Рабочая программа по географии 8 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой основного общего  образования по географии, соотверствующей Федеральному компоненту государственного стандарта (ФКГС) основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089 Закона "Об образовании в РФ". Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников, позн...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 8-9 КЛАСС.


Нормативно-правовые документы

Рабочая программа по географии для 8-9 классов разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по географии, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта (далее - ФКГС) основного общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Целями изучения географии в основной школе являются:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Современный курс «География России» 8-9 класс завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всём её многообразии, уникальности, целостности и проблемности. В структуре географического образования этот курс занимает центральное положение и служит основой воспитания духовности, патриотизма, толерантности, ответственности, вносит вклад в воспитание экологической культуры. Программа реализует модель изучения географии России на идеях комплексного географического страноведения и рассмотрения единой природно-хозяйственной системы. Изучение географии России осуществляется на основе показа эволюции природных, социальных, экономических, экологических проблем и путей их решения с позиций общественно значимых ценностей. При изучении курса «География России» осуществлена попытка реализации взаимодействия интегративного подхода и принципов экологизации и гуманизации. С целью воспитания патриотизма, любви к малой родине в программе отведены часы на краеведческий материал. Изучение курса «География России» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении физической географии в 6-7 классах, а также при изучении курсов истории и биологии.

Цели и задачи учебного предмета «география»

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Планируемые результаты:

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических

ценностей.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение предмета в 8-9 классах отведено -140 часов.

Рабочая программа обеспечена учебно- методическим комплексом:

Учебники:

1. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Природа и население. 8 класс М.: Дрофа, 2009

2. Дронов В.П, Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. -М.: Дрофа, 2010

Литература:


  1. Примерная программа по географии /сборник нормативных документов. География/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009.

  2. Баринова И.И.. География России. 8 класс. - М.: Дрофа, 2011, 2012.

  3. Дронов В.П, Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. 9 класс. -М.: Дрофа, 2008.

  4. Атлас «Природа России», 8 класс.- М.: Дрофа, 2009.

  5. Атлас «Население и хозяйство России», 9 класс.- М.: Дрофа, 2009.

  6. Малиновская С.А. География 8 класс. Поурочные планы. - Волгоград:Учитель,2008.

  7. Баринова И.И., Ром В. Я. География России. 8-9 классы. Методическое пособие. -М.: Дрофа, 2010.

  8. НиколинаВ.В. География. 8 класс. Поурочные разработки .- М.: Дрофа, 2009.

  9. Петрушина Н.П., Ким Э. В. География России. Природа и население. Рекомендации к планированию уроков. -М.: Дрофа, 2009.

  10. ЖижинаЕ.А. Поурочные разработки по географии. 9 класс. - М.: ВАКО, 2012.

  11. Климанов В.В. География в цифрах. - М.: Дрофа, 2006 .

  12. Климанов В.В. География в таблицах. - М.: Дрофа, 2006 .

  13. Электронная энциклопедия «Арктика - мой дом».

  14. Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. География в таблицах и диаграммах. - М.: Астрель. Хранитель, 2007.

  15. Пятунин В.Б. , Семагин Ю.А. Контрольные и проверочные работы 8 - 9 класс, Методическое пособие. -М.: ДРОФА, 2008.

  16. География. Россия. Природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 8 класс под ред. Н. Тарасовой. -М. : Просвещение, 2009.

  17. Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. - М.: Экзамен, 2009.


Тематическое планирование

п/п

количество

часов

Тема урока и практические работы

Содержание

Раздел: «Особенности географического положения России» 7 часов

Тема 1 Географическое положение России 2 часа

1

1

Географическое положение России. Государственная территория России.

Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

2

1

Моря, омывающие территорию России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России с другими странами.

Практическая работа №1 Характеристика географического положения России


Тема 2 Границы России 3 часа

3

1

Государственные границы, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, пространство недр, континентальный шельф.

Практическая работа 2 Сравнение географического положения России и других стран (по выбору ученика)

Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.


4

2

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время.

Практическая работа 3 Определение поясного времени для разных городов России.



Тема 3 История освоения и изучения территории России 2 часа

5

1

Формирование и освоение государственной территории России.

Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах

6

1

Как осваивали и изучали территорию России. Изменения границ страны на разных исторических этапах


Раздел: Природа России 23 часа


Тема 1 Природные условия и ресурсы России 1 час

7

1

Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.

Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.


Тема 2 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые 5 часов

8

1

Основные этапы формирования земной коры на территории России.

Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.


9

1

Геологическое строение территории России. Геологическая карта. Тектоническая карта.

10

1

Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры.

Практическая работа 4 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых.

11

1

Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.

12

1

Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.


Тема 3 Климат и климатические ресурсы. 4 часа

13

1

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.


14

1

Типы климатов России, климатические пояса. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье.

Практическая работа 5 Определение по синоптической карте особенностей погоды.

15

1

Климат и хозяйственная деятельность людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны.

16

1

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.


Тема 4 Внутренние воды и водные ресурсы. 4 часа

17

1

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.


18

1

Характеристика крупнейших рек страны.

Практическая работа 6 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт.

19

1

Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

20

1

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов.


Тема 5 Почва и почвенные ресурсы. 2 часа

21

1

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. В.В.Докучаев-основоположник учения о почвах.


Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.


22

1

Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.

Практическая работа 7 Знакомство с образцами почв.


Тема 6 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы 2 часа

23

1

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.

Практическая работа 8 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

24

1

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.


Тема 7 Природно-хозяйственное районирование 5 часов.

25

1

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

26

1

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники..

27

1

Характеристика лесов, лесостепей и степей. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.

29

1

Характеристика полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.

30

1

Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Раздел «Регионы России» 17 часов.


Тема 1 Районы и крупные регионы России. 20 часов

31

1

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

32

1

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

33

1

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

34

1

Кавказ - самые высокие горы России.

35

1

Природные комплексы Северного Кавказа.

36

1

Урал - «каменный пояс Русской земли».

37

1

Своеобразие природы Урала.

38

1

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

39

1

Западно-Сибирская равнина: особенности природы.

40

1

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

41

1

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

42

1

Природные районы Восточной Сибири

43

1

Жемчужина Сибири - Байкал.

44

1

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

45

1

Дальний Восток - край контрастов.

46

1

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

47

1

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

48

1

Основные историко-географические этапы формирования района


49

1

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура

50

1

Города. Качество жизни населения.

Раздел «Россия в современном мире» 3 часа

51

1

Место России среди стран мира.

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

52

1

География государств нового зарубежья.

53

1

Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Раздел География своей области (Свердловской) 15 часов

54

1

Определение особенностей географического положения Свердловской области

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

55

1

Определение особенностей основных этапов ее освоения.

56

1

Этапы заселения территории.

57

1

Формирование культуры коренных народов Свердловской области.

58

1

Рельеф. Полезные ископаемые Свердловской области.

59

1

Климат, сезоны года.

60

1

Поверхностные и подземные воды.

61

1

Почвенный покров и земельные ресурсы

62

1

Растительность, животный мир. Природные территориальные комплексы.

63

1

Использование и охрана природных ресурсов.

64

1

Природные условия жизни и деятельность населения.

65

1

Численность населения Свердловской области. Своеобразие половозрастной пирамиды. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

66

1

Достопримечательности Свердловской области.

67

1

Крупнейшие города, их роль в жизни области.

68

1

Топонимика.

69-70

2

Резерв времени

Форма контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по географии

В результате изучения географии ученик должен

Называть и (или) показывать:

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации;

  • субъекты Российской Федерации;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • народы, наиболее распространенные языки, религии;

  • примеры рационального и нерационального размещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных объектов и явлений по различным источникам информации.

Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • особенности быта и религии отдельных народов.

Объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных комплексов;

  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация» , «агломерация», «мегаполис »; «трудовые ресурсы»;

Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений.




© 2010-2022