- Преподавателю
- География
- Урок на тему: Образование почв и их разнообразие
Урок на тему: Образование почв и их разнообразие
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сахнова Е.Р. |
Дата | 20.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока географии в 8 классе с применением модульной технологии
Тема: " Образование почв и их разнообразие".
Учитель - Сахнова Елена Ракиповна
Образовательная цель:
-
сформировать знания учащихся о составе почвы и условиях почвообразования;
-
показать вклад В.В.Докучаева в создании науки почвоведение;
-
сформировать знания учащихся об особенностях строения почвенного профиля;
-
рассмотреть классификацию почв по механическому составу и структуре.
Развивающая цель:
-
формировать умения учащихся ставить учебные задачи самостоятельно и под руководством учителя,
-
владеть различными способами самоконтроля, уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов; развивать способность управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;
-
развивать готовность к саморазвитию и реализации творческого потенциала, понимать смысл своей деятельности.
Воспитательная цель:
-
продолжать воспитывать культуру учебного труда: аккуратность, усидчивость, умения работать с учебником и картами атласа.
-
воспитывать любознательность, прививать познавательный интерес к предмету.
-
продолжать формировать умения сотрудничать с другими учащимися, уметь работать в паре;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: модульный урок
Оборудование: технологические карты для учащихся, портрет В.В.Докучаева, таблицы с почвенными профилями
Структура урока:
Модуль урока состоит из 7 учебных элементов:
УЭ- 0 - интегрирующая цель;
УЭ - 1 - понятие почва и её состав;
УЭ - 2 - факторы почвообразования;
УЭ - 3 - строение почвенного профиля;
УЭ - 4 - механический состав и структура почвы;
УЭ - 5 - выходной контроль.
УЭ - 6 - рефлексия
УЭ - 7 -домашнее задание
Ход урока
I ЭТАП. Организация начала урока.
- Приветствие, проверка готовности учащихся к занятию, быстрое включение их в деловой ритм.
II ЭТАП. Усвоение новых знаний
УЭ- 0 - интегрирующая цель;
Дороже жемчуга и злата под ногами -
Земля, обычная земля, простая почва,
Людей ведь не накормишь жемчугами,
А хлебом, фруктами и овощами - точно.
Н. Быченок
С давних пор человек занимается земледелием.Обрабатывать землю, сеять хлеб - дело трудное, но почётное. Вырастить хороший урожай, значит быть сытым и богатым. Потому с необычайной любовью и уважением люди называли землю матушкой - кормилицей.
- Сегодня на уроке мы поговорим об удивительном продукте природы способным прокормить целое человечество - о почве.
- Запишите тему урока в тетради.
- У вас на столах лежат технологические карты, мы начинаем с ними работать.
- Ребята, посмотрите на портрет ученого? Что вы о нём знаете?
(Василий Васильевич Докучаев - основатель науки почвоведение)
В.В.Докучаев впервые доказал, что почва - это не горная порода, а особое
естественноисторическое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира.
Также В.В. Докучаев:
-
основатель науки о почвах - почвоведении
-
дал определение «почва», «чернозем»
-
составил почвенную карту
-
написал книгу «Русский чернозем».
- Что ж такое почва?
Почва - верхний слой земной коры, обладающий плодородием.
- Чем почва отличается от горной породы?
Плодородием.
- Что такое - плодородие?
Плодородие - способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, водой, воздухом для их роста и развития.
В почве содержится то, что необходимо растениям для их роста и развития.
- Давайте рассмотрим особенности состава почвы.
Состав почвы:
Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов.
Твердая часть - это минеральные вещества (песок, ил, глина) и органические вещества - гумус, чем больше в почве гумуса, тем плодороднее почва.
Жидкая часть - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями (почвенный раствор)
Газообразная часть - (почвенный воздух) заполняет поры и пустоты в почве. Содержит меньше кислорода, чем атмосферный воздух.
Живые организмы - в 1г почвы содержится млн. и десятки млн. микроорганизмов.
Учащиеся работают с УЭ - 1 - понятие почва и её состав; Взаимоконтроль по приложению
Обменяйтесь тетрадями с соседом, оцените результаты (за каждый правильный ответ- 1 балл, максимальное количество баллов - 5) запишите баллы
В различных районах Земли толщина почвы колеблется от нескольких сантиметров до 2-3 метров. В степях образуется мощный слой почвы. В жарких пустынях и на ледяных просторах Арктики и Антарктиды почвенного слоя вообще нет.
Учащиеся работают с УЭ - 2 - факторы почвообразования; оцените правильность выполнения задания по ответам учащихся (за правильный ответ - 8 баллов) запишите баллы
Предполагаемые ответы учащихся:
Почвообразование - природный процесс образования почвы из горной породы под воздействием основных факторов почвообразования. К факторам почвообразования относятся: почвообразующие горные породы, растительные и животные организмы, климат, рельеф, время, вода (почвенная и грунтовая), хозяйственная деятельность человека. Образование почв начинается с выветривания. В процессе выветривания образуется материнская порода.
Почвообразующие породы (или материнские) - это горные породы, из которых почвы формируются. От характера материнских горных пород зависят физические свойства и тип почв.
Растения являются основными поставщиками органического вещества в почву. Растительный опад, попадая в почву, при оптимальных климатических условиях преобразуется в перегной и окрашивает верхний слой почвы в тёмный цвет.
Животные - землерои, дождевые черви, беспозвоночные - рыхлят и удобряют почву, размельчают органические остатки и перемешивают их с минеральной частью. Микроорганизмы преобразуют органическое вещество в перегной (гумус).
При выпадении осадков в почву просачивается влага, которая растворяет и выносит из верхнего слоя почвы часть органических и минеральных веществ.
От климата зависят тепловой и водный режимы почвы, которые влияют на биологические почвенные процессы. Годовое количество осадков и продолжительность летнего периода влияют интенсивность почвообразовательного процесса.
Рельеф - влияет на перераспределения в почве тепла и воды. С изменением высоты местности меняются водный и тепловой режимы почвы. Рельефом обусловлена высотная поясность почвенного покрова в горах.
К числу факторов почвообразования относится время - необходимое условие для любого процесса в природе. За 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 - 2см.
Наконец, существенным фактором почвообразования, особенно в последнее время, является хозяйственная деятельность человека. Механическая обработка (вспашка), удобрение, осушение, орошение, сенокошение, выпас скота, вырубка лесов и другие виды хозяйственной деятельности резко изменяют как скорость естественного почвообразования, так и качество почвы.
УЭ - 3 - строение почвенного профиля
В процессе образования почв образуется несколько почвенных горизонтов. Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль
Почвенный профиль - это вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.
Всем вам наверняка приходилось видеть почвенный профиль, хотя вы и не знали такого термина, на обнаженном склоне оврага или балки. Здесь хорошо просматриваются почвенные горизонты. И видно даже древнюю материнскую породу.
Давайте рассмотрим графическое изображение почвенного профиля, где
А0 - это лесная подстилка (если рассматривать лесные почвы) или луговой войлок (в степи и лугах);
А1 - это гумусовый горизонт;
А2 - иллювиальный горизонт или горизонт вымывания;
В - элювиальный горизонт или горизонт вмывания;
С - это материнская порода.
Учащиеся работают с УЭ - 3 - строение почвенного профиля;
обменяйтесь тетрадями с соседом, оцените результаты
(за каждый правильный ответ - 1 балл) запишите баллы
Предполагаемые ответы учащихся:
С - горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования (аккумуляцией гумуса, элювиированием и т. д.). , в этом горизонте нет гумуса.
А1- горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.
А2 -горизонт вымывания - это осветленный горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.
В- горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.
УЭ - 4 - механический состав и структура почвы
Вы собираетесь приобрести дачный участок, для того чтобы выращивать на нём овощи и фрукты, вам необходимо выбрать участок с наиболее плодородной землей.
Учащиеся работают с УЭ - 4 - механический состав и структура почвы
оцените свои результаты по ответам учащихся, подсчитайте количество полученных баллов
(за каждый правильный ответ - 1 балл) запишите баллы
Плодородие зависит не только от наличия в почве питательных веществ, но также и от механического состава почвы. Песчаная почва или глинистая, зернистая или комковатая - все это влияет на плодородие.
Механический состав почвы - это соотношение в почве различных по размеру минеральных частиц (песка и глины).
По этому признаку почвы делят на песчаные, супесчаные, глинистые и суглинистые.
Песчаные почвы - легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах вода быстро просачивается. Песчаные почвы содержат мало элементов питания, быстро нагреваются и остывают. Преимущество их - легкая обработка. Растениям на таких почвах не хватает воды и элементов питания, которые быстро вымываются.
Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной, проблем с воздушным питанием коней не возникает. Однако такой тип почвы подразумевает более частые поливы и подкормки - вода и быстрее испаряется и просачивается в более нижние слои, при этом влага уносит часть необходимых растениям питательных веществ (особенно соединений азота).
Суглинистые почвы в состоянии накапливать воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые, тучные и тяжелые.
Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водонепроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становится твердой. Глинистая почва плодородна, но необходимо постоянно следить за ее структурой.
Механический состав почвы оказывает влияние на содержание в почве влаги и почвенного воздуха.
Структура почвы - это различные по форме и величине комочки почвы, в которые склеены почвенные частицы.
Структурные
Бесструктурные
-
диаметр почвенных комочков в верхнем перегнойном слое достигает 10 мм
-
хорошо разрыхлены корнями растений и животными - землероями
-
имеют комковатую или зернистую структуру
-
в порах таких почв в достаточном количестве содержится вода и воздух
-
плодородны
-
состоят из пылеватых частиц диаметром от 0,001 до 0,5 мм
-
недостаточно разрыхлены
-
впитывая воду, образуют вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха
-
не плодородны
УЭ - 5 - выходной контроль. Самостоятельная работа без использования учебника и тетради.
Выполнение теста «Задания к выходному контролю. Модуль№1»
Вариант 1
Фамилия Имя __________________________________________
Выполните тест «Задания к выходному контролю. Модуль№1»
-
Главным свойством почвы и её отличием от горной породы является…………………
-
Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат………………………
-
Почвенные микроорганизмы разлагают и преобразовывают органическое вещество в ……….….
-
Почвенный горизонт, в котором происходит накопление органического вещества, обычно густо пронизанный корнями растений называется…………………………………..
-
Соотношение в почве различных по размеру минеральных частиц песка и глины называется……………………………………………………..
-
Плодородие - свойство почвы, способность обеспечивать растения …………………….. …………………………………………………………………………………………………..
-
Вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы называется…………………………………………………
-
Если в почве содержится 85% песка и 15% глины, то это почва…………………………
-
Прочность почвенных комочков увеличивается, если в почве есть ……………………..
-
Структура почвы является одним из признаков их плодородия, т.к. определяет особенности…………………………………………………………………………………..
Вариант 2
Фамилия Имя __________________________________________
Выполните тест «Задания к выходному контролю. Модуль№1»
-
Плодородие почвы зависит от содержания в ней …………………
-
Между почвенными горизонтами происходит непрерывный обмен органическими и минеральными соединениями путём циркуляции………………………
-
Почвенные микроорганизмы разлагают и преобразовывают органическое вещество в …….
-
Почвенный горизонт, который формируется в условиях избыточного увлажнения, не содержит гумуса, по цвету напоминает золу, называется…………………………………..
-
Способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки, называется……………………………………………………..
-
Лучшей структурой почвы является……………………………………….
-
Способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, водой и воздухом называется…………………………………….
-
Если в почве содержится 40% песка и 60% глины, то это почва……………………………
-
Четко выраженные почвенные горизонты имеют только……………………………………
-
Механический состав почвы оказывает влияние на содержание в почве…………………….
УЭ- 6 Рефлексия:
1. Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы целей урока.
2. Запишите баллы в тетрадь
Если вы набрали 28-26 баллов - оценка «5»
25-22 балла - оценка «4»
21-18 баллов - оценка «3»
Покажи учителю твоё отношение к уроку:
- я всё понял, мне урок понравился
- я понял не всё
- я ничего не понял, такая форма урока мне не нравиться
УЭ- 7 Домашнее задание: §22 читать, ответить на вопросы 1-7 (устно)
Тема урока: «Образование почв и их разнообразие»
Модуль №1
Учебный элемент
Содержание учебного материала с указанием заданий
Руководство
по усвоению
материала
УЭ- 0
Интегрирующая цель урока:
В процессе учебной работы вы узнаете:
-
из чего состоит почва
-
как образуются почвы
-
строение почвенного профиля
-
механический состав и структуру почвы
-
научитесь работать с предложенным учителем материалом, подсчитывать баллы и оценивать свою работу
Учебник:
Э.М. Раковская «Природа России»,
8 класс, §22
Будь внимательным и активным!
УЭ- 1
Изучение нового материала
Цель: Познакомиться с понятием - почва, узнать из чего состоит почва.
Задания:
-
Прослушайте вводную лекцию учителя.
1. Запишите определение, что такое почва.(1б)
Установите соответствие:
Части почвы
Что включают
1.Твёрдая
А. Почвенный воздух заполняет поры и пустоты в почве, содержит больше углекислого газа, чем атмосферный
2. Жидкая
Б. микроорганизмы разлагают и преобразуют органическое вещество в гумус
3. Газообразная
В. Минеральные вещества (песок, ил, глина, щебень) и органические вещества
4. Живые организмы
Г. Почвенный раствор (вода с
растворёнными в ней минеральными и органическими соединениями
Контроль: обменяйтесь тетрадями с соседом, оцените результаты (за каждый правильный ответ- 1 балл, максимальное количество баллов - 5)
ИТОГО: ______________
Слушайте рассказ учителя
Самостоятельная работа
Взаимоконтроль по приложению
УЭ- 2
Изучение нового материала
В различных районах Земли толщина почвы колеблется от нескольких сантиметров до 2-3 метров. В степях образуется мощный слой почвы. В жарких пустынях и на ледяных просторах Арктики и Антарктиды почвенного слоя вообще нет.
Цель: Узнать, почему не везде есть почва. Какие условия необходимы для её формирования.
Задания:
-
Прочитайте стр.133-134 учебника.
-
Определите, под влиянием, каких факторов происходит образование почвы, устно объясните влияние каждого из них.
Контроль: оцените правильность выполнения задания по ответам учащихся (за правильный ответ - 8 баллов)
ИТОГО: ______________
Самостоятельная работа с учебником
Самоконтроль по ответам учащихся
УЭ- 3
Изучение нового материала
Весной был посажен картофель на два разных поля, осенью было отмечено, что на одном поле картофель крупный, урожай другого мелкий. Почему при одинаковом посадочном материале и уходе, фермеры получили разный урожай?
Цель: Изучить строение почвенного профиля.
Задания:
1. Внимательно прочитайте текст учебника на с.134-135
2. Ответь на вопросы в тетради:
- Что такое почвенный профиль?
- Перечислите основные свойства горизонта «С»
- Почему горизонт «А1» называют горизонтом накопления?
- Почему горизонт «А2» имеет цвет золы?
- Перечислите основные свойства горизонта «В»
- Можно ли по почвенному профилю определить самую
плодородную почву? Как?
- Ответьте на вопрос познавательной задачи.
Контроль: обменяйтесь тетрадями с соседом, оцените результаты
(за каждый правильный ответ - 1 балл)
ИТОГО: ______________
Самостоятельная работа с учебником
Самостоятельная работа в тетради
Взаимоконтроль в парах по ответам учащихся
УЭ- 4
Изучение нового материала
Вы собираетесь приобрести дачный участок, для того чтобы выращивать на нём овощи и фрукты, вам необходимо выбрать участок с наиболее плодородной землей.
Цель: Узнать как механический состав и структура почвы влияет на её плодородие.
Задание:
-
Прочитать текст учебника на с.135-136
-
Ответить на вопросы (устно):
- Что такое механический состав почвы. (1б)
- На какие группы делят почву по механическому составу? (1б)
- На что оказывает влияние механический состав почвы? (1б)
- Какие почвы, в зависимости от механического состава,
являются самыми плодородными? (1б)
- Что такое структура почвы? (1б)
- Какие бывают виды почв по структуре? (1б)
- Какая структура почвы является лучшей? (1б)
- Почему? (1б)
Контроль: оцените свои результаты по ответам учащихся, подсчитайте количество полученных баллов
ИТОГО: ______________
Самостоятельная работа с учебником
(устно)
Самоконтроль по ответам учащихся
УЭ- 5
Выходной контроль
Цель: проверить усвоение нового материала.
Выполните тест «Задания к выходному контролю. Модуль№1»
Самостоятельная работа без использования учебника и тетради.
УЭ- 6
Рефлексия:
1. Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы целей урока.
2. Запишите баллы в тетрадь
Если вы набрали 28-26 баллов - оценка «5»
25-22 балла - оценка «4»
21-18 баллов - оценка «3»
Покажи учителю твоё отношение к уроку:
- я всё понял, мне урок понравился
- я понял не всё
- я ничего не понял, такая форма урока мне не нравиться
Оцени свою работу на уроке
Заполнить «экран впечатлений»
УЭ- 7
Домашнее задание: §22 читать, ответить на вопросы 1-7 (устно)
Приложение 1
УЭ- 7
Почва - верхний слой земной коры, обладающий плодородием.
-
В
-
Г
-
А
-
Б