- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии 8 класс
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Распопова В.Б. |
Дата | 26.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 8-9 КЛАСС.
Нормативно-правовые документы
Рабочая программа по географии для 8-9 классов разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по географии, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта (далее - ФКГС) основного общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Современный курс «География России» 8-9 класс завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всём её многообразии, уникальности, целостности и проблемности. В структуре географического образования этот курс занимает центральное положение и служит основой воспитания духовности, патриотизма, толерантности, ответственности, вносит вклад в воспитание экологической культуры. Программа реализует модель изучения географии России на идеях комплексного географического страноведения и рассмотрения единой природно-хозяйственной системы. Изучение географии России осуществляется на основе показа эволюции природных, социальных, экономических, экологических проблем и путей их решения с позиций общественно значимых ценностей. При изучении курса «География России» осуществлена попытка реализации взаимодействия интегративного подхода и принципов экологизации и гуманизации. С целью воспитания патриотизма, любви к малой родине в программе отведены часы на краеведческий материал. Изучение курса «География России» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении физической географии в 6-7 классах, а также при изучении курсов истории и биологии.
Цели и задачи учебного предмета «география»
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Планируемые результаты:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических
ценностей.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение предмета в 8-9 классах отведено -140 часов.
Рабочая программа обеспечена учебно- методическим комплексом:
Учебники:
1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Природа и население. 8 класс М.: Дрофа, 2009
2. Дронов В.П, Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. -М.: Дрофа, 2010
Литература:
-
Примерная программа по географии /сборник нормативных документов. География/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.
-
Баринова И.И.. География России. 8 класс. - М.: Дрофа, 2011, 2012.
-
Дронов В.П, Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. -М.: Дрофа, 2008.
-
Атлас «Природа России», 8 класс.- М.: Дрофа, 2009.
-
Атлас «Население и хозяйство России», 9 класс.- М.: Дрофа, 2009.
-
Малиновская С.А. География 8 класс. Поурочные планы. - Волгоград:Учитель,2008.
-
Баринова И.И., Ром В. Я. География России. 8-9 классы. Методическое пособие. -М.: Дрофа, 2010.
-
НиколинаВ.В. География. 8 класс. Поурочные разработки .- М.: Дрофа, 2009.
-
Петрушина Н.П., Ким Э. В. География России. Природа и население. Рекомендации к планированию уроков. -М.: Дрофа, 2009.
-
ЖижинаЕ.А. Поурочные разработки по географии. 9 класс. - М.: ВАКО, 2012.
-
Климанов В.В. География в цифрах. - М.: Дрофа, 2006 .
-
Климанов В.В. География в таблицах. - М.: Дрофа, 2006 .
-
Электронная энциклопедия «Арктика - мой дом».
-
Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. География в таблицах и диаграммах. - М.: Астрель. Хранитель, 2007.
-
Пятунин В.Б. , Семагин Ю.А. Контрольные и проверочные работы 8 - 9 класс, Методическое пособие. -М.: ДРОФА, 2008.
-
География. Россия. Природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 8 класс под ред. Н. Тарасовой. -М. : Просвещение, 2009.
-
Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. - М.: Экзамен, 2009.
Тематическое планирование
№
п/п
количество
часов
Тема урока и практические работы
Содержание
Раздел: «Особенности географического положения России» 7 часов
Тема 1 Географическое положение России 2 часа
1
1
Географическое положение России. Государственная территория России.
Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.
2
1
Моря, омывающие территорию России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России с другими странами.
Практическая работа №1 Характеристика географического положения России
Тема 2 Границы России 3 часа
3
1
Государственные границы, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, пространство недр, континентальный шельф.
Практическая работа 2 Сравнение географического положения России и других стран (по выбору ученика)
Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
4
2
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время.
Практическая работа 3 Определение поясного времени для разных городов России.
Тема 3 История освоения и изучения территории России 2 часа
5
1
Формирование и освоение государственной территории России.
Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах
6
1
Как осваивали и изучали территорию России. Изменения границ страны на разных исторических этапах
Раздел: Природа России 23 часа
Тема 1 Природные условия и ресурсы России 1 час
7
1
Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.
Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.
Тема 2 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые 5 часов
8
1
Основные этапы формирования земной коры на территории России.
Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
9
1
Геологическое строение территории России. Геологическая карта. Тектоническая карта.
10
1
Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры.
Практическая работа 4 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых.
11
1
Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.
12
1
Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.
Тема 3 Климат и климатические ресурсы. 4 часа
13
1
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
14
1
Типы климатов России, климатические пояса. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.
Практическая работа 5 Определение по синоптической карте особенностей погоды.
15
1
Климат и хозяйственная деятельность людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.
16
1
Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Тема 4 Внутренние воды и водные ресурсы. 4 часа
17
1
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
18
1
Характеристика крупнейших рек страны.
Практическая работа 6 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт.
19
1
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
20
1
Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов.
Тема 5 Почва и почвенные ресурсы. 2 часа
21
1
Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. В.В.Докучаев-основоположник учения о почвах.
Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
22
1
Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Практическая работа 7 Знакомство с образцами почв.
Тема 6 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы 2 часа
23
1
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.
Практическая работа 8 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
24
1
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
Тема 7 Природно-хозяйственное районирование 5 часов.
25
1
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
26
1
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники..
27
1
Характеристика лесов, лесостепей и степей. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.
29
1
Характеристика полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.
30
1
Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Раздел «Регионы России» 17 часов.
Тема 1 Районы и крупные регионы России. 20 часов
31
1
Русская (Восточно-Европейская) равнина.
32
1
Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.
Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
33
1
Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.
34
1
Кавказ - самые высокие горы России.
35
1
Природные комплексы Северного Кавказа.
36
1
Урал - «каменный пояс Русской земли».
37
1
Своеобразие природы Урала.
38
1
Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
39
1
Западно-Сибирская равнина: особенности природы.
40
1
Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.
41
1
Восточная Сибирь: величие и суровость природы.
42
1
Природные районы Восточной Сибири
43
1
Жемчужина Сибири - Байкал.
44
1
Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.
45
1
Дальний Восток - край контрастов.
46
1
Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.
47
1
Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
48
1
Основные историко-географические этапы формирования района
49
1
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура
50
1
Города. Качество жизни населения.
Раздел «Россия в современном мире» 3 часа
51
1
Место России среди стран мира.
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
52
1
География государств нового зарубежья.
53
1
Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Раздел География своей области (Свердловской) 15 часов
54
1
Определение особенностей географического положения Свердловской области
Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
55
1
Определение особенностей основных этапов ее освоения.
56
1
Этапы заселения территории.
57
1
Формирование культуры коренных народов Свердловской области.
58
1
Рельеф. Полезные ископаемые Свердловской области.
59
1
Климат, сезоны года.
60
1
Поверхностные и подземные воды.
61
1
Почвенный покров и земельные ресурсы
62
1
Растительность, животный мир. Природные территориальные комплексы.
63
1
Использование и охрана природных ресурсов.
64
1
Природные условия жизни и деятельность населения.
65
1
Численность населения Свердловской области. Своеобразие половозрастной пирамиды. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
66
1
Достопримечательности Свердловской области.
67
1
Крупнейшие города, их роль в жизни области.
68
1
Топонимика.
69-70
2
Резерв времени
Форма контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по географии
В результате изучения географии ученик должен
Называть и (или) показывать:
-
предмет изучения географии России;
-
основные средства и методы получения географической информации;
-
субъекты Российской Федерации;
-
особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
-
границы часовых поясов:
-
основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
-
климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
-
распределение рек страны по бассейнам океанов;
-
основные области современного оледенения и крупные ледники:
-
зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
-
основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
-
народы, наиболее распространенные языки, религии;
-
примеры рационального и нерационального размещения производства;
-
объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
-
районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
-
экологически неблагополучные районы России:
-
маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.
Определять (измерять):
-
географическое положение объектов;
-
разницу в поясном времени территорий;
-
погоду по синоптической карте;
-
параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации.
Описывать:
-
географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
-
особенности быта и религии отдельных народов.
Объяснять:
-
роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
-
влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
-
образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
-
образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
-
влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
-
как составляют прогноз погоды;
-
распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
-
почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
-
причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
-
разнообразие природных комплексов на территории страны;
-
различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
-
изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
-
роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
-
уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
-
причины изменения природных комплексов;
-
особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
-
объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация» , «агломерация», «мегаполис »; «трудовые ресурсы»;
Оценивать и прогнозировать:
-
природно-ресурсный потенциал страны, региона;
-
экологическую ситуацию в стране, регионе
-
изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
-
изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.