• Преподавателю
  • География
  • Интегрированный урок технологии и географии 8 классов «Коренной народ Кемеровской области – телеуты»

Интегрированный урок технологии и географии 8 классов «Коренной народ Кемеровской области – телеуты»

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коренной народ Кемеровской области - телеуты.


Дубовицкая Е.В.,

учитель технологии

Заброда И.Н.,

учитель географии

Общая информация об уроке

В рамках реализации регионального компонента в 8 классе проводился интегрированный урок по технологии и географии «Коренной народ Кемеровской области - телеуты».

Для проведения урока требуется предварительная подготовка. Вместе с учителями географии и технологии занятие проводит девочка-соведущая, одетая в национальный костюм телеутки. Она знакомит обучающихся с некоторыми обычаями своего народа, т.е. дети непосредственно могут погрузиться в этнографическую среду.

Цель:

Изучение национальных традиций телеутов

Познавательная - познакомить обучающихся с культурой, бытом телеутов.

Воспитательная - воспитывать у обучающихся толерантное отношение к другим народам.

Развивающая - развивать эстетический вкус, умение и навыки в выполнении национальных изделий.

Оснащение урока: мультимедийное оборудование, ручные инструменты для рукоделия.

Урок № 1

Организационный этап.

проверка готовности обучающихся к уроку;

психологический настрой;

введение в тему

Тема нашего занятия «Коренной народ Кемеровской области - телеуты». Вы узнаете, кто они такие, как живут, какие у них традиции.

Ход урока

Кто такие телеуты?

Учитель географии: Издавна населяют территорию Кемеровской области древние коренные народы, среди них телеуты. В настоящее время они живут на территории Беловского, Гурьевского и Новокузнецкого районов.

Телеуты по происхождению являются потомками скотоводческих племён - теле. В середине XVIII века их кочевой образ жизни сменился оседлой формой ведения хозяйства с земледелием, животноводством, охотой на пушного зверя, рыболовством.

Общая численность (по последним данным): около3 тыс.чел.

Язык: алтайский (алтайская семья, тюркская группа)

Вероисповедание: христиане-православные; традиционная религия - шаманизм.

Одежда телеутов

Повседневной одеждой для женщин были длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий летний приталенный халат с плетённым из разноцветных ниток поясом, на голове - платок. Зимней одеждой телеуток была распашная, расширяющаяся книзу овчинная шуба, покрытая сукном. Из обуви носили галоши на мягкой подошве со стелькой без каблуков или сапоги. Для тепла надевали на ноги шерстяные вязаные чулки.

Мужская одежда ограничивалась длинной туникообразной рубахой с косым воротом и холщовыми штанами. Зимой носили овчинные шубы, на голове овчинные шапки колпаком с околышем из меха выдры, на ногах - мягкие кожаные сапоги.

2) Приветствие, встреча гостей

Девочка-соведущая: А теперь вы узнаете, как телеуты встречают гостей. Приглашаются все желающие.

Обучающим раздают слова гостей.

Девочка-соведущая Кто вы такие будете? Зачем пожаловали в наш улус?

Гости: Мы приехали к вам с миром. Хотим узнать, как вы живете, какие у вас традиции, злых помыслов у нас нет.

Девочка-соведущая Раз так, то у нас, телеутов, есть древний обычай, возьмите по ленточке, на березе их завяжите и загадайте свои самые заветные желания, они должны быть добрыми.

(гости завязывают ленты на ветках березы и проходят в «дом»)

3) Рассказ об интерьере телеутского жилища

Учитель географии: Традиционное жилище телеутов - юрта, более современная из бревен с земляным полом, крытая крышей. Внутри она имела своеобразное убранство.

В крыше юрты делали дымовое отверстие, стены обивались войлоком.

Юрта делилась на мужскую и женскую части. В центре юрты напротив входа стояли сундуки, в которых хранились вещи и ценности. Здесь же было место хозяина. Это место украшали лоскутными изделиями и хранили музыкальные инструменты (среди них могли быть балалайка и гармонь).

На мужской половине спали мужчины, и хранилось оружие и конная упряжь.

На женской половине располагался очаг, спали женщины, была люлька для младенца и хранились запасы продуктов и хозяйственная утварь.

Телеуты использовали железную посуду для приготовления пищи на открытом огне. Очень часто для хранения запасов использовалась глиняная и деревянная посуда. Короба были плетеные и из бересты.

По вечерам, закончив дела, телеуты собирались на посиделки, загадывали загадки, рассказывали сказки и легенды.

4)Посиделки

Девочка-соведущая: Дорогие гости, добро пожаловать на наши посиделки. Приглашаем смельчаков. Вы будете отгадывать загадки, если не справитесь, то остальные вам помогут.

Итак, загадки (поочередно):

1)На кривом дереве вода не держится (рога коровы)

2)На вершине золотого дерева золотая кукушка, распустив крылья сидит (кедровая шишка)

3)На гору если поднимается - не устает, если в воду зайдет - пить не захочет (лыжи)

На экране изображены иллюстрации с изображением «отгадок»

5) Легенда

Девочка-соведущая: А теперь давайте-ка расскажем телеутскую легенду. Нам нужны артисты.

Приглашаются артисты. Они наряжаются в стилизованные костюмы и исполняют свои роли, используя пантомиму под рассказ соведущей.

Девочка-соведущая:

По преданию телеутов в прошлом был хан. Его маленькая дочь любила играть куклами и ухаживала за ними как за маленькими детьми: кормила их, одевала, укладывала спать и даже пела им песни. Дочь выросла, вышла замуж и уехала в другую землю, оставив дома всех кукол. Прошло немного времени, дочь заболела, и ей приснился сон: куклы выказывали обиду за то, что она их бросила, и просили её, чтобы она их взяла и также кормила и ухаживала как прежде. Родители приехали навестить дочь, и она рассказала им свой сон. Родители сразу привезли её куклы, велели дать им новую одежду, приготовить кашу и накормить их. Она так и сделала. Вскоре дочь выздоровела. Конец!

С тех пор телеуты имеют кукол, кормят их и ухаживают за ними, так как верят, что они помогут им в любой беде. Дочь, выходя замуж, брала кукол с собой. Телеуты считали, что куклы эмегендер оберегают здоровье женщины и ее детей.

Урок № 2

Организационный этап.

Введение в практическую работу.

Девочка-соведущая: Эмегендер - национальная кукла телеутов служит им оберегом.

Учитель технологии: Сегодня мы с вами можем научиться сами делать таких кукол. Так как нам придется работать с ручными инструментами, то давайте вспомним правила техники безопасности.

Обучающиеся рассказывают правила ТБ.

Учитель технологии: А теперь технология выполнения куклы эмегендер.

1 этап. Выполнить туловище из поролона.

2 этап. Обернуть туловище тканью.

3 этап. Пришить бусины (глаза).

4 этап. Можно пришить волосы из ниток.

Практическая работа

Обучающиеся изготавливают кукол. Девочка - соведущая выступает в роли консультанта. Учитель технологии осуществляет текущий контроль.

4.Итог урока

а) Выставление оценок (учитывается аккуратность выполнения и творчество)

б) Уборка рабочих мест

в) Рефлексия

Учителя технологии и географии: Что новое, необычное вы узнали сегодня на уроке? Какие знания и умения пригодятся вам в жизни?

Девочка-соведущая: попрощаться с вами хочу словами телеутской пословицы Дорога, по которой будешь идти, пусть будет чистой, а на сердце будет легко».

4

© 2010-2022