Конспект урока с презентацией на тему

Конспект урока-практикума с презентацией по теме "Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы" предлагается для проведения урока в 9 классе. На уроке учащиеся самостоятельно, используя карты атласа, текст учебника изучают новую тему: определяют влияние природных условий на хозяйственную деятельность населения района, оценив природно-ресурсный потенциал определяют отрасли специализации Поволжья, знакомятся с этническим и религиозным составом населения. Во время урока письменно...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 9классе. «Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население Поволжья.

Цели урока:

  1. Изучить новый материал, закрепить знания, полученные по теме.

  2. Закрепить навыки определения экономико-географического положения района.

  3. Совершенствовать навыки работы с картами.

  4. Расширить кругозор обучающихся.

  5. Развивать коммуникативные способности.

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование знаний об экономических районах России.

  2. Показать роль Волги в развитии экономики Поволжья, определить особенности Э.Г.П.

  3. Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение хозяйства Поволжья.

  4. Сформировать представление о населении Поволжья.

Тип урока: урок-практикум.

Оборудование: политико-административная карта и физическая карта России, настенная контурная карта России, контурные карты, атласы, дидактический материал, презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

- Ребята, мы продолжаем изучать экономические районы России, и сегодня начинаем изучение Поволжья. Предложите свой план изучения темы. А теперь сравните его с моим планом (слайд 2).

На столах лежат листы с заданиями, которые вы будете выполнять в ходе урока, за что каждый из вас получит оценку.

Изучая экономические районы, мы установили, что название района тесно связано с главной особенностью его географического положения. А с чем связанно название района, к изучению которого мы приступаем? Вы правы - Волга - связующее звено республик и областей района, которые «нанизаны» на Волгу как бусины на нить (слайд 3).

Задание: Используя карты атласа, установите состав Поволжья и отметьте на контурной карте области и республики, входящие в его состав. (Один ученик работает с настенными картами)

1. ЭГП экономического района Поволжье (слайд 4).

- Дайте определение ЭГП.

(Экономико-географическое положение (ЭГП) - это отношение экономико-географического объекта к природным и историко-экономическим объектам, находящимся вне него, но оказывающим влияние на его развитие).

- Используя справочный материал в конце своей тетради, назовите основные пункты плана характеристики ЭГП экономического района.

План характеристики ЭГП района:

  1. Положение в стране (окраинное, пограничное, центральное, к каким морям имеет выход), конфигурация территории.

  2. Положение по отношению к другим субъектам РФ.

  3. Положение по отношению к другим государствам.

  4. Транспортные связи.

  5. Положение по отношению к сырьевым и энергетическим базам.

  6. Влияние ЭГП на развитие и размещение хозяйства.

Задание 1: Используя карту Поволжья в атласе, учебник (стр. 158), самостоятельно оценить ЭГП, определить отличительные черты ЭГП Поволжья и сделать самостоятельно вывод. Время - 3 минуты.

- А теперь, если нет вопросов, выполнить задания на листе с инструкциями, лежащими у вас на столах. Условие: исправления не допускаются.

Заполнить пропуски:

  1. Главной осью Поволжья является -___________.(Волга)

  2. Район вытянут c ___________ на __________; а это значит - климатические условия ____________. (севера, юг, разнообразны)

  3. .Поволжье находится между индустриальными ядрами России - ____________ и ____________. (Центральной Россией и Уралом)

  4. Граничит с экономическими районами: _____________,_______________,__________,

______________,_____________. (Центральным, Центрально-Черноземным, Северным Кавказом, Уралом, Европейским Севером)

  1. Этот приграничный район граничит с ________________. (Казахстаном)

  2. Транспортное положение благоприятно (докажите)

    1. _____________ (судоходная река)

    2. ____________(транзитные ж/д, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с севера на юг и с запада на восток)

3)_____________ (По Волге есть выход в моря - Каспийское, Черное и Азовское)

Вывод: Поволжье имеет _______________ положение. (Выгодное)

- Закончили самостоятельную работу. Желающий прочитает свои ответы, остальные, взяв карандаш, проверяют свои работы, исправляя ошибки, если они есть.

2. Природные условия.

- А теперь, определим природные условия экономического района, которые оказывают огромное влияние на развитие экономики и жизнь людей.

Задание: Используя физическую карту района, охарактеризуйте рельеф Поволжья.

На территории Поволжья выделяют следующие природные районы: Правобережное Приволжье, Степное Заволжье, Среднее и Нижнее Поволжье (слайд 5).

В целом природные условия можно назвать благоприятными. Но есть и проблемы, связанные с ними, которые вызывают трудности в жизни людей. Какие? Подумайте и выполните письменно задание 2 на листе с инструкциями, используя текст учебника и карты атласа.

Задание 2. Природные условия. Заполнить таблицу.

Природные условия

Преимущества

Недостатки

Рельеф

Равнинный

Холмистый характер на правом берегу в лесостепной зоне способствует образованию оврагов

Климат

Благоприятный для развития сельского хозяйства

Сухость климата возрастает с северо-запада на юго-восток; в южных районах нередки засухи; требуется орошение

Природные зоны

Разнообразный состав - от лесных зон до полупустынь; различные виды хозяйственной деятельности

Увеличение площади пустынь, в результате хозяйственной деятельности.

- А теперь, проверим вашу работу. Желающий прочитает свои ответы, остальные с карандашом следят за ним, проверяют его и себя.


  1. Природные ресурсы.

- От чего зависит специализация любого экономического района? Правильно, от природных условий и природных ресурсов. Природные условия Поволжья мы оценили, а чем богат район, какими ресурсами?

Работа с картой: Определите природные ресурсы района. Дайте оценку минеральным, агроклиматическим, земельным, водным и рыбным ресурсам.

По карте Поволжья ученики определяют, какими ресурсами располагает Поволжье:

1. Минеральные ресурсы:

а) ведется добыча нефти и газа (Татария, Самарская и Астраханская области) (слайд 6);

б) поваренная соль озер Эльтон и Баскунчак (слайд 7);

в) строительные материалы.

2. Агроклиматические и земельные ресурсы (условия для развития АПК) (слайд 8).

3. Водные ресурсы водохранилищ реки Волги (слайд 9).

4. Рыбные ресурсы - это, прежде всего, осетровые (90% мировых запасов) Каспийского моря (слайд 10).

- Каких ресурсов недостаточно или отсутствуют совсем? (слайд 11).

- Специализация хозяйства района во многом определяется этими ресурсами.

Задание 3. Используя экономическую карту района и инструкции, заполнить таблицу с указанием отраслей специализации, которые позволяют развивать в Поволжье имеющиеся природные ресурсы.

Природные ресурсы

Местонахождение

Отрасли специализации

1. Нефть, газ.

Топливная нефтеперерабатывающая

2.Поваренная соль.

Химическая и пищевая

3.Рыбные

Рыбная (пищевая)

4. Агроклиматические

АПК (хозяйство)

Вывод: Природные ресурсы позволяют развивать многоотраслевое хозяйство.

4. Население Поволжья. Презентация.

- Сейчас вы прослушаете сообщение о населении Поволжья (слайды 12 - 17).

- Ваша задача: при прослушивании вы должны выполнить задание 4.

Задание 4. Заполнить пропуски:

1. Преобладающий народ в Поволжье ____________ (русские)

2. На территории Поволжья, в историческом прошлом, существовали государства _____________________________________________________ (Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства)

3. Самый крупный этнос после русских этого района и всей страны

_________________ (татары)

4. Немцы в Поволжье поселились в ___________ (18 веке)

5. Насильственной миграции подвергались ___________ и __________ (немцы и калмыки)

6. Народы Поволжья исповедуют ____________, ____________, _____________ (православие, ислам и буддизм).

7. Города - миллионеры ________ , ___________ (Казань, Самара)

3. Закрепление.

-Итак, сегодня мы приступили к изучению нового экономического района - Поволжья.

- Какие главные вопросы мы рассмотрели? Какие субъекты входят в состав этого района? Назвать и показать на карте.

- А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: улучшится ли ЭГП Иркутской области, если она окажется в составе Поволжья? В чем это выразится? Как это отразится на специализации ее хозяйства?

4. Оценки за урок. Собрать листы с выполненными заданиями.

Домашнее задание:

1) на контурной карте нанести минеральные ресурсы;

2) § 33, 34 (стр. 161 -162).


© 2010-2022