- Преподавателю
- География
- Программа по географии для 9 класса
Программа по географии для 9 класса
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Козлова М.Б. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для учащихся 9 класса разработана на основе:
-
Программы для общеобразовательных учреждений по географии, авторы А.И.Алексеев, С. И. Болысов, В.В. Николина, Г.Ю.Кузнецова, Е.К.Липкина, В.И. Кравцова, издательство «Просвещение» ,2011 год издания, допущенной Министерством образования и науки РФ.
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;
-
Учебного плана МБОУ «ООШ № 17» г. Братск на 2014-2015 учебный год
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Актуальность:
География - одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Она имеет свой предмет, методы, основные цели и области взаимодействия со смежными науками. Главный объект географических исследований - окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.
Многие до сих пор отождествляют географию в основном с открытиями и описанием неведомых ранее земель. Между тем она уже давно углубилась в изучение проблем взаимодействия общества и природы. Именно на этом пути география как синтетическая наука обретает новые перспективы.
Усложнение задач, применение современных методов, становление новых отраслей географии приводит к тому, что многие ключевые проблемы теории и практики географической науки требуют серьезного и многостороннего обсуждения, объединения усилий в области теории науки, технологии исследований.
Ныне можно говорить о трех главных блоках географической науки: природной, общественной и технической географии. Последняя включает дистанционные методы, геоинформационные системы, картографические пути исследований. А два первых блока содержат как традиционные направления (например, различные виды страноведения и региональную географию), так и быстро развивающиеся ветви социальной географии, а также направления, сближающие географию с геоэкологией и с экологическими проблемами вообще.
Перспективой развития географических исследований в XXI веке является тенденция к интеграции географических наук для обеспечения так называемого устойчивого (Поддерживающего) развития. Разные ветви географии дают возможность комплексно рассмотреть проблемы дальнейшего развития разных территорий и мира в целом.
Признание нарушения равновесия между ресурсным потенциалом планеты и его использованием человечеством становится основной причиной «ренессанса географической мысли». Даже в богатых индустриальных странах невозможно решить лишь при помощи новейших техники и технологий такие глобальные проблемы человечества, как опустынивание, обезлесение, деградация окружающей среды, нехватка чистых водных ресурсов, загрязнение атмосферы, почв и воды, ухудшения здоровья населения. Необходимо участие в общечеловеческих усилиях всей системы географических наук, всего арсенала ее методов.
Цели и задачи изучения географии России:
• освоение знаний об основных особенностях населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
-
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
-
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
-
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебно - методический комплекс:
-
«География. Поурочные разработки». В.В. Николина.М.«Просвещение», 2010 г.
-
«Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы». Н. Н. Петрова, В. И. Сиротин. М.: «Дрофа», 2002 г.
-
«Контрольные и проверочные работы по географии». В. Б. Пятунин. М.: «Дрофа», 2003 г.
-
«Тестовые задания по географии». В. Б. Пятунин, Ю. А. Симагин. М.: «Просвещение», 2001 г.
-
«Тематическое и поурочное планирование». Д. В. Новенко. М.: «Астрель», 2002 г.
-
«География России». Методическое пособие. И. И. Баринова, В. П. Дронов. М.: «Дрофа», 2003 г.
-
«Готовимся к экзамену. 9-11 класс». А. Э. Фромберг. М.: «Олма-Пресс», 2004 г.
-
«Тематические игры по географии». Митрофанов И. В. М.: «Творческий центр», 2003 г.
-
«Оценка качества подготовки выпускников основной школы». Н. Н. Петрова. М.: «Дрофа», 2000 г.
-
Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе - Ростов н/Д. : Феникс, 2008
-
Кукушин В.С. География и экология - М., 2005
-
Назарова Л.Д. Нетрадиционные уроки по физической географии - М.:ТЦ Сфера, 2008г
-
Байбородова Л.В, Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008г.
-
«География. Конструктор текущего контроля». Е.Е.Гусева. М.: «Просвещение», 2008г.
-
«География. Проекты и творческие работы. 5-9 класс». В.В.Николина, Е.К. Липкина. М.: «Просвещение», 2012г.
Календарно-тематическое планирование по географии
9 класс
№
Дата
Тема урока
Тип урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Вид контроля
Использование ТСО и ИКТ-ресурсов
Примечание
По плану
Факт.
I ЧЕТВЕРТЬ - 16 ч.
1. Регионы России
1.
02.09.
Учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками
Урок изучения нового материала
Знать/объяснять основные
подходы к географическому районированию. Природное и экономическое районирование. Представление о географическом районе. Особенности административно-территориального устройства России.
Фронтальный опрос
2.
03.09.
Природно - хозяйственное районирование. Вклад П.П.Семёнова-Тян-Шанского в районирование России. Принципы и виды районирования.
Комбинированный урок
Фронтальный опрос
3.
09.09.
Административно -территориальное деление России как один из видов районирования
Урок-практикум
сообщение, доклад, работа на контурной карте
4.
10.09.
Крупные природные регионы и географические районы России. Характеристика географического района.
Урок-практикум
Знать/объяснять оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
основные взаимосвязи природы и хозяйственной деятельности человека;
Фронтальный опрос,сообщение,доклад.
5.
16.09.
Источники географической информации.
Комбинированный урок
6.
17.09.
Характеристика природных регионов России. Особенности географического положения. Специфика природы : геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Комбинированный урок
7.
23.09.
Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины.
Комбинированный урок
8.
24.09.
Урал и горы Южной Сибири. Практическая работа по теме « Горы Урала и Южной Сибири. Сходства и Различия»
Урок изучения нового материала
Знать/объяснять оценивать
.-Тесную взаимосвязь природы, населения и хозяйства;экологические проблемы
сообщение, доклад, фронтальный опрос
9.
07.10.
Полезные ископаемые и экологические проблемы, связанные с их добычей. Особенности климата. Отличие климата Урала от климата Южной Сибири. Природные зоны. Высотная поясность гор.
Комбинированный урок
Фронтальный опрос
10.
08.10.
Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Географическое положение. Особенности природы. Геологическое строение.
Урок изучения нового материала
Знать/объяснять оценивать
Особенности ЭГП района
Фронтальный опрос, работа с картами
11.
14.10.
Траппы. Полезные ископаемые. Особенности климата. Природные зоны.
Комбинированный урок
Знать/объяснять/оценивать
особенности климата и природные зоны района
Фронтальный опрос
12.
15.10.
Северный Кавказ и Дальний Восток
Комбинированный урок
Знать/объяснять/оценивать
Особенности ЭГП района
Фронтальный опрос
13.
21.10.
Формирование экологического сознания и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. Экологическая ситуация в России.
Комбинированный урок
Знать/объяснять/оценивать
Экологическую ситуацию в России.
Фронтальный опрос
14.
22.10.
Экологическая безопасность России
Урок-практикум
Знать/объяснять/оценивать
Понятие экологической безопасности России
Фронтальный опрос
15.
28.10.
Географическая исследовательская практика. Анализ проблемы « Как обеспечить экологическую безопасность России».
Комбинированный урок
Оценивать и прогнозировать Как обеспечить экологическую безопасность России
Фронтальный опрос
16.
29.10.
Характеристика географических районов. Пространство Центральной России. Состав территории. Особенности природы
Комбинированный урок
Знать/объяснять/оценивать
Особенности ЭГП района
сообщение, доклад, фронтальный опрос
II ЧЕТВЕРТЬ- 16 ч.
17.
05.11.
Контрольная работа по теме «Регионы России».
Контрольный урок
.
Фронтальный опрос,тест
2. Европейская Россия
18.
11.11.
Характеристика экономико - географического положения района
Урок-практикум
Знать/объяснять оценивать причины формирования района,особенности ЭГП района,особенности развития хозяйства
сообщение, доклад,презентация
19.
12.11.
Центральная Россия- историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень её заселённости. Население.
Урок-практикум
Фронтальный опрос, работа с картами
20.
18.11.
Центральный район. Состав и географическое положение. География важнейших отраслей хозяйства, особенности развития хозяйства
Комбинированный урок
Фронтальный опрос
21.
19.11.
Волго-Вятский район
Комбинированный урок
Знать/объяснять оценивать причины формирования района,особенности ЭГП района
Фронтальный опрос
22.
25.11.
Центрально-чернозёмный район
Урок изучения нового материала
Знать/объяснять оценивать
причины формирования района,особенности ЭГП района
Фронтальный опрос
23.
26.11
Работа с текстом. Анализ научного и художественного текстов.
Урок актуализации знаний
сообщение, доклад, фронтальный опрос
24.
02.12.
Москва - столица России. Роль Москвы в политике, экономике, культуре России. Московская агломерация. Подмосковье
Комбинированный урок
Знать/объяснять Роль Москвы в политике, экономике, культуре России. Московская агломерация. причины роста.
Фронтальный опрос, работа с картами
25.
03.12.
Подготовка и проведение дискуссии на тему « Рост Москвы - это хорошо или плохо?»
Урок-практикум
Фронтальный опрос, работа с картами
26.
09.12.
Пространство Северо-Запада. Географическое положение, состав и соседи района. Особенности природы. Крупнейшие реки и озёра. Памятники Всемирного культурного наследия.
Комбинированный урок
Знать/объяснять оценивать
причины формирования района,особенности ЭГП района
Фронтальный опрос
27.
10.12.
Северо-Запад: «окно в Европу».Влияние географического положения на роль района и место в хозяйстве России.
Урок изучения нового материала
Знать/объяснять оценивать
причины формирования района,особенности ЭГП района
Фронтальный опрос
28..
16.12.
Особенности развития хозяйства Северо-Запада. Роль Санкт - Петербурга в развитии хозяйства района. Крупнейшие порты Северо-Запада.
Урок-практикум
Знать/объяснять оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
сообщение, доклад, работа с картами
29.
17.12
Калининградская область-российский анклав.
Урок-практикум
Фронтальный опрос, работа с картами
30.
23.12.
Санкт-Петербург - вторая столица России. Значение Санкт-Петербурга в экономике,науке и культуре страны.
Комбинированный урок
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
31..
24.12.
Создание электронной презентации «Санкт-Петербург - вторая столица России».
Урок-практикум
Фронтальный опрос, сообщение, доклад,работа
32.
30.12
Контрольная работа по теме «Центральный, Волго-Вятский районы и Северо-Запад».
Контрольный урок
Фронтальный опрос, сообщение, доклад,тест
III ЧЕТВЕРТЬ- 21 ч.
33.
13.01.
Европейский Север.Географическое положение. Состав и соседи.
Урок-практикум
Знать/объяснять особенности ЭГП Европейского Севера.. Население и его хозяйственная деятельность
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
34.
14.01.
Этапы освоения территории Европейского Севера.
Комбинированный урок
Знать/объяснять оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
Фронтальный опрос, работа с картами
35.
20.01.
Крупнейшие города - порты Архангельск,Мурманск.Древние русские города. Памятники всемирного культурного наследия
Комбинированный урок
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
36.
21.01.
Развитие хозяйства Европейского Севера. Отрасли специализации и промышленные центры.
Урок-практикум
Знать/объяснять оценивать Развитие хозяйства Европейского Севера. Отрасли специализации и промышленные центры.
Фронтальный опрос, работа с картами
37.
27.01.
Составление карты на основе решения познавательной задачи «Почему крупный металлургический комбинат «Северная Магнитка» был построен в Череповце?»
Комбинированный урок
Знать и объяснять причины, уметь составлять карту
Фронтальный опрос, работа с картами
38.
28.01.
Пространство Северного Кавказа. Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природы.
Урок-практикум
Знать/объяснять оценивать Растительный и животный мир. Зональные природные комплексы
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
39.
03.02.
Кавказские минеральные Воды и города-курорты. Черноморское побережье Кавказа - зона рекреации.
Комбинированный урок
Знать/объяснять оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека.
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
40.
04.02.
Северный Кавказ: освоение территории и население.
Комбинированный урок
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
41.
10.02.
Этапы хозяйственного освоения территории. Особенности современного хозяйства
Урок-практикум
Знать/объяснять Этапы хозяйственного освоения территории Население и его хозяйственная деятельность
Фронтальный опрос, работа с картами
42.
11.02.
Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе». Использование научных методов исследования в создании проекта.
Урок-практикум
Знать/объяснять оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
43.
17.02.
Пространство Поволжья. Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природы
Комбинированный урок
Знать/объяснять оценивать
причины формирования района,особенности ЭГП района
Фронтальный опрос, работа с картами
44.
18.02.
Этапы освоения территории т Поволжья. Население.
Урок-практикум
Знать/объяснять оценивать природные условия и природные богатства.
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
45.
24.02.
Особенности развития и размещения хозяйства Поволжья. Влияние природных условий на сельское хозяйство района.
Комбинированный урок
Знать/объяснять оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
сообщение, доклад
46.
25.02.
Подготовка и проведение дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».
Урок-практикум
Знать/объяснять. Природные ресурсы и их использование
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
47.
03.03.
Пространство Урала. Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Особенности природы.
Урок-практикум
Знать/объяснять/оценивать
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Особенности природы
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
48.
04.03.
Этапы развития хозяйства Урала.
Урок-практикум
Оценивать и прогнозировать - по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли.
Фронтальный опрос, сообщение, доклад,работа с картами
49
10.03.
Население: численность, национальный состав, специфика расселения, занятия.
Комбинированный урок
Знать/объяснять оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
50.
11.03.
Анализ ситуации « Специфика проблем Урала».
Комбинированный урок
Знать/объяснять/оценивать
черты рельефа, климата и внутренние воды Евразии.
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
3.Азиатская Россия
51.
17.03.
Характеристика географических районов. Пространство Сибири. Географическое положение. Особенности природы.
Урок-практикум
Знать/объяснять/оценивать природные условия и природные богатства
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
52.
18.03.
Сибирь: заселение освоение территории. Население
Урок-практикум
Знать/объяснять/оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
53.
24.03.
Контрольная работа по теме «Европейский Север, Северный Кавказ, Поволжье и Урал».
Контрольный урок
тест
IV ЧЕТВЕРТЬ- 15 ч.
54.
07.04.
Хозяйство Сибири.
Урок изучения нового материала
. Знать/объяснять Природные ресурсы и их использование
Фронтальный опрос, работа с картами
55.
08.04.
Западная Сибирь - главная топливная база России. География отраслей хозяйства. Отрасли специализации.
Комбинированный урок
. Знать/объяснять Столицы и крупные города. Памятники природного и культурного наследия
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
56.
14.04.
Восточная Сибирь. Отрасли специализации и крупнейшие центры. Норильский промышленный район. Озеро Байкал- объект Всемирного культурного наследия.
Урок-практикум
Знать/объяснять оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
57.
15.04.
БАМ. Крупнейшие города - Иркутск, Красноярск. Проблемы и перспективы развития района.
Комбинированный урок
Знать/объяснять оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека.
Фронтальный опрос, работа с картами
58.
21.04.
Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге».
Комбинированный урок
Фронтальный опрос, работа с картами
59.
22.04.
Пространство Дальнего Востока. Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Особенности природы.
Урок-практикум
Фронтальный опрос, работа с картами
60.
28.04.
Освоение территории Дальнего Востока. Исследователи Дальнего Востока. Население
Урок-практикум
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
61.
29.04.
Различия северной и южной частей Дальнего Востока. Роль морского транспорта в осуществлении связей между севером и югом района.
Комбинированный урок
Знать/объяснять оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
62.
05.05.
Хозяйство Дальнего Востока.
Комбинированный урок
Знать/объяснять оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
63.
06.05.
Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине 19 века».
Урок-практикум
Знать/уметь использовать различные источники информации
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
64.
12.05.
Взаимосвязи России с другими странами мира. Место России в мире. Соседи России
Комбинированный урок
Знать/объяснять оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
65.
13.05.
Сфера влияния России
Комбинированный урок
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
66.
19.05.
Взаимодействие природы и человека на примере своего места проживания. Подготовка реферата. Составление географической характеристика природы, населения, хозяйства своего края
Урок-практикум
Фронтальный опрос, сообщение, доклад
67.
20.05.
Обобщающий урок «Хозяйство и географические районы». Защита и обсуждение рефератов.
Урок-практикум
Знать/объяснять оценивать
Хозяйство географических районов .Защита реферата
сообщение, доклад, реферат
68.
26.05.
Итоговая контрольная работа.
Контрольный урок
тест
Всего: 68 часов