Урок №23 Тема: Население и политическая карта Африки

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 23: Население и политическая карта Африки.

Цели: познакомить учащихся с составом населения, сформировать представление о размещении населения и установить зависимость размещения населения от исторических и природных факторов, познакомить с современной политической картой, совершенствовать умения работы с географическими картами.

Задачи урока:

  • Совершенствовать умения работать с текстом учебника, энциклопедиями, атласом, справочной литературой, интернет-ресурсами

  • Обеспечить развитие способностей высказывать суждения, делать выводы

  • Воспитывать умение работать в коллективе; развивать взаимопомощь.

  • Развивать творческие способности и познавательный интерес.

Оборудование: Физическая и политическая карты мира, Иллюстрации, учебник, тетрадь, атласы 7 класса.

Формы работы: индивидуальная, групповая с элементами исследования

Тип урока: изучение нового материала

План урока:

  1. Организация урока.

  2. Постановка учебных задач.

  3. Повторение домашнего задания

  4. Изучение новой темы.

  5. Работа учащихся в группах. Ответы учащихся.

  6. Практическая часть урока.

  7. Итог урока. Оценивание ответов учащихся.

  8. Домашнее задание.

На перемене музыкальная заставка

Ход урока.

Организационный момент. (Прозвенел опять звонок, начинаем наш урок.)

Ответьте ребята, о каком материке загадка?

Там мыс Игольный,

Мыс Альмади,

Сухие русла рек там - Вади,

Там реки быстро протекают

И в разные моря впадают.

Там есть вулкан Килиманджаро

Наделал много он пожаров. (Африка) (Слайд №1)

Тема сегоднешнего урока «Население Африки. Современная политическая карта» (Слайд №2)

Прежде чем изучить новую тему, мы должны вспомнить домашнее задание.

Тесты для проверки домашнего задания.

Определите, какой природной зоне соответствуют эти характеристики

  1. Расположена вдоль побережья Гвинейского залива и у экватора.

  2. Занимает около трети материка, особенно в северной части.

  3. Занимает почти 40% площади материка.

  4. Осадки - весь год, особенно после 12 часов дня.

  5. Выделяют сухой и влажный сезоны.

  6. Иногда дожди не выпадают годами.

  7. Почвы практически отсутствуют.

  8. Почвы красно-желтые, ферраллитные.

  9. Богатые перегноем красно-бурые почвы.

  10. Лесная растительность расположена ярусами.

  11. Растительность сосредоточена в оазисах.

  12. Преобладают травы и редко стоящие деревья.

  13. Самое ценное растение - финиковая пальма.

  14. Много деревьев с ценной древесиной.

  15. Самые распространенные деревья - баобаб и зонтичная акация.

  16. Места обитания верблюда, вельвичии, лисицы фенек.

  17. Самый богатый и разнообразный животный мир на Земле.

  18. Обезьяны, леопард, окапи обитатели этой зоны. (Слайд №3)

а) Экваториальные леса;
б) саванна;
в) тропические пустыни.

Ответы нужно занести в таблицу:

Экваториальные леса

Саванна

Тропические пустыни

Ответы нужно записывать в виде номера предложенной характеристики:

Код правильных ответов:

Экваториальные леса

Саванна

Тропические пустыни

2,4,8,10,14,18.

3,5,9,12,15,17.

1,6,7,11,13,16.

Вывод по проверке домашнего задания:

Кол-во уч-ся выполнившие работу на «5» -

На « 4» -
На « 3» -
На « 2» -

Работа по теме урока.

Сегодня мы постараемся совершить путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего исследования познакомиться с населением Африки.

Работать мы будем в группах. Может, мы тоже, окажемся первопроходцами и узнаем много нового и интересного. При работе можете использовать учебники, атласы, справочную литературу.

Изучение новой темы будет проводиться по следующему плану: (слайд №4)

1.Африка - прародина человека.

2.Численность населения и его размещение.

3.Расы и народы Африки.

4.Современная политическая карта.

1. Африка - прародина человека. (Слайд №5)

Африку считают прародиной человека. Наиболее древнейшие останки предков человека и орудия его труда найдены в породах, имеющих возраст 2,7млн лет в Танзании, Кении и Эфиопии. Возраст останков древнейшего человека около 4млн лет. Как предполагают, он был небольшого роста, имел сильные зубы и питался растительной пищей. Человек современного типа появился в Африке примерно 11000лет назад.

1. Численность населения и его размещение.

  • В Африке живет 820 млн. человек, что составляет приблизительно 14% населения земного шара. (площадь 30,3 млн. кв. км- 2 по площади материк Земли). Давайте , поразмышляем много это или нет для второго по площади материка Земли?

  • (плотность населения- численность постоянного населения, приходящаяся на единицу площади (обычно 1 кв. км). (Слайд №6)

Эвристическая беседа, на основе анализа карты «Народы и плотность населения мира» и заполнение таблицы. (Слайд №7)

Основные районы с высокой и низкой плотностью населения

Район

Плотность, чел/км2

Причины

Северная Африка

Юго-западная Африка

Побережье Средиземного моря

Побережье Гвинейского залива

Юг материка

Вдоль реки Нил

В районе озер

Вывод: население распределяется крайне неравномерно: очень большие пространства материка имеют низкую (от 1 до 50 чел. на км2) плотность; значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка, вдоль рек, на берегах озер.

2.Расы и народы Африки. (Слайд №8-9) 1-й этап. Рассказ учителя о населении Африки, о том, что оно делится на 3 основные расы.

Народы Африка (Слайд № 10)

Урок №23 Тема: Население и политическая карта Африки

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Просмотр слайдов - население, жилища Африки. (слайд №11-16)

2-й этап. Заполнение каждым учащимся таблицы на основе анализа учебника, карты народов и просмотра слайдов (слайд №17)

Расы

Народы

Место проживания

Как выглядят

Европеоидная

Алжирцы

Север Африки

Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо

Марокканцы

Египтяне

Берберы

Туареги

Негроидная раса

Тутси

Южнее Сахары

Рост 180-200 см. удивительно стройны и грациозны

Хими

Пигмеи

Малорослы (ниже 150 см). цвет кожи менее темный, губы тонкие, широкий нос, коренастые

Бушмены

В полупустынях и пустынях

Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо. Низкорослы, тонкокостны

Готентоты

Промежуточная раса

Эфиопы

Масаи

Эфиопское плоскогорье

Цвет кожи более светлый, но с красноватым оттенком кожи. Ближе к европеоидной расе.

Смешанная раса

(Монголоидная и негроидная)

Малагасийцы

3.Современная политическая карта.

Прослушивание фрагмента. (Слайд № 18)

Используя карту «Африка. Политическая карта», заполните таблицу. (Слайд № 19)

Политическая карта Африки

Самые большие по площади страны Африки

Страны на побережье Индийского океана

Страны на побережье Атлантического океана

Внутриконтинентальные страны.


Итоги и закрепление материала (слайд №13)

1. Учитель читает вопросы, уч-ся их слушают, выбирают правильный ответ с экрана

Народы, населяющие материк (Слайд № 20)

а) арабы
б) пигмеи
в) эфиопы
г) тутси, хими
д) африканеры
е) малагасийцы

Вопросы:

  1. Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах.

  2. Народ, населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни.

  3. Жители острова Мадагаскар.

  4. Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка.

  5. Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север Африки.

  6. Потомки европейских переселенцев из Нидерландов, населяющие юг Африки.

Ключ:

1-б
2-а
3-е
4-г
5-в
6-д

Рефлексия (Что вы нового узнали на уроке? Какой вид работы вам больше понравился?) (Слайд № 21)

Сегодня мы постарались совершить путешествие по Африканскому континенту. Мы познакомились с населением Африки. Открыли много нового и интересного. Цель нашего исследования достигнута.

Итог урока. Оценивание ответов учащихся

Домашнее задание. (Слайд № 22)

§ 51-52 (стр.180-188) читать, стр. 188-189 вопросы (подготовиться к проверочной работе), стр. 189 реферат еа любую предложенную тему.


© 2010-2022