- Преподавателю
- География
- Проект исследовательской работы Ветеран живет рядом
Проект исследовательской работы Ветеран живет рядом
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жовковская Н.А. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 города Заринска Алтайского края,
г. Заринск, ул. Центральная, 26
Конкурс исследовательских работ по географии «Вокруг света»
«Ветеран живет рядом»
Выполнила:
ученица 8 класса А
Тукова Ольга Руководитель:
учитель географии
Жовковская Надежда Анатольевна
Заринск
2015
Содержание:
Введение-3
Цели и задачи- 4
Методы иледования-5
Биография-7
Встреча с ветераном- 13
Заключение-20
Проект в перспективе- 21
С писок литературы - 21
Введение
"Ветеран живет рядом"
Прошло 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Драматической страницей вошла в нашу историю эта война. Тема «Ветеран живет рядом» актуальна, так как важно сохранить для потомков события Великой Победы, боль и страдания, которые принесли с собой. Наша страна ежегодно чествует ветеранов Великой Отечественной войны. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывались из отдельных личностей. И каждая отдельная история личности интересна и важна. Ведь вся сила народа в его прошлом.
А какое значение имеет наша Победа для молодых людей? Что мы знаем о тех военных годах? С такими вопросами мы обратились к учащимся нашей школы. Ответы были получены разные: кто-то совсем не интересуется темой войны, а многие учащиеся понимают значение нашей Победы, так как хорошо представляют, что нам угрожало. Под угрозу было поставлено всё: земля, на которой мы живём, существование народов нашей страны, наши традиции, культура. Мы, школьники, знаем об этой страшной войне из учебников, из художественных фильмов.
Война длилась четыре долгих года и отозвалась глубокой болью в сердце многострадального народа, она отняла многие тысячи молодых жизней, опустошила души оставшихся в живых, осиротила матерей, жён и детей. Боль тех, чьи родные и близкие, павшие в боях, уже никогда не вернутся домой, не утихнет никогда.
Занимаясь исследовательской деятельностью, мы ставим перед собой задачи - изучения жизни замечательных людей нашего микрорайона.
Особый интерес вызывают педагоги-ветераны. Среди жителей микрорайона Лесокомбината есть педагоги -жители блокадного Ленинграда. Никитина Э.М, Мотовилова А.Е. Они часто посещают тематические классные часы, мероприятия школы, рассказывают ребятам о войне.
Но как оказалось ребятам стало интересно узнать о той войне, что называется из первых уст, непосредственно у участника боевых действий, а кто как не учитель может рассказать это лучше. Поэтому нам пришла такая идея связаться с ветераном педагогического труда, ветераном Великой Отечественной войны Елистратовым Николаем Титовичем.
Так как Николай Титович находится в преклонном возрасте, ему 95 лет, он не может посещать мероприятия по состоянию здоровья, объектом исследования стало изучение его биографии.
Мы поставили перед собой цель:
изучить жизнь ветерана и доказать, что каждый участник Великой Отечественной войны внёс личный вклад в общую победу, а значит, никто не должен быть забыт.
Для достижения цели мы поставили задачи:
- изучить литературу о Великой Отечественной войне;
- собрать материал о ветеране войны, живущем в нашем городе;
- раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса;
- на основе анализа воспоминаний ветерана, составить историю его жизни;
- на примере жизни ветерана войны, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- провести интервьюирование, опрос учащихся.
Методы исследования:
Систематизация и обобщение рассказа ветерана о войне, анализ семейных фото и документальных источников.
При работе над исследованием, большую ценность оказала встреча с ветераном.
Глава 1 «Биография»
В 1939 году Николая Титовича призвали в армию. Как раз 30 ноября 1939 года начались боевые действия с Финляндией.
Несколько месяцев призывники проходили обучение, а затем направлялись в горячие точки. «Собрали нас, сибиряков, вручили первые автоматы Калашникова и отправили в Ленинград. В декабре Россия с Финляндией заключили мир. Нас расформировали», - вспоминает Николай Титович.
Николай Титович попал в годичную школу бортмехаников, на «тяжелые корабли» АНТ (Анатолий Туполев. Эту школу он закончил с отличием.
Экипаж бомбардировщика - 9 человек. Молодой бортмеханик получил назначение в авиаполк 204 бомбардировочный.
Война захватила Николая Титовича с самого первого дня. 22 июня он проводил профилактические работы по самолету, как вдруг налетели «Хейнкели - 3».
«22 июня впервые узнал, что такое бомбежка. Конечно, все растерялись от внезапного налета. У нас не было даже укрытий. Ведь никто не ожидал, что начнут бомбить законспирированный аэродром. Я помчался в лес, потерял пилотку. Когда налет кончился, и мы возвращались на рабочие места. А что было, если бы…
Конечно, началась серьезная подготовка к военным действиям. Мы рыли специальные щели, канавы, перекрашивали самолеты. Через неделю- новый налет. Мне разорвало весь бок, месяц лежал в госпитале. По возвращении командир предложил мне занять место воздушного стрелка.
Старались задержать продвижение немецких армий на восток. Мы делали все: бомбили железнодорожные станции, мосты, крупные скопления немецкой техники».
В сентябре 1941 года враг подошел к стенам Ленинграда и занял Шлиссельбургскую крепость. 204-й полк отражал атаки немцев с воздуха, защищая Ленинград. Сам Николай Титович в состав летного экипажа не входил. Он-техник самолета, готовил его к боевым вылетам. На вооружение полка был Ил-4 - дальний бомбардировщик, который мог, совершать перелеты на 3 тыс. км в одну сторону со скоростью 350 км\ч, размах крыла- 21,44 м. одного топлива брали 9 тонн (дополнительно - 5 парашютистов). Вот такие серьезные машины и приходилось Елистратову Н.Т. «залечивать» после возвращения из боя.
Разве не подвиг то, что искалеченная машина после выполненного им ремонта снова бомбили врага?! - да, это каждодневный рядовой подвиг.
… Илом - 4 гордились в бою.
Вы же, механик, а лепту свою
Видели в том: от умения рук
Будет исправным крылатый ваш друг.
Участковым Николай Титович в обороне Москвы. За годы войны 204-й бомбардировочный полк, где служил Н.Т. Елистратов, участвовал во многих военных местах, где было «туго». Стреляли из пулемета, который делает сразу 2 тысячи выстрелов.
«Во время войны мы в полку 204 жили дружно. В нашем полку были украинцы и латыши, казахи и грузины. И мы всегда делили радости и горести, делили последний кусок»,- вспоминает Н.Т. Елистратов.
Глава 2 «Встреча с ветераном»
Встретившись с этим человеком, больше всего нас поразила его любовь к Родине. Родная земля… Любовь и привязанность к ней человек впитывает с молоком матери. По мере взросления человека эти врожденные, почти инстинктивные чувства любви к уголку родной земли, неотъемлемой частицы великой и прекрасной России, перерастают во вполне осознанные, глубокие и могучие чувства.
«Это, конечно, результат знаний и убеждений, формируемых в процессе изучения всех школьных предметов, всей системы воспитания,-заметил Н.Т. Елистратов.»
Времена, когда Николай Елистратов учился в средней школе родного села Солонешное. Три предмета были подростку по душе -математика, русский язык и география. Николай Титович с удовольствием показал нам свой аттестат с отличием
Учитель географии привил мне, да и всем ребятам-одноклассникам, любовь к этому предмету, т.к. практическая направленность преподавания была ключом к нашим сердцам.
Во время экскурсии и походов знакомились с природой края, учились ориентироваться на местности, читать топографические карты, производить глазомерную съёмку, получали полезные знания и навыки, которые пригодились мне и на войне. Свои знания я всегда пытался передать своим ученикам.
Став отличным военным техником, он однако в душе оставался ещё и географом…
В перерывах между боями, читая газеты, опоминавшиеся в них города отмечал в небольшом атласе, который хранил в солдатском мешке. В звене заметили приверженность Николая к географии и поручили ему отмечать продвижение советских войск на географической карте европейской части СССР, которая использовалась при проведении полит информации. Были отмечены и такие его качества, как свободная ориентировка на местности, умение читать топографическую карту и определять для полетов (передвижений оптимальные маршруты) безопасные маршруты. При прогнозе погоды часто помогал знанием народных примет. Предсказывал спокойную погоду для полетов. Из статьи «География и война» А.Е. Ферсмана «Николай Титович часто использует цитату «Побед всегда будет за тем, у кого на знамени начертано три слова: энергия, правда и знание»
Когда, с честью пройдя в Советской Армии славный путь от солдата до капитана, Николай Титович вернулся на Алтай, перед ним, как перед многими фронтовиками, со школьной скамьи вступившими в ряды защитников Родины, вставали вопросы: где жить? Кем быть? Как продолжить образование и какой профессии посвятить себя?
Вопрос о том, где жить и работать решил сразу и бесповоротно. «Где родился, там и пригодился» - говорит Николай Титович. Из-за этой полушутливой ссылкой на народную поговорку кроется любовь и привязанность к суровой и благодатной Алтайской земле, где родился и вырос, с которой связан кровными узами.
В выборе специальности сомнений не было, пришло время осуществлять мечту юности - идти по стопам своего учителя географии…, который не только развил любовь к Алтаю, но и вооружил знаниями и навыками по географии, весьма пригодившимися как на войне, так и в повседневной мирной жизни.
В институт поступил в 1948 году, а закончил 1953 году.
Многое было сделано за эти годы, что потребовало от директора немало сил, энергии и времени. Но прежде всего он оставался увлеченном учителем географии, оборудовавший при школе хорошую и географическую площадку, наладившим метеорологические наблюдения, краеведческие экскурсии походы, тщательно отрабатывавшим с учащимися глазомерные съемки местности, весь комплекс практических работ по географии, предусмотренных учебными программами. Много сил и труда в том, чтобы железнодорожная школа стала одна из лучших в районе.
Экскурсии и походы школьников по родному краю носят разносторонний, комплексный характер совершая походы к истокам реки Топок, Аламбай, учащиеся знакомились с природой и собирали образцы минералов вместе с тем интересовались историческим прошлым этих мест, встречались со старожилами и ветеранами, записывали их воспоминания, изучали исторические памятники, целинники, собирали краеведческие и этнографические материалы. Был создан музей, многие материалы переданы в краеведческий музей района.
Один из тех, кто победил фашизм, кому мы обязаны мирным небом над головой является Елистратов Николай Титович. История этого человека не перестаёт восхищать и удивлять нас и в сегодняшний день. В своем возрасте Николай Титович, полон сил, оптимизма, любви к жизни и даже пишет стихи.
ДЕВЯНОСТОЛЕТИЕ
Девяносто лет уже мне стало,
Предо мной на миг, вся жизнь
Предстала,
Детство, юность и война
Мир, работа и семья.
Пронеслись в одно мгновенье,
Эти божеские явления.
Будто было все вчера,
Но за ними шли года.
Ведь в прошедших этих годах,
Есть, что вспомнить в эпизодах,
Годах трудностей, лишений,
Счастья, радости, творенья!
Помню я, как помним мы
Детства, юности поры
Вспоминать всегда готов,
Как нашел свою любовь.
Появление детей,
Двух желанных дочерей,
Дал мне Бог еще и сына,
Тройка божья, чтоб была!
Дети выросли - женились,
Судьбой семьи утвердились
Дважды тройка возросла
Три внученьки, два внучка.
Внукам радуюсь сегодня я,
Но за их мне очень больно,
Как их сложится судьба?
Миновала б их беда!
Пусть найдут все места жизни,
Я молюсь за них всех - трижды!
Пожелаю жить им дольше,
В счастье, радость, удовольствие.
Счастлив я своей судьбой,
И прожитой жизнью всей!
Недовольства нет и нет обид,
И не мучает меня стыд.
Читая эти строки хочется жить, так как прожил свою жизнь ветеран. Я благодарна судьбе, что имела счастье встретить такого человека.
Я часто вспоминаю рассказ Н.Т. Елистратова о летчике Ю.К. Орлове, который совершал полеты из Ленинграда в Череповец. Каждый раз самолет пересекал линию фронта, и люди в нем ежеминутно подвергались смертельной опасности, но выручали мастерство и бесстрашие Ю.К. Орлова и его экипажа, совершавших по два - три таких полета в день. Эвакуацию закончили за три месяца. Были спасены от голодной смерти и выведены из Ленинграда более 600 человек; вывезены били и уникальные документы и труды более 150 полярных экспедиций.
Николай Титович любит рассказывать о самолете-бомбардировщике Ил-4, и даже помнит основные данные: полетную массу - 8 тыс. кг; мощность двигателя до 1100 л.с.; нагрузка на крыло 122 кг / м кв.; максимальная скорость 340 км/час; вооружение: три пулемета; 1000 кг бомб. Этих самолетов было построено 5250 экземпляров. Самолет работал во время войны, как в сухопутных войсках, так и на флоте. На этих самолетах наши летчики подвергали бомбардировке Берлин и другие важные объекты противника.
Как выяснилось, что Николай Титович стал примером для многих поколений выпускников вот что о нем вспоминают его ученики:
- Изучая родной край, нам привили умения самостоятельно пополнять свои знания, овладеть навыками исследовательской деятельности, выработали активную жизненную позицию за это мы очень благодарны учителям.
Функ Светлана, ученица (1967 г.)
- Наш народ совершил беспримерный подвиг-выстоял и победил в жестокой, кровопролитной войне. Будем же всегда помнить о тех, кто отдал свою жизнь за нашу Родину и за нас, так заканчивает обычно свои выступления Н.Т. Елистратов перед учащимися.
Выпускник ж/д школы В. Козлов.
Не остались в исключении и сегодняшние ученики:
- Сегодня нам рассказали о замечательном человеке, Елистратове Н.Т. Очень жаль, что он болеет и я не смогла познакомиться с ним лично, я горжусь, что в нашем городе есть такие люди.
Сидорова Арина, ученица 2 кл А
- Мне очень понравились стихи Николая Титовича. Он не только настоящий герой, но и настоящий поэт. Мне бы хотелось, чтобы меня учил такой учитель.
Петрова Анна, 7 кл А
- Узнав о судьбе Елистратова Н.Т. я бы хотел быть похожим на него, прожить такую же счастливую и долгую жизнь. Быть героем!
Швецов Александр, 10 кл А
Заключение
ЛЮДИ, ПРОЗРЕЙТЕ!
Мы заявляем:
В области мира:
- угрожающее тысячам требует пресечения;
-тревожащее миллионы должно быть уничтожено;
-грозящее миру и планете - вне закона;
-благо для одних не должно оборачиваться горем для остальных, любой терроризм бессмыслен: с его помощью не решить никаких проблем;
-несущее вред сотням достойно осуждения.
Наше НЕТ:
-любым войнам.
Наше ДА:
-миру и спокойствию.
Знание об удивительном, честном, героическом человеке Елистратове Николае Титовиче мы должны сохранить на всю свою жизнь и передать будущему поколению. Николай Титович всегда будет примером для всех. Мы гордимся им! И, конечно, гордимся этой Великой Победой!
Выбранная нами тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Работая над раскрытием вопросов, поставленных в ходе изучения темы, мы сделали вывод о том, что память остается жива, по сей день. Поставленная цель - изучение жизни ветерана войны достигнута. Результаты исследования были обработаны и рекомендованы для проведения уроков мужества. Наши исследования размещены на школьном сайте. Исследовательская работа была представлена учащимся 5-7 классов для ознакомления с жизнью Елистратова Н.Т. Воспоминания ветерана направлены для публикации в местные газеты нашего города. Данная работа имеет продолжение, т.е. мы будем описывать историю жизни других ветеранов Великой Отечественной войны. Материалы данного исследования направлены в совет ветеранов работников народного образования г. Заринска.
Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.
По словам Николая Титовича, война оставила глубокий след в его душе, подорвала его здоровье. Она научила его по-настоящему ценить жизнь, дружбу, сделала его волевым человеком, серьезным, и ответственным.
При сборе материала, при беседе с ветеранами мы переживали страх, грусть за тех, кто погиб на войне и не вернулся к родным.
Молодое поколение должно поимённо знать всех участников Великой Отечественной войны нашего города, уважать их. Николай Титович, вспоминая те страшные военные годы, сетовал на горести и лишения, но придерживается одного мнения: «Я не жалею, что мне было тяжело, но зато легче вам».
Проект в перспективе
Продолжить исследовательскую работу по составлению биографических фактов педагогов ветеранов Великой Отечественной войны города.
Составить график адресной помощи ветеранам в рамках акции «Ветеран живет рядом»
Выпустить юбилейную брошюру «Педагоги для победы», в которой будет размещена информация о педагогах-ветеранах города Заринска.
Список литературы
-
Архивные документы и фотоматериалы ветерана ВОВ.
-
Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год. с.5-6.
-
Г.К.Жуков. Книга «Воспоминания и размышления».
-
История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. М., 1960.Т.1. с.352 -353.
-
Минасян М.М. и др. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. Военное изд-во Министерства обороны СССР, М., 1965 год. с.69.