Конспект урока Лесные зоны России

Тема урока:   « Лесные   зоны   России ». Предмет: география Класс:  8  Тип  урока:    изучение нового материала. Цель  урока:    формирование представлений об особенностях лесной зоны России, как жизненной среды, которую нужно беречь. Задачи    урока:   Образовательные:   1.Сформировать  знания  о  природных  зонах тайги, смешанных  и широколиственных     лесов.   2.Формировать умения определять географическое положение этих зон.   3.Закрепить  умения  определять  взаимосвязь   между  компонент...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Конспект урока Лесные зоны России.Тема урока: « Лесные зоны России ».

Предмет: география

Класс: 8

Тип урока:

изучение нового материала.

Цель урока:

формирование представлений об особенностях лесной зоны России, как жизненной среды, которую нужно беречь.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Сформировать знания о природных зонах тайги, смешанных и широколиственных лесов.

2.Формировать умения определять географическое положение этих зон.

3.Закрепить умения определять взаимосвязь между компонентами природы в этих природных зонах.

4.Определять причины и особенности различий лесных зон России.

Развивающие:

1.Развивать умение овладевать основными мыслительными операциями: анализ, сравнение, вывод.

2.Развивать умение самоконтроля на основе выполняемых заданий.

3.Совершенствовать умения работы с учебником, дополнительной литературой, картами атласа.

4.Продолжить формирование умения составлять характеристику природной зоны.

5.Развивать логическое мышление, речь и память учащихся.

Воспитательные:

1.Экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе.

2.Формирование нравственно-эмоционального отношения к природе, чувства личной сопричастности проблемам охраны природных комплексов.

Оборудование: ПК, учебник, атлас, контурные карты.

Ход урока:

  1. Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Владимировна, я рада вас видеть. Сегодня мы будем вместе работать на уроке, пожелаем друг другу успехов.

Просмотр видеоролика «Леса России» ( Слайд 1)

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный света и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе и в серебре?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? И что за птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои!

С. Погореловский

-Ребята, о чем мы с Вами будем сегодня говорить? (определяем тему, цель - слайд 2)

Всё правильно, сегодня мы с вами будем говорить о лесной зоне.

Сегодня вы поймёте особенности различий лесных зон России. Рассмотрим разнообразие растительного и животного мира, особенности климатических условий. Назовите мне природные зоны известные вам? Ответ учащихся ( арктические пустыни, тундра).

Проведём тренинг-выбор этих ПЗ

Перед вами индивидуальные оценочные листы , с которыми мы будем работать на протяжении всего урока.

Соотнесите природную зону и её описание ( слайд 3)

1 вариант 2 вариант

Арктические пустыни: Тундра:

  1. Природа зоны легко ранима.

  2. Почвы бесструктурны с глеевым горизонтом.

  3. Значительные площади покрыты ледниками.

  4. Ср. температура января - 26-28 С, а июля + 1- 4 С.

  5. Сильные ветры.

  6. Огромные площади занимают оленьи пастбища.

  7. Расположена на островах Арктики.

  8. Увлажнение избыточное, много болот.

  9. Промысел морского зверя (моржи, тюлени)

  10. На южной границе средняя температура июля + 10 С.

  11. Не однородна и представляет собой разнообразие ландшафтов: луга, озёра, поля, пастбища, овраги, болота

ВЗАИМОПРОВЕРКА ( слайд 4)

АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ: 1,3,4,5,7,9 ТУНДРА: 1,2,5,6,8,10

Возьмите свои индивидуальные листы , оцените себя.

Все ли описания ПЗ вы соотнесли?

Почему описание под №11( ПЗ неоднородна, представляет собой разнообразие ландшафтов: луга , поля, пастбища) вы не отнесли ни к одной из предложенных природных зон?

Ответ учащихся - это описание лесной зоны.

Лесная зона занимает 60% территории России. Поэтому нашу страну по праву называют «лесной державой». Лес в России - это и глухомань тайги, и величие дубрав, и белоствольные березы.

А, главное, лес - это наш важнейший ресурс .

Ребята, а знаете ли вы, где на территории России расположена большая часть лесов?

Ответ учащихся: Больше всего их на европейском Севере и на Дальнем Востоке.

Вы правы. Лесная зона находится южнее зоны тундры, расположена в умеренном поясе , поверхность равнинная.

Итак, Посмотрите на карту и назовите типы лесов и где они располагаются на территории России ( 7 слайд)

1 тип . Смешанные леса - Центральная Россия

2 тип. Темнохвойная тайга - Северо-Запад России, центральная часть

3 тип Светлохвойная тайга - Сибирь

4тип. Широколиственный лес - юг Центральной России

Ребята, выберите тот лес где бы вы хотели побывать.

А сейчас мы совершим заочное путешествие в выбранный вами лес.

Кто выбрал тайгу ?

Смешанные леса?

Широколиственные леса

Задание: Используя учебник , раздаточный материал, атлас заполните таблицу:, пред вами макеты карт расположите на них растительный, животный мир, обозначьте границы

Наименование природной зоны.

Географическое положение

Особенности климата

Почвы

Растительный и животный мир

Тайга


Смешанный лес


Широколиственные леса.


Ну, что ребята, послушаем ваши отчёты. Предоставляю слово представителю из группы : …..

Посмотрите вот такой у нас получилась карта, а это схема мы её получили при изучении нового материала.

Ребята, мы живём с вами в Ставропольском крае. А есть ли в нашем Ставропольском крае леса?

Ответ учащихся: Ставропольский край занимает не так уж много места на карте мира, но представляет практически все российские ландшафты.

В Ставропольском крае есть и леса. На высоких участках Ставропольской возвышенности, на горах Пятигорья, по долинам и балкам лесостепного юго-запада, в поймах рек Кубани, Кумы, есть довольно обширные массивы широколиственных, дубово-грабовых лесов.

Учитель: В настоящее время в крае освоено 95% всех площадей. Это привело к резкому обострению экологических проблем. К ним относятся проблемы: сохранения плодородия земель, загрязнение природной ландшафтной среды, загрязнения атмосферы и вод, сохранения флоры и фауны и другие. В целом все природные комплексы в крае ранимы и разрушаются под действием человека.

В буклете вы найдёте материал о празднике древонасаждений в Благодарненском районе, которые зародились ещё в 19 в.

Сейчас немного отдохнём

Здесь мало услышать

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно

Послушаем лес:

Мы послушали лес, приятно, красиво, а всё ли мы делаем для того, чтобы это могли услышать ваши дети?

Ребята, назовите проблемы, которые существуют в лесной зоне сегодня??

Дети перечисляют:

Вырубка леса, свалка мусора в лесной зоне, лесные пожары, браконьерство, неумеренная охота

Я согласна с вами, все эти проблемы стоят очень остро в нашем обществе.

« Мы не унаследовали Землю от своих родителей. Мы её взяли взаймы у своих детей»

А что же нам сделать, чтобы сохранить эти леса. Предложите пути решения этой проблемы.

Ответы учеников:

1.Комплексная переработка и утилизация отходов

2. Более широкое использование вторичного сырья

3. Зелёные насаждения

Это правильные пути решения проблем.

Закрепление:

А теперь я предлагаю провести учебную игру «Ты мне, я тебе»

Учитель: проведём учебную игру «Ты мне, я тебе» .

Что это такое: «Сочетание разнообразных, но взаимосвязанных частей в природе, составляющих единое целое»?

Задание №____

Работа в парах «Замкните круг»

(1 пара)

ответ: Это природно-территориальный комплекс

Вопрос: Назовите имя русского академика, который внёс большой вклад в изучение природных зон нашей страны

Задание №____

Работа в парах «Замкните круг»

(2 пара)

ответ: Академик Лев Семёнович Берг

Вопрос: Для чего созданы в каждой зоне биосферные заповедники и заповедные территории?

Задание №____

Работа в парах «Замкните круг»

(3 пара)

ответ: Для того, чтобы прогнозировать

последствия влияния деятельности человека на зону

Вопрос: Для чего наши далёкие предки вырубали дубравы?

Задание №____

Работа в парах «Замкните круг»

(4 пара)

ответ: Таким образом они расчищали место для земледелия

Вопрос: Какие экологические проблемы существуют сегодня из-за отношения людей к лесу?

Задание №____

Работа в парах «Замкните круг»

(5 пара)

ответ: Загрязнение леса бытовыми отходами, пожары, браконьерство…

Вопрос: Каков один из способов сохранения исчезающего вида растения или животного?

Задание №____

Работа в парах «Замкните круг»

(6 пара)

ответ: Исчезающий вид заносится в «Красную книгу»

и находится под защитой государства

Узнав что-то новое, всегда хочется поделиться с близкими. Напишите в письме другу о своих впечатлениях от урока.

Рефлексия.

Письмо другу

Дорогой друг, здравствуй! Сегодня на уроке географии я узнал много нового и полезного. Например, что леса делятся на виды (какие?):

Ты знаешь, какие экологические проблемы, связанные с лесом, существуют? Я узнал, что лес

_______________________________________________________________________________

Мне было (ненужное зачеркнуть) очень интересно/ не очень интересно на уроке, и я (ненужное зачеркнуть) принял активное участие в уроке/ почти не работал на уроке.

Я понял, что знания, полученные на уроке (ненужное зачеркнуть), мне пригодятся /не пригодятся в жизни.

А теперь, мой друг, я прощаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будет полезно и тебе, потому что беречь наше богатство должен каждый из нас.

Подсчитайте свои балы и оцените себя. Кто получил «5», «4» ? Я очень довольна вашей работой , а особенно хорошо поработали……….

Запишите домашнее задание: параграф 24, а те кто желает могут подобрать литературное описание леса.

Например, М.М. Пришвин « Кладовая солнца», Леонид Леонович «Лес»; Афанасий Афанасьевич Фет стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»

Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. До, свидания!


Лесная зона

Зона широколиственных лесов

Зона смешанных лесов

Зона тайги

t янв. - 10ºС

t июл.+18ºС

t янв. - 16ºС

t июл.+16ºС



t янв. - 18ºС

t июл.+10ºС

400-500 мм

500-600 мм

600-800 мм

Дерново - подзолистые почвы

Серые лесные почвы

Подзолистые почвы

Кедр, ель, пихта, сосна, лиственница

Дуб, липа, клен. вяз

Ель, сосна, береза, осина

Олень, косуля, лось

Лось, кабан, белка, куница

Волк, медведь, лисица, рысь


© 2010-2022