Рабочая программа и КТП по географии (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Гимназия № 39 Ленинского района городского округа город Уфа РБ

Ассоциированная школа ЮНЕСКО



ЭКСПЕРТИЗА ПРОВЕДЕНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры (МО) председатель НМС

естественных наук директор гимназии

Руководитель кафедры (МО) ______________ И.П.Киекбаева

______________ (Э.А. Файзуллина) Приказ № _____ от _________ 20___ г.

протокол № ____ от __________ 20__ г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «география»

6 класс



Составитель:

Архипова Н.А., учитель географии

высшей категории МБОУ гимназия № 39

Ленинского района городского округа город Уфа РБ.





УФА - 2015год



Пояснительная записка

Программа составлена для муниципального бюджетного образовательного учреждения гимназия № 39 Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан для 6 классов.

Программа разработана в соответствии с ФГОС второго поколения по географии для основной общеобразовательной школы, на основание примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авторской программы Домогацких Е.М. «География» для 6 -9 классов (М.: «Русское слово», 2013).

Цели и задачи курса:

  • Создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и ее особенностях;

  • Раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы;

  • Воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

Сроки реализации программы - 1 год.

Система оценки достижений учащихся

Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:

- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

- самостоятельность ответа;

- логичность, доказательство в изложении материала;

- степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.

Инструментарий для оценивания результатов:

В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход.

При 5 - балльной оценке для всех установлены:

Оценка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Оценка «4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка «3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Оценка «2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка «1» - ответ не дан.

Оценка практических умений учащихся. Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании ими характере географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Оценка «1» - отсутствие умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Оценка самостоятельных и практических работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

  • Основные технологии обучения: технология уровневой дифференциации, игровая, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология объяснительно-иллюстративного обучения технология, развивающего обучения.

  • Основные методы обучения: информационно-развивающий, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-репродуктивный.

  • Основные формы работы: эвристическая беседа, игра, самостоятельная работа с разными источниками информации ,выполнение заданий по плану, поисковая, исследовательская работа по картам, практическая работа, составление обобщающих таблиц, индивидуальная работа по заданиям.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов, проектов, презентаций). Тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

В соответствие с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации и Учебным планом МБОУ Гимназия № 39 на изучение учебного предмета «География. Начальный курс» отводит 35 часов (1 час в неделю). В том числе, уроки обобщающего повторения - 5 (тесты), практических работ - 22, из них оценочных - 11, тренировочных - 11 (Поурочные методические разработки к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География.6 класс»/Л.В. Пацукова. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013).

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать (понимать):

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

  • части внутреннего строения Земли;

  • основные формы рельефа;

  • части Мирового океана;

  • виды вод суши;

  • причины изменения погоды;

  • типы климатов;

  • виды ветров, причины их образования;

  • виды движения воды в океане;

  • пояса освещенности Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую информацию;

  • использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

  • описывать по карте взаимное расположение географических объектов;

  • определять качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы;

  • приводить примеры географических объектов и явлений и их взаимного влияния друг на друга; простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;

  • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты; примеры показывающие роль географической науки;

  • различать изученные географические объекты, процессы и явления;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания; письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • сравнивать географические объекты, процессы и явления; качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления;

  • строить простые планы местности;

  • формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);

  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты.

Требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты:

Личностные результаты обучения географии

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения;

  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  • представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

  • уч-ся должен обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; пониманием целостности здорового образа жизни; основами экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения географии:

  • познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся; гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.


Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение

3

3

2

План местности

5

5

3

3

Географическая карта

5

4

2

4

Литосфера

5

4

2

5

Атмосфера

8

8

6

6

Гидросфера

5

4

4

7

Биосфера

1

1

1

8

Почва и геосфера

3

3

2

Итого

35 часов

Итого - 20, из них практические-16, обобщение-4

Содержание программы

Тема 1. Введение (3 часа)

География как наука. Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Учебные понятия

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Основные образовательные идеи:

  • Земля - часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)

  • Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли.

  • Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение - определяют распределение тепла и света на ее поверхности.

Тема 2. Виды изображений поверхности Земли. (10 часов)

План местности.(5 часов).

Географическая карта.(5 часов)

Способы изображения местности. Понятие о плане местности и топографической карте. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Масштаб и его виды. Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Составление простейших планов местности. Географическая карта. Виды карт по масштабу и содержанию... Значение планов и карт в практической деятельности человека. Градусная сетка. Меридианы и параллели. Географическая широта и долгота.

Основные понятия

Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки, параллели, меридианы, географическая широта и долгота, географические координаты.

Практические работы:

1.Изображение объектов в масштабе. Определение направлений и расстояний по карте.

2.Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Направление азимута по плану и местности. Построение азимутов.

3.Составление простейших планов местности.

4.Уметь определять географические координаты и находить объекты по координатам.

Урок обобщающего повторения по темам: «План местности» и «Географическая карта» - тесты.

Тема 3. Литосфера (5 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Учебные понятия

Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы:

1.Изображение внутреннего строения Земли.

1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Изучение свойств минералов и горных пород (составление таблицы).

3.Нанесение на карту основных месторождений полезных ископаемых.

4.Нанесение на контурную карту вулканов по координатам.

5. Работа с номенклатурой по атласам.

6. Описание форм рельефа.

Урок обобщающего повторения по теме «Литосфера» - тест.

Тема 4. Атмосфера (8 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

Учебные понятия

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы:

1.Построение графика хода суточной темп-ры воздуха и вычисление средней темп-ры и амплитуды воздуха.

2.Решение задач на изменение темп-ры с высотой и глубиной.

3.Решение задач на изменение атмосферного давления.

4.Построение розы ветров.

5.Построение диаграмм количества осадков по имеющимся данным.

6.Составление таблицы климатов и календаря погоды. Выявление причин изменения погоды.

Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера» - тест.

Тема 5. Гидросфера (5 часов)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Учебные понятия:

Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы:

1. Работа с номенклатурой по атласу.

2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

3.Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Урок обобщающего повторения по теме «Гидросфера» - тест.

Тема 6. Биосфера (1 час)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Учебные понятия

Биосфера, Красная книга.

Персоналии

Владимир Иванович Вернадский

Практическая работа

1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 час)

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Учебные понятия

Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии

Василий Васильевич Докучаев.

Практические работы:

  1. Описание природных зон Земли по географическим картам.

  2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

  3. Составление таблицы природных зон.

Итоговая работа - тест.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Аральское, Байкал, Виктория, Великие Американские озера.

Ресурсное обеспечение реализации программы.

Компоненты УМК:

1. Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский «География», издательство

«Русское слово», Москва, 2009г.

2.Н.А.Никитина «Поурочные разработки по географии 6 кл.»,

издательство «ВАКО», Москва, 2010г.

3.Л.В.Антонова «Удивительная география. Р чем умолчали учебники»,

издательство «ЭНАС», Москва, 2009г.

4.А.Безруков, Г.Пивоварова «Занимательная география»,

издательство «АСТ-пресс», Москва, 2010г.

5.А.А.Лобжанидзе «Планета Земля», издательство «Просвещение»,

Москва, 2010г.

6.В.В.Барабанов «Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор», издательство

«Просвещение», Москва, 2010г.

7.А.А.Лобжанидзе «Планета Земля. Тетрадь-тренажер», издательство

«Просвещение», Москва, 2010г.

8.Е.Ю.Мишняева, О.Г.Котляр «Планета Земля. Тетрадь-практикум»,

издательство «Просвещение», Москва, 2010г.

9.О.В.Чичерина «Тематический контроль по начальному курсу

Географии», издательство «Интеллект-центр», Москва, 2011г.

10.В.Б.Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии 6-7

классы», издательство «Дрофа», Москва, 2013г.

11. Н.Н.Петрова «Тесты по географии 6-10 классы», издательство

«Дрофа», Москва, 2013г.

12.М.В.Постникова «Тематические кроссворды для уроков и

внеклассной работы по географии 6-10 классы», издательство «НЦ-

ЭНАС», Москва, 2010г.

13. М.В.Постникова «Контрольные вопросы, занимательные задания,

кроссворды и тесты по географии 6 класса», издательство «НЦ-

ЭНАС», Москва, 2010г.

14. «География: от урока к экзамену. Сборник задач. Книга для учителя

под редакцией А.С.Наумова, издательство «Просвещение», Москва,

2010г.

15. Рабочая тетрадь для учителя ( собственная).

Таблицы:

1) Строение вулкана. 6 класс. ООО «Спектр-М», Издательство «Экзамен», 2009.

2) География. Начальный курс. 6 - 7 класс. ООО «Спектр-М», Издательство «Экзамен», 2009.

3) Строение и состав атмосферы

4) Строение Земли

5) Горы и равнины

Комплект настенных географических карт для 6 класса.

1.«За страницами учебника географии».

2.СМИ.

3.Журналы «Геоленок», «Вокруг света», «Юный натуралист», «Гео» и др.

Дополнительная литература для учителя

1.Н.А.Максимов «За страницами учебника географии», издательство

«Просвещение», Москва, 2010г.

2.Г.П.Пивоварова «За страницами учебника географии», издательство

«Просвещение», Москва, 2010г.

3. «География 6-9 классы. Тесты, викторины», издательство«Учитель»,

Волгоград, 2012г.

4. «География 6-11 классы. Уроки учительского мастерства»,

издательство «Учитель», Волгоград, 2012г.

5. О.В.Крылова «Интересный урок географии», издательство

«Просвещение», Москва, 2000г.

6.Детская энциклопедия. Тайны всех океанов», Москва, 2000г.

7. Олимпиады по географии. 6 класс, издательский дом «Корифей»,

Волгоград, 2010г.

8. «Предметная неделя по географии в школе. Издательский дом

«Корифей», Волгоград, 2010г.

9. «Активные формы обучения по географии 6-10. Нескучные уроки.

Интернет-викторины», издательство «Учитель», Волгоград, 2012г.

10. М.С.Смирнова «Тесты по географии 6 класса», издательство

«Экзамен», Москва, 2010г.

11. А.М.Зотова «Игры на уроках географии 6-7 классы», издательство

«Дрофа», Москва, 2010г.

12. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класса, издательский

Дом «М и М», Санкт-Петербург, 2012г.

Дополнительная литература для учащихся

  1. Энциклопедия по географии.

  2. Интернет-ресурсы.

3.Г.П.Пивоварова «За страницами учебника географии», издательство

«Просвещение», Москва, 2010г.

4.Детская энциклопедия. Тайны всех океанов», Москва, 2000г

Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, интернет-ресурсов:

1) Диск. География. 6-10 класс. Набор мультимедиа-компонентов. «1С», 2005.

2) Диск. Энциклопедия. География. 7-11 класс. «Руссобит Паблишинг», 2003.

3) Сайты, Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты:

  • ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) school-collection.edu.ru/

  • сетевые ресурсы (Гугл):

  • карты Google maps.google.ru/?hl=ru

  • Google планета Земля earth.google.com/

  • блог ГЕОграфиня geografinya.blogspot.com

  • ресурс сетевых сообществ Открытый класс openclass.ru/

  • сервис You Tube (видеоролики для уроков)

  • среда wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней

  • представительство Сети творческих учителей it-n.ru/.

  • газета «География» geo. 1 september.ru/

  • конкурс «Учитель года России» 2006.teacher.org.ru/

  • ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники greenbook.ru/

  • Gismeteo.ru gismeteo.ru/maps.htm

  • Географическое общество России rgo.org.ru/'

  • клуб журнала «GEO» http: //geo.ru/

  • журнал «Вокруг света» http: //vokrugsveta. ru/

  • журнал «National geographic» wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

  • великие путешественники, мореплаватели и географы geografia.ru/

  • Национальное географическое общество rusngo.ru/project/index.shtml


Приложение 1


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры (МО) заместитель директора директор МБОУ Гимназия № 39

от _________г. протокол № 1 по УВР

руководитель кафедры (МО) Бикмаева М.В. Киекбаева И.П.

Файзуллина Э.А. Ф.И.О. ________ ______ г. приказ № от г.

________________

Календарно-тематическое планирование по предмету «География»

на 2015/2016 учебный год

Класс 6 . Учитель Архипова Наталья Анатольевна.

Количество работ обобщающего контроля - 4, практических работ 16


№ урока

Дата занятия

Наименование

разделов/тем

Кол.

час

Элементы

содержания/

виды деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Информационное сопровождение,

домашнее задание

предметные

метапредмет.

личностные


Введение (3 часа)

1

3.09

География как наука. Открытие, изучение и преобразование Земли.

1

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

предметные: уч-ся должен уметь называть методы изучения Земли, основные рез-ты выдающихся геогр. открытий и путешествий; объяснять значение понятий «Солнечная система», «планета», приводить примеры геогр. следствий вращения Земли.


метапредметные: ставить учебную задачу и планировать свою деят-сть под рук-вом учителя, выявлять причинно-

следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение, приводить конкретные примеры из жизни.

личностные: уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести диалог, дискуссию, вырабатывая общее решение

геогр.карта открытий, глобус, презентация, П. 1,2

2

10.09

Земля-планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна - спутник Земли.

1

Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

П. 3

3

17.09

Пояса освещенности. Времена года.

1

Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги.

П. 6, 7

Виды изображения поверхности Земли (11 часов): план местности(5 часов), географическая карта ( 5 часов)

4

1.10

Понятие о плане местности. Условные знаки.

1

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

предметные: уч-ся должен уметь объяснять значение понятий «план местности», «масштаб», «азимут»; называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштабов на глобусе и картах атласа; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности и карту; определять расстояния и направления на карте и плане местности; производить простейшую съемку местности; уметь ориентироваться на местности при помощи компаса, топокарты и местных предметов

метапредметные: ставить учебную задачу и планировать свою деят-сть под рук-вом учителя, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение, приводить конкретные примеры из жизни.


личностные: уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения

Осознание целостности природы,
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

топографические карты, планы местности в атласе, глобус, П. 9

5

8.10

Масштаб. Виды масштаба. ПР №1. Определение направлений и расстояний по карте.

1

П.8

6

15.10

Стороны горизонта. Ориентирование. Азимут. ПР №2 Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

1

П. 10

7

22.10

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Относительная и абсолютная высота. Изогипсы.

1

П. 11

8

29.10

Составление простейших планов местности. ПР №3. Составление простейшего плана местности.

1


9

5.11

Форма и размеры Земли.

Географическая карта.

Виды географических карт.

1

предметные: уч-ся должен уметь объяснять значение определения «градусная сетка», «геогр. карта», «легенда карты», «геогр. координаты», классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории, определять геогр. координаты точки, расстояния, направления, местоположение геогр. объектов на глобусе и картах, находить геогр. объекты по координатам, называть эл-ты градусной сетки, геогр. полюса, объяснять их особенности; объяснять значение планов и карт в практической деятельности чел-ка.

метапредметные: ставить учебную задачу и планировать свою деят-сть под рук-вом учителя, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение, приводить конкретные примеры из жизни.


личностные: уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения

Осознание целостности природы,
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира


П.4

10

12.11

Градусная сетка. Меридианы и параллели.

1

П.5

11

19.11

Географические широта и долгота.

ПР №4. Определение по карте географических координат

1

П.5

12

26.11

Изображение на физических картах высот и глубин.

1


13

3.12

Урок обобщающего повторения по темам: «План местности и «Географическая карта»

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся


Строение Земли. Земные оболочки (20 часов)

Литосфера (5 часов)

14

10.12

Земля и ее внутреннее строение.

Виды горных пород.

1

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

предметные: уч-ся должен уметь объяснять особенности внутреннего строения Земли, причины и следствия движения земной коры, действия внешних и внутренних сил на формирование рельефа, особенности жизни, быта и хоз. деят-сти людей в горах и на равнинах; уметь определять существенные признаки понятий, по заданным признакам - горные породы и минералы, отличие видов земной коры, виды форм рельефа, р-ны землетрясений и вулканизма

метапредметные: ставить учебную задачу и планировать свою деят-сть под руководством учителя, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение, приводить конкретные примеры из жизни.


личностные: осознавать целостность природы, значимость и общность глобальных проблем; уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей


П. 12, 13

15

17.12

Выветривание горных пород.

Полезные ископаемые.

1

П. 14, 16

16

24.12

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения.

1

П. 15

17

14.01

Рельеф суши (равнины, горы) и дна Мирового океана.

ПР №5. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

Составление схемы различий гор и равнин по высоте

1

П. 17

18

21.01

Урок обобщающего повторения по теме: «Литосфера»

1


Атмосфера (8 часов)

19

28.01

Строение атмосферы

1

Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

предметные: уч-ся должен уметь объяснять закономерности геогр. оболочки на примере атмосферы, вертикальное строение атмосферы, изменение давления и темп-ры воздуха в зависимости от высоты, тепловых поясов, циркуляции атмосферы, климатических поясов; причины возникновения природных явлений в атмосфере, зависимость климата от геогр. широты и высоты местности над уровнем моря, особенности адаптации чел-ка к климат. условиям; уметь определять существенные признаки понятий «атмосфера», «облака», «ветер», «давление», «погода», «климат» и определять основные показатели погоды

метапредметные: ставить учебную задачу и планировать свою деят-сть под руководством учителя, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение, приводить конкретные примеры из жизни.


личностные: осознавать целостность природы, значимость и общность глобальных проблем; уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

Оптимизм в восприятии мира Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

П. 18

20

4.02

Температура воздуха.

ПР № 6 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры и амплитуды воздуха

1

П. 19

21

11.02

Атмосферное давление

ПР № 7 решение задач на изменение давления

1

П. 20

22

18.02

Движение воздуха

ПР №8 Построение розы ветров

1

П. 21

23

25.02

Вода в атмосфере

ПР №9 Диаграммы облачности и осадков по имеющимся данным

1

П. 22

24

3.03

Погода

ПР №10Выявление причин изменения погоды.

1

П. 23

25

10.03

Климат

1

П. 24

26

17.03

Обобщение по теме: «Атмосфера»

1


Гидросфера (5 часов)

27

24.03

Вода на Земле. Единство гидросферы.

ПР № 11Описание «путешествия капельки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды

1

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

предметные: уч-ся должен уметь объяснять закономерности геогр. оболочки на примере гидросферы, выделение существенных признаков частей Мирового океана, особенности строения и состава гидросферы, условия залегания и использования подземных вод, условия образования рек, озер, природных льдов, хар-р взаимного влияния объектов гидросферы и чел-ка друг на друга; уметь определять существенные признаки понятий «гидросфера», «круговорот воды», «грунтовые», «межпластовые» воды, «речная система», «исток», «устье», «русло», «бассейн реки», «проточные и бессточные озера», «ледники», «айсберги», «многолетняя мерзлота», уметь определять виды рек, озер, прир. льдов, особенности размещения и образования объектов гидросферы;

метапредметные: ставить учебную задачу и планировать свою деят-сть под рук-вом учителя, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение, приводить конкретные примеры из жизни.


личностные: осознавать себя жителем планеты Земля, целостность природы, населения и хозяйства Земли, их крупных регионов и стран; осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества. Уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения


П. 25

28

7.04

Мировой океан.

ПР №12 Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

1

П.26

29

14.04

Воды суши: реки, озера, болота.

ПР №13 Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

1

П. 27

30

21.04

Воды суши: подземные, ледники, искусственные (антропогенные) водоемы.

1

П. 28

31

28.04

Обобщение по теме: «Гидросфера»

1


Биосфера (1 час)

32

5.05

Биосфера и охрана природы

ПР №14 Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

1

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

предметные: уч-ся должен уметь объяснять закономерности геогр. оболочки на примере биосферы, особенности приспособления организмов к среде обитания, роль царств природы, необходимость охраны органического мира; должен уметь определять существенные признаки понятий «биосфера», «Красная Книга»; сущность эколог. проблем, причины разнообразия растений и животных, хар-р взаимного влияния живого и неживого мира

метапредметные: ставить учебную задачу и планировать свою деят-сть под рук-вом учителя, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение, приводить конкретные примеры из жизни.


личностные: осознавать себя жителем планеты Земля, целостность природы, населения и хозяйства Земли, их крупных регионов и стран; осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества. Уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения

П. 29, 30

Почва и геосфера (3 часа)

33

12.05

Почва.

ПР№ 15Описание строения почв на местности.

1

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

предметные: уч-ся должен уметь объяснять закономерности образования почвы, особенности строения и состава геогр. оболочки, взаимосвязь между всеми элементами геогр. оболочки, законы развития геогр. оболочки, сущность влияния чел-ка на геогр. оболочку; должен уметь определять существенные признаки понятий «почва», «плодородие», «прир. комплекс», «ландшафт», «природно-хоз. комплекс», «геосфера», «закон геогр. зональности»; условия образования почв, хар-р размещения природных зон на Земле;


метапредметные: ставить учебную задачу и планировать свою деят-сть под рук-вом учителя, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение, приводить конкретные примеры из жизни.


личностные: Осознавать себя жителем планеты Земля, целостность природы, населения и хозяйства Земли, их крупных регионов и стран; осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества. Уметь ориентироваться в окружающем мире, выбирать цель своих действий и поступков, принимать решения; овладеть на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, к необходимости ее сохранения и рационального использования; уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов.

П. 31

34

19.05

Природный комплекс.

ПР №16 Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

1

П. 32

35

26.05

Природные зоны.

1

П. 33


© 2010-2022