- Преподавателю
- География
- Конспект урока с презентацией на тему
Конспект урока с презентацией на тему
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Карлова В.К. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок в 9классе. «Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население Поволжья.
Цели урока:
-
Изучить новый материал, закрепить знания, полученные по теме.
-
Закрепить навыки определения экономико-географического положения района.
-
Совершенствовать навыки работы с картами.
-
Расширить кругозор обучающихся.
-
Развивать коммуникативные способности.
Задачи урока:
-
Продолжить формирование знаний об экономических районах России.
-
Показать роль Волги в развитии экономики Поволжья, определить особенности Э.Г.П.
-
Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение хозяйства Поволжья.
-
Сформировать представление о населении Поволжья.
Тип урока: урок-практикум.
Оборудование: политико-административная карта и физическая карта России, настенная контурная карта России, контурные карты, атласы, дидактический материал, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
- Ребята, мы продолжаем изучать экономические районы России, и сегодня начинаем изучение Поволжья. Предложите свой план изучения темы. А теперь сравните его с моим планом (слайд 2).
На столах лежат листы с заданиями, которые вы будете выполнять в ходе урока, за что каждый из вас получит оценку.
Изучая экономические районы, мы установили, что название района тесно связано с главной особенностью его географического положения. А с чем связанно название района, к изучению которого мы приступаем? Вы правы - Волга - связующее звено республик и областей района, которые «нанизаны» на Волгу как бусины на нить (слайд 3).
Задание: Используя карты атласа, установите состав Поволжья и отметьте на контурной карте области и республики, входящие в его состав. (Один ученик работает с настенными картами)
1. ЭГП экономического района Поволжье (слайд 4).
- Дайте определение ЭГП.
(Экономико-географическое положение (ЭГП) - это отношение экономико-географического объекта к природным и историко-экономическим объектам, находящимся вне него, но оказывающим влияние на его развитие).
- Используя справочный материал в конце своей тетради, назовите основные пункты плана характеристики ЭГП экономического района.
План характеристики ЭГП района:
-
Положение в стране (окраинное, пограничное, центральное, к каким морям имеет выход), конфигурация территории.
-
Положение по отношению к другим субъектам РФ.
-
Положение по отношению к другим государствам.
-
Транспортные связи.
-
Положение по отношению к сырьевым и энергетическим базам.
-
Влияние ЭГП на развитие и размещение хозяйства.
Задание 1: Используя карту Поволжья в атласе, учебник (стр. 158), самостоятельно оценить ЭГП, определить отличительные черты ЭГП Поволжья и сделать самостоятельно вывод. Время - 3 минуты.
- А теперь, если нет вопросов, выполнить задания на листе с инструкциями, лежащими у вас на столах. Условие: исправления не допускаются.
Заполнить пропуски:
-
Главной осью Поволжья является -___________.(Волга)
-
Район вытянут c ___________ на __________; а это значит - климатические условия ____________. (севера, юг, разнообразны)
-
.Поволжье находится между индустриальными ядрами России - ____________ и ____________. (Центральной Россией и Уралом)
-
Граничит с экономическими районами: _____________,_______________,__________,
______________,_____________. (Центральным, Центрально-Черноземным, Северным Кавказом, Уралом, Европейским Севером)
-
Этот приграничный район граничит с ________________. (Казахстаном)
-
Транспортное положение благоприятно (докажите)
-
_____________ (судоходная река)
-
____________(транзитные ж/д, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с севера на юг и с запада на восток)
-
3)_____________ (По Волге есть выход в моря - Каспийское, Черное и Азовское)
Вывод: Поволжье имеет _______________ положение. (Выгодное)
- Закончили самостоятельную работу. Желающий прочитает свои ответы, остальные, взяв карандаш, проверяют свои работы, исправляя ошибки, если они есть.
2. Природные условия.
- А теперь, определим природные условия экономического района, которые оказывают огромное влияние на развитие экономики и жизнь людей.
Задание: Используя физическую карту района, охарактеризуйте рельеф Поволжья.
На территории Поволжья выделяют следующие природные районы: Правобережное Приволжье, Степное Заволжье, Среднее и Нижнее Поволжье (слайд 5).
В целом природные условия можно назвать благоприятными. Но есть и проблемы, связанные с ними, которые вызывают трудности в жизни людей. Какие? Подумайте и выполните письменно задание 2 на листе с инструкциями, используя текст учебника и карты атласа.
Задание 2. Природные условия. Заполнить таблицу.
Природные условия
Преимущества
Недостатки
Рельеф
Равнинный
Холмистый характер на правом берегу в лесостепной зоне способствует образованию оврагов
Климат
Благоприятный для развития сельского хозяйства
Сухость климата возрастает с северо-запада на юго-восток; в южных районах нередки засухи; требуется орошение
Природные зоны
Разнообразный состав - от лесных зон до полупустынь; различные виды хозяйственной деятельности
Увеличение площади пустынь, в результате хозяйственной деятельности.
- А теперь, проверим вашу работу. Желающий прочитает свои ответы, остальные с карандашом следят за ним, проверяют его и себя.
-
Природные ресурсы.
- От чего зависит специализация любого экономического района? Правильно, от природных условий и природных ресурсов. Природные условия Поволжья мы оценили, а чем богат район, какими ресурсами?
Работа с картой: Определите природные ресурсы района. Дайте оценку минеральным, агроклиматическим, земельным, водным и рыбным ресурсам.
По карте Поволжья ученики определяют, какими ресурсами располагает Поволжье:
1. Минеральные ресурсы:
а) ведется добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области) (слайд 6);
б) поваренная соль озер Эльтон и Баскунчак (слайд 7);
в) строительные материалы.
2. Агроклиматические и земельные ресурсы (условия для развития АПК) (слайд 8).
3. Водные ресурсы водохранилищ реки Волги (слайд 9).
4. Рыбные ресурсы - это, прежде всего, осетровые (90% мировых запасов) Каспийского моря (слайд 10).
- Каких ресурсов недостаточно или отсутствуют совсем? (слайд 11).
- Специализация хозяйства района во многом определяется этими ресурсами.
Задание 3. Используя экономическую карту района и инструкции, заполнить таблицу с указанием отраслей специализации, которые позволяют развивать в Поволжье имеющиеся природные ресурсы.
Природные ресурсы
Местонахождение
Отрасли специализации
1. Нефть, газ.
Топливная нефтеперерабатывающая
2.Поваренная соль.
Химическая и пищевая
3.Рыбные
Рыбная (пищевая)
4. Агроклиматические
АПК (хозяйство)
Вывод: Природные ресурсы позволяют развивать многоотраслевое хозяйство.
4. Население Поволжья. Презентация.
- Сейчас вы прослушаете сообщение о населении Поволжья (слайды 12 - 17).
- Ваша задача: при прослушивании вы должны выполнить задание 4.
Задание 4. Заполнить пропуски:
1. Преобладающий народ в Поволжье ____________ (русские)
2. На территории Поволжья, в историческом прошлом, существовали государства _____________________________________________________ (Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства)
3. Самый крупный этнос после русских этого района и всей страны
_________________ (татары)
4. Немцы в Поволжье поселились в ___________ (18 веке)
5. Насильственной миграции подвергались ___________ и __________ (немцы и калмыки)
6. Народы Поволжья исповедуют ____________, ____________, _____________ (православие, ислам и буддизм).
7. Города - миллионеры ________ , ___________ (Казань, Самара)
3. Закрепление.
-Итак, сегодня мы приступили к изучению нового экономического района - Поволжья.
- Какие главные вопросы мы рассмотрели? Какие субъекты входят в состав этого района? Назвать и показать на карте.
- А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: улучшится ли ЭГП Иркутской области, если она окажется в составе Поволжья? В чем это выразится? Как это отразится на специализации ее хозяйства?
4. Оценки за урок. Собрать листы с выполненными заданиями.
Домашнее задание:
1) на контурной карте нанести минеральные ресурсы;
2) § 33, 34 (стр. 161 -162).