- Преподавателю
- География
- Урок №23 Тема: Население и политическая карта Африки
Урок №23 Тема: Население и политическая карта Африки
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аубакирова А.С. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок 23: Население и политическая карта Африки.
Цели: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой, совершенствовать умения работы с географическими картами.
Задачи урока:
-
Совершенствовать умения работать с текстом учебника, энциклопедиями, атласом, справочной литературой, интернет-ресурсами
-
Обеспечить развитие способностей высказывать суждения, делать выводы
-
Воспитывать умение работать в коллективе; развивать взаимопомощь.
-
Развивать творческие способности и познавательный интерес.
Оборудование: Физическая и политическая карты мира, Иллюстрации, учебник, тетрадь, атласы 7 класса.
Формы работы: индивидуальная, групповая с элементами исследования
Тип урока: изучение нового материала
План урока:
-
Организация урока.
-
Постановка учебных задач.
-
Повторение домашнего задания
-
Изучение новой темы.
-
Работа учащихся в группах. Ответы учащихся.
-
Практическая часть урока.
-
Итог урока. Оценивание ответов учащихся.
-
Домашнее задание.
На перемене музыкальная заставка
Ход урока.
Организационный момент. (Прозвенел опять звонок, начинаем наш урок.)
Ответьте ребята, о каком материке загадка?
Там мыс Игольный,
Мыс Альмади,
Сухие русла рек там - Вади,
Там реки быстро протекают
И в разные моря впадают.
Там есть вулкан Килиманджаро
Наделал много он пожаров. (Африка) (Слайд №1)
Тема сегоднешнего урока «Население Африки. Современная политическая карта» (Слайд №2)
Прежде чем изучить новую тему, мы должны вспомнить домашнее задание.
Тесты для проверки домашнего задания.
Определите, какой природной зоне соответствуют эти характеристики
-
Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора.
-
Занимает около трети материка, особенно в северной части.
-
Занимает почти 40% площади материка.
-
Осадки - весь год, особенно после 12 часов дня.
-
Выделяют сухой и влажный сезоны.
-
Иногда дожди не выпадают годами.
-
Почвы практически отсутствуют.
-
Почвы красно-желтые, ферраллитные.
-
Богатые перегноем красно-бурые почвы.
-
Лесная растительность расположена ярусами.
-
Растительность сосредоточена в оазисах.
-
Преобладают травы и редко стоящие деревья.
-
Самое ценное растение - финиковая пальма.
-
Много деревьев с ценной древесиной.
-
Самые распространенные деревья - баобаб и зонтичная акация.
-
Места обитания верблюда, вельвичии, лисицы фенек.
-
Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле.
-
Обезьяны, леопард, окапи обитатели этой зоны. (Слайд №3)
а) Экваториальные леса;
б) саванна;
в) тропические пустыни.
Ответы нужно занести в таблицу:
Экваториальные леса
Саванна
Тропические пустыни
Ответы нужно записывать в виде номера предложенной характеристики:
Код правильных ответов:
Экваториальные леса
Саванна
Тропические пустыни
2,4,8,10,14,18.
3,5,9,12,15,17.
1,6,7,11,13,16.
Вывод по проверке домашнего задания:
Кол-во уч-ся выполнившие работу на «5» -
На « 4» -
На « 3» -
На « 2» -
Работа по теме урока.
Сегодня мы постараемся совершить путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего исследования познакомиться с населением Африки.
Работать мы будем в группах. Может, мы тоже, окажемся первопроходцами и узнаем много нового и интересного. При работе можете использовать учебники, атласы, справочную литературу.
Изучение новой темы будет проводиться по следующему плану: (слайд №4)
1.Африка - прародина человека.
2.Численность населения и его размещение.
3.Расы и народы Африки.
4.Современная политическая карта.
1. Африка - прародина человека. (Слайд №5)
Африку считают прародиной человека. Наиболее древнейшие останки предков человека и орудия его труда найдены в породах, имеющих возраст 2,7млн лет в Танзании, Кении и Эфиопии. Возраст останков древнейшего человека около 4млн лет. Как предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей. Человек современного типа появился в Африке примерно 11000лет назад.
1. Численность населения и его размещение.
-
В Африке живет 820 млн. человек, что составляет приблизительно 14% населения земного шара. (площадь 30,3 млн. кв. км- 2 по площади материк Земли). Давайте , поразмышляем много это или нет для второго по площади материка Земли?
-
(плотность населения- численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 кв. км). (Слайд №6)
Эвристическая беседа, на основе анализа карты «Народы и плотность населения мира» и заполнение таблицы. (Слайд №7)
Основные районы с высокой и низкой плотностью населения
Район
Плотность, чел/км2
Причины
Северная Африка
Юго-западная Африка
Побережье Средиземного моря
Побережье Гвинейского залива
Юг материка
Вдоль реки Нил
В районе озер
Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер.
2.Расы и народы Африки. (Слайд №8-9) 1-й этап. Рассказ учителя о населении Африки, о том, что оно делится на 3 основные расы.
Народы Африка (Слайд № 10)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Просмотр слайдов - население, жилища Африки. (слайд №11-16)
2-й этап. Заполнение каждым учащимся таблицы на основе анализа учебника, карты народов и просмотра слайдов (слайд №17)
Расы
Народы
Место проживания
Как выглядят
Европеоидная
Алжирцы
Север Африки
Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо
Марокканцы
Египтяне
Берберы
Туареги
Негроидная раса
Тутси
Южнее Сахары
Рост 180-200 см. удивительно стройны и грациозны
Хими
Пигмеи
Малорослы (ниже 150 см). цвет кожи менее темный, губы тонкие, широкий нос, коренастые
Бушмены
В полупустынях и пустынях
Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Низкорослы, тонкокостны
Готентоты
Промежуточная раса
Эфиопы
Масаи
Эфиопское плоскогорье
Цвет кожи более светлый, но с красноватым оттенком кожи. Ближе к европеоидной расе.
Смешанная раса
(Монголоидная и негроидная)
Малагасийцы
3.Современная политическая карта.
Прослушивание фрагмента. (Слайд № 18)
Используя карту «Африка. Политическая карта», заполните таблицу. (Слайд № 19)
Политическая карта Африки
Самые большие по площади страны Африки
Страны на побережье Индийского океана
Страны на побережье Атлантического океана
Внутриконтинентальные страны.
Итоги и закрепление материала (слайд №13)
1. Учитель читает вопросы, уч-ся их слушают, выбирают правильный ответ с экрана
Народы, населяющие материк (Слайд № 20)
а) арабы
б) пигмеи
в) эфиопы
г) тутси, хими
д) африканеры
е) малагасийцы
Вопросы:
-
Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах.
-
Народ, населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни.
-
Жители острова Мадагаскар.
-
Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка.
-
Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север Африки.
-
Потомки европейских переселенцев из Нидерландов, населяющие юг Африки.
Ключ:
1-б
2-а
3-е
4-г
5-в
6-д
Рефлексия (Что вы нового узнали на уроке? Какой вид работы вам больше понравился?) (Слайд № 21)
Сегодня мы постарались совершить путешествие по Африканскому континенту. Мы познакомились с населением Африки. Открыли много нового и интересного. Цель нашего исследования достигнута.
Итог урока. Оценивание ответов учащихся
Домашнее задание. (Слайд № 22)
§ 51-52 (стр.180-188) читать, стр. 188-189 вопросы (подготовиться к проверочной работе), стр. 189 реферат еа любую предложенную тему.