- Преподавателю
- География
- Разработка информационно-исследовательского урока-проекта «Наш Волго-Донской канал»
Разработка информационно-исследовательского урока-проекта «Наш Волго-Донской канал»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кваша Л.А. |
Дата | 10.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка информационно-
исследовательского урока-проекта
« Наш Волго-Донской канал».
Работа учителя географии-биологии
МКОУ « Советская СОШ»
п.Комсомольский
Калачевского района
Волгоградской области
Кваша Ларисы Анатольевны
Тип урока: Исследовательский проект
Цели урока: −Продолжение формирования у учащихся интереса к географии, к истории своего края, стимулирование их творческой, познавательной деятельности, развитие мышления, воображения.
− Активизация знаний ребят раннее полученных ими на уроках географии, истории, экологии.
−Воспитание навыков исследовательской работы в группе, умения слушать и слышать друг друга.
Оборудование: Физическая карта России, Физическая карта Волгоградской области, книги, энциклопедия, химическое оборудование, ТСО.
Этапы урока:
-
Вводное слово учителя 3-5 минут
-
Работа в группах 10-15 минут
-
Выступление групп 15 минут
-
Рефлексия и оценивание 5 минут
Ход урока:
-
Форма работы на уроке групповая, организация работы в группах и знакомство с заданиями.
-
Непосредственно работа в группах. Группы обсуждают выполнение заранее полученного задания. Дома они предварительно собирали материал по своей теме.
-
Выступление групп со своими проектами, презентациями, результатом исследования воды, взятой из канала.
-
Учащиеся заполняют рефлексивную карточку. Учитель анализирует урок.
Рефлексивная карта.
Сегодня на уроке я ____________________________________________
-
Выдвигал идеи, гипотезы, версии;
-
Рассуждал;
-
Работал с текстом;
-
Решал проблемы;
-
Анализировал материал;
-
Обобщал, делал выв оды;
-
Организовывал работу группы;
-
Представлял результат работы группы;
Моя оценка:__________________________________________________
Комментарии:
Данный урок проводится в 9 классе, в разделе Волгоградская область.
Для активизации познавательной деятельности учащихся учитель
стремиться к тому , чтобы не только географическая, историческая, экологическая информация была интересна для ребят, но и сам процесс её
поиска и презентации. Одним из способов достижения этой цели на мой взгляд является проведение межпредметных информационно - исследовательских уроков-проектов.
Ход урока:
Здравствуйте ребята, садитесь.
Пожалуйста посмотрите на доску и прочтите тему урока: « Наш Волго- Донской канал». Что вы заметили? Да, урок будет необычный,
исследовательский. Мы с вами будем использовать знания и умения сразу по 4 предметам: географии, истории, химии, экологии. Нам сегодня предстоит решить такие задачи:
-
Познакомиться с историей строительства и заселения берегов Волго-Донского канала, его географической характеристикой, с составом и состоянием воды в окрестностях поселка Комсомольский.
-
Продолжить развивать умения работать с дополнительными источниками информации, с ТСО, с химическим оборудованием и реактивами, составлять презентации и делать выводы о пробах канальной воды и экологической ситуации нашего поселка, а также предлагать пути решения выявленных проблем.
Предлагается классу прослушать стихотворение
По извилинам и склонам путь каналу был открыт,
Волгу с Доном породнили, чтоб водой нас напоить.
Чтоб пустыня ожила: лесополосы, поля
Расцвела в трудах Земля!
Да -вода была чиста,
Но пришла все ж к нам беда!
Берега осиротели
Древ не видно, пейзаж сер
Неприглядная картина,
Нашей совести удел!
Зов о помощи мы слышим
. Недостаток поправим
Вместе, всем поселком нашим
Наш канал мы обновим!
Ребята, что вы услышали в этом стихотворении?
Учащийся : «Канал в плачевном состоянии, мусор, вырубленные деревья, он просит о помощи.»
Учитель географии: Ребята заранее поделились на 4 группы: историки, экологи, географы, химики. Им были даны задания опережающего характера.
Учитель : Ребята, посмотрите презентацию. «История создания Волго-Дона», которую подготовила группа историков. После просмотра ответьте на вопросы из конверта.
Задания для историков:
Кто первые люди, предпринявшие попытки
-
соединить Волгу с Доном?
-
За какой срок было завершено строительство Волго-Донского канала?
-
Чьё имя носит Волго-Донской канал, и в каком году оно было присвоено?
-
В каком году был полностью открыт Волго-Донской канал?
Учитель географии: Поработайте с картой Волгоградской области, с источниками дополнительной литературы, и на основе презентации найдите ответы на задания в конверте.
Задания для географов :
-
Каково географическое положение Волго-Донского канала и его природные особенности?
2.Какие населенные пункты появились на карте Волгоградской области
в результате строительства и эксплуатации канала?
3. Каково значение Волго-Донского канала?
4.Какие перспективы на будущее у канала?
Учитель : Предлагаем просмотреть видеофильм: « Репортаж с берегов пляжа», снятый группой экологов. После просмотра и при помощи специальной литературы ответьте на вопросы из конверта.
Задания для экологов:
1.Какие экологические последствия возникли в результате:
а) отдыха на берегах канала;
б) рыбной ловли в водоеме;
в) прохождения судов по Волго-Донскому каналу;
г) забора воды для нужд населения?
2. Предложите пути решения экологических проблем Волго- Донского канала.
Учитель : Ребята- химики, заранее взяли пробы воды со скважины; в районе Мариновского гидроузла шлюза №11, теперь будем проводить анализ этих проб, ведь у нас есть задания.
Задания для химиков:
-
Проведите анализ пробы воды, взятой в разных частях Волго-Донского канала.
-
Дайте характеристику состава воды:
а) по наличию в воде тяжелых металлов;
б) по присутствию солей, минеральных удобрений;
в) по наличию примесей углеводородов.
Учитель : Итак, ребята, подходит к завершению наш урок, вы славно потрудились. Сами оцените свое участие на уроке и заполните рефлексивную карту. Домашнее задание предлагаю такое: Написать отзыв об уроке, в котором желательно раскрыть наиболее взволновавшие вас вопросы. Спасибо всем. До новых встреч.