Программа спецкурса по географии Мой край, мое село для 10 класса

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Данная программа составлена с учетом концепции школьного географического образования, требованиями федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. В программе учитывались современные подходы к школьному географическому образованию.

Региональный курс «Краеведение и ИКТ» связан с содержанием федерального курса школьной географии, однако отдельные темы изучаются с опережением. Поэтому их следует изучать в курсе краеведения на более доступном уровне.

Краеведение подробно знакомит учащихся с географией региона их проживания, опираясь на новые и ранее изученные географические понятия. Таким образом, оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках географии. Одновременно с этим география - одна из составляющих краеведения как знания о родном крае. Известно, что краеведение позволяет глубже понимать географические и исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

В настоящее время изучение краеведения все чаще рассматривается как непрерывный процесс. В ряде школ с ним знакомят учеников начальных классов. Затем следует изучение географического и исторического краеведения. В старших классах также планируется введение краеведческих курсов. Поэтому программы и школьные учебники должны составляться с учётом такого непрерывного изучения.

Краеведение - междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем школьники изучают на этих уроках то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, географическое краеведение становится своеобразным дополнением курса географии, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Цель изучения краеведения - всестороннее и комплексное изучение школьниками природы, населения и хозяйства своей местности.

Задачи образовательные:

  • познакомиться с наукой краеведение, выяснить ее место в системе наук;

  • изучить особенности природы Ставропольского края, выявить взаимосвязи между его компонентами;

  • выяснить особенности заселения территории края, формирование ее современного населения;

  • проанализировать характер хозяйственной деятельности человека на территории края и возникающие при этом экологические проблемы;

  • оценить особенности своей местности, ее природно-ресурсный потенциал, достопримечательности для ее дальнейшего развития.

Задачи воспитательные:

  • развивать патриотическое отношение к своей малой и большой Родине, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю;

  • воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к природе и памятникам культуры Ставропольского края;

  • укреплять семейные традиции и связи за счет взаимодействия между родителями и учащимися при подготовке краеведческих мини-проектов, в сборе краеведческих сведений, семейных архивов.

Задачи развивающие:

  • развивать пространственно-географическое мышление учащихся;

  • научить применять краеведческие знания для объяснения и оценки различных процессов в природе и экономике Ставропольского края;

  • развивать и стимулировать познавательные интересы учащихся к краеведению и географии;

  • развивать творческие способности, навыки научно-исследовательской работы.

Особенности программы.

Курс «Краеведение и ИКТ» рассчитан на 34 часа. Он изучается в 10 классе. В данном курсе «Краеведения и ИКТ» предполагается изучение рельефа местности, почвы, геологического строения, водных путей, флоры, фауны, населения и промышленности Ставропольского края. Широко используются возможности местных музеев, библиотек, учреждений культуры, научных учреждений. Учебная работа должна дополняться внеклассной проектной деятельностью, экскурсиями, научными исследованиями, выполняемыми учащимися. Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии Ставропольского края ученик должен знать:

- основные особенности топонимов Ставропольского края, что такое геральдика и генеалогия;

- особенности географического положения области, историю ее исследования, имена ученых, внесших наибольший вклад в изучение области;

- геологическое строение и рельеф территории области, основные виды полезных ископаемых, добываемых здесь;

Уметь:

- использовать для выполнения заданий различные источники краеведческой информации;

- уметь анализировать природные закономерности и явлений, их связь с заселением края, особенностями его хозяйства.

Владеть

- методами получения краеведческих знаний;

- приемами работы с географическими картами;

Тематическое планирование по Краеведению



Тема урока

Дата проведения

1.

Роль краеведческих знаний в жизни человека. Источники знаний о родном крае.

2.

Вклад ученых-географов в изучении территории края. Формы и методы краеведческой работы.

3.

История развития Краеведения как науки. Социально-географическое Краеведение.

4.

Творческая работа: составление каталога литературы по изучению родного края, краткой аннотации главных источников информации.

5.

Современная граница Ставропольского края. Рынок труда, занятость населения.

6.

Практическая работа №1»Соотношение национального состава и религиозной принадлежности Ставропольского края». Анализ результатов.

7.

Города и сельские населенные пункты Ставропольского края.

8.

Социально-экономические факторы формирования городской и сельской среды.

9.

Происхождение названия городов Ставропольского края.

10.

Ставрополь - крупный индустриальный центр России

11.

Природно-ресурсный потенциал Ставрополя. Социальная инфраструктура.

12.

Современная городская семья-образ жизни, проблемы.

13.

Сельские населенные пункты Ставропольского края.

14.

Топонимика (географическое расположение на карте)

15.

Практическая работа№2»Составление картосхемы маршрута движения общественного транспорта в своем районе с учетом загрязнения окр.среды»

16.

Творческая работа»Будущее моего села» Эссе.

17.

Природно-этнографическое развитие территории СК.

18.

Влияние природно-этнографических факторов на образ жизни населения.

19.

Исторический аспект формирования личных качеств населения края.

20.

Выдающиеся люди края, значение их деятельности в развитии края

21.

Судьба семьи в судьбе родного края.Семейные традиции, династии.

22.

Практическая работа№3»Уникальные занятия населения СК»

23.

Экскурсия по родному селу.

24.

Образ жизни людей, населяющих Кара-Тюбе.

25.

Практическая работа №4 Генеалогическое древо семьи «Моя родословная»

26.

Творческая работа «Отражение природы родного края в художественной литературе»

27.

Современная демографическая ситуация СК.

28.

Динамика демографической ситуации СК на протяжении 19-20 веков

29.

Перепись населения: прошлое и настоящее.

30.

Демографический кризис конца 20 веков, причины.

31.

Особенности современного национального состава населения СК.

32.

Особенности современного национального состава населения села.

33.

Обычаи, традиции народов СК.

34.

Обычаи, традиции народов села.

35.

Практическая работа №5 «Экологические проблемы моего села, их пути решения».



© 2010-2022