Рабочая программа по географии. 6-9 класс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«РАССМОТРЕНО»

Протокол заседания МО

.№ _____ от ________

Руководитель МО:

__________ Н.П.Дементий

«ПРИНЯТО»

Протокол заседания педагогического совета

№ _____от ______2013

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ руководителя ОУ

№ _____ от ______2013

Директор школы :

__________ Ю.В.Соколова

бюджетное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида»







Рабочая программа

по предмету «География»


6-9 класс



Разработчик программы: Ершова А.А.















п. Шексна





1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Географии» разработана в соответствии со следующими

нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (далее - ФК ГОС).

Примерный региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденный приказом Вологодской области от 02.06. 2004 г. № 846 «Об утверждении базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII видов»

Образовательная программа БОУ ШМР ««Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»

Учебный план БОУ ШМР «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа - интернат VIII вида»

Положение о разработке, принятии и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин ( модулей) БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида»

Учебно-методический комплект

Рабочая программа по географии составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2012. - Сб.1 (раздел «География» авторы: Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.)

Учебники

Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. Начальный курс физической географии. 6 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. - 2-изд. - М.: Просвещение, 2011.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.)

«Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии для 6 класса. Т.М.Лифанова. Москва «Просвещение» 2001 год.

Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. География России. 7 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. - М.: Просвещение, 2011.-176 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.)

«Рабочая тетрадь по географии России» для 7 класса. Т.М.Лифанова. Москва «Просвещение» 2005 год.

Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н.. География материков и океанов. 8 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. - М.: Просвещение, 2011.-208 с.: ил.

«Рабочая тетрадь по географии материков и океанов» для 8 класса.Т.М.Лифанова. Москва «Просвещение» 2008 год.

Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н.. География материков и океанов. 9 класс. /Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида//Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. - М.: Просвещение, 2011.-208 с.: ил.

«Рабочая тетрадь по географии материков и океанов» для 9 класса. Т.М.Лифанова. Москва «Просвещение» 2008 год.

2.Общая характеристика учебного предмета.

Изучение географии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия по физической географии, что должно сводиться главным образом к ознакомлению учащихся с природными условиями, ресурсами и трудом людей. Преподавание географии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе обучения у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости, бережно относится к окружающей среде, труду и подвигам предыдущих поколений. Практические работы направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимыми навыками и умениями, которые они бы могли использовать в своей жизни. Методика преподавания географии предусматривает повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний.

Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс географии имеет много смежных тем с историей, русским языком, литературного чтения, математикой, изобразительном искусством, СБО и другими предметами.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Основные типы учебных занятий:

урок изучения нового учебного материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений;

нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-викторина, заочная экскурсия, устный журнал, уроки -путешествия;

работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;

выполнение практических работ и мини-исследований;

моделирование объектов и процессов;

уроки с элементами исследования;

урок-зачет;

Основным типом урока является комбинированный.

3 Описание места учебного предмета в учебном плане.


Предмет «География» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание» учебного плана БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»

Рабочая программа рассчитана:

6 класс - 2 часа в неделю

7 класс - 2 часа в неделю

8 класс - 2 часа в неделю

9 класс - 2 часа в неделю


4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивации к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Цель обучения:


  • Расширение кругозора об окружающем мире.

Задачи обучения:

Образовательные:

  • Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.

  • Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

  • Помочь усвоить правила поведения в природе.

  • Развивать учащихся со сниженной мотивацией к познанию

Воспитательные:

  • Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

  • Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Коррекционно - развивающие:

  • Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

  • Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

  • Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

5. Результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

  • развитие мотивации к изучению предмета.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса; с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

  • формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал.

Предметные результаты :

  • формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;

  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.


Требования к уровню подготовки учащихся.

6 класс


Базовый уровень.

Учащиеся должны знать:

  • что изучает география;

  • горизонт, линию и стороны горизонта;

  • основные формы земной поверхности;

  • виды водоемов, их различия;

  • меры по охране воды от загрязнения;

  • правила поведения в природе;

  • отличие плана от рисунка и географической карты;

  • масштаб, его обозначение;

  • условные знаки плана;

  • основные направления на плане, географической карте;

  • условные цвета и знаки географической карты;

  • распределение суши и воды на Земле;

  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полу­шарий;

  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

  • расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

  • основные типы климатов и их упрощенные характеристики;

  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, ком­пасу и местным признакам природы;

  • выявлять на карте особенности рельефа, водоемов;

  • делать схематические зарисовки, изучаемых форм земной поверхности;

  • читать планы местности ;

  • ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

  • читать географическую карту;

  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

  • показывать на карте объекты, указанные в программе;

  • выполнять задания в рабочей тетради.

Минимально допустимый уровень.

Учащиеся должны знать (с помощью опорных вопросов, словарных слов, иллюстраций, схем, перечня конкретных заданий):

  • что изучает география;

  • стороны горизонта;

  • основные формы земной поверхности;

  • виды водоемов;

  • отличие плана от рисунка;

  • общее понятие о масштабе;

  • 2-5 условных знаков плана;

  • основные направления сторон горизонта на географической карте;

  • условные цвета географической карты;

  • распределение суши и воды на Земле;

  • названия материков и океанов;

  • расположение поясов освещенности на глобусе;

Учащиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонт по ком­пасу и 2-3 местным признакам природы (с помощью учителя);

  • показывать на карте некоторые формы рельефа и виды водоемов (с помощью учителя);

  • выборочно читать географическую карту (с помощью учителя);

  • описывать изучаемые объекты с опорой на картину;

  • выполнять выборочные задания в рабочей тетради (с помощью учителя).


7 класс

Базовый уровень.

Учащиеся должны знать

  • положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

  • пояса освещённости, в которых расположена наша страна;

  • природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

  • природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

  • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

  • хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне,

  • экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России.

  • правила поведения в природе:

  • расположение географических объектов на территории России, указанных в программе.

Учащиеся должны уметь:

  • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

  • показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

  • устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

  • выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

Минимально допустимый уровень

Учащиеся должны знать (с помощью опорных вопросов, словарных слов, иллюстраций, схем, перечня конкретных заданий):

  • положение России на физической карте, пояса освещенности, в которых расположена наша страна (с помощью учителя);

  • природные зоны России, зависимость их климатических условий от размещения; природные условия и богатства России (по схемам, иллюстрациям);

  • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

  • хозяйство, основное население и его занятия, крупные города в каждой природной зоне, правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • делать несложные макеты изучаемых природных зон (с помощью учителя);

  • принимать простейшие меры по охране окружающей среды (с помощью взрослых); правильно вести себя в природе.

  • выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся);

8 класс

Базовый уровень.

Учащиеся должны знать:

  • Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение;

  • особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;

  • государства, их положение на материке, основное население и столицы;

  • особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.

Учащиеся должны уметь:

  • определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;

  • находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.

  • выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

Минимально допустимый уровень.

Учащиеся должны знать (с помощью опорных вопросов, словарных слов, иллюстраций, схем, перечня конкретных заданий):

  • Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский оке­аны. Географическое положение, моря, относящиеся к тому или иному океану;

  • материки: Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия;

  • географическое положение, природные условия, типичных представителей растительного и животного мира каждого материка, названия их государства.

Учащиеся должны уметь:


  • показывать на карте полушарий океаны, материки, их географическое положение и очертания берегов (с помощью учителя).

  • выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

9 класс

Базовый уровень.


Учащиеся должны знать:

  • Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

  • границы, государственный строй и символику России;

  • особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

  • медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;

Учащиеся должны уметь:

  • Находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;

  • по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;

  • показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

  • находить свою местность на карте России;

  • давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

  • называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

  • правильно вести себя в природе.

  • выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида.

Минимально допустимый уровень.

Учащиеся должны знать ( с помощью опорных вопросов, словарных слов, схем, иллюстраций, перечня конкретных заданий):

  • Названия, столицы и характерные элементарные особеннос­ти изучаемых государств Евразии (с помощью учителя);

  • границы и символику России;

  • географическое положение своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, правила поведе­ния в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях; медицинские учреждения своей местности (с помощью учителя).

Учащиеся должны уметь:

  • называть изучаемые государства и их столицы (с помощью учителя);

  • показывать Россию на физической карте;

  • показывать свою местность на карте области;

  • показать на карте области формы поверхности, основные водоемы своей местности(с помощью учителя);

  • называть известные достопримечательности города Вологды (опираясь на схемы и иллюстрации);

  • правильно вести себя в природе.

  • выполнять задания в «Рабочей тетради по начальному курсу физической географии» для 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида (количество заданий и время заполнения определяет учитель с учётом индивидуальных возможностей учащихся).

6. Изменения, внесенные в авторскую программу.

При составлении данной рабочей программы по географии в авторскую программу В.В. Воронковой были внесены изменения и дополнения.

Вместо 66 часов авторской программы рабочая программа рассчитана на 68/70 часов (34 /35 недели, 2 часа в неделю) в 6-8 классах, 68 часов (34 недели ) в 9 классе.

Резерв свободного учебного времени (2/4 часа в 6,7,8,9 классах) используется для более глубокого изучения следующих тем:

6 класс « Введение».

7класс «Особенности природы и хозяйства России» «Природные зоны России»

8класс «Мировой океан» «Африка».

9 класс «Повторение».

На реализацию национально-регионального компонента отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу. Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании географического образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о Вологодской области.

В календарно-тематическом планировании представлены поурочные темы реализации НРК.

Распределение НРК по крупным темам:

6 класс

Темы программы

Количество часов НРК

1. Введение

3

2. Ориентирование на местности

1

3.Формы поверхности Земли

3

4. Вода на Земле

3

5. План и карта

1

6. Земной шар

2

7. Карта России

6

ИТОГО

19

Формами включения НРК в урок являются:

-элементы уроков № 2,3,6,11,13,14,16,20,21,25,30,46,48,57,60,62.65,66,67.

7 класс

Темы программы

Количество часов НРК

1. Особенности природы и хозяйства России

8

2. Лесная зона

6

ИТОГО

14

Формами включения НРК в урок являются:

-элементы уроков № 1,4,5,6,7,8,9,10,31,32,33,35,40,44.

8 класс

«Евразия» - 4 часа

ИТОГО: 4 часа

Формами включения НРК в урок являются:

-элементы уроков № 58,59,61,63.

9 класс

Темы программы

Количество часов НРК

1. Россия

2

2. Свой край

14

ИТОГО

16


Формами включения НРК в урок являются:

-элементы уроков № 48,50,53-66.


7. Содержание учебного предмета:


6 класс

Введение.

Повторение, проверка знаний, умений, навыков, полученных в 5 классе на уроках природоведения.

География - наука о природе Земли, населении и его хозяй­ственной деятельности.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Приз­наки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.

Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

Практические работы:

  • Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы.

  • Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением - атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе

Ориентирование на местности.

(в том числе 1 час регионального компонента)

Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.

Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

Практические работы:


  • Зарисовка линии, сторон горизонта.

  • Схематическая зарисовка компаса.

  • Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования)

Формы поверхности Земли.

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей мес­тности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.

Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

Практические работы:


  • Моделирование из сырого песка, глины или пластилина рав­нины, холма, горы, оврага, вулкана в разрезе

  • Зарисовка различных форм земной поверхности.

Вода на Земле.

Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды.

Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение.

Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.

Острова и полуострова.

Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Болота, их осушение. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Практические работы:


  • Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

  • Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

  • Проведение опытов, показывающих:

а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;

б) очистка воды фильтрованием.

  • Упражнения в определении направления течения реки, раз­личение берегов и других ее частей.

План и карта.

Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности че­ловека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на кар­те. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Практические работы:

  • Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.

  • Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте.

  • Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников)

  • Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты) в рабочей тетради на печатной основе.

  • Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

  • Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

  • Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков.

  • Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

  • Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.

Земной шар.

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля - планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.

Глобус - модель Земного шара. Земная ось, экватор, полю­са. Особенности изображения суши и воды на глобусе.

Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.

Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Первые кругосветные путешествия.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освеще­нии и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклон­ные и скользящие солнечные лучи).

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изобра­жение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Практические работы:


  • Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

  • Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

  • Оформление таблицы названий океанов и материков.

  • Обозначение на контурной карте материков и океанов; пер­вых кругосветных путешествий.

  • Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов осве­щенности на земном шаре.

  • .«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствую­щим поясам освещенности.

  • Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

  • Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса

Карта России.

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России - Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега Рос­сии. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (камен­ного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур.

Озера Ладожское, Онежское, Байкал.

Практические работы:


  • Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.

  • Изготовление условных знаков полезных ископаемых и при­крепление их к магнитной карте.

  • Изготовление планшетов: условный знак полезного ископае­мого - образец из коллекции - его название - основные место­рождения.

  • Путешествия по нашей стране (по карте).

Географическая номенклатура:
Границы России.
Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.
Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Реки: Волга, дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя)


7 класс

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)

Повторение начального курса физической географии.

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы.

Европейская и Азиатская части России.

Административное деление России: Центральный федераль­ный округ (центр - Москва), Северо-Западный федеральный ок­руг (центр - Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр - Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный ок­руг (центр - Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр - Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр - Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр - Ха­баровск).

Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России.

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования.

Типы климата. Сравнительная характеристика климатичес­ких условий, жизнедеятельности людей в разных частях России,

Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их исполь­зование. Экологические проблемы.

Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России.

Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли,

Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.

Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

Полезные ископаемые, их основные месторождения. Полезные ископаемые Вологодской области. Пути рационального использо­вания.

Практические работы:

  • Обозначение границ России на контурной карте полушарий.

  • Вычерчивание простейших схем структуры народного хозяйства.

  • Заполнение таблицы «Различия в природе и хозяйстве европейской и азиатской частей России».

Природные зоны России.

Введение.

Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь.

Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь.

Зона тундры

Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые.

Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры.

Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона

Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвой­ные леса. Смешанные леса. Лиственные леса. Животный мир лесной зоны. Пушные звери. Какую пользу приносит лес. Лесной промысел, охота. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Прави­ла поведения в лесу.

Обобщающий урок по лесной зоне.

Степи.

Положение на карте. Поверхность и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения Зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Оренбург и др. Охрана природы зоны степей.

Полупустыни и пустыни.

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы.

Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

Субтропики. Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы. Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Горо­да-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Высотная поясность в горах.

Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Сая­ны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат.

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Го­рода: Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и др.

Хозяйство, города, экологические проблемы Урала (Екате­ринбург, Челябинск и др.)

Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города: Барнаул, Кемерово, Горно-Алтайск и др.

Восточная Сибирь. Хозяйство Восточной Сибири. Населе­ние. Города. Охрана природы.

Практические работы:

(по теме «Природные зоны России»)

  • Работа с физической картой и картой природных зон России.

  • Нанесение на контурные карты изученных объектов и надпи­сывание их названий.

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

  • Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископа­емых для работы с магнитной картой (природных зон России).

  • Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

  • Изготовление несложных макетов по различным природным зонам.

Повторение курса «Природа нашей Родины»

8 класс.

Введение.

Что изучает география материков и океанов. Материки и ча­сти света на глобусе и физической карте полушарий. Мировой океан.

Мировой океан.

Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судо­ходство.

Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.

Современное изучение Мирового океана.

Практические работы:

  • Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

  • Составление схемы хозяйственного использования океанов.

  • Зарисовки рыб, морских животных, айсберга.

  • Подбор иллюстраций по теме «Мировой океан».

Африка.

Географическое положение, очертания берегов, острова и по­луострова.

Разнообразие рельефа, климата и природных условий.

Растения тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительный мир саванн.

Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь. Население. Жизнь и быт народов.

Государства, их столицы (Египет, Эфиопия, ЮАР - или другие по выбору учителя). Обобщающий урок.

Практические работы

  • Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

Австралия.

Географическое положение, очертания берегов, острова. Природные условия, поверхность, климат. Реки и озера. Остров Новая Гвинея. Путешествие в Австралию Н. Н. Мик­лухо-Маклая.

Растительный мир. Животный мир. Охрана природы. Население (коренное и пришлое).

Государство Австралийский Союз. Города Канберра, Сидней и Мельбурн.

Обобщающий урок.


Практические работы:

  • Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

Антарктида.

Географическое положение, очертание берегов. Южный полюс. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Особенности природы, ее поверхность и климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Изучение Антарктиды учеными разных стран. Современные исследования Антарктиды.

Обобщающий урок.


Практические работы:

  • Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южного полюса

  • Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».

  • Зарисовка птиц и животных Антарктиды

  • Изготовление простейшего макета изучаемого материка

Америка.

Открытие Америки.

Северная Америка.

Географическое положение, очертания берегов. Острова и полуострова. Природные условия, рельеф, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба.

Практические работы

  • Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

Южная Америка.

Географическое положение, очертания берегов. Природные условия, рельеф, климат.

Реки и озера. Растительный мир тропических лесов.

Растительный мир пустынь, саванн и горных районов. Животный мир. Население (коренное и пришлое). Крупные государства (Бразилия, Аргентина, Перу или дру­гие по выбору учителя), их столицы.

Обобщающий урок «Часть света - Америка».

Практические работы:

  • Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

  • Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

Евразия.

Евразия - величайший материк земного шара. Географи­ческое положение. Части света: Европа и Азия. Условная граница между ними. Очертания берегов Евразии. Крупнейшие острова и полу­острова. Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Ев­ропы. Разнообразие рельефа, природных условий и полезные ис­копаемые Азии. Типы климата Евразии. Водные ресурсы Европы, их использование. Экологические проблемы. Реки и озера Азии. Их использование. Экологические про­блемы. Растительный и животный мир Евразии. Международ­ное сотрудничество в охране природы. Население Евразии. Различия по плотности населения. На­роды Евразии. Культура и быт народов Европы и Азии.

Практические работы:

  • Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов, гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре.

  • Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

  • Запись в тетради названий растений и животных

9 класс.

Государства Евразии.

Политическая карта Евразии.

Европа.

Государства Евразии (обзор).


Западная Европа

Великобритания (Соединенное Королевство Великобрита­нии и Северной Ирландии).

Франция (Французская Республика). Германия (Федеративная Республика Германия).

Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцар­ская Конфедерация).

Южная Европа

Испания. Португалия (Португальская Республика). Италия (Итальянская Республика).

Греция (Греческая Республика).
Северная Европа

Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция).Финляндия (Финляндская Республика).

Восточная Европа

Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Югославия. Албания (Республика Албания).

Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Белоруссия (Республика Беларусь). Украина.

Молдавия (Республика Молдова).

Практические работы

  • Обозначение на контурной карте государств Евразии и их столиц.

  • Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

  • Запись в тетради названий растений и животных

  • Составление альбома «По странам и континентам»

Азия.

Центральная Азия

Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркмения (Туркменистан). Киргизия (Кыргызстан). Таджикистан (Республика Таджикистан).

Юго-Западная Азия

Грузия (Республика Грузия). Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения).

Турция (Республика Турция). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламское Государство Афганистан).

Южная Азия

Индия (Республика Индия).

Восточная Азия

Китай (Китайская Народная Республика). Монголия (Монгольская Народная Республика). Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея).

Япония.

Юго-Восточная Азия

Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Лаос (Лаосская Народно-Демократическая Республика). Таиланд (Коро­левство Таиланд) или другие страны по выбору учителя.

Практические работы

  • Обозначение на контурной карте государств Евразии и их столиц.

  • Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

  • Запись в тетради названий растений и животных

Составление альбома «По странам и континентам».

Россия (повторение).

Россия (Российская Федерация) - крупнейшее государство Евразии.

Сухопутные и морские границы России (повторение).

Административное деление России (повторение).

Столица, крупные города России.

Обобщающий урок.

Контрольная работа.

Практические работы.

  • Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.

  • Нанесение границы Европы и Азии.

«Свой край».

Вологодская область. История возникновения нашего края.

Положение Вологодской области на карте. Границы. Поверхность.

Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.

Полезные ископаемые и почвы Вологодской области.

Реки, пруды, озера Вологодской области. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.

Растительный мир Вологодской области. Красная книга. Охрана растительного мира.

Животный мир Вологодской области. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.

Население Вологодской области. Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

Промышленность Вологодской области. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы.

Специализация сельского хозяйства.

Транспорт нашего края.

Архитектурно- исторические и культурные памятники нашего края.

Город Вологда.

Практические работы


  • Обозначение Вологодской области на карте России.

  • На карте своей области обозначить условными знаками, вы­резанными из картона, месторождения полезных ископаемых, кар­тонным кружком - областной и районный центры.

  • Прикрепление к карте своей области контуров наиболее распро­страненных растений и животных, отметить заповедные места.

  • Зарисовка растений и животных, занесенных в Красную книгу области

  • Запись в тетрадь названий местных водоемов, форм земной поверхности и т. д.

  • Запись в тетрадь фамилий известных людей края

  • Вычерчивание простейшей схемы структуры народного хозяйства области

  • Регулярное чтение местной периодической печати.

Выполнение рисунков, сочинение на тему «Прошлое, настоящее и будущее нашего края»

8.Формы аттестации

Форма промежуточной аттестации - система накопительных оценок.

9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся

6 класс

Разделы (темы)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

I

Введение

4

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Просмотр учебных фильмов.

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы.

Знакомство с новым учебником, иллюстрированным приложением - атласом, с рабочими тетрадями на печатной основе. Наблюдение за погодой и выявление её особенностей.

Экскурсия для выявления запаса элементарных географических представлений, проверка знаний, умений и навыков, полученных в 1 - 5 классах

II

Ориентирование на местности

5

Зарисовка линии, сторон горизонта.

Схематическая зарисовка компаса.

Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу. Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам (на экскурсии или в уголке ориентирования).

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.

III

Формы поверхности Земли

4

Повторение пройденного материала.

Беседа, работа с иллюстрациями.

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина рав­нины, холма, горы, оврага, вулкана в разрезе

Зарисовка различных форм земной поверхности.

Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.

IV

Вода на земле

10

Работа в группах, игровой момент. Описание реки по плану. Составление характерис­тики равнинной и горной реки по плану.

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.

Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.

Проведение опытов.

Упражнения в определении направления течения реки, раз­личение берегов и других ее частей.

V

План и карта

9

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте. Решение познавательных задач.

Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе (для сильных учеников)

Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, классной комнаты) в рабочей тетради на печатной основе.

Изготовление в столярной мастерской во внеклассное время съемного плана-макета школьного участка.

Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.

Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности) с опорой на таблицу условных знаков.

Показ на физической карте России в приложении к учебнику форм поверхности.

Повторение пройденного материала.

Прикрепление на магнитной карте к цвету, или знаку соответствующих иллюстраций.

VII

Земной шар

14

Работа с учебником, работа с иллюстрациями.

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.

Оформление таблицы названий океанов и материков.

Обозначение на контурной карте материков и океанов; пер­вых кругосветных путешествий.

Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов осве­щенности на земном шаре.

«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствую­щим поясам освещенности.

Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.

Знакомство с последними публикациями в периодической печати об освоении космоса

VIII

Карта России

20

Работа с учебником; работа с иллюстрациями;

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных объектов на контурную карту России.

Изготовление условных знаков полезных ископаемых и при­крепление их к магнитной карте.

Изготовление планшетов: условный знак полезного ископае­мого - образец из коллекции - его название - основные место­рождения.

Путешествия по нашей стране (по карте).


IX

Повторение

2

Итого

34

7 класс

Разделы (темы)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

I.

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика)

11

Создание проблемной ситуации; работа с учебником; практическая работа

Работа с учебником; работа с иллюстрациями;

Обозначение границ России на контурной карте полушарий.

Вычерчивание простейших схем структуры народного хозяйства.

Заполнение таблицы «Различия в природе и хозяйстве европейской и азиатской частей России».

Размещение природных зон на территории России

2

II.

Природные зоны России

55

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей

Работа с учебником; работа с иллюстрациями;

Работа с физической картой и картой природных зон России.

Нанесение на контурные карты изученных объектов и надпи­сывание их названий.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.

Изготовление из бумаги условных знаков полезных ископа­емых для работы с магнитной картой (природных зон России).

Вычерчивание схемы смены природных зон в горах и других схем, помогающих понять причинно-следственные зависимости.

Изготовление несложных макетов по различным природным зонам. Сравнение между собой различных природных зон.

Итоговая контрольная работа «Природные зоны России»

Зона арктических пустынь

5

Зона тундры

8

Лесная зона

18

Зона степей

8

Зона полупустынь и пустынь

6

Зона субтропиков

2

Высотная поясность в горах

6

Повторение

2

Итого часов

68

8класс

Разделы (темы)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

I.

Введение

1

Беседа; работа с учебником;

отгадывание загадок; беседа; работа с учебником.

Обозначение океанов на контурной карте полушарий.

Составление схемы хозяйственного использования океанов.

Зарисовки рыб, морских животных, айсберга.

Подбор иллюстраций по теме «Мировой океан». Определение черт сходства и различия океанов Земли.

II.

Мировой океан

5

III.

Африка

12

Работа с учебником; работа с иллюстрациями;

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

IV.

Австралия

8

Загадки, беседа, работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

Выполнение заданий по разграничению понятий.

Систематизация учебного материала.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов.

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

V.

Антарктида

6

Создание проблемной ситуации.

Обозначение на контурной карте океанов, омывающих Антарктиду, Южный полюс.

Составление альбома иллюстраций по теме: «Антарктида».

Зарисовка птиц и животных Антарктиды.

Изготовление простейшего макета изучаемого материка.

VI.

Северная Америка

8

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре.

Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к маг­нитной карте).

VII.

Южная Америка

11

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре.

Запись названий и зарисовки в тетрадях типичных растений и животных (или прикрепление их иллюстраций к магнитной карте).

VIII.

Евразия

14

Систематизация учебного материала.

Просмотр учебных фильмов.

Обозначение на контурной карте морей, заливов, островов, полуостровов,гор, рек, озер, обозначенных в номенклатуре.

Проведение на контурной карте условной границы между Европой и Азией.

Запись в тетради названий растений и животных.

IX.

Повторение курса

1

Итого часов:

68

9 класс

Разделы (темы)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

I.

Введение

1

Работа с картой. Слушание объяснений учителя. Работа с учебником.

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с текстом. Работа с приложениями.

Обозначение на к/к изученных государств. Работа с учебником.

Подбор иллюстраций по теме. Работа с приложениями. Просмотр учебных фильмов. Работа с научно-популярной литературой.

II.

Европа

24

III.

Азия

22

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре. Работа с приложениями. Обозначение на к/к изученных государств. Работа с учебником.

Просмотр учебных фильмов и презентаций. Работа с научно-популярной литературой.

IV.

Россия

5

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре. Работа с приложениями. Обозначение на к/к изученных государств. Заочное путешествие. Просмотр учебных фильмов и презентаций.

Работа с учебником.

Работа с научно-популярной литературой.

V.

Свой край

14

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в номенклатуре. Оформление записей в тетради.

Просмотр учебных фильмов и презентаций.

VI.

Повторение

2

Систематизация учебного материала.

Итого часов:

68

10.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Печатные пособия

  • Таблицы по темам программы ( кабинет географии)

  • Портреты.

  • Карты мира (в соответствии с требованиями программы).

  • Карты материков, их частей и океанов (в соответствии с требованиями программы).

  • Карты России (в соответствии с требованиями программы);

  • Альбомы демонстрационного и раздаточного материалов;

Технические средства обучения

  • Компьютер (мультимедийное оборудование доступно);

Методическое обеспечение образовательного процесса

Список дополнительной литературы:

Знаешь ли ты географию? Программированные задания для проверки знаний по начальному курсу физической географии учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. - М.: Просвещение, 2002. - Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б.;

Атлас Мира. - М.: Мир книги, 2004.;

Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 1 класс. - М.: ВАКО, 2003. - Фефилова Е.А., Поторочина Е.П.

Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 2 класс. - М.:ВАКО, 2003. - Казакова О.В., Сбоева Н.А.

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3класс. - М.: ВАКО, 2004. - Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В.

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. - М.: ВАКО, 2004. - Дмитриева О.И., Мокрушина О.А.

Детская энциклопедия: География. Я познаю мир. /Автор В.А. Маркин.-М.: ООО Фирма издательство АСТ, 1998.

Народы России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.Гееография в вопросах и ответах.-м.: «Росмэн» 2007.

Города России: Энциклопедия. - М.: БРЭ, 1994.

Литература по краеведению:

С.Ю. Баранов, Е.А.Скупинова «Сказание о земле Вологодской».-Вологда :ООО«Учебная литература», 2007

С.Ю. Баранов, А.А.Глебова «Культура Вологодского края»-М.Издательский дом «Истоки»,2004.

«Край Северный Шекснинская земля Москва. Издательство Литературного института А.М. Горького.

Н.Л.Болотова, А.А.Шабунова «Экология Вологодской области» Учебное пособие для общеобразовательных школ. Вологда.2008.

Сайты Интернет:

  • География geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам)

  • Географические карты tourua.com/ru/maps

  • Географические сайты geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)

  • История географии traditio.ru/wiki/География

  • Географические карты planetolog.ru/

  • Науки о Земле geographer.ru/index.shtml

  • Путешествия и открытия pyty.ru/

  • geo2000.nm.ru/


11.Планируемые результаты

Минимально допустимый уровень

Базовый уровень

Выпускник научится


Выпускник получит возможность научиться

Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы с помощью учителя.

Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы самостоятельно.

Знать географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств.

Самостоятельно находить на политической карте Евразии изучаемые государства, их столицы и дополнительную информацию к ним.

Показывать Россию на политических картах мира и Евразии с помощью учителя.


Самостоятельно показывать Россию на политических картах мира и Евразии,

по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города России.

Находить свою местность на карте России, давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края с помощью учителя.

Самостоятельно находить свою местность на карте России, давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края.


Использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний с помощью учителя.

Использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний самостоятельно.

Выполнять правила безопасного поведения в природной среде.

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного, безопасного поведения в школе и в быту и природной среде.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с помощью учителя.

Самостоятельно использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



© 2010-2022