Урок по географии в 6 классе «Внутреннее строение Земли»

Урок по географии в 6 классе по теме « Внутреннее строение Земли» знакомит учащихся с составом земной коры. Основные цели урока заключаются в формировании понятии о земной коре, о ее составе, о процессах происходящих в земной коре; развивает понятийный аппарат, речь, мышление; воспитывает культуру общения. На этапе проверки д.з используются следующие виды работ: фронтальный опрос, работа по карточкам, работа у доски.На этапе изучения новой темы урок ведется в виде беседы с учащимися. идет работа...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по географии в 6 классе « Внутреннее строение Земли».Урок по географии в 6 классе « Внутреннее строение Земли».Разработка урока по теме: Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

Класс: 6.

Цели: познакомить учащихся с внутренним строением Земли, с составом земной коры;

сформировать понятие о строении земли; развить понятийный аппарат, речь, мышление;

воспитать культуру общения, расширить кругозор.

Методы: объяснительно-иллюстративный, беседа, анализ, сравнение.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Присаживайтесь.

Учащиеся: Здравствуйте!

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами вспомним географические карты и планы, познакомимся с внутренним строением земли и с ее составом, рассмотрим различные виды горных пород. А сейчас я даю вам 5 минут на повторение домашнего задания и далее-фронтальный опрос, работа по карточкам и работа у доски.

ΙΙ. Проверка д.з.

Учащиеся: (повторяют д/з)

  1. Карточка №1.

  1. Что такое географическая карта?

  2. Какие карты называются физическими?


  1. Карточка №2.

  1. Что такое географический план?

  2. Что такое легенда карты?

Работа у доски.

  1. Перечислить различия карт и плана.

  2. Назвать различия карт по масштабу и привести примеры.

Фронтальный опрос.

Учитель: Чем отличаются географические карты от плана?

Ученик: они различаются по масштабу, по размеру изображаемой территории, по изображениям отдельных объектов и деталей местности, по наличию градусной сети. По определениям сторон горизонта.

Учитель: правильно. А какие карты называются физическими?

Ученик: карты с изображением природных объектов-материков, океанов, рек- называют физическими.

Учитель: какое значение имеют карты для человеческой деятельности?

Ученик: географические планы и карты -это важнейший источник получения знаний, а также передачи информации. С их помощью строители проектируют города и дороги, геологи ищут полезные ископаемые, летчики и моряки прокладывают маршруты самолетов и кораблей.

Учитель: молодцы! Вы все правильно подметили. Без карт современная жизнь невозможна. А можно ли самому составить план местности?

Ученик: самому можно составить план местности. Для этого необходимо иметь планшет, компас, трехгранная или визирная линейка, карандаш, ластик, булавка с головкой.

ΙΙΙ. Изучение новой темы.

Учитель: Правильно. Молодцы. Хорошо подготовили домашнее задание. А теперь давайте приступим к изучению новой темы. ребята, как вы думаете, из чего состоит наша земля?

Ученики: из почвы.

Учитель: почти правильно. Но это только верхняя часть земной коры. Человек всегда стремился узнать мир, который его окружает, познать свою планету, имя которой Земля.

По современным данным возраст Земли равен 4,6 млрд. лет. Как же возникла наша планета? Этот вопрос всегда волновал человечество. Точного ответа на него нет. Но существуют различные предположения о происхождении Земли.

Из современных взглядов на происхождение Земли наиболее распространена гипотеза нашего соотечественника О.Ю. Шмидта. Об образовании Земли из холодного газопылевого облака. Частицы этого облака, вращаясь вокруг Солнца, сталкивались, «слипались», образуя сгустки, нараставшие как снежный ком. Постепенно газопылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из этих сгустков и образовались планеты нашей солнечной системы.

Учитель: Вспомните, каково внутреннее строение Земли?

Ученик: внутри у Земли имеется ядро.

Учитель: правильно. Литосфера - это верхняя твердая оболочка Земли. Самая верхняя ее часть - земная кора. Лишь верхняя часть земной коры доступна для непосредственных исследований, которые проводятся путем изучения ее естественных обнажений (обрывов, обнаженных ч. крутых склонов оврагов и бер. рек), а также по образцам, полученным при бурении скважин и проведении горных работ. Благодаря опорным разведочным скважинам геологами уже хорошо изучен верхний слой Земли до глубины 6-9 км. Очевидно, что эта глубина не выходит за пределы земной коры, которая даже под океанами, где она наиболее тонкая, достигает 8-10 км, а под континентами ее мощность меняется от 25-30 до 50-100 км в зависимости от характера рельефа.

По обработанным данным уч.создали точную модель строения З.(показываю яйцо).

ЗЕМЛЯ (яйцо)

Земная кора(скорлупа) Мантия(белок) Ядро(желток)

Материков. Океаническ. (покрывало) R=3500км

3слоя(ОГБ) 2слоя(ОБ) 2900км Ni Fe

Р=30-40км О=5-10км верхн. Нижняя Внешняя Внутренняя

Г=70-80км 100-150о +3800о г/п-? тв.в-во

Общая мощность г/п-?

50-100км

Ученик: (записывают строение земли в тетрадь.)

Мы сравнили З. с яйцом. А с чем сравните вы?(в тетради запись фрукта).

(показ иллюстраций из энциклопедии «География») Урок по географии в 6 классе « Внутреннее строение Земли».

Если присмотреться к очертаниям берегов континентов, разделенных Атлант. и Инд. Ок., то в глаза бросится интересная особенность. Выступ с-в побережья Ю.Ам. хорошо вписывается в Гвинейский з-в у Африки. Зап. берег Австралии нетрудно состыковать с вост. побережьем п/о-ва Сомали, а о-в Мадагаскар - с противоположным берегом Мозамбикского пролива.

Ученые обнаружили, что в Южной Афр, Австралии и Антарктиде встреч-ся одни и те же типы базальтов одинакового возраста. В Антарктиде найден уголь и стволы тех деревьев, которые млн. лет назад росли в Ю. Ам, Индии, Афр, Австралии.

Многие научные факты говорят, что когда-то современные м-ки сост. 1 кусок суши. Со временем он был разбит разломами и распался на отд. части, которые разошлись в разные стороны и стали основой для современных континентов.

Вырезанные из карты и сложенные др. с др. м-ки производят впечатление разбитой тарелки. Крупные куски можно соединить м/у собой, но остаются промежутки разной формы, нет мелких обломков. А полного совпад-я контуров м-ков можно добиться, если вырезать их вместе с прилегающим мелководьем.

Учитель: Из чего же состоит земная кора? ( г/п, а г/п - из минералов).

Минералы - природные вещества с разным составом, св-ми и внешними признаками из кот.сост г/п.

Минералы различают по таким признакам, как цвет, твердость, блеск, прозрачность, плотность. Самые распространенные на Земле минералы: полевой шпат; кварц;

Полевые шпаты составляют половину массы земной коры. Даже название «полевые» они получили из-за повсеместного распространения. Их можно встретить везде: в горах, в поле...

Кварц - один из самых распространенных минералов. Бесцветный кварц называется горным хрусталем. Известны разновидности кварца других цветов: фиолетового, желтого, коричневого, черного.

Людям известно около 3000 минералов. Большинство из них встречается редко. К редким минералам относятся алмаз, платина, серебро, графит. Больше всего на Земле полевых шпатов, кварца, слюды. .

Горные породы - это природные тела, нах-ся в з.к.

Кристаллы минералов в горной породе могут быть разного размера. Во многих породах их можно рассмотреть только под микроскопом. Кристаллы минералов соединяются между собой с разной прочностью. Поэтому одни породы твердые и монолитные, другие - пористые и легкие, третьи - рыхлые и сыпучие. Состав минералов в горной породе и прочность их соединения зависят от условий, в кот. данная порода образовывалась. По условиям образования все горные породы делятся на три гр.

магмат (95%) осад (75%) -верхн.слои метаморфические

при застыв. магмы(мазь).Неорганические органические (превращенные)

Расплавл. в-во, Обломочн. химич.

богатое газами. Известняк мрамор,

Излившиеся Глубинные

песок,щебень соль,боксит нефть,мел,торф, песчаник-кварцит,

(лава-магма без газов) гравий,глина фосфорит известняк,уголь глин.сланец-крист.сл.

гранит базальт,туф бурый уг.-антрацит

ΙѴ. Закрепление.

Земная кора


Океаническая кора материковая кора

учитель: сейчас открываете стр. 41 и самостоятельно заполняете таблицу «виды горных пород »

ученик: (записывают в таблицу условия образования горных пород)

Ѵ. подведение итогов.

Учитель: сегодня на уроке вы хорошо поработали. Молодцы.

ѴΙ. д/з: п. 11-12, ответить на вопросы, выписать новые понятия и выучить их.

Спасибо! До свидания.

© 2010-2022