• Преподавателю
  • География
  • Выступление на тему Практические работы – один из путей достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках географии

Выступление на тему Практические работы – один из путей достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках географии

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практические работы - один из путей достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках географии.

Новый 2011 - 2012 учебный год начинается в условиях подготовки к работе (а некоторые школы уже работают) по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС) основного общего образования, который регламентирует развитие системы образования в условиях быстро меняющегося общества.

Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни - вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться.

Помочь ученику в овладении соответствующими умениями и навыками, полная реализация его возможностей - ключевая задача школьного образования. Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на формирование универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс. А это значит учащихся необходимо научить:

• основам организации собственной учебной деятельности;

• способам поиска, переработки и представления информации;

• приемам и методам умственного труда;

• основам коммуникативных умений.

Учителям важно не только осмыслить, но и учесть в практике преподавания требования к подготовке учащихся, на которых в стандарте второго поколения будет акцентироваться особое внимание.

Впервые стандарт представляет собой систему требований:

- к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- к структуре образовательной программы;

- к условиям реализации программы.

Таким образом, одной из главных особенностей стандарта является нацеленность на результат.

В стандарте выделены три группы результатов:

личностные,

метапредметные,

предметные.

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные результаты - новое понятие (суть - общеучебные умения), означающее способы деятельности, усвоенные обучающимися. Эти способы деятельности могут формироваться на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяться как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Метапредметные, включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта должны обеспечивать успешное обучение. К предметным, включающим не только освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, но и виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Отражая смену ценностных установок образования от освоения предметов к развитию личности, цели образования определяются через систему ценностных ориентиров, при этом воспитание личности ребенка прописывается как его важнейшая составная часть и личностный результат

Основная цель общего среднего образования в России - подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в системе ценностей и потребностях современной жизни, личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.

Школьная география (особенно география России) - предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии:

- осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования;

- уважение к истории и культуре других народов.

Изучение географии на ступени основного общего образования нацелено на развитие личности школьника, его творческих способностей и направлено на формирование у школьников гуманистического мировоззрения, социально-ответственного поведения, умения ориентироваться в быстро меняющемся мире, воспитание патриотизма.

География - предмет, интегрирующий в содержании природные и социально-экономические аспекты, а поэтому единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. В центре содержания школьного курса географии находится человек как связующее звено между природой и производством.

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Школьники должны научиться решать проблемы в сфере познавательной деятельности: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, оценивать полученные результаты, извлекать пользу из полученного опыта, организовывать свои собственные приемы обучения, самостоятельно заниматься своим обучением. Кроме этого, учащимся необходимо уметь сотрудничать и работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться, войти в группу и внести свой вклад, терпеливо относиться к ситуации неопределенности, нести ответственность за общий успех. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д.

Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - один из основных путей достижения не только предметных, но личностных и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Важным условием эффективной реализации практической составляющей школьной геогра­фии выступает организация деятельности учащихся по формированию географических умений. Ведь знания остаются мертвым грузом, если они не находят практического применения. Таким образом, данный вид работы направлен не только на усвоение знаний и формирование умений, но и на воспитание личности, способной к творческой и самостоятельной деятельности.

На своих уроках географии постоянно использую разнообразные виды практических работ.

6 класс:

При изучении темы «Озера» перед учащимися в начале урока ставиться проблема - составить план описания озера, который мы будем использовать в практической работе « Описание озера по плану, и обозначить на контурной карте крупнейшие озера мира».

В ходе урока ребята знакомятся с основными понятиями новой темы:

1) что такое озеро

2) виды озерных котловин

3) типы озер по сточности и солености.

Используя полученную информацию на уроке и взяв за пример план описания реки, равнины, гор или моря, т.д. учащиеся составляют свой план описания озера, таким образом, находя решение заданной проблеме.

План (составленный учащимися на уроке):

  1. Название озера.

  2. материк, где находится озеро

  3. вид котловины

  4. площадь

  5. глубина

  6. сточное или бессточное

  7. пресное или соленое

  8. какие реки впадают в озеро

  9. какие реки вытекают из озера

  10. географические координаты

План (предлагаемый в учебнике):

  1. название озера, на каком материке и в какой его части находится

  2. географические координаты озера

  3. происхождение озерной котловины

  4. сточное или бессточное (указав впадающие и вытекающие реки)

  5. особые черты озера.

В результате этой работы ребята учатся определять признаки и критерии объектов, сравнивают объекты по ним, анализируют и делают выводы при сравнении своего плана с типовым. Как показывает опыт, большинство ребят справляются с этим заданием (даже слабые ученики) и при выполнении практической работы у них не возникает вопросов.

Тема «Географические координаты»

Практическую работу на эту тему я провожу в виде урока - путешествия по карте. Учащиеся работают в малых группах (по 2-3 человек).

Каждая группа получает план путешествия, с указанием «островов» - остановок корабля, где необходимо выполнить задания различной сложности. На каждом острове работа оценивается, ребята сравнивают свои ответы с ответами на доске или экране проектора.

План путешествия:

  1. «Допуск на корабль»;

  2. Остров « Знатоки карты»;

3. Остров « Русские на карте»;

4. Остров « Отдохнем»;

4. Остров « Тайны планеты»;

5. Остров « Оценочный»;

6. Остров « Домашний».

Во время путешествия приветствуется поддержка, взаимопомощь «команды». На последнем острове каждый ученик получает оценку за работу, которую ставит команда.

Карточка №1

«Третий лишний»

1. атмосфера

гидросфера

Земля

Литосфера

2. полюс

экватор

меридиан

тропик

3 . численный

линейный

табличный

именованный

4. Марс

Земля

Меркурий

Юпитер

5. Север

Юг

Азимут

Запад

Карточка №2

Определить географический объект:

20 с.ш. 80 в.д

43 с.ш. 50 в.д

30 с.ш. 32 в.д

20ю.ш. 45 в.д

15 с.ш.80 з.д.

Карточка №3

Найти географические координаты:

1 вариант

  1. Берингов пролив

  2. Море Лаптевых

  3. Остров Врангеля

2 вариант

  1. Хребет Ломоносова

  2. Берингово море

  3. Пролив Санникова.

Карточка №4

Найти географические координаты объекта и отметить его на контурной карте:

о.Гренландия

оз.Эйр-Норд

п-ов Скандинавский

Японское море

г.Рио-де-Жанейро.

В результате выполнения работы учащиеся: учатся работать в соответствии с поставленной задачей и по плану; оценивают свою работу и работу одноклассников; проводят поиск и отбор информации, используя различные карты.

7 класс:

Тема «Природные зоны мира».

При выполнении практической работы «Описание природной зоны по плану» учащиеся сталкиваются с огромным объемом содержания. Поэтому лучше всего провести данный урок, используя групповую работу (количество групп может быть равным числу природных зон).

Необходимо, напомнить ребятам план характеристики природной зоны, используется раздаточный материал (материал 6 класса):

1. географическое положение

2. климатические условия

3. почвы

4. растительный мир

5. животный мир

6. использование человеком.

Каждой группе ставиться задача:

- охарактеризовать природную зону (выбирают сами учащиеся)

- создать образ данной зоны

- оценить ее природные ресурсы

- показать условия жизни человека в ней

- отметить экологические проблемы зоны.

В работе можно использовать текст учебника, карты атласа и учебника, схемы, рисунки и т.д.

Затем группы делятся добытыми знаниями с другими. Для систематичности знаний по данной теме заполняется таблица:

Природная зона

Геогр. положение

Климат

Почвы

Растительность

Животные

Хоз.деятельность человека

Изменения зоны





На протяжении всей работы учащиеся работают по предложенному плану, внося свои изменения; участвуют в групповой работе; находят и отбирают информацию при работе с текстом, выделяя главное.

В конце урока можно задать домашнее задание (на выбор):

1. написать рассказ-рассуждение теме «Я хотел бы жить в природной зоне…»

2. приготовить презентацию или сообщение о представителе любой природной зоны.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы обеспечить мотивацию деятельности школьников и у каждого ученика был шанс получить более высокую оценку, в том числе и за счет дополнительных усилий при выполнении практических работ.

Каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это понятие я вкладываю следующий смысл:

  • не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные решения;

  • максимально, как только возможно, способствовать самостоятельному получению знаний учащимися;

  • создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников пропал "комплекс двоечника";

  • организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке.

Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, а иногда требуют длительных наблюдений.

При выполнении практических работ в курсе 7 класса важно сформировать умения учащихся работать с источниками информации - географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умением давать комплексную физико-географическую характеристику географического объекта, территории, сравнительную характеристику двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями, совершенствовать навык самостоятельного составления плана характеристики.

Практические работы в курсе «Географии России» (8-9 класс) и «Географии мира» (10 класс), способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений - постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования знаний, представления полученных знаний в разных формах и видах и т.д.

В результате мы видим, что метапредметные результаты меняются от класса к классу, усложняются, дополняются. Например, вначале составление вопросов, цепочки, схемы, а затем в старшем звене - составление тезисов, рецензий и аннотаций. В старших классах появляются коммуникативные результаты, которые основываются на накопленном опыте и знаниях.

Подготовиться к полноценной жизни в условиях открытого общества возможно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий. Поэтому развитие школьника не сводится только к усвоению конкретных знаний и навыков, а заключается в формировании общих социальных умений и качеств, необходимых для становления личности в целом.

Географические знания также способствуют социализации учащихся, т.е. формированию компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах. Формирование этих компетентностей происходит в условиях использования в практике преподавания современных педагогических технологий.







Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008.

3. Улановская И.М. О некоторых результатах психологической экспертизы школ-внедренческих площадок Образовательной системы «Школа 2100»/ Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сб. материалов /Под науч. Ред. А.А. Леонтьева. - М. : Баласс, Издательский Дом РАО, 2003. - 368 с.

4. Улановская И.М., Юдина Е.Г.. Эффективность развития детей, обучающихся по Образовательной системе «Школа 2100» / Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сб. мате-риалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - 320 с.

5. Бардин К.В. «Как научить детей учиться» - Москва: «Просвещение», 1987.

6. Душина И.В., Таможня Е.А. «Методика и технология обучения географии в школе» - М.: «Аст. Астрель», 2002.

© 2010-2022