Разработка урока географии в 6 классе по теме: Вулканы, горячие источники, гейзеры

Урок разработан по учебнику авторов Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "Начальный курс географии".Тип урока: комбинированный.Цель урока: изучить явление вулканизмаЗадачи урока:                                                                         1)  сформировать представление о строении вулкана, о  типах вулканов;2)  выяснить причины вулканизма;3)  изучить районы вулканизма;4)  закрепить умение определять географические координаты.                         Материал можно использовать при провед...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 6 классе

по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой

разработан учителем географии Копоновым Н.П.

Тема урока: Вулканы, горячие источники, гейзеры

Цель: изучить явление вулканизма

Задачи:

Образовательные задачи:

1) сформировать представление о строении вулкана, о типах вулканов;

2) выяснить причины вулканизма;

3) изучить районы вулканизма;

4) закрепить умение определять географические координаты.

Воспитательная задача: продолжить экологическое и эстетическое воспитание учащихся

Развивающая задача: способствовать формированию компонентов мышления (анализ, синтез, сравнение), а так же способствовать вовлечению учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Оборудование: динамическая таблица «Строение вулкана», физическая карта полушарий, атласы, видеофрагменты, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока: комбинированный урок .

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Орг.момент

Сконцентрировать внимание учащихся.

Настроить на плодотворную работу.

2. Проверка знаний

Географический диктант (Слайд1)

1. Место разрыва и подвижки пластов в земной коре. (Очаг землетрясения.)

2. Участок поверхности Земли над очагом землетрясения. (Эпицентр.)

3. Наука, изучающая землетрясения. (Сейсмология.)

4. Что измеряется по шкале Рихтера? (Сила землетрясения.)

5. Какого вида горы образуются при горизонтальных движениях земной коры? (Складчатые.)

6. Какого вида горы образуются при вертикальных движениях земной коры? (Глыбовые.)

7. Какова скорость медленных движений земной коры? (1-2 см в год.)

Ответы учащихся

(письменно)

3.Актуализация знаний

Актуализация знаний

- Что такое литосфера?

- Дайте определение понятию «земная кора»?

- Какие виды земной коры вы знаете?

- Какие движения характерны для земной коры?

- Что такое землетрясение?

- Может ли быть землетрясение в нашей местности? Почему?

- Почему землетрясения происходят в сейсмически активных зонах?

- Можно ли предсказать землетрясения?

- По тектонической карте мира покажите районы, где могут быть землетрясения.

- Каковы ваши действия при землетрясениях?

- Что такое «моретрясение»?

Молодцы!

Ответы учащихся



3. Изучение нового материала

Беседа


Подведение к определению темы урока



Постановка цели и задач урока







Работа с динамич.

таблицей



Беседа



Сообщение учащегося.

Работа с мультимедийной презентацией






Объяснение учителя

Работа с мультимедийной презентацией




Работа с мультимедийной презентацией

Беседа

Рассказ учителя




Сообщение учащегося.







Работа с учебником

Работа в группах


Рассказ учителя

Сегодня на уроке мы продолжим исследования земной коры.

Если вы отгадаете мою загадку, то сразу определите, к изучению какой темы мы приступаем: (Слайд 2)

У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться -
Взорвется, задымится! (Вулкан)

Что же это за гора такая сердитая? (Вулкан)

О чём же сегодня на уроке у нас с вами пойдёт речь? (О вулканах).

Верно, ребята! Но не только о них. Вы знаете, что такое гейзер? (Нет). А хотите узнать? (Да).

*Давайте вместе сформулируем и запишем тему урока: (Слайд 3)

Тема: Вулканы, горячие источники, гейзеры

Запишите тему урока в тетради

С темой урока определились. Какие цели и задачи мы поставим сегодня перед собой?

Давайте определимся, что именно мы сегодня должны узнать?

Кому из вас интересно как устроен вулкан внутри? А знаете ли вы, какие бывают вулканы? (Нет)

Значит, какая первая задача стоит перед нами сегодня? Помогите мне ее сформулировать. (Узнать о строении вулкана, о типах вулканов)

А знаете ли вы по каким причинам возникают вулканы и где больше всего на Земле вулканов? (Нет). А хотите узнать? (Да).

Значит, какая вторая задача стоит перед нами сегодня? (Выяснить причины вулканизма и изучить районы вулканизма).

Если мы найдем ответы на поставленные перед собой вопросы, то достигнем цели нашего урока: изучить явление вулканизма. (Слайд 4)

*Ну, мои дорогие, для того, чтобы выполнить все задачи вам нужно стать исследователями. Уважаемые коллеги, готовы ли вы провести подробные исследования и сделать открытия!

(Да). Тогда мы начинаем работу!

Итак, первое с чего мы начнем, мы исследуем, как устроен вулкан.

Работа с динамической таблицей «Строение вулкана».

В ходе работы с таблицей учащиеся вместе с учителем дают определение терминам «кратер», «жерло», «конус вулкана», «магма», «лава», записывают в тетради.

Зарисуйте схему строения вулкана в тетради.

А знаете ли вы, почему у этой своенравной горы такое название - вулкан? (Нет)

(Слайд 5) Древние народы считали, что извержение вулкана - это великий гнев бога.

Известен и знаменит был у греков Гефест - искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живет он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, кует оружие.

Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна бушевала 130 раз.

(Слайд 6) У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По приданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.

Со временем любую огнедышащею гору стали называть вулканов, как и бога огня.

Выбираемся из глубины вулкана и идем дальше! Какими же бывают вулканы?

(Слайд 7). Виды вулканов: площадной, трещинный, гавайский, стромболианский, плинианский, этновезувианский. Стромболианский тип вулкана - имеет правильную коническую форму с одним каналом. Мощные извержения. Тип вулканический - имеет правильную коническую форму, основной канал разветвляется на другие, меньшие по размеру. Мощные извержения. Гавайский тип вулкана - имеет коническую форму с широким невысоким кратером. Лава очень жидкая извержение не очень мощное. Пелейский тип вулкана - имеет очень плотную лаву, которая по мере вытекания образует твёрдые конические формы.

-Как вы думаете, какие вулканы называют действующими, а какие потухшими?

Слайд 8. Действующие и потухшие вулканы

Физминутка (1-2 мин.).

Мы выполнили первую задачу урока? (Да). Итак, мы узнали о строении вулкана, о типах вулканов.

Извержение вулкана - одно из наиболее грозных и в то же время величественных явлений природы. Чтобы понять, что такое представляет собой вулкан, посмотрим следующий видеофрагмент.

Слайд 9 Извержение Вулкана

Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами.

Слайд 10 Извержение Везувия. Гибель Помпеи.

Об этой грандиозной катастрофе люди узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния, в котором он описывает события того страшного дня. 24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины. Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был ясный день, здесь царила ночь. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркаланум затопили грязекаменные потоки, а Помпею завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей.

Почему же происходит извержение вулканов? Как образуются вулканы?

Разбейтесь на группы, найдите в учебнике информацию и дайте ответы на поставленные вопросы.

По итогам работы в группах учащиеся сообщают о найденной ими информации.

Мы выполнили с вами вторую задачу урока? (Да)

Слайд 11. Но я предлагаю познакомиться еще с такими понятиями, как гейзер и горячий источник.


Участвуют в беседе





Записывают тему урока в тетради



Определяют задачи урока








Участвуют в беседе

Слушают рассказ учащегося






Слушают объяснение учителя





Принимают участие в беседе

Слушают рассказ учителя, смотрят видеофрагмент




Слушают сообщение учащегося






Работают в группах, находят в учебнике необходимую информацию, делают выводы

Слушают рассказ учителя

4. Первичное осмысление

(работа в парах)





Беседа

Где же могут образовываться вулканы?

Слайд 12. Найдите по координатам вулканы, запишите их название и высоту.

Коорди-наты

Название вулкана

Высота вулкана

Материк, где находится

19 с.ш.,

97 з.д.

Орисаба

5747м

Северная Америка

2 ю.ш.,

78 з.д.

Котопахи

5897м

Южная Америка

4 ю.ш.,

38 в.д.

Килиман-джаро

5895м

Африка

55 с.ш.,

160 в.д.

Ключевская Сопка

4750м

Евразия

6 ю.ш., 106 в.д.

Кракатау

813м

Малайский архипелаг

- Почему, именно в этих местах земного шара расположились вулканы? Сравните результаты с тектонической картой. Какой вывод можно сделать?

(Основная масса вулканов располагается в зоне разломов литосферных плит, в геологических активных зонах).

-Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке? (Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора).

-Ребята, посмотрите внимательно в атлас, как изображены вулканы?

Правильно, часть вулканов изображается черными значками, а другая красными. Как вы думаете, зачем введено такое обозначение? (действующие и потухшие).

Находят по координатам вулканы, заполняют таблицу, сверяют с шаблоном верных ответов




Отвечают на вопросы, делают выводы

5. Закрепление

Работа с рабочей тетрадью на печатной основе

Выполняют работу в рабочих тетрадях

6. Итоги урока

Давайте подведем итог. 1. Выполнили ли вы поставленные задачи урока? 2. Был ли вам полезен сегодняшний урок? 3. Какие впечатления у вас остались от урока?

Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями

7. Домашнее задание

Параграф 17 читать, в к/к обозначить вулканы потухшие - синей звездочкой, действующие- красной

Записывают в дневник



© 2010-2022