Методическая разработка

На уроке в 6 классе по теме: «Режим и питание рек» мною использованы разнообразные методы объяснения нового материала и опроса учащихся. При изучении данной темы использованы географический диктант, где учащиеся работают с терминами по теме и дают цифровые ответы, связанные с частями реки. В стихотворной форме показано значение рек. Особенно интересно детям о чистой воде, о названиях рек. В процессе урока учащиеся работают с контурными картами. Интерес вызывает домашнее задание, где учащиеся дол...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок - поэтическая композиция

Тема: Режим и питание рек.

Цели урока:

  1. Познакомить с понятиями водный режим реки, питание реки; закрепить знания об элементах речной системы, характер течения реки в зависимости от рельефа.

  2. Развивать умение определять географическое положение объекта (реки).

  3. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: запись элементов реки на доске, карта полушарий, схема речной системы; картины с изображениями рек (горной и равнинной).

Ход урока.

  1. Организационный момент

Здравствуйте дети!

Сегодня урок наш - о важном на свете.

Продолжим реки мы изучать,

Прошу вас хорошо отвечать.

Проверка домашнего задания

  1. Географический диктант.

Сейчас мы проведем диктант.

Список слов с цифрами вам уже дан,

Я буду вам определения читать, а вы цифры ответов писать.

На доске слова (не по порядку):

  1. - бассейн реки

  2. - водораздел

  3. - долина реки

  4. - речная система

  5. - русло

  6. - исток

  7. - водопад

  8. - пороги

Определения:

- Углубление, по которому постоянно река продолжает течение.

- Граница не на век, разделяющая бассейны двух рек

- Место это очень мало, где река берет начало

- Место - финал, где река впадает в море или океан

- Площадь - та, с которой собирает воду река

- Это нагромождение камней, пересекающих реку, образует в ней…

- Реку и ее притоки смело назови…

- Понижение, но не русло, от истока реки и до устья

- Место это очень круто, там река лежит в уступах…

Ответ: 5, 2, 7, 6, 1, 9, 4, 3, 8

Посмотрите на ответ:

А у вас такой иль нет?

Если с моим не совпадает, Значит ваш ответ не тот.

  1. Опрос по схеме

Схема 1

Теперь посмотрите на схему реки.

Здесь цифрами части ее нам даны,

Какой цифрой обозначен исток? (2).

Какой правый приток? (3, 4).

Левый приток? (8).

Какой цифрой устье намечено? (1),скажите скорее, какой - верхнее течение (7), нижнее (6) и среднее? (5)

  1. Опрос по картинам

На картину посмотрите

И скорее вы решите,

Где здесь горная река,

Где равнинная.

Объясните - почему.

Может быть и я пойму.

  1. Работа с атласами

Работа с атласом вам предстоит,

По координатам объект определить.

Нужно его вам назвать

У карты настенной показать.

На доске координаты:

а. 5° с.ш., 62° з.д. (водопад Анхель)

b. 43° с.ш., 80° з.д. (водопад Ниагарский)

5. Проверка номенклатуры

Внимательно на карту посмотрите, и крупные реки нам покажите.

Вы отлично поработали.

Вот оценки вам за хлопоты

II. Изучение нового материала

  1. Объяснение учителя

Слушайте внимательно

Объяснение мое,

Было бы желательно,

Чтобы вы запомнили все.

Гераклит сказал: «Дважды не войти в один поток» -

И это, правда, вода в реке постоянно течет.

За год вода меняется 30 раз.

А питает реку подземный запас.

А еще питает дождь, воды снега и льда.

Характер питания зависит от климата.

Дождем питаются Амазонка и Конго,

Амударья - водами ледниковыми,

А сразу всем питаются Терек, Волга и Енисей.

От питания реки зависит водный режим.

Слово это нам знакомо.

Что, по-вашему это такое?

Наступает в природе зима, а на реках ледостав.

Покрывается река льдом, но и под ним

Вода течет своим путем.

Весной в реке стекает вода

От растаявшего снега и льда.

Они переполняются и заливаются водой

Часть речной долины, называемой поймой.

А воды в реке подъем

Мы половодьем назовем.

Летом становится тепло,

И очень сильно реки мелеют.

Межень наступает в это время

Но тает снег далеко в горах,

И летом разливается Аму-Дарья.

Осенью часто идут дожди

Подъем воды в реке, т.е. паводок жди.

Выбегает ручеек из-под горки меловой,

Звонко песенку поет, а зовется он рекой.

Какая у нас течет река? (Уссури)

Чьим притоком является она? (Амур)

  1. Беседа об использовании рек и их охране

У воды нет ни вкуса, ни цвета,

И запаха тоже нет.

Но без нее на свете

Не может жить человек!

Куда используют воду рек?

Вы должны мне дать ответ.

Про какую воду говорят:

Водичка, водичка, умой мое личико

Чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели

Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. (Чистая вода)

Ни умыться, ни напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут птица, зверь и человек

И поэтому всегда, всем везде нужна вода!

Давайте правильно ответим на вопросы,

И письмо-загадку мы прочтем всерьез:

  1. Какое питание имеют реки нашего края? (Смешанное)

  2. Что такое половодье? (Ежегодно повторяющийся подъем рек)

  3. Что такое паводок? (Внезапный подъем воды в реке во время дождей)

  4. Что такое пойма реки? (Затопленная часть долины)

  5. Как называется самый низкий уровень в реке? (Межень)

  6. Как называется изменение уровня воды в реке в течение года? (Режим реки)

Дети читают на доске: «Бе-ре-ги-те ре-ки».

III. Практическая работа

Определите географическое положение рек

Волги, Нила, Амазонки, а потом,

Прослушав о них выступления,

Будет вам легко

Нанесите их на контурную карту

Без промедления.

А теперь ребятки,

Отгадайте-ка загадки:

  1. У тебя краса-река, женское обличье,

Даже имя у тебя женское, девичье (Лена)

  1. Бьешься ты сквозь топи, сквозь тайгу.

Летом - вся блестя, зимой - белея,

Верная подруга Иртышу,

Ты течешь на север смело (Обь)

  1. Не приметен ничем, не широк

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеек,

К морю Каспию убегая (Волга).

IV. Итог урока

Вот к концу пришел урок

Подвести пора итог.

Спасибо за работу, детки,

А я поставлю вам отметки.

V. Домашнее задание

Составьте краткий рассказ со словами:

- Гидросфера

- Транспорт

- Растение

- Животное

- Дом

- Беречь

- Мусор

Такие уроки позволяют ученикам в ненавязчивой форме усвоить большой объем знаний, выполнить много различных заданий.

На уроке в 6 классе по теме: «Режим и питание рек» мною использованы разнообразные методы объяснения нового материала и опроса учащихся. При изучении данной темы использованы географический диктант, где учащиеся работают с терминами по теме и дают цифровые ответы, связанные с частями реки. В стихотворной форме показано значение рек. Особенно интересно детям о чистой воде, о названиях рек. В процессе урока учащиеся работают с контурными картами. Интерес вызывает домашнее задание, где учащиеся должны составить краткий рассказ со словами.





© 2010-2022