• Преподавателю
  • География
  • Инновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»

Инновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»

Инновационный экологический проект «Формирование у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»  защищался на краевом конкурсе «Современный педагог- новая школа» в г.Чите и занял 2 место в 2013 году. В проекте указаны цели, задачи, ожидаемые результаты, конечная цель проекта- строительство единой парковой рекреационной зоны на территории школы. В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. ...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зоргольская средняя общеобразовательная школа им. Героя Советского Союза Н.П. Губина с кадетскими классами

Инновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»









Инновационный экологический проект

«Формирования у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна у детей посредством строительства школьного пруда»

Инновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»

Инновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»









Автор: зам. директора по воспитательной работе

МБОУ Зоргольской СОШ

Бондарь Мария Павловна




2013 г.







Инновационный экологический проект

«Формирования у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна у детей посредством строительства школьного пруда»


Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

Актуальность


В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Мы не можем не затрагивать проблему экологического воспитания и привития экологической культуры своим учащимся. Здоровье человека на 20 - 30% зависит от экологических условий. От эффективности экологического просвещения зависит, в конечном счете, качество и продолжительность жизни людей. Понятие «экологическая культура» состоит из взаимосвязанных элементов: экологических знаний, чувств, экологически оправданного поведения, экологического мышления и сознания. Основа проявления экологической культуры - деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды.

Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Школа сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Наиболее значимыми для себя дети считают:


Представления детей Зоргольской школы об экологической культуре человека.

  • владение правилами поведения в природе

32%;

  • потребность в общении с природой

20%;

  • убежденность в необходимости ответственно относиться к природе

20%;

  • понимание многосторонней (универсальной) ценности природы

12%;

  • практические экологические умения

8%;

  • интерес к экологическим проблемам

8%.

Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы Забайкалья, развитие навыков ландшафтного дизайна у детей посредством строительства школьного пруда

Конечная цель проекта: строительство единого паркого рекреационного комплекса для отдыха детей и взрослых (пруд, скамейки, новые растения, кормушки для птиц и т.д.)

Задачи проекта:

  • создать экологически благоприятную среду на территории школы для реализации приоритетного направления;

  • формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

  • развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;

  • организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

  • реализовать одну из форм работы с родителями и детьми проектно-исследовательской деятельности «Строительство пруда в школе»;

  • развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

  • развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;

  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе Забайкальского края.

Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Построив своими руками пруд в школе, дети с увлечением будут посещать уроки биологии, экологии, используя уже полученные знания при строительстве пруда. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Сроки реализации проекта: 2 года.

Участники, партнеры проекта: работники школы, дети от 7-17 лет и их родители.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (сентябрь 2013г- март 2014г)

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап - организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы. (март 2014г- апрель 2014г.)

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в классах, участие в региональной экологической акции «Охранять природу- значит любить Родину», привлечение родителей к предстоящей творческой работе в строительстве школьного пруда; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап - практическая деятельность (апрель 2014г- январь 2014г.)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап - итоговый, диагностический (февраль- март 2014г)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год. Родительское собрание. Подведение итогов.

Ожидаемые результаты проекта:


  • создание на территории школы экологически благоприятной среды;

  • повышение уровня знаний по экологии у детей;

  • совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

  • Строительство школьного пруда

Формы и методы работы по реализации проекта:

  • наблюдения и экологические экскурсии;

  • создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;

  • познавательное чтение;

  • "Уроки доброты";

  • конкурсы и викторины,

  • продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;

  • лаборатория (опыты и эксперименты);

  • выпуск экологических газет,

  • день (неделя) "Волшебная экология души";

  • экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

  • эколого-познавательные праздники и развлечения.

  • экскурсии на созданный детьми пруд, проведение уроков на открытом воздухе

План - карта действий по реализации проекта в школе


Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через четыре этапа:

  1. Экологическая тревога.

  2. Экологические знаки.

  3. Экологическая тропа.

  4. Экологическая газета.

  5. Итоговое мероприятие (строительство школьного пруда)



АКЦИЯ «Птицы- наши верные пернатые друзья» (сентябрь 2013-декабрь 2013)

Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помогать им в течение всего года.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога


Наблюдения, беседы.

«День птиц» (начальные классы), Классные часы: "Защитники природы", "Берегите природу", "Превращение бумажного листка", "Птицы наши друзья", "Птицы в Красной Книге" (среднее и старшее звено)

Оформление кормушек и скворечников для птиц

2.

Экологические знаки

Аппликации «Птички в кормушке»(начальные классы)

Диспут «Что я могу сделать в защиту природы?" (старшее звено)

Конкурс рисунков «Покормите птиц зимой»

3.

Экологическая тропа

Экскурсии на природу, игры,

Раскладывание корма в кормушки.

Изготовление птичьих кормушек, скворечников, развешивание их на территории школы

4.

Экологическая газета

Разучивание стихов о птицах(начальное звено)

Конкурс песен о птицах(среднее звено)

«Покормите птиц зимой» -плакаты экологической направленности.

АКЦИЯ: «Растения-лёгкие нашей планеты » (декабрь- июнь)

Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к растениям.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога

Вырубка елей к новогоднему празднику.

Инсценировка: «Встреча с елью новогодней»

Выпуск плакатов и развешивание плакатов в селе

2.

Экологические знаки

Изготовление альбома «Спасём растения из Красной Книги» (начальное звено)

Защита экологического проекта "Озеленение школы и школьного двора»

Акция «Сушка экологических фото»(среднее и старшее звено)

Изготовление табличек знаков «Не рубите деревья в лесу»

Конкурс на лучшую фотографию "Мой край родной- Забайкалье"

3.

Экологическая тропа

Цикл наблюдений за деревьями зимой. (начальное звено)

Конкурс на лучшую клумбу при школе.

Установка знаков в ближайшем лесу

4.

Экологическая газета

«Кто дружит с елью?» (для начальных классов)

Знакомство с Красной книгой (среднее звено)

Оформление стенгазеты о пословицах и поговорках о сохранение ели.

Фотовыставка

АКЦИЯ «Капелька воды»

(февраль-март)

Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога: вода в опасности

Библиотечный урок «Наводнения в Забайкалье. Опыт и последствия»(начальные классы и среднее звено

Опыты по изучению свойств воды(среднее звено)

Конкурс рисунков и аппликаций «Стихийное бедствие. Наводнение»

2.

Экологические знаки

Рисование «Мир в капельке воды»(начальные классы)

Выставка «Запрещающие знаки»

3.

Экологическая тропа

Строительство школьного пруда Экскурсия на реку Аргунь «Кому нужна вода»(начальные классы)

Облагораживание школьного пруда

4.

Экологическая газета

Создание школьной газеты «Мир и вода» (среднее звено)

Разучивание стихов о воде в семейном кругу.

АКЦИЯ «Чистая планета»

(май-ноябрь)

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.

п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

1.

Экологическая тревога. Люди мусорят.

Чтение и обсуждение рассказов и стихотворений Забайкальских писателей о природе (среднее звено)

Трудовой десант. Школьный субботник «Мы за чистый двор», Акция «Заветный мешок». Кто соберет мусора больше?

Библиотечные уроки «SOS!Лесные пожары!»

Выступление агитбригады школы

«День Земли »(начальные классы)

«ЭКО мода» показ мод (среднее звено)

Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе»

Облагораживание школьного пруда

Совместный поход с родителями на р.Борзя

2.

Экологические знаки

Конкурс рисунков-знаков.

Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе(начальные классы)

Конкурс рисунков «Природа- наш общий дом. Мы- хозяева в нём»

Рисунки на асфальте «Люби природу»

3.

Экологическая тропа

Экскурсия на реку Аргунь, на сопку Такеча (начальные классы), Экологические игры на природе

Субботник на пришкольном участке: высадка саженцев и уход за ними, ремонт ограды огорода.

4.

Экологическая газета

Рисование «Какую пользу я принёс планете?»(начальные классы)

«Чистота - залог здоровья» - листовки о последствиях влияния мусора на природу. Развешивание их по селу

Практическая часть «Строительство пруда на территории школы»

Текущая вода завораживает, притягивает взгляд. На нее, как и на огонь, можно смотреть бесконечно, наслаждаясь певучим журчанием потока и игрой солнечных бликов. Свое очарование есть и у спокойных водоемов, чья подернутая мелкой рябью поверхность отражает небесную синеву. И немудрено, что нам захотелось иметь свой пруд в школе.

Естественные водоемы - озера, пруды, ручьи, - расположенные на территории школы, придают ей особую прелесть, но они встречаются крайне редко.

Любой водоем оживляет общую композицию школьного двора, в знойное время он увлажняет воздух, создает благоприятный микроклимат для зеленых насаждений. Его внешний вид, форма, использованные для декора материалы подчиняются общему стилистическому решению.

Создание водоема - дело довольно хлопотное. Маленький пруд можно устроить даже своими силами. Для этого лучше всего использовать пластиковую чашу, простую в эксплуатации и относительно недорогую. А вот для большого пруда придется не только вырыть объемный котлован, вывезти куда-то грунт, но и забетонировать его дно и стенки. Для последней операции понадобятся специальные знания, опыт строительных работ, значительные трудовые и финансовые затраты. Сегодня многие ландшафтные фирмы, занимающиеся проектированием, озеленением и благоустройством участков, устраивают водоемы, а иногда предоставляют услуги по уходу за ними.

Лучше всего будет, если в него влить ведро воды из уже существующего пруда с «набором» микроорганизмов и беспозвоночных, которые и начнут заселение построенного пруда. А в качестве растений можно высадить местные дикорастущие виды.

Материалы для строительства пруда. В основном - это природные материалы - песок, галька, тяжелая почва для формирования дна. Облицовочные плиты уже не будут формировать берега пруда, эту функцию выполняет галька.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Решив создать пруд, не нужно сразу хвататься за лопату - выкопанная наспех яма вряд ли станет украшением школы, а вот рассадником комаров - наверняка. Для начала определите тип будущего водоема и подберите для него место. Это достаточно сложная задача, требующая учета множества различных факторов, таких, как размеры участка, его рельеф, освещенность, степень озеленения и т.п.

• Размеры озерца должны соответствовать участку и занимать примерно 1/8-1/10 от его площади. Минимальная глубина - порядка 0,5-0,6 м, а если предполагается заселение прудовых рыбок, то и все 1,5-2,0 м. Общие очертания зависят от пожеланий будущих владельцев, но чем изрезаннее береговая линия, тем сложнее уложить пленку.

• Стиль водоема определяет владелец, а вот тип зависит от общего рельефа участка. Если уклон поверхности невелик, то лучше остановить выбор на тихом спокойном пруде с элементами болотца, оживленном небольшим фонтанчиком. Если же на участке имеются овражек, балка или наблюдается заметный перепад высоты, стоит задуматься об озерце с впадающим в него ручейком и водопадными каскадами.

• Особенности почвы (глина, песок, чернозем) на пруд и работы по его созданию практически не влияют, а вот уровень грунтовых вод следует учесть. Особенно если они залегают близко к поверхности - на глубине промерзания. Вода, как известно, при замерзании расширяется, и лед выпирает, приподнимая дно озерца и приводя к его обмелению. А если водоем создан на основе готовой емкости, ее может вытеснить из земли и перекосить, так что по весне придется устанавливать заново.

• Искусственный водоем лучше располагать рядом со зданием школы, чтобы он хорошо просматривался. Такой вариант обеспечит живописный вид из окон, повысит безопасность (что в наше время совсем не лишнее) и упростит процедуру технического оснащения, так как источники воды и электроэнергии будут расположены достаточно близко.

• Размещать пруд в тени деревьев нежелательно по двум причинам. Во-первых, упавшие в водоем листья нарушат биологический баланс, так как будут гнить на дне, выделяя отравляющие вещества. Во-вторых, растущие корни способны повредить гидроизолирующую пленку, сдвинуть с места, приподнять и накренить емкость.

• Солнцепек для водоема также не подходит: при чрезмерном нагреве воды усиливается испарение, да и обитатели озерца (если таковые имеются) могут пострадать. Лучше всего если в летнюю пору пруд находится под прямыми солнечными лучами в течение 5-6 часов, а в остальное время скрывается в полутени. Поэтому, подобрав место, желательно понаблюдать за ним несколько дней и выяснить режим его освещения.

Существует два основных стиля искусственного водоема - пейзажный и регулярный. В первом случае озерцу стремятся придать как можно более натуральный вид: закладывают котлован произвольной формы, берега обкладывают природным камнем или имитирующими его материалами, обсаживают водными растениями. Водные цветы и травы не противоречат и регулярному стилю, но вот форма котлована у него всегда правильная, берега окружены бордюром или вымощены плиткой.
Строительство условно разделим на семь этапов: рытье котлована, укладка первого слоя песка, укладка бутилкаучуковой резины, укладка второго слоя песка, формирование слоя тяжелой почвы на дне, укладка гальки по берегам и, наконец, заполнение пруда водой и высаживание растений.


1. Рытье котлована. Самый основной и самый трудоемкий процесс. Единственное, что облегчит его монотонность - это самые смелые фантазии по форме дна и берегов. МИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»ожно предусмотреть и отмель. Формы котлована должны быть везде округлыми, но ни в коем случае не правильных геометрических форм. В пруду обязательно должен быть участок с глубиной 0,6-1,5 метра. Это необходимо для того, чтобы населяющие пруд микроорганизмы и рыбы смогли выжить в зимний период.
Когда котлован сформирован, утрамбовать почву, обеспечив твердую и ровную поверхность.
2. Укладка первого слоя песка. Промытым песком ровным слоем в 5 см покрывается все дно котлована. Хорошо, если песок влажный, он образует плотный слой. Если же песок сухой, его надо увлажнить и уплотнить ручным катком. За край котлована слой песка должен выходить на 25-30 см.
3. Укладка гидроизоляции.

Инновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»Запомним, что самое лучшее время для строительства пруда - весна, когда погода ясная, сухая.
В современных прудах все больше используется пленочное покрытие, для которого существует термин «гибкая гидроизоляция». Такое решение вопроса позволяет не ограничивать себя в размерах водоема, его формах, очертаниях самой причудливой формы.

ПИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»ленка очень технологична и удобна при перевозках. Конечно, она не позволяет получить берега пруда с абсолютно ровной поверхностью и четкими формами, но есть много способов закамуфлировать этот недостаток.
Какие же материалы применяются для гидроизоляции прудов?

Бутилкаучуковая резина
На первом месте по качеству среди гидроизоляционных покрытий для прудов стоит бутилкаучуковая резина. Она дороже всех остальных материалов, но самая долговечная. Притом эта резина очень технологична: любой порез можно легко залатать, равно как и нарастить дополнительный кусок в любом месте. Резина имеет черную матовую поверхность, очень эластична, не боится солнца и морозов. Толщина до 0,8 мм, гарантия 15-20 лет (прослужить может и 50 лет).
Поливинилхлоридная пленка (ПВХ-пленка)
При устройстве прудов эта пленка хорошо зарекомендовала себя, уступая по надежности лишь бутилкаучуковой резине. По стоимости ПВХ-пленка вдвое дешевле бутилкаучукового покрытия, а гарантию имеет не менее 10 лет. Выпускается она однослойной, двуслойной и, для придания большей прочности, может быть усилена териленовым волокном. ПВХ-пленка может прослужить до 15 лет.
Полиэтиленовая пленка
Ее можно использовать только при строительстве временных водоемов, потому что она легко рвется и при длительном пребывании на солнце становится хрупкой и ломается. Пленку толщиной 500 микрон укладывают в два слоя; обычно такое покрытие служит 2-3 года. Некоторые марки полиэтиленовой пленки имеют гарантию до 12 лет.
Какая же пленка больше годится для пруда? Полагают, что наиболее крепкая пленка и есть самая стойкая. На самом деле 0,5-миллиметровая пленка может быть более стойкой, чем 1,5-миллиметровая. Все зависит от вида и способа изготовления. Пленку, толщина которой превышает 1,5 мм, вообще лучше не применять. Пленка должна удовлетворять следующим требованиям: быть долговечной, химически нейтральной, не содержать ядовитых веществ, иметь прочные швы, обладать устойчивостью к ультрафиолетовым лучам и морозу.
Самым высоким требованиям для гидроизоляции прудов отвечает пленка из синтетического каучука. Конечно, она довольно дорогая, но зато выдерживает большие нагрузки и устойчива к очень низким температурам.
4. Укладка второго слоя песка. Второй слой на бутилкаучуковую резину укладывается также ровным слоем толщиной 5 см. Требования по укладке те же, что и в случае укладки первого слоя.
За границы котлована второй слой песка будет выходить на 15 см (не закрывая полностью находящуюся под ним пленку).
5. Формирование слоя тяжелой почвы на дне является завершающим этапом.
После этого пруд в принципе готов к заполнению водой. Слой почвы формируется толщиной до 8 см. Увлажнение слоя перед заполнением пруда обязательно. После окончания увлажнения следует подождать 2-3 часа ( слой немного отвердеет).
6. Укладка слоя гальки (формирование берегов). Начинать укладывать гальку можно и до засыпки почвы. В месте, где запланирована отмель, галька должна уходить под воду на 5 см. По периметру пруда галька формирует полосу шириной не менее 0,3 метра.
Принцип формирования слоя гальки «художественный беспорядок». Этот принцип лежит вообще в основе формирования строительства декоративного пруда. На вид он не будет таким элегантным и аккуратным, как, например, пруд с жесткой гидроизоляцией, но он будет красив своей естественностью и этим радовать глаз.
7. Заполнение водой и высаживание рИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»астений - этап, венчающий труды строителя пруда.
Воду в пруд следует заливать слабой струей воды из шланга, лежащего на дне водоема на листе фанеры, чтобы не формировать выемки на дне от вытекающей струи. Лучше всего это делать на отмели, чтобы струя воды, дробясь галькой на части, заполняла пруд несколькими ручьями. Напор в шланге в этом случае можно увеличить. Когда пруд будет заполнен водой, дайте ей отстояться, еще раз осмотрите визуально с бИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»ерегов дно пруда. Запомните места, где появились замутнения. Впоследствии на эти места (возможно) надо будет добавить слой глинистой вязкой почвы.

Также в пруд можно и поселить некоторые виды рыб.

Где брать воду

Когда поблизости есть чистый родник или скважина, заполнить пруд водой не представляет особого труда. В нашем случае будет использоваться привозная вода из скважины. Можно наполнить водоем и водопроводной водой. Если в ней содержится большое количество хлора, ее предварительно выдерживают несколько дней в резервуаре. Прекрасно подходит для пруда дождевая вода.

Для отвода лишней воды в его стенке или дне устанавливают сливную трубу, второй конец которой направляют в специальную канаву, кювет, овраг.

Наполняют пруд водой только один раз за сезон, а потом только доливают ее, компенсируя испарение. Делать это можно вручную или при помощи насоса, снабженного электронным или простым поплавковым датчиком, определяющим уровень воды.

РИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»астения для водоема

Берега и сам искусственный пруд часто засаживают декоративными растениями, чтобы он смотрелся более естественно. Используемые растения специалисты делят на прибрежные - растущие на мелководье вдоль береговой линии (камыш, стрелолист, калужница болотная, белокрыльник), водные - растущие под водой (водоросли) и плавающие на поверхности воды (кувшинка, лилия, ряска, кубышка, понтедерия сердцевидная, частуха обыкновенная, плавучий папоротник). На берегу садят влаголюбивые виды (волжанку, ирис, дербенник, вербейник, незабудки). Водные и прибрежные растения улучшают качество воды, уменьшая содержание в ней питательных веществ, высокое количество которых приводит к разрастанию водорослей. Водные растения высаживают в специальные мелкоячеистые корзины (контейнеры) квадратной, круглой, овальной формы, заполненные питательной смесью, и устанавливают в водоем, благодаря чему они не всплывают и с легкостью вынимаются из пруда на зиму. Использование контейнеров намного облегчает контроль за ростом растений и уход, так как их стебли не переплетаются.

ФИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»онтаны

Помимо растений поверхность воды можно украсить фонтаном, который своими брызгами будет создавать настроение, оживлять зеркальную поверхность, придавать ей дополнительное очарованье. К тому же фонтан повышает содержание кислорода в воде и тем самым улучшает экологические условия для водных растений и обитателей пруда.

На рынке имеются фонтаны, специально предназначенные для установки в прудах. Они работают при помощи насоса. Насосы рассчитаны на длительную непрерывную работу (например, в течение суток и более). Они продаются вместе с кабелем длиной от 5 до 15 м и насадками. С помощью широкого ассортимента насадок, которые надеваются сверху на насос, можно задать форму и направление движения воды фонтана (вверх, в стороны, вниз или комбинированные направления, а также вращение струй.

ПИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»руд может быть красив не только днем, но и ночью. Для этого его нужно подсветить. В продаже имеются плавающие на поверхности воды осветительные приборы, подводные, устанавливаемые стационарно или в системе плавающего светильника на разной глубине. Они снабжены рефлекторами для хорошего разброса света. Выполнены из материала, устойчивого к перемене температуры, воздействию разного рода осадков и механическим ударам.

Уход за прудом

Время от времени вода в пруде загрязняется и требует очистки. Эту проблему можно решить разными способами: механическим, биологическим, химическим и с помощью ультрафиолетового излучения.

Механическим способом очищают пруд от мусора, плавающего на поверхности, лишних водных растений. Для этого можно воспользоваться обыкновенным сачком или специальным прибором - скиммером, который устанавливают прямо в пруд. Его верхний край находится чуть ниже поверхности воды. Во время работы скиммер засасывает воду и плавающий мусор, который оседает на фильтре.

Для очистки дна и стенок водоема от наростов водорослей и ила можно воспользоваться "подводным пылесосом", который всасывает грязную воду, ил, водоросли, отмершие остатки растений и возвращает чистую воду. Сам пылесос стоит на берегу, а пруд очищают с помощью шланга с насадками, благодаря которым можно почистить даже узкие щели между камнями. После заполнения мусорного контейнера (вместимостью около 30 л) пылесос отключается.

Можно очистить воду и с помощью механических фильтров (кварцевого песка, гравия и пр.), встроенных в контейнер. Вода, поступающая в фильтр, приводится в движение насосом. Мощность насоса подбирают в соответствии с объемом пруда и типом фильтра.

Чтобы нормализовать состав, восстановить уровень кислотности, насытить кислородом, растворить ненужные водоросли и т. д., воду подвергают химической очистке. Для этого существует множество средств, отличающихся степенью эффективности. Большинство из них рассчитаны на кратковременное действие. Применяя их, нужно строго соблюдать предписания по дозировке, поскольку в чрезмерных дозах они вредны не только для рыб и растений, но и для человека.

Для восстановления биологического баланса, очистки воды от органических и биогенных элементов, сокращения уровня отложений на дне водоема, контроля за размножением простейших водорослей и ряски также применяют различные биопрепараты. Они безвредны для человека, животных, рыб, растений. Размер и количество фильтрующего вещества определяют в зависимости от размеров водоема и наличия в нем рыбы (перед применением нужно внимательно прочитать рекомендации производителя на упаковке). Через 3-6 месяцев фильтры обычно меняют. Фильтры биологической очистки часто используют в комплексе с механической фильтрацией.

Очистка пруда может производиться поэтапно разными способами. Использование только одного из них в большинстве случаев малоэффективно. Например, с помощью ультрафиолета можно уничтожить водоросли, а удалять их из воды придется механическим способом.


Примерная смета расходов


Канцелярия - 500р

Подарки, грамоты, дипломы участникам акций- 1000р

Бензин (для поездки за саженцами, на экскурсии)- 2000р

Строительство пруда( песок, галька, пленка(бутилкаучуковая резина), растения, рыбы, завоз воды, очистка) -100 000

Итого: 103 500






Лучшие растения для пруда

АИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»ир (Acorus) - многолетние растения мелководья, сем. Аировые. Встречаются по всему Северному полушарию, от европейской субарктики и атлантической Северной Америки до островов Юго-Восточной Азии. Растения с толстыми горизонтальными корневищами, образующие густые куртины. Линейные листья собраны пучками. Цветоносный стебель короткий и плоский, несет на верхушке толстенькое невзрачное соцветие из мелких зеленовато-желтых цветков - початок.

ЧИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»астуха (Alisma) - похожее на подорожник водное растение, сем. Частуховые, с красивыми ребристыми листьями на длинных черешках. Известно 10 видов в северном полушарии и Австралии; в России - 6 видов. Некоторые виды применяют для декорирования сырых берегов и неглубоких участков водоемов. Очень хорошее растение для большого пруда, но его семена быстро прорастают и могут засорить водоем, поэтому увядшие цветки следует вовремя удалять.

КИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»алужница (Сaltha) - многолетние растения сем. Лютиковые, с ветвистыми стеблями и округлыми гладкими листьями с сердцевидным основанием. Цветки желтые. Название произошло от старорусского слова "калужа", т.е. лужа или болото. Из-за пристрастия к воде в народе ее называют лягушатником, водяной змейкой.

ИИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»рис сибирский - Ir. sibirica L. - имеет тонкое, сильно ветвящееся корневище, образующее плотные дернины, покрытые бурыми волокнами. Листья линейные до 80 см длиной, заостренные, образуют густой темно-зеленый куст. В диком виде растет в средней полосе и на юге европейской части России, на Кавказе, в Сибири, Западной Европе, на Балканах,Малой Азии, Забайкалье

СИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»Инновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»усак (Butomus) - одно из самых привлекательных водных растений Европы, способное украсить берега любого пруда. Длинные злаковидные листья в сечении имеют треугольные очертания. Пурпурный отлив на молодых листьях со временем исчезает. В прибрежной флоре водоемов средней полосы не так много красивоцветущих растений, и сусак - одно из них.

КИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»Инновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»убышка (Nuphar) - многолетняя родственница кувшинки, но лишена ее красоты и изящества. Виды этого рода малодекоративны и используются главным образом для озеленения крупных затененных водоемов. Кубышка, как и кувшинка, является обитателем трех сред: почвы - в ней на дне водоема укрепляются корни; воды - почти всё растение растет и развивается, окруженное водой, и воздуха. На поверхности воды лежат плавающие листья, снизу их омывает вода, сверху - окружает воздух.

КИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»увшинки (Nymphaea) - водные растения, произрастающие в умеренных и тропических областях земного шара - от экватора до Скандинавии и Канады. Род насчитывает насчитывает около 35 видов. Cуществуют две большие группы нимфей - зимостойкие (hardy water lily) и тропические (tropical water lily). Большинство из тропических видов слишком теплолюбивы и могут расти лишь в оранжереях или зимнем саду, так как для их развития требуется температура воды не ниже 25°С. А вот зимостойкие сорта можно выращивать в открытых водоемах северных районов европейской части России и Сибири.

БИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»олотник (Callitriche) - мелкие нежные растения с ветвистыми укореняющимися стеблями. Могут расти на суше и в воде. Наземная форма - стелющаяся, с узкими листьями. У водных форм листья тонкие, светлые, линейные и (или) с расширенными концами - лопатчатые.

РИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»дест плавающий отличается склонностью к чрезмерно активному размножению. Ограничить его разрастание в маленьких водоемах можно, посадив рдест в контейнеры. Цветет в июне-июле. Небольшие свечки соцветий, возвышающиеся над плавучим ковром из листьев, выглядят очень интересно.

КИнновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»амыш (Scirpus), род травянистых растений семейства осоковых. Известно около 250 видов, распространены но всему земному шару, преимущественно в

тропиках и субтропиках.

Инновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»

Рогоз (Typha) - самое распространенное в Европе водное растение. Многолетники мелководий с толстыми, ползучими, ветвистыми, богатыми крахмалом корневищами.

Инновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»Инновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»Инновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»Инновационный экологический проект «Формированияе у детей навыков экологического воспитания и ландшафтного дизайна посредством строительства школьного пруда»

© 2010-2022