Развитие способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках географии

Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала актуальной. Ухудшилось и качество знаний школьников по предмету. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требования современного, постоянного развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалос...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках географии .

Актуальность

Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала актуальной. Ухудшилось и качество знаний школьников по предмету. Опыт педагогов за последние десятилетия показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требования современного, постоянного развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию, из каких либо других источников.

Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Одним из таких подходов, бесспорно, является исследовательский метод.

В течение трёх лет я использовала метод исследовательской деятельности. Данный подход в преподавании помог реализовать следующие цель и задачи.

Цель: создать условия для развития творческих способностей учащихся через организацию исследовательской деятельности на уроках географии.

Задачи:

1.развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, наблюдение ,умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление);

2.дать возможность учащимся развивать свои творческие способности, самостоятельно получать знания и использовать их в нестандартных учебных и жизненных ситуациях;

3.способствавать повышению личной уверенности , что позволит каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного ;

Принципы:

педагогическая мобилизация и релаксация; оптимизм и вера в исследовательские способности ученика;

уважение личности ученика в сочетании с разумной требовательностью;

оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

воспитание экологической культуры.

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея моего опыта - развитие личностных качеств учащихся, повышение уровня их самостоятельности и познавательного интереса к предмету, раскрытие их способностей, создание условий для успешной самореализации и развития личности через формирование исследовательских навыков.


Теоретическая база


Теоретической базой наработанного мною опыта явились работы ученых методистов:

  • Бахтина М.М. - Библера В.С. (идея перехода от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от управления к самоуправлению),

  • Новожиловой М.М.(школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать),

  • Никишиной И.В. (инновационная деятельность современного педагога), Сальниковой Т.П. (педагогические технологии),

  • Шамовой Т.И. (мотивация как важнейший фактор управления учебным процессом),

  • Якиманской И.С. (личностно ориентированное развивающее обучение),

  • передовой педагогический опыт ведущих учителей района и страны.

Определение ключевых терминов


В методических рекомендациях по организации исследовательской деятельности даётся следующее определение ключевых терминов.

Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблеме, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Исследование с точки зрения учителя - это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения исследования.

Основные направления реализации метода исследовательской деятельности в изучении географии охватывает несколько сторон:

  1. представление географии как науки исследовательской, личностно значимой для каждого, изучающего её;

  2. ознакомление со способами умственной деятельности, которые лежат в основе многих исследовательских приёмов;

  3. насыщение курса географии поисковыми задачами различного уровня и, по возможности, практической направленности;

4)Элементы исследовательской деятельности использую на всех типах уроков, но полностью разрабатываю уроки на основе исследовательского метода такие как урок-экскурсия, урок-практикум, урок - путешествие.

Условия возникновения опыта

1. География - это уникальная учебная дисциплина. Она позволяет открыть ученику путь к самостоятельному познанию истины. То есть, сам предмет создает условия для использования в работе исследовательской деятельности.

2. Перед учителем всегда стоит вопрос: как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Как, подготовить выпускника школы способного самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, грамотно работать с информацией, видеть проблемы и искать пути рационального их решения, быть коммуникабельным и самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта и культурного уровня? Помочь учителю может использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной работе.

3. Традиционные технологии, апробированные годами, позволяют решать многочисленные задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий. Для современного учителя этого мало. Необходимо не просто передать информацию, но и активизировать творческий потенциал учащихся. Пути решения этой задач я вижу в применении новых педагогических технологий и методов, т.к. это - одно из продуктивных направлений развития образования. Изучая, литературу и передовой педагогический опыт я искала технологии и методы, которые могли бы позволить педагогу ориентироваться на интересы, способности и возможности каждого ученика. Из множества методов описанных в современной педагогике я остановилась на исследовательской деятельности. Этот метод дает возможность мне перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

4. Данный метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, с проектным методом, с проблемным обучением, с использованием информационных технологий и позволяет решать задачи личностно ориентированного обучения.

5. Я работаю в сельской школе с наполняемостью классов не более 16 человек. Дети имеют разный интеллектуальный уровень, разные способности и интересы, разное желание учиться. Поэтому, чтобы создать ситуацию успешности и комфортности для каждого участника образовательного процесса слабого и сильного, одаренного и не желающего учиться я использую этот метод.

6. Кроме всего прочего метод исследовательской деятельности это, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, представляющая интерес для меня - учителя ищущего эффективные пути в работе и готового к нововведениям.

Новизна опыта


1. Более глубокий учёт и использование личностных особенностей обучаемых.

2. Замена малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом.

3. Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

.

Проблемы

1. Увеличение умственной нагрузки на учащихся.

2. Требование более сложной системы оценивания.

3. Увеличение объёма работы учителя.

4. Существование риска неудачного выполнения работы учеником.

5. Повышение эмоциональной нагрузки.

6. Нарастание напряжённости к сроку сдачи работы.

7. Изменение роли учителя.

Трудоёмкость опыта.

-.Изучение технологии учебной исследовательской деятельности.

-.Анализ опыта педагогов, использующих данный метод в своей работе.

-Диагностика первоначальных знаний и умений, учащихся по предмету.

- Определение уровня обучаемости.

- Разработка тематического планирования с учётом исследовательской направленности в обучении.

- Подбор и разработка разно уровневых исследовательских заданий.

- Обучение детей приёмам исследовательской деятельности.

- Обучение детей оформлению и представлению результатов работы.

- Мониторинг деятельности учащихся.

- Организация индивидуальной, парной и групповой работы.

- Итоговая диагностика, самоанализ конечных результатов

- Участие детей в системе научно-практических конференций, конкурсов исследовательских работ, олимпиад и т.д.


Использование приёмов исследовательской деятельности

на разных ступенях изучения географии


Существует два пути реализации исследовательской направленности в преподавании географии. Первый путь предполагает выделение специального времени, целых уроков, содержанием которых является обучение учащихся исследовательским приемам. К сожалению, это требует значительных затрат учебного времени, которым учитель не располагает. Я избрала второй путь. Он связан с включением в учебный процесс таких приёмов исследовательской деятельности, которые вытекают из логики учебного процесса и являются его частью, образуя единство содержания и деятельности.

Предлагаю сводную таблицу, показывающую возможности использования приёмов на разных ступенях обучения географии. Конечно же, этот перечень приёмов исследовательской деятельности не полный. Любой учитель может его бесконечно дополнять и изменять.


Использование приёмов исследовательской деятельности

на разных этапах изучения географии

1

2

3

4

5

Приём

исследовательской деятельности

Использование данного приёма в курсе географии 6-го класса

Использование данного приёма в курсе географии материков и океанов 7-го

класса

Использование данного приёма в курсе географии «Природа России» 8-го класса

Использование данного приёма в курсе географии России «Население. Хозяйство России» 9-го класса

Приём чтения карты

1. Определение местонахождения географических объектов, их расположения относительно друг друга,

частей света, сторон горизонта.

1. Описание географического положения материков и океанов и их частей.

2.Выделение особенностей отдельных природных компонентов и природных объектов.

3. Выявление взаимосвязей между природными компонентами и явлениями в крупных природных комплексах материков и океанов.

1. Оценка географического положения России.

2. Определение закономерностей в распространении

природных компонентов и явлений на территории страны

1. Выделение границ географических и хозяйственных районов.

2. Сравнение районов по разным

признакам.

3. Объяснение характера связей между особенностями природы, бытом и хозяйственной деятельностью человека.

4. Оценка обеспеченности страны и районов природными ресурсами и возможности их использования

Приём описания географического положения

1. Описание и сравнение географического положения гор, равнин, морей, рек, озер и т.д.

1. Описание и сравнение географического положения материков и океанов, природных зон, стран и регионов.

1. Сравнение географического положения России с другими странами.

1. Комплексная оценка экономико-географического положения и политико-географического положения страны и районов.

Прием описания явления природного или антропогенного характера

1. Описание сути явления и его влияния на жизнь человека.

1. Выявление комплекса взаимосвязанных причин возникновения и развития данного явления в природе.

1. Определение значимости природного явления в жизни и деятельности человека.

1. Прогнозирование развития явления под действием природных и антропогенных факторов.

Приём составления характеристики природного или

хозяйственного объекта.

1. Описание некоторых количественных характеристик:

протяженности, высоты, глубины, температуры и т.д.

1. Выявление взаимосвязей между природными компонентами в

пределах описываемого объекта.

1. Выявление зависимости между природными условиями и

особенностям быта, трудовой деятельности и отдыха людей

1. Прогнозирование изменений природы вследствие влияния

хозяйственной деятельности человека

Прием выявления причинно-следственных связей

1. Выявление связей между несколькими природными компонентами

1. Выявление причинно-следственных связей в формировании и развитии географической оболочки и крупных зональных и азональных природных комплексах

1. Применение законов причинно-следственных связей в умении объяснять особенности природы своей страны и малой Родины.

1. Использование знания о причинно-следственных связях при составлении прогнозов возможных изменений в условиях жизни и деятельности человека на территории страны и мира в целом.

Исследовательские приёмы - это приёмы умственной деятельности, которыми пользуются и специалисты-географы, решая свои научные проблемы, и ученики на уроках.

При обучении приёмам исследовательской деятельности я изменяю уровни реализации обучения. На начальном этапе я ставлю проблему, сама намечаю стратегию и тактику её решения. Ответ в этом случае предстоит самостоятельно найти ребенку. На следующем этапе я ставлю перед ребёнком проблему, но путь её решения он ищет самостоятельно или совместно с группой одноклассников. И на последнем этапе постановка проблемы, поиск приёмов исследования и разработка решения осуществляется ребёнком самостоятельно

При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:

- каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.

- работа должна быть адресована всему классу.

В курсе географии материков и океанов ученики знакомятся с приёмом описания природных зон. Здесь необходим учебный диалог, который представляет собой систему вопросов поисково-исследовательской направленности.

Примерная схема диалога может быть такой:

- создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи;

- система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи;

- вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

Для создания проблемной ситуации я предлагаю учащимся художественное описание влажных экваториальных лесов Южной Америки. «Входя в лес средней полосы, человек обычно испытывает ощущение прохлады и свежести. Совсем другие чувства охватывают его в затхлой и сумрачной тропической чаще. Гниение обильно опавшей листвы приводит к увеличению доли углекислого газа в приземном слое, в результате стесняется дыхание, люди жалуются на нехватку кислорода, удушье. Высокая температура и влажность воздуха, отсутствие ветра служат причиной густых приземных туманов, плотных, словно ватная стена. В дождевом лесу, казалось бы, не приходиться жаловаться на недостаток воды - ручьи, ручейки, небольшие озерца и, наконец, большие лужи встречаются на каждом шагу. Но вот пить из них крайне опасно: вода часто заражена возбудителями всяких кишечных заболеваний».

Вопросы:

- Как называется эта природная зона?

- Хотите ли вы узнать, где она находиться?

- Какой приём исследования вы будете использовать?

Следующий отрывок. «Ночь в низких широтах наступает сразу почти без сумерек. Стоит лишь зайти солнцу, как всё погружается в непроглядный мрак. Тьма, окутавшая всё вокруг, настолько плотная, что создаёт обманчивое чувство возможности пощупать мрак. Жизнь протекает на фоне столкновений стихий. Пророкотал первый гром. Он рявкнул на приумолкший перед грозой лес, да настолько оглушительно и сердито, что от страха затряслись поджилки. С тишиной вмиг было покончено. Разразилась такая канонада, хлынул такой ливень, что в голове мелькнула опасливая смутная мысль о конце света».

Вопросы:

- В условиях, какого климата происходят описанные явления?

- Какой исследовательский приём вы будете использовать, чтобы объяснить особенности этого климата?

- Почвы влажных экваториальных лесов удивительно неплодородны. Существует ли взаимосвязь между особенностями климата и свойствами почв?

- Используя, какой приём, мы сможем выяснить какой, тип почвы преобладает в данной природной зоне?

В следующем литературном отрывке я предлагаю описания нескольких растений и животных, обитающих во влажных экваториальных лесах Южной Америки.

Вопросы к учащимся:

  • Хотите ли вы узнать какие другие растения и животные встречаются в этой зоне?

  • Какими источниками информации вы можете воспользоваться?

  • Для жителей Европы и России условия жизни во влажном экваториальном лесу могут показаться опасными и враждебными.

Итогом и результатом диалога становится план изучения природной зоны.

1. Как называется изучаемая природная зона?

2. Где находится эта природная зона?

3. В каких климатических условиях она сформировалась?

4. Какие почвы распространены в природной зоне, какими свойствами они обладают?

5. Какая растительность произрастает в данной природной зоне?

6. Какие животные здесь обитают?

7. Как местные жители приспособились к выживанию в условиях этой природной зоны?

Данный приём исследовательской деятельности мы используем в 7-м классе, изучая природу материков Земли. В 8-м классе по аналогии разрабатываем обновлённый алгоритм изучения природно-хозяйственных зон России. Ученики к этому времени обладают достаточным опытом и знаниями, чтобы самостоятельно его усложнить и расширить. Привожу в качестве примеров несколько вариантов.

Первый вариант

1 Географическое положение природной зоны.

2. Рельеф.

3. Климатообразующие факторы и особенности климата.

4. Воды.

5. Почвы.

6. Растительность и животный мир.

7. Особенности взаимоотношений природы и человека в данной природной зоне:

а) коренные народы, взаимосвязь их жизни и климата;

б) особенности одежды;

в) рациональные и удобные жилища;

г) способы передвижения

д) особенности расселения.

8. Вывод о взаимосвязи географического положения, рельефа, особенностей климата, почв, растительного и животного мира, особенностей быта и хозяйственной деятельности населения в данной природной зоне.

Второй вариант

  1. В какой части страны расположена природная зона.

  2. Типичный внешний облик зоны.

  3. Климатические условия (температуры зимы и лета, количество и режим осадков).

  4. Почвы природной зоны, их свойства.

  5. Типичные растения и животные, их приспособленность к условиям.

  6. Агроклиматические ресурсы природной зоны, возможности использования её человеком.

  7. Проблемы взаимодействия природы и человека в природной зоне.

  8. Особо охраняемые территории и объекты.

  9. Вывод.

Обучение простейшим приёмам исследовательской деятельности я начинаю с 6-го класса В 6 классе исследовательская работа начинается с изучения глазомерной и полярной видов съемки местности. При изучении данной темы учащиеся строят план местности в районе школы, составляют его описание, экологическое состояние, перспективу развития этого участка. На уроках практикумах учащиеся обрабатывают данные погоды по месяцам (строят графики, розы ветров, подсчитывают средние температуры, амплитуду), а при изучении климата своей местности на основе своего обработанного материала делают вывод о климате своей местности. Например, при изучении темы «Горные породы» предлагаю ребятам провести исследование по вопросу: «Что превращает гранит в песок?» Ребята определяют цель исследования: «Изучить процесс разрушения гранита»; задачи исследования: «Определить факторы разрушения гранита». В ходе исследования выдвигаются гипотезы, которые в ходе исследования или подтверждаются или опровергаются.

При изучении темы в 9 классе «Географическое положение России»; исследовательская деятельность учащихся заключается в том , что они оценивают геополитическое положение России, при этом анализируют политико - административную карту и информационный материал .Работа обычно ведется в группах. Каждая группа выдвигает свою гипотезу и устанавливает причинно-следственные связи.

Приведу пример урока в 8 классе, где в процессе исследовательской деятельности дети самостоятельно выявляют особенности природы Западной Сибири (урок изучения нового материала)

Класс делится на исследовательские группы: картографов, геоморфологов, геологов, климатологов, гидрологов:

картографы определяют географическое положение территории ;

геоморфологи и геологи исследуют рельеф;

климатологи определят климат;

гидрологи проектируют картину внутренних вод.

Каждая группа, используя тематические карты атласа и учебник, готовит устный отчёт о своей работе, оформляя при этом контурную карту по тематике исследования. Что объединяет все группы? Одна проблема. Нужно выявить отличительные черты природы Западной Сибири от других природных территорий России.

Чтобы работа в группах была более слаженной, организованной и понятной для всех предлагаю обсудить следующие вопросы:

Как вы мыслите решение поставленной задачи?

Что необходимо знать ( или вспомнить) для работы?

Какие карты будете использовать?

Какую роль будет выполнять каждый участник экспедиции?

В течение 3-4 минут дети формулируют задачи, которые им предстояло решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные для работы карты. В помощь учащимся предлагаются инструктивные карточки с заданиями и дополнительная литература (старые учебники, вырезки из газет, энциклопедии и т.д.).

Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся. В ходе исследований дети, анализируя карты, учатся переводить картографическую информацию в словесную, отвечая на главный вопрос: - Чем отличается природа Западной Сибири от других природных территорий ?

Такая групповая работа даёт важный учебно-воспитательный эффект: дети учатся работать в коллективе, анализировать свою работу, в процессе исследования находить решения поставленной задачи. Что, безусловно, повышает познавательную активность школьников.

Организую исследовательскую работу по социокультурному практикуму, согласно программе по географии. Успешность моей работы зависит и от работы с социумом села. Учащиеся школы изучают экономику, население, культурно - исторические памятники села Белоногова. В результате был создан путеводитель по селу Белоногово . Разработана экскурсия по селу «Память воплощенная в камне». Пишут рефераты, создают проекты, презентации, с которыми выступают на уроках, научно - практических конференциях, добиваются высоких результатов.

Исследовательская деятельность учащихся - это деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов. Я выделяю следующие этапы :



Основные этапы исследовательской деятельности

1

2

3

4

Этапы исследовательской деятельности

Задачи данного этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подготовительный

Создание мотивационной ситуации для успешной организации исследовательской деятельности

1. Постановка проблемы.

2. Выделение основополагающего вопроса

1. Распознавание проблемы и определение темы исследования

2. Формулирование целей и задач работы

Планирование

1. Организация исследовательской деятельности

2. Выбор наиболее рационального способа решения исследовательской задачи

1. Помогает сформулировать гипотезу с помощью логически построенного диалога

1. Обсуждает план работы с учащимися индивидуально или в группах

2. Управляет процессом овладения способами получения знаний

1. Выдвижение гипотезы

2. Выбор уже известного приёма исследовательской деятельности или разработка нового алгоритма действий

3. Выбор источников информации

Исследование

Проведение исследования по данной проблеме

1. Организует работу учащихся индивидуально или в группах

2. Оказывает помощь и консультации учащимся

3. Направляет деятельность учащихся в методически правильное русло

4. Ориентирует в поле необходимой информации

5. Вдохновляет учащихся в их исследовательской деятельности

1. Самостоятельная работа учащихся индивидуально или в группах

2. Изучение теории, связанной с выбранной проблемой

3. Получение консультаций учителя

4. Работа с картографическими, статистическими, текстовыми и другими источниками

географической информации

4. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение

5. Обсуждение результатов исследования

6. Подтверждение или опровержение гипотезы

Оформление результатов исследования

Создание конечного продукта

1. Даёт рекомендации по выбору формы предоставления результатов

2. Обучает приёмам оформления результатов исследовательской деятельности

3. Ненавязчиво контролирует ход работы

1. Выбирает наиболее рациональную форму и способ предоставления результатов

2. Получает консультацию учителя по правилам оформления результатов

3.Самостоятельно оформляет результаты исследовательской деятельности

Предоставление отчёта

Публичное предоставление отчёта по результатам исследования

1. Принимает итоговый отчёт

2. Обобщает и резюмирует полученные результаты

3. Подводит итоги

1. Демонстрируют итоги работы

2. Поясняют полученные результаты

3. Формулируют и аргументируют основные выводы

Самоанализ

Рефлексия деятельности и результатов

1. Осуществляет организацию работы учащихся по самоанализу и самооценке

2. Оценивает уровень знаний учащихся по данной теме

3. Определяет соответствие работы общим требованиям

4. Оценивает личные достижения учащихся

1 .Анализируют процесс работы

2. Называют трудности и причины их возникновения.

3. Определяют степень удовлетворённости итогом выполненной работы

4. Выясняют, реализованы ли их личные цели.


Система оценивания работы учащихся

Очень важным моментом является вопрос оценивания. Использование метода исследовательской деятельности требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для появления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний. Поэтому оцениваться должен не только итоговый отчёт, но качество всей проделанной работы в целом. Очевидно, что критерии оценки должны быть известны всем участникам заранее. А ещё лучше разработать их совместно с учащимися. Предлагаю вариант критериев оценивания работы учащихся.


Как может быть представлен конечный результат работы?

Я предлагаю ученикам следующий перечень возможных вариантов конечного продукта исследовательской работы:

мультимедийная презентация;

рекламный проспект;

дневник-путешествие;

картограмма;

заочная экскурсия;

серия иллюстраций;

сочинение-эссе;

слайд-шоу;

фотоальбом;

письменный отчёт;

свой вариант.

Продолжительность исследовательской работы


По продолжительности я выделяю несколько видов исследовательских работ:

- Мини-работы, рассчитанные на один урок.

- Краткосрочные - на изучение одной темы в течение нескольких уроков.

- Недельные.

- Среднесрочные - продолжительностью в одну четверть.

- Долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года.

Литература


  1. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал.// Редакция «Народное образование».

  2. Борзенко В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80-88.

  3. Воровщиков С. Г., Новожилова М. М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. //Управленческий аспект: страницы написанные консультантом по управлению и директором школы. - М.: 5 за знания, 20006.

  4. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.

  5. Данильцев Г. Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся. // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 127-134.

  6. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

  7. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения.// Народное образование, № 10, 1999.

  8. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии: [Опыт учеб. комплекса на базе сред. шк. N 1333 «Донская гимназия» и Дома науч.-техн. творчества молодежи Москвы] // Школ. технологии.- 1999.- N 1-2.- C. 132-137.

  9. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

  10. Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister.- 1999.- N 1.- C. 85-95.

  11. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
















© 2010-2022