Активизация мыслительной деятельности на разных этапах урока

Ключевым положением новых стандартов является системно-деятельностный подход. [1, с.4-7] Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие, а для этого необходимо на каждом уроке или его этапе активизировать мыслительную деятельность. Для эффективного и рационального проектирования занятия можно использовать конструктор урока.  Предлагаемый конструктор можно представить в виде таблицы, в которой поставлены в соответствие модули урока и приемы и техники, которые...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приемы и техники активизации мыслительной деятельности

на разных этапах урока.

В современной постиндустриальной эпохе происходят изменения в сфере образования, связанные с радикальным преобразованием образованности в капитал, где Человек становится ресурсом новой экономики. Инновационное обучение ориентируется на подготовку личности, которая способна быстро ориентироваться в меняющемся мире, обладающая разнообразными формами мышления, способная эффективно действовать в разных ситуациях. Новые требования подвели нас к смене парадигм образования. Должны измениться и цели обучения и воспитания, и мотивы, и роль участников процесса и т.д. Новый стандарт второго поколения призван сопроводить этот процесс. Ключевым положением новых стандартов является системно-деятельностный подход. [1, с.4-7] Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Основной формой организации обучения остается урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока. В основе педагогических приемов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире.

4) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

5) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Данным принципам отвечают педагогические технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ), стратегии технологии развития критического мышления (ТРКМ), коллективная мыследеятельность, логико-смысловое моделирование, метод интеллект-карт. [2]

Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.

Алгоритм конструирования урока

в рамках системно-деятельностного подхода

  1. Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.

  2. Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.

  3. Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.

  4. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.

  5. Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя. [2]

Для эффективного и рационального проектирования занятия можно использовать конструктор урока. Предлагаемый конструктор можно представить в виде таблицы, в которой поставлены в соответствие модули урока и приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей. Таблица является динамичным объектом, который может пополняться учителем различными педагогическими находками. Следует отметить, что один и тот же прием может быть использован в разных модулях урока для достижения различных целей.

Таблица-конструктор

Этап (его особенность)


Приемы, техники, способы [1,2,3]

Начало урока

Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия.

Нестандартный вход в урок.

Оратор. Автор.

Отсроченная отгадка.

Ассоциативный ряд.

Удивляй.

Фантастическая добавка.

Необъявленная тема.

Актуализация знаний . Учитель организует:

актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

мотивацию к пробному учебному действию ("надо" - "могу" - "хочу") и его самостоятельное осуществление.

Цепочка признаков.

Я беру тебя с собой.

Да - нет. Брейнрайтинг

Шаг за шагом.

Жокей и лошадь.

Толстый и тонкий вопрос.

Вопросительные слова.

Согласен - не согласен.

До - после. Записная книжка

Игровая цель.

Корзина идей, понятий, имен.

Развивающий канон.

Ложная альтернатива.

Изучение нового материала. На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.

Практичность теории.

Проведи исследование.

Пинг-пон «Имя - Значение».

Лови ошибку. Инсерт.

Послушать-сговориться-обсудить. ЗХУ

Хорошо -плохо. Связи.

Зигзаг Стратегия «ИДЕАЛ».

Своя опора.

Целое-часть. Часть-целое.

Изобретательская задача.

Конструктор ТРИЗ «Событие»

Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей»

Обсуждение и решение проблем. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

«Маша-растеряша».

Стратегия «ИДЕАЛ».

Стратегия «Фишбоун».

Хорошо -плохо.

Силовой анализ.

Генераторы-критики.

Диаграмма Венна.

Обратный мозговой штурм.

Решение учебных задач. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Конструктор «События».

«Совмещение противоположностей».

Раздели на группы.

Восстанови текст.

Морфологический ящик.

Создай паспорт.

Ситуационные задачи.

Изобретательские задачи.

Метафорическая игра.

«Связи».

Контроль знаний, обратная связь. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.

Перевод с «русского на русский». Бортовой журнал.

Своя опора. Да-нетка.

Метод интеллект-карт.

Жокей и лошадь.

Цепочка признаков.

Диаграмма Венна.

Рюкзак. Синквейн.

Светофор.

Рефлексия. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

«ПОПС»-формула.

«Телеграмма».

Цветные поля.

Мысли во времени.

Шесть шляп. Синквей.

Райтинг. Хайку. ЗХУ

Диаманта. До -после.

Сообщи свое Я. Рюкзак.

Предлагаемые приемы педагогической техники могут быть успешно использованы в любой предметной области, так как являются универсальными. Легко встраиваются в уроки любого типа и могут быть использованы на разных этапах урока. Используемые в работе элементы «Конструктора урока» (автор Анатолий Гин) могут быть дополнены личными находками учителя. [4]

Таким образом, на современном этапе предлагается множество разных интересных приемов, техник и способов активизировать мыслительную деятельность, однако мастерство педагога состоит в том, чтобы рационально подобрать именно те техники, которые оптимально подойдут к уроку, его содержанию, будут направлены на реализацию цели урока и подведут к предполагаемым результатам.

  1. Технологии деятельностного подхода в обучении: выбор и возможности использования на различных этапах урока. Методические рекомендации. - ХК ИРО, 2013

  2. Селихова Т.Ю. Системно-деятельностный подход на уроке. sites.google.com

  3. Гин. А.А. Приемы педагогической техники. docs.google.com/document

  4. Серебренникова Г.В. Приемы педагогической техники и интерактивная доска. openclass.ru/node/67368



© 2010-2022