Урок по географии на тему: Вулканы и гейзеры (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вулканы и гейзеры.

Цель:

1.Сформировать представление о происхождении и образовании вулканов, гейзеров и горячих источников.

2.Выяснить влияние вулканов на жизнь планеты.

Задачи:

1.Закрепить знания учащихся о строении и функционировании вулканов. 2.Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов.

3. Дать представление о катастрофичности извержений.

5.Выяснить, как используются в хозяйстве продукты извержения вулканов.

Продолжить формировать умение работы с картой.

Тип урока: урок изучения новой темы.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Объявление темы урока:

- Ребята, ваша задача, отгадав 2 загадки, назвать тему урока:

Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера очень ей нужен

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный…

(Вулкан.)

Бьёт источника фонтан,

Струя до поднебесья.

В соседях с ним живёт вулкан,

Фонтан вам тот известен…

(Гейзер.)

-Какая тема урока? (Вулканы и гейзеры). Запишите в тетради тему.

-На уроке вы узнаете, что такое вулканы, горячие источники, гейзеры. Как и где образуются вулканы. Вспомните строение вулкана. Познакомитесь с действующими, потухшими и уснувшими вулканами.

3. Изучение новой темы.

-Вспомните из курса 5 класса, что такое вулкан?

-Какие части вулкана прозвучали в загадке? (Жерло и кратер).

-Что такое кратер? (Чашеобразное углубление на вершине горы).

-Жерло - это… ответ в учебнике на стр. 49 (Канал, по которому поднимается магма.) Показ частей вулкана на плакате.

-Что такое конус вулкана? (Конус это вулканическая гора, образованная застывшей лавой).

У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуется очаг магмы. Если до очага магмы доходит трещина в земной коре, давление уменьшается. Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно-жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, и изливается на поверхность. Ее температура более 1000*С. Излившуюся магму называют лавой.

-Конус нарастает постепенно, изливается первый слой лавы и застывает. По нему, через некоторое время, - выливается второй слой и т.д. Получается слоистый конус. (Показ слоистого конуса в учебнике, стр.49, рис.31).

-Кто готов сделать вывод: чем отличается вулкан от горы? (Очаг магмы, кратер, жерло, слоистый конус)

-Как называется вещество, находящееся под земной корой? (Мантия).

-Вещество в жерле вулкана называется … (Магма).

-А вещество на поверхности земли это … (Лава).

-Посмотрите на экран. Где образуются вулканы? (На суше - в зоне разломов, на дне океанов - лава прожигает земную кору).

-А где находятся разломы земной коры? (Границы литосферных плит - сейсмически активные участки).

-Как вы думаете, где будет больше вулканов - в океане или на материке? (На дне океана, так как там тонкая земная кора, которую легче прожечь.)

-Можем ли мы теперь ответить на вопрос «что такое вулкан?»

-Вулкан - это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.

Мы дополнили определение вулкана, данное в учебнике. Запишите полное определение в тетради.

Саша Хватов подготовил сообщение, откуда пошло название «Вулкан». ( У древних римлян Бог огня и кузнечного дела назывался Вулканом. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на остове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и Бога огня.)

А теперь мы посмотрим на вулкан в действии. (Показ модели извержения вулкана).

-Кроме лавы, что еще выходит на поверхность при извержении вулкана? (Газы, пары воды, вулканическая пыль, тучи пепла, вылетают вулканические бомбы и глыбы.)

-Вулканы бывают действующие, потухшие и уснувшие.

-Какие вулканы называют действующими? Вулканы, извержение которых проходило на памяти человечества: Этна (о.Сицилия), Кракатау (Индонезия), Котопахи (Южная Америка.)

-Какие вулканы называют потухшими? (Вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Например, Эльбрус, Кения и Килиманджаро).

-Уснувшие вулканы? (Длительное время не извергались, но вдруг начинают извергаться. Например, Везувий.)

- Потухших вулканов значительно больше, чем действующих.

- Вулканы - грозные соседи для расположенных вблизи поселений. Они могут причинить огромные бедствия.

Первое такое страшное событие, сведения о котором дошли до нас, - это гибель трех городов в 79 году н. э. Вулкан Везувий после длившегося несколько столетий покоя начал извергаться и залил грязью город Геркуланум, лавой - Стабию, а город Помпеи засыпал пеплом и мелким камнем, которые не только покрыли площади, улицы и здания, но и создали слой над ними в 7-8 метров толщиной.

-В нашей стране действующие вулканы есть на полуострове Камчатка и Курильских островах. Самый большой из них, вулкан Ключевская Сопка, расположен на Камчатке. Его высота 4688 метров.

-Урок по географии на тему: Вулканы и гейзеры (6 класс). Откройте атласы на стр.14 , контурная карта стр.10. Подпишите вулкан Ключевская Сопка в контурных картах. Вулкан обозначьте . На острове Исландия обозначьте вулкан Гекла.

-Представьте себе, что от вулканов бывает даже польза. Продукты извержения вулкана находят применение в хозяйстве людей. Вулканический пепел - хорошее природное удобрение для плодородной почвы. Лава находит применение в промышленности и строительстве, вулканическое стекло - обсидиан - в ювелирном деле. (Презентация).

-В некоторых районах, где есть вулканы, магма близко подходит к поверхности, и подземные воды нагреваются до 100 С. В них, растворены соли и газы - минеральные воды.

На поверхность эти воды вытекают спокойно, образуя источники и ручьи. Но иногда они вырываются горячими фонтанами с густыми клубами пара, поднимаясь на высоту нескольких десятков метров.

- Как называются эти фонтанирующие источники? (Гейзеры).

Много гейзеров действует на полуострове Камчатка. В долине реки Гейзерной насчитывается около полутора десятков гейзеров, бьющих на высоту 10-15 метров. Извержение Камчатских гейзеров длятся от 3 до 5 минут. Почва около гейзеров обычно согрета, а в некоторых местах горяча настолько, что жжет ноги через подошву ботинок.

В Скалистых горах Северной Америки есть Йеллоустонский национальный парк - это крупнейший заповедник США. Здесь бьют сотни горячих ключей и гейзеров. Особенно знаменит гейзер Превосходительный. Такой мощный, что его называют Водяным вулканом. Посмотрите на экран, перед Вами грязевой гейзер «Большой цветной горшок». В овальном углублении кипит тонкая глина, одна её половина белая, другая из-за примеси железа и меди окрашена в розовый или жёлтый цвет.

Вулканическое тепло, нагревая воду и превращая ее в пар, может служить источником получения электроэнергии, отоплением зданий и теплиц. Минеральные источники, связанные с вулканами, применяются в лечебных целях.

4. Закрепление изученной темы.

1.

-Игра для тех, кто внимательно следил за ходом урока. У вас на столах лежат листы с ответами, ваша задача, услышав вопрос поднять правильный ответ.

-Чашеобразное углубление на вершине вулкана? (Кратер).

-Канал, по которому поднимается магма? (Жерло).

- Где образуются вулканы? (На суше - в зоне разломов, на дне океанов).

- Какие бывают вулканы? (Действующие, уснувшие, потухшие).

- Горячие фонтаны это? (Гейзеры).

- Самый высокий вулкан России? (Ключевская Сопка).

2.

-Игра «Найди вулкан».

5.Подведение итогов.

Выставление оценок.

6.Домашнее задание: параграф 19, в контурной карте отметить и подписать

5 вулканов.

© 2010-2022