Урок для 6 класса на тему «Ветер»

Данный урок-путешествие посвящен изучению такого природного явления, как ветер. В ходе урока формируются понятия: ветер, сила ветра, скорость ветра, приборы для определения направения ветра, роза ветров. Присутствует метапредметная связь с литературой (легенда о возникновении направлений различных ветра), ОБЖ (шкала Бофорта), математикой (график розы ветров). В архиве содержится конспект урока, презентация к данному конспекту, путевой лист (он заполняется по ходу урока самими учащимися). В конце...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 6-м классе на тему "Ветер"

Цели и задачи:

Образовательные: Познакомить учащихся с понятием «ветер», причинами его возникновения, показателями ветра, основными видами ветра на Земле, его ролью в жизни человека и природы, особенностью ветров на территории родного края.

Развивающие: Способствовать развитию познавательного интереса, развитию умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний (атласами, энциклопедическим, справочным материалом, физической картой полушарий), развитию умений работы в группах.

Воспитательные: Способствовать привитию чувств уважения к такому волшебному и грозному миру природы.

Оборудование: Шкала Бофорта как раздаточный материал, атлас, мультимедийная установка.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-путешествие Средства обучения: Физическая карта полушарий, учебники, атласы, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала. Здравствуйте ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Садитесь . Начнем наш урок. К нам в школу пришло необычное письмо из гидрометеорологического центра . Сотрудники этого центра просят нас помочь расшифровать записи так как у них произошел сбой в компьютере . Из этих записей понятно ,что ключевым словам является ветер . Значит ребята сегодня нам придется хорошо изучить тему ветер .

Цели нашей экскурсии:

1.Познакомиться с понятием «Ветер»

2.Выяснить причины возникновения ветра и его виды

3.Узнать, в чем измеряются сила, скорость ветра, как определяется его направление

4.Выяснить роль ветра

План экскурсии:

1.Что такое ветер?

2.Причины образования ветра.

3.Характеристика ветра :

4 .Виды ветров.

7.Значение ветра.

Я ребята приглашаю вас , сегодня совершить увлекательную экскурсию в царство ветра . Я буду вашим экскурсоводом , а вы не просто ученики ,а юные исследователи .А чтобы ничего из увиденного и услышанного не забыть , мы с вами будем вести путевые заметки .И для начала каждый из вас подпишет свой путевой лист .(число , ф.и.о). Учитель . -А сейчас выясним , что же такое экскурсия ?1Это посещение какого либо достопримечательного места , поездка куда либо с целью ознакомления с чем либо .2.Организованный , сопровождаемый объяснением показ чего либо , проводимый по определенному плану с образовательной целью . Учитель .- На чем мы отправимся в наше путешествие ?Конечно на этом воздушном шаре , который ждет нас у крыльца нашей школы. Остановки у нас будут необычные , это облака .

Чтобы наше путешествие началось , необходимо приобрести билет. Чтобы вам дали билет ,необходимо ответить на вопросы .

Вопросы . 1.Что является источником света на Земле ?

2.Чем измеряют температуру воздуха ?

3.Разность между самой низкой и высокой температурой в течении суток называют ?

4.Как изменяется давление с высотой ?

5 .С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление ?

6 .Что такое атмосферное давление ?

Учитель : билеты приобретены и прежде чем сесть в воздушный шар мы с вами по говорим о правилах поведения в транспорте .(учащиеся называют правила поведения ). Итак ребята усаживаетесь , пристигните ремни . Наше путешествие начинается.

Наш воздушный шар трогается и начинаем подниматься в верх в царство ветра .Ребята под нами осталась наша школа ,село и вот мы уже ощущаем легкий ветерок который несет наш воздушный шар в свое царство .

Ветер уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес.

Так откуда же появился ветер? Итак, ребята, на первой нашей остановке мы узнаем о происхождении ветра.

Остановка 1. Легенда о ветре.

Существует много легенд о происхождении ветра, вот некоторые из них. (Выступают ученики с сообщениями.)

1-й. В древней легенде говориться о том, что на краю света, в огромной пещере жили четыре брата - ветры «невидимки». Они были буйными и своенравными. Гуляя на свободе, они причиняли людям много бед и неприятностей. В наказание отец-ветер часто запирал их в пещере, когда же выпускал их на волю, «невидимки» улетали в разные стороны. Один - поднимал на море большие волны, другой - перевивал пески в пустынях, третий - ураганом налетал на человеческие поселения, четвертый закручивал косматые вихри.

2-й. У Древних Греков повелителем ветров считался бог - Эол. Его сыновья олицетворяли ветры определенного направления. Самый старший из сыновей - Борей, изображался старцем с рогом, издающий трубные звуки, предвещающие наступление холодов. Это бог северного ветра. Зефир - бог западного ветра, предвещал хорошую погоду, Аргест - восточный ветер, изображался юным богом, несущим людям земные плоды. Нот - южный ветер, начинался внезапно и приносил туман, дожди, поднимал на море сильные ветры и нередко топил суда.

Спасибо, ребята, за познавательную информацию.

Учитель :

Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к следующей остановке и здесь мы познакомимся с понятием ветер .

Остановка 2. Что такое ветер?

Ребята, давайте с вами попытаемся дать определение ветер. Кто мне может скажет , из чего он состоит? А мы его можем ощущать ? (высказывание ребят ).

А теперь давайте обратимся к учебнику, и узнаем точное определение.

Так, что же такое ветер? Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении.

Мы с вами ответили на второй вопрос и давайте сделаем записи в маршрутном листе .Мы продолжаем наше путешествие .Пока мы летим к следующее остановке и с вами проведем небольшую разминку т.е. физкультминутку .

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо (наклоны)

Ветерок все тише, тише (приседания)

Деревцо все выше, выше (потягивание)

Ну , что ребята пока мы с вами проводили разминку вот уже показалась и следующая остановка .

Остановка 3. Причины образования ветра.

Учитель: Воздушные массы - вечные странники. Они находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной области земного шара в другую. Так почему же они так перемещаются?

Ответ учащихся: Поверхность Земли нагревается неравномерно, следовательно, и атмосферное давление на разных участках поверхности Земли будет разным.

Значит, главная причина образования ветра - это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Давайте сделаем записи в нашем маршрутном листе . Мы узнали причину образования ветра и можем продолжить наше путешествие .Пока мы будем следовать е к следующей остановке я вам предлагаю выполнить задание

Задание:

Определить, в каком направлении будет дуть ветер? В каком случае ветер будет дуть сильнее?

А 740 мм - Б 750 мм (из Б в А, сильнее)

А 763мм - Б 758мм (из А в Б)

А 754мм - Б 752 мм (из А в Б)

Учитель:

Мы с вами заговорили о скорости ветра, и о его силе. Вот наша остановка .

Остановка 4. Характеристика ветра

Только что в пути мы решали с вами задачу . Какой можно сделать вывод ?(ответы учащихся ). Во многих пословицах, поговорках, народных песнях, сказаниях упоминается о ветре. В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, игривым, озорным, буйным, отчаянным, злым.

В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, игривым, озорным, буйным, отчаянным, злым.

Учитель .Чем больше разница в атмосферном давление тем скорость сильнее и сила тоже .

Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра.

Первый такой прибор изобрел в XVII веке итальянский врач С.Санторио. Он представлял собой пластину, по отклонению которой от вертикального положения судили о силе ветра и его скорости. Современные анемометры устроены намного сложнее. (Презентация)

Учитель:

Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Шкала Бофорта 12-ти бальная. Давайте поработаем по шкале Бофорта

.Если сила ветра 0 баллов, т.е. ветра нет, то это штиль. Ветер называется умеренным если скорость возрастает до 7 м/с, а сила до 4 баллов. Ураган это ветер со скорость более 33 м/с и силой в 12 баллов.

Сила ветра

(баллы)

Названия

ветров

различной силы

Признаки для оценки

Скорость

ветра

(в м/сек.)

Скорость

ветра

(в км/час)

0

штиль

Листья на деревьях не колеблются, дым от труб поднимается вертикально, огонь от спички не отклоняется

0

0

1

тихий

Дым несколько отклоняется, но ветер не ощущается лицом

1

3,6

2

лёгкий

Ветер чувствуется лицом, листья на деревьях колышутся

2 - 3

5 - 12

3

слабый

Ветер качает мелкие ветки и колеблет флаг

4 - 5

13 - 19

4

умеренный

Качаются ветки средней величины, поднимается пыль

6 - 8

20 - 30

5

свежий

Качаются тонкие стволы деревьев и толстые ветки, образуется рябь на воде

9 - 10

31 - 37

6

сильный

Качаются толстые стволы деревьев

11 - 13

38 - 48

7

крепкий

Качаются большие деревья, против ветра трудно идти

14 - 17

49 - 63

8

очень крепкий

Ветер ломает толстые стволы

18 - 20

64 - 73

9

шторм

Ветер сносит лёгкие постройки, валит заборы

21 - 26

74 - 94

10

сильный шторм

Деревья вырываются с корнем, сносятся более прочные постройки

27 - 31

95 - 112

11

жёсткий шторм

Ветер производит большие разрушения, валит телеграфные столбы, вагоны и т.д.

32 - 36

115 - 130

12

ураган

Ураган разрушает дома, опрокидывает каменные стены

Более 36

Более 120

Какие же направления имеет ветер? Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера на юг, то это северный ветер, если с запада на восток - то западный. Направление ветра можно определить по местным признакам: деревьям, дыму из труб, флажкам и т. д. , но более точно это можно сделать с помощью флюгера.

Флюгер устанавливают на высоте 10 м. он состоит из металлической пластины, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. (Слайд- «Роза ветров)

Роза ветров- это график, показывающий направление ветра. Давайте подробнее познакомимся с этим графиком и научимся его строить. Для этого мы обратимся к инструкции которая лежит у вас на столе .

Ну , что ребята мы с вами сделали записи в нашем маршрутном листе и можем следовать дальше .Пока мы следуем к остановке №5 я предлагаю выполнить задание .

Задание: Определить направление ветра (презентация)

Учитель: Вот наша пятая остановка .

Остановка 5. Виды ветров.

Ветры, наблюдаемые у земной поверхности, весьма разнообразны. Какие существуют виды ветров?

А. Бриз.Днем ветер дует с моря на сушу - это дневной бриз, а ночью с суши на море - это ночной бриз. Образуется этот ветер из-за разницы в атмосферном давлении над водой и сушей. Днем над водой давление выше, чем над сушей, поэтому у поверхности земли воздух перемещается в сторону суши. Бризы это переменчивые ветры, с наступлением вечера они приносят прохладу, исчезает нестерпимая духота. Приток свежего воздуха придает бодрость, повышает работоспособность, улучшает самочувствие. (Презентация)

Б. Муссон. На юге Дальнего Востока России дуют ветры, которые меняют направления два раза в год. Это - муссоны. Летом материк нагревается быстрее, чем Тихий океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым давление высокое поступает на сушу. Это - летний муссон. Зимой океан сохраняет тепло, давление над ним ниже, чем над сушей. Зимний муссон дует с материка в океан. Зима на Дальнем Востоке холодная и сухая, лето прохладное и дождливое: дожди приносит летний муссон. (Презентация)

В. Торнадо.

Г. Смерч

Д. Фен

Е. Бора .

Ребята мы с вами познакомились с видами ветра .Давайте сделаем записи в нашем листе .Сделали записи и следуем к последней остановке .Во время следования я хочу зачитать немного о ветра .

Остановка 6. Значение ветра.

На этой остановке мы узнаем о том, какое значение ветер имеет в природе.

1.Ветер переносит влажный воздух с океанов на материки, поэтому выпадают осадки на земле.

2.Ветер уносит загрязнённый воздух из городов.

3. Перемещает парусные суда.

4. Работа ветряных мельниц.

5. Для получения электроэнергии с помощью ветряных двигателей.

Учитель:

Экскурсия подошла к концу и мы с вами вернулись в нашу школу . Мы с вами ответили на все вопросы, которые поставили перед собой в начале урока. А теперь мы должны помочь сотрудникам из гидрометеорологического центра.. Давайте, ребята, им поможем и проверим на деле, как мы усвоили всё, что сегодня узнали.

Закрепление изученного материала.

Задание:

- Ветер это - … (горизонтальное движение воздуха).

- Главная причина образования ветра - … (разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности).

- чем больше разница в атмосферном давлении, тем… (сильнее ветер).

- бриз - это… (ветер, меняющий направление дважды в сутки, возникает на берегу морей).

- ветер имеет такие показатели… (направление, силу, скорость)

- прибор для определения направления ветра называется… (флюгер).

- прибор для определения скорости ветра… (анемометр)

- сила ветра определяется по шкале… (Бофорта).

4. Подведение итогов.

Выставление оценок.

5. Задание на дом: § 39. (Герасимова Т.П. , Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии.2002 г.) Найти поговорки и пословицы о ветре .

© 2010-2022