- Преподавателю
- География
- Урок изучающего чтения по теме Давление и ветер
Урок изучающего чтения по теме Давление и ветер
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Светлаков В.С. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Давление и ветер
Тип урока: Урок изучающего чтения.
Цели урока:
• сформировать представление об атмосферном давлении и величине нормального атмосферного давления;
• выяснить, от чего зависит атмосферное давление;
• формировать понятие «ветер» и причины его образования;
Оборудование: барометр,флюгер.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Атмосферное давление. Барометр. Ветер. Бриз. Муссон.
Способы действий учащихся: определять атмосферное давление с помощью барометра; выявлять причинно-следственные связи в образовании ветра; анализировать изменение атмосферного давления и направление ветра.
Работа с учебником: работа с текстом и рисунками параграфа.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку - наличие учебников, тетрадей, атласов. Отметка отсутствующих Учащимся объявляется тема урока его цели.
Затем работа на у роке начинается с самостоятельного чтения текста учебника.
Что такое атмосферное давление?
Воздух, как и все окружающие нас тела, имеет массу. Вспомните, какова толщина атмосферы, и представьте, сколько воздуха давит на поверхность Земли и на4 нас с вами. Ученые подсчитали, что столб воздуха давит на поверхность Земли в среднем с силой 1,03 кг на один квадратный сантиметр.
Атмосферное давление - это сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся на ней тела.
Атмосферное давление измеряют при помощи прибора барометра (от греческих слов baros - тяжесть, metron - мера). Впервые атмосферное давление измерил ртутным барометром итальянский ученый Э. Торричелли (1608-1647). Величина давления определялась высотой столбика ртути в стеклянной трубке, который уравновешивает соответствующий столбик воздуха в атмосфере. Поэтому до сих пор наряду с современными физическими единицами - гектопаскалями или миллибарами - для измерения атмосферного давления используют традиционные единицы - миллиметры ртутного столба.
После прочитанного отрывка текста учитель задает вопросы:
-
Что такое атмосферное давление? Как называется прибор для измерения атмосферного давления? Кто впервые измерил атмосферное давление?
-
Что использовал Торричелли для измерения атмосферного давления? Чем определялось атмосферное давление в приборе Торричелли?
-
Назовите единицы измерения атмосферного давления.
На этом этапе урока учащихся нужно познакомить с барометром, и показать как определяют атмосферное давление. Затем по показаниям барометра определить атмосферное давление в классной комнате.
Продолжаем читать.
Нормальным принято считать атмосферное давление, измеренное на уровне моря в средних широтах при температуре воздуха 0 °С. Оно равно 1013 гектопаскалям (гПа), или 760 миллиметрам ртутного столба (мм рт. ст.). Если атмосферное давление воздуха больше 760 мм рт. ст., оно считается повышенным, если меньше - пониженным. На картах, которые вы видите по телевизору во время прогноза погоды, повышенное (высокое) давление обозначают буквой В, пониженное (низкое) - буквой Н.
Атмосферное давление обычно находится в равновесии с давлением внутри человеческого организма. Поэтому мы не испытываем неудобства, несмотря на то что на нас давит такой объем воздуха. При перепадах давления равновесие нарушается (чаще всего у пожилых людей), человек чувствует недомогание - головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства, чтобы равновесие восстановилось.
Продолжаем задавать вопросы по тексту.
-
Чему равно нормальное атмосферное давление? Где его измеряют? При какой температуре?
-
Как на картах отмечается повышенное (пониженное) атмосферное давление? (Буквами В (Н) или красным (синим) цветом).
-
С какой средней силой давит атмосфера на человека, если площадь его тела 15000 см2?
Ученики вначале затрудняются дать ответ на этот вопрос. Учитель просит их прочитать первый отрывок и обратить внимание с какой силой атмосфера давит на 1 см2. После расчетов у учащихся получается что на человека оказывается давление с силой в 15450 кг на 15000 см2.
-
Почему же тогда человека не раздавило?
-
Что может происходить с человеком при перепадах давления?
-
Как вы думаете, когда давление изменяется? Что мы наблюдаем при перемене давления?
Урок продолжается, читаем учебник дальше.
От чего зависит давление воздуха?
С увеличением высоты местности давление уменьшается. Ведь при этом становится меньше столб воздуха, который давит на поверхность Земли. До высоты примерно 2000 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст. на каждые 10,5 м высоты. Уменьшается и плотность воздуха (масса в единице объема). Поэтому, чем выше от поверхности, тем труднее дышать: за один вдох человек получает меньше кислорода и начинает дышать чаще. Поднимаясь высоко в горы, альпинисты берут с собой запасы кислорода; то же делают и летчики.
Теплый воздух легче холодного, его плотность меньше, давление на поверхность слабее. Поэтому при нагревании более теплые массы поднимаются вверх. Если же воздух охлаждается, то он становится тяжелее и плотнее, а значит, опускается вниз.
Представьте себе, что было бы, если бы дым из заводских труб не поднимался вверх, а оставался бы на месте. Через короткое время возле этого завода погибло бы все живое, включая его работников. Но дым теплее, чем окружающий воздух. Поэтому он поднимается вверх, а там развевается ветрами и переносится на большие расстояния. Вредные вещества постепенно рассеиваются в чистом воздухе, уменьшается их концентрация.
Самое высокое атмосферное давление зафиксировано в России, в сибирском городе Туруханске - около 816 мм рт. ст.; самое низкое (на уровне моря) - в районе Японии во время прохождения урагана «Нэнси» - всего около 641 мм. рт. ст.
Учащиеся готовы к усвоению этого нового материала о зависимости давления воздуха от высоты. Усвоение данного материала вновь происходит при непосредственной деятельности самих учащихся.
-
Где выше давление у подножия горы или на вершине? Почему?
-
Почему в горах трудно дышать?
-
При подъеме в гору давление изменилось на 20 мм. рт. ст. Как оно изменилось? Какова примерная высота горы?
При ответе на данный вопрос у учащихся могут возникнуть затруднения, нужно еще раз попросить, чтобы они внимательно прочитали первый абзац только что прочитанного текста.
-
Какой прибор можно использовать для определения высоты гор?
-
Можно ли с помощью этого прибора определить высоту школы?
(Да, если высота здания больше 10 м ).
Для того чтобы ответить на данные вопросы учащимся необходимо обратиться к тексту учебника, нужно будет еще раз вспомнить каким прибором измеряют атмосферное давление, в чем оно измеряется. Применить полученные знания в новой ситуации.
Следующая группа вопросов, нас подводит еще к одному основному понятию темы, образование ветра.
-
Почему теплый воздух поднимается вверх?
-
Как изменяется атмосферное давление при нагревании воздуха? При охлаждении воздуха?
-
Почему заводские трубы делают высокими?
При ответе на 17 вопрос учащиеся применяют полученные знания в новой ситуации, и объясняют, назначение печных и заводских труб.
Урок продолжается, и наступил момент, когда можно перейти к новому основному понятию темы, образования ветра. Читаем учебник дальше.
Почему дует ветер?
Те из вас, кто бывал на морском или речном берегу в жаркий летний день. вспомнят, что в середине дня песок или камень раскаляется на солнце, а вода еще довольно прохладная - она медленнее нагревается. А вечером или ночью может быть наоборот: песок уже холодный, а вода еще теплая. Это происходит потому, что суша и вода нагреваются и остывают по-разному. Днем солнечные лучи нагревают прибрежную сушу. В это время:
-
суша, здания на ней, а от них и воздух нагреваются быстрее воды;
-
теплый воздух над сушей поднимается вверх;
-
давление над сушей уменьшается;
-
воздух над водой не успевает нагреться, давление его пока выше, чем над сушей;
-
воздух из области более высокого давления над водой стремится занять место над сушей и начинает перемещаться, выравнивая давление.
С моря на сушу подул ветер.
Ночью поверхность Земли начинает остывать. Суша и воздух над ней остывают быстрее, и давление над сушей становится выше, чем над водой. Вода же остывает медленнее, и воздух над ней дольше остается теплым. Он поднимается вверх, и давление над морем уменьшается. Ветер начинает дуть с суши на море. Такой ветер, меняющий направление два раза в сутки, называется бризом (в переводе с французского - легкий ветер). Бризы дуют на берегах озер, рек, морей.
-
Каждый из вас наблюдал такое явление как ветер. Что является причиной образования ветра? Сформулируйте определение, что такое ветер.
-
В каком направлении дует ветер? От чего зависит скорость ветра?
-
Укажите стрелками, откуда и куда будет дуть ветер.
775 мм. рт. ст. 761 мм. рт. ст.
753 мм. рт. ст. 760 мм. рт. ст.
748 мм. рт. ст. 758 мм. рт. ст.
-
Как называется ветер, меняющий свое направление два раза в сутки? Где он образуется?
22. Каково значение ветра в жизни человека? Для природных процессов?
23. А будет ли влиять на образование ветра времена года?
Это завершение первой части урока. Ученики сами объясняют происхождение известного им явления, а так же определения направления и скорости ветра. Здесь же при ответе на 23 вопрос можно перейти непосредственно к заключительной части урока, образование муссонов.
Читаем текст (стр.143 «Муссон»)
24. Что такое муссон?
25. В чем причина образования муссона?
26. Где их можно наблюдать на территории России?
27. Откуда и куда дует муссон зимой? Летом?
28. Почему летний муссон приносит осадки, а зимний холодную безоблачную погоду?
При ответе на 26 вопрос у учащихся могут возникнуть затруднения, поэтому стоит обратить внимание на карту (рис. 106).
В конце урока дается понятие «Роза ветров».
При просмотре прогноза погоды вы услышали, что завтра обещают северный ветер. Поэтому мы можем сказать, что наступит похолодание. А как можно определить направление ветра? Учащиеся дают ответ (учитель помогает).
Можно определить по местным признакам: дыму, деревьям. А можно и при помощи прибора флюгера. Посмотрите, что он из себя представляет.
Для каждой местности важно знать, какие ветры дуют чаще, какие - реже. Это необходимо для проектировщиков зданий, летчиков и т.д. Поэтому специалисты строят чертеж, который называют розой ветров. Давайте посмотрим и разберем, как эта роза ветров строится. Для это открываем учебник на стр. 143.
Домашнее задание:
-
Прочитать параграф 25.
-
Вопросы 1, 4, 10 (стр.144).
Литература:
Учебник: География. Природа и люди. : класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений; под ред. А.И. Алексеева; - М.: Просвещение, 2010.