Слайд.

Результаты учебно-исследовательской деятельности учащихся.

- участие в научно- исследовательских конференциях «Мастерская успеха», «Моя малая Родина», «Юность Поморья». г.Ярославль. с работами учащихся.

  • секция краеведения.

1. « Особенности свадебного обряда в северных традициях». -1 место городской конкурс «Моя малая Родина».- 8 класса

2. «Прогулки по Кенозерью»-2 место. 6 класса

3. « Путешествие в краеведческий музей» -2 место 7 класс.

  • География.

4. « Климат своей местности»-9 класс. 2 м Юность Поморья.

5. «Анализ демографическая ситуация в городе Мирный» . 2 место

«Влияние миграционных процессов на состав населения в г. Мирный». 1 место в городе участник конференции «Отечество» г. Ярославль

  • Биология

6. « Прививки за и против» - победитель город, участник область.

Литература

7. Поэтические зарисовки Архангельска, 10 кл победитель город

  • Обществознание.

  • «Толерантность и подростковая среда» 10 кл. призер.

  • «Молодежная политика в городе Мирном» 11 класс призер город.

По материалам исследовательских работ разработаны наглядные пособия для учащихся, (презентации).

Но я считаю, что самое ценное в таких работах это появление навыков в том, как поставить задачу, как распланировать ход ее решения. Немало важно и то, что ученик, обучается на собственных наблюдениях прослеживать логику событий, выстраивать систему доказательств и на их основе формулировать закономерность, наблюдаемых природных и социальных процессов.

О вполне осознанном выборе и значении исследовательской деятельности для собственного личностного развития свидетельствуют следующие результаты анкетирования учащихся школы: на вопрос "что я ожидал и что получил от проектно-исследовательской деятельности" ребята ответили:

  • полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (48% респондентов);

  • работа над исследованием помогла моей самореализации (36%);

  • в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми -исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (16%);

  • в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (56%).

Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой - влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка - создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение - творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.





© 2010-2022