Занятие Рельеф Хабаровского края

Конспект занятия по теме: «Рельеф Хабаровского края» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экология края». Данный конспект предназначен для педагогов для проведения занятия. Возраст учащихся: 8-10 лет. Цель занятия: сформировать у учащихся представление о рельефе родного края. Задачи занятия: 1)     образовательные: сформировать у учащихся представление о рельефе родного края; 2)развивающие: развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность, умение анализировать; 3) воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Методы обучения:  словесный; наглядный; практический;  самостоятельная работа. Формы обучения: фронтальные и индивидуальные. Средства обучения: мультимедийное оборудование, слайды с изучаемыми объектами, атлас Хабаровского края, контурная карта по географии Хабаровского края, дидактические и методические материалы
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

эколого-биологический центр








Конспект занятия по теме:

«Рельеф Хабаровского края»








Составила: педагог дополнительного образования

Удовенко Анна Станиславовна





Комсомольск-на-Амуре, 2014

Пояснительная записка к конспекту занятия.


Конспект занятия по теме: «Рельеф Хабаровского края» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Экология края». Данный конспект предназначен для педагогов для проведения занятия. Возраст учащихся: 8-10 лет.

Цель занятия: сформировать у учащихся представление о рельефе родного края.

Задачи занятия:

  1. образовательные: сформировать у учащихся представление о рельефе родного края;

2)развивающие: развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность, умение анализировать;

3) воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Методы обучения: словесный; наглядный; практический; самостоятельная работа.

Формы обучения: фронтальные и индивидуальные.

Средства обучения: мультимедийное оборудование, слайды с изучаемыми объектами, атлас Хабаровского края, контурная карта по географии Хабаровского края, дидактические и методические материалы











Цель занятия: сформировать у учащихся представление о рельефе родного края.

Задачи занятия:

  1. образовательные: сформировать у учащихся представление о рельефе родного края;

2)развивающие: развивать познавательную активность учащихся, наблюдательность, умение анализировать;

3) воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Тип занятия: комбинированное.

Основные понятия: Рельеф.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, слайды с изучаемыми объектами, атлас Хабаровского края, контурная карта по географии Хабаровского края, дидактические и методические материалы.

План занятия:

  1. Организационный момент (3-5 мин.).

  2. Актуализация знаний (7-10 мин.).

  3. Объяснение нового материала (15 мин.).

  4. Динамические паузы (2-3 мин.)

  5. Закрепление материала (7-10 мин.)

  6. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)


Ход занятия:

1.Оранизационный момент.

Педагог:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать занятие?

Все ль у тебя на месте,

Все ль в порядке:

Лежит ли ручка на столе,

Линейка и тетрадка?

Проверили? Садитесь! Старательно трудитесь!

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием рельеф и узнаем, какой в нашем крае рельеф.

2.Актуализация знаний.

Педагог: Как называется карта, на которой можно увидеть горы, равнины, реки, моря?

Дети: Физическая карта.

3. Объяснение нового материала.

Педагог: Сегодня на занятии мы будем работать с физической картой Хабаровского края, познакомимся с рельефом края и правилами его охраны.

Внимательно рассмотрите физическую карту Хабаровского края. Какой рельеф вы видите?

Дети: Низменности, равнины, плоскогорья и горы.

Педагог: Что такое равнина?

Дети: Часть земной поверхности с различием относительных высот не более 200 м называют равнинами. (Запись в тетрадь)

Педагог: На каких слайдах вы видите плоскую равнину? На каких - холмистую?(показ слайда презентации №2)

Если на равнине нет возвышенностей или понижений, то ее называют плоской. На плоской как стол поверхности нет заметных спусков и подъемов, далеко вдали видна линия горизонта, еле заметно течет вода в реках.

Холмистый рельеф более разнообразен: одиночные холмы или группы холмов, овраги, понижения с озерами, широкие речные долины.[1]

Педагог: Территория нашего края на карте закрашена в коричневый цвет. Что это означает?

Дети: Это означает, что на территории Хабаровского края преобладает горный тип рельефа.

Педагог: Часть земной поверхности с сильно расчлененным рельефом и высоко поднятые над равниной называются горами. (Запись в тетрадь)

Педагог: Высота гор над окружающими равнинными пространствами достигает сотен и даже тысяч метров. По абсолютной высоте различают горы:

- низкие (высоты до 1000 м)

- средневысотные (от 1000-2000 м)

- высокие (более 2000 м)[2]

Педагог: По физической карте Хабаровского края определите, какие горы по высоте преобладают в нашем крае. Найдите самые протяженные горные хребты края. Постарайтесь запомнить, как они называются.

Задание 1: [6]

Педагог: Проведите указательным пальцем по своему лицу ото лба до шеи, и почувствуй его неровности. Теперь подпишите на нарисованном лице «элементы рельефа».

4.Динамическая пауза («Веселые бабочки», «Чунга Чанга»)[6]

Педагог: Знакомство с геологической историей края выявляет один любопытный факт. Оказывается, самые древние по происхождению горы находятся в северо-западной и северной частях края; к югу, юго-востоку располагаются менее древние горы, а вдоль морских побережий тянутся самые молодые горные хребты. О древнем происхождении гор говорит их небольшая высота (гребни хребтов и вершины не превышают 200 м) и господство сглаженных форм рельефа низкогорий и среднегорий.

На крайнем севере расположен хребет Сунтар-Хаята с наибольшей в нашем крае вершиной - горой Берилл 2 933 м над уровнем моря. Суровы эти горы. Их венчают безжизненные каменные пустыни, местами с них спускаются ледники, достигающие в длину 7 км. Крутые склоны безлесны. Подножия гор и пологие части покрыты лиственничниками. К Сунтар-Хаята примыкают хребты Юдомский, Кухтуйский и другие.

Между Амуром и берегом Японского моря тянутся параллельные складчатые цепи Сихотэ-Алиня. В крае находится северная половина хребта, южная уходит на территорию Приморского края. Общая протяженность всей системы - 1200 км, ширина в средней части - до 300 км. Это самые молодые горы нашего края, хотя им не менее 60 млн. лет. Сихотэ-Алинь имеет крутые восточные склоны, образующие скалистые берега Японского моря. Средняя высота гор 600-900 м, самая высокая вершина - гора Тардоки-Яни - находится в верховьях рек Хор и Анюй.

Горная система Джугджур протянулась вдоль побережья Охотского моря на 900 км. Состоит из хребтов Прибрежный, Ульинский, Геран, Майский, Становой и др.

Баджало-Буреинская горная система, которая состоит из самостоятельных горных хребтов - Баджальский, Буреинский, Ям-Алинь, Дусе-Алинь, Туранский, Малый Хинган, Мяо-Чан и др.

Равнины и низменности в крае занимают около 15% территории. Они протянулись широкими лентами по речным долинам, озерным котловинам и морским побережьям. В южной части края имеются обширные низменности.

Севернее Комсомольска-на-Амуре и до Охотского моря проходит Эворон-Чукчагирская низменность. В низовьях Амура также расположены низменные территории Чля-Орельская и Удыль-Кизинская.

К югу от Комсомольска-на-Амуре до государственной границы протянулась самая большая и наиболее обжитая Среднеамурская низменность. Для нее характерна плоская поверхность, которую пересекает широкая (до 30 км) пойма Амура.

Над заболоченной поверхностью низменности резко возвышаются отдельные «островные горы и небольшие хребты более древнего происхождения, чем сама впадина. Примером их служит хребет Хехцир. (Рассказ сопровождается показом презентации,слайды №3-15)[3]

Практическое задание 1:

Педагог: На контурной карте отметьте и постарайтесь запомнить хребты: Сунтар-Хаята, Джугджур, Становой, Сихотэ-Алинь, Буреинский; низменности: Среднеамурскую, Эворон-Чукчагирскую, Чля-Орельскую, Удыль-Кизинскую. Посмотри наибольшие высоты хребтов и назовите самую высокую вершину Хабаровского края. Используйте физическую карту Хабаровского края.

Педагог: Вспомните, каким цветом на карту нанесены равнины, возвышенности, плоскогорья

Дети: равнины - зеленым, возвышенности - желтым, плоскогорья - светло - коричневым.

Педагог: Если говорить точнее высота равнин

- низменностей 0-200 м;

-возвышенностей 200-500 м;

- плоскогорий 500-800 м.

Педагог: На какой поверхности гористой или равнинной легче и удобнее вести хозяйство, выращивать растения, строить дома? Почему?

Дети: На равнинной, так как там ровная поверхность, мягкая земля, удобно строить дома, можно выращивать растения и пасти животных.

Педагог: А теперь, ребята попробуйте составить вопросы к кроссворду, который будет называться "Хребты Хабаровского края"

Педагог: Как вы думаете, надо ли сохранять поверхность земли? Возможно, этот вопрос звучит странно. Мы с вами знаем об охране редких растений и животных, об охране воды и воздуха. Насколько важна охрана поверхности?

Педагог: При добыче полезных ископаемых открытым способом образуются карьеры. А около шахт вырастают созданные человеком холмы из пустой породы - терриконы. (Показ слайда презентации). Они - незаживающая рана на поверхности Земли, это боль природы. Опасны они тем, что занимают плодородные земли, загрязняют воздух и воду.[4]

Педагог: Как люди борются с ними

Дети: Привозят почву, садят растения.

Педагог: Очень надеюсь, что когда вы вырастите, мои юные исследователи, то постараетесь сделать все, чтобы наш родной край стал еще краше, и не было бы таких мест, которые вызывают в душе боль и обиду.

5. Закрепление материала

Игра «Узнай меня»[5]

1) Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку (гора)

2) У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина (холм)

3) Стала группа гор в цепочку,

Есть для перевалов точки.

И конца цепочке нет -

Это тянется.... (хребет)

4) Меня создал человек, я распространяю тучи пыли и могу гореть (терриконы)

Творческое задание: На рис.1 спрятались названия горных хребтов и равнин Хабаровского края. Найдите и выделите их различными цветами: горные хребты - коричневым, а равнины - зеленым.

6.Рефлексия.

Педагог: Ребята, поднимите зелёную карточку, если вам всё было понятно и интересно, жёлтую, если были какие-то затруднения.

Приложение № 1.

м

п

е

с

у

н

т

а

р

-

х

а

я

т

а

в

п

о

с

а

б

р

а

а

п

н

п

м

т

л

д

ч

я

г

э

е

ц

с

о

д

ж

у

г

д

ж

у

р

о

л

д

н

п

н

а

п

л

с

р

о

и

х

ч

а

ц

у

я

п

д

б

к

р

а

п

н

а

м

о

и

н

п

л

с

р

о

и

ц

п

л

с

р

о

и

р

о

и

е

а

п

н

а

с

о

и

о

и

п

м

т

л

д

и

п

о

с

а

б

р

а

а

п

и

д

м

п

м

а

о

и

в

и

п

м

т

л

д

р

п

л

с

р

о

и

о

б

в

н

ж

н

д

н

л

э

в

о

р

о

н

-

ч

у

к

ч

а

г

и

р

с

к

а

я

с

а

н

ж

н

т

о

и

й

а

п

н

а

а

п

н

а

а

п

н

а

и

п

д

д

к

п

м

а

м

п

л

с

р

о

и

а

п

н

а

а

п

н

а

о

д

х

у

ж

ж

и

в

с

а

с

м

и

п

м

т

л

д

п

л

с

р

о

и

р

о

и

о

п

а

а

й

а

а

н

а

н

с

р

е

д

н

е

а

м

у

р

с

к

а

я

п

т

и

л

п

л

с

л

о

л

н

п

и

п

м

т

л

д

я

о

п

л

с

р

о

и

э

р

ь

и

п

м

т

л

т

м

о

и

о

и

о

и

п

о

п

л

с

р

о

и

м

-

и

с

а

п

н

а

д

п

с

п

л

с

р

о

и

и

-

п

л

с

р

о

и

н

а

с

к

а

п

н

а

ж

а

а

о

и

п

л

с

р

о

ч

и

п

м

т

л

д

н

л

и

и

и

п

м

т

а

д

л

о

и

о

и

р

о

и

а

и

п

м

т

л

д

м

и

я

й

п

л

с

р

о

и

т

л

с

р

о

и

и

р

н

п

л

с

р

о

и

с

н

а

п

н

а

а

п

н

а

и

п

м

т

л

д

р

о

и

р

о

и

о

и

а

а

ь

и

п

м

т

л

д

о

и

п

о

с

а

б

р

а

а

п

п

о

с

а

б

р

л

а

п

и

п

м

т

л

д

а

Рис.1

Список литературы:

  1. wikipedia.ru

  2. mining-enc.ru/r/relef/

  3. Рычагов, Г. И. Общая геоморфология./ Рычагов, Г. И. - М.: Изд-во МГУ, Наука, 2006. - 416 с. - (Классический университетский учебник). - 3000 экз. - ISBN 5-211-04937-3, ISBN 5-02-034256-4

  4. academic.ru

  5. zagadki.pp.ru

  6. games-for-kids.ru

© 2010-2022