- Преподавателю
- География
- Методические указания по выполнению практических работ по Географии для студентов 1 курса
Методические указания по выполнению практических работ по Географии для студентов 1 курса
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Попова Р.В. |
Дата | 28.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Цикловая комиссия социальных дисциплин
География
Методические указания
по выполнению практических работ
для студентов 1 курса всех специальностей
Керчь, 2014
Автор: Попова Р.В., преподаватель высшей категории цикловой комиссии
социальных дисциплин СМТ КГМТУ
Рецензент: Абакумова А.И, преподаватель высшей категории цикловой комиссии
социальных дисциплин СМТ КГМТУ
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании
цикловой комиссии социальных дисциплин СМТ КГМТУ,
протокол № 8 от «16» апреля 2014 г.
Методические указания утверждены на заседании Методического совета
СМТ КГМТУ, протокол №____ от « » _________ 2014 г.
© Судомеханический техникум
Керченского государственного
морского технологического
университета
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………. 4
1 Требования к оформлению практической работы …………….……………… 5
2 Перечень практических работ ……………………………………………….… 5
3 Практические работы …………………………………….………………….… 6
3.1 Практическая работа №1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения
в основных сферах хозяйства стран и регионов мира ………………………. 6
3.2 Практическая работа №2
Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух отдельных
стран и регионов мира (по выбору) ………………………………….…….… 8
3.3 Практическая работа №3
Сравнительная характеристика промышленности
Германии, Франции, Великобритании и Италии (по выбору) ......................... 11
3.4 Практическая работа №4
Сравнительная характеристика хозяйства экономических
районов США: Севера, Юга и Запада …………………………………………… 13
Список рекомендуемой литературы …………………………………………. 15
ВВЕДЕНИЕ
В основе курса «Экономическая и социальная география мира» лежит общественная географическая наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества и его хозяйства.
В ее составе выделяют географию мирового хозяйства, изучающую политико-географические процессы, природные условия и ресурсы, население, хозяйство, географию международных экономических отношений в масштабах всей планеты, и региональную географию мира, объекты изучения которой - отдельные страны или историко-географические регионы.
Особенностью изучения данного курса является ориентация студентов на усвоение главных, базовых знаний, которые помогут им:
-
свободно ориентироваться по картам (физическим, экономическим, политико-административным);
-
давать характеристику элементов природы и показывать взаимосвязь их с хозяйственной деятельностью человека;
-
уметь давать хозяйственную оценку природным условиям и ресурсам;
-
узнавать основные принципы размещения производства и изменения их роли в период НТР;
-
овладеть необходимыми навыками в работе с картой, учебником, периодической печатью, справочной литературой;
-
узнавать особенности социально-экономического развития стран мира;
-
разобраться в экономической взаимозависимости стран мира, необходимости экономической интеграции.
Студенты выполняют 4 практические работы в соответствие с рабочей программой.
Практические работы по дисциплине "География" имеют своей целью закрепить и расширить знания учебно-теоретического материала, привить и закрепить навыки работы с картой, актуализировать знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства стран мира, развивать практические умения определять общие и отличительные черты хозяйства стран, систематизировать и обобщать информацию.
1 Требования к оформлению практической работы
Практические работы имеют своей целью закрепить и расширить знания учебно-теоретического материала, привить навыки самостоятельной работы.
При подготовке к практическим занятиям студенты должны повторить теоретический материал, соответствующей темы. С целью проверки готовности к выполнению данной работы, преподаватель проводит опрос по теме, выявляет усвоение студентами теоретического материала.
Практические работы рекомендуется проводить в следующем порядке:
-
выдача заданий, методических указаний;
-
опрос студентов, в процессе которого (10-15 минут) выясняется знание теоретического материала, доводятся цели работы, требования по оформлению работы.
Выполненная работа содержит:
- номер, наименование работы и дату ее выполнения;
- цель работы, краткое содержание;
- выполненные задания, указанные в работе;
- выводы по работе.
Практические работы оформляются в тетрадях, которые сдаются и хранятся по группам у преподавателя.
2 Перечень практических работ
№ Практической работы
Наименование темы
Кол-во часов
1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.
2
2
Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух отдельных стран и регионов мира
(по выбору).
2
3
Сравнительная характеристика промышленности
Германии, Франции, Великобритании и Италии (по выбору)
2
4
Сравнительная характеристика хозяйства экономических районов США: Севера, Юга и Запада.
2
Всего
8
3 ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
3.1 Практическая работа №1
Тема: Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира
Цель: научиться оценивать и сравнивать трудовые ресурсы и занятость экономически активного населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира, анализировать полученные данные.
Контрольные вопросы:
1. Трудовые ресурсы - __________________________________________________
______________________________________________________________________
2. Экономически активное население - __________________________________
_____________________________________________________________________
3. Безработные - __________________________________
_____________________________________________________________________
Ход работы
1. Рассчитайте долю населения страны, в возрасте 15-59 лет, составляющую основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу.
Страна
Население
(млн. чел)
Население
младшего возраста
в %
0-14 лет
Население среднего возраста
в %
15-59 лет
Население преклонного возраста
в %
старше 60 лет
Тип
воспроизводства
населения
Часть света
США
307
21
16
Япония
127
14
25
Германия
82
14
25
Бразилия
198
27
9
Индия
1166
31
9
Россия
140
15
19
2. Укажите причины, влияющие на долю населения среднего возраста (основу трудовых ресурсов) развитых и развивающихся стран:
А) ___________________________________
Б) ___________________________________
В) ___________________________________
Г) ___________________________________
3. С помощью карт атласа сравните занятость населения в индустриальных отраслях хозяйства разных регионов (Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия). Сделайте вывод.
4. С помощью карт атласа сравните занятость населения в индустриальных отраслях хозяйства групп стран (экономически развитые страны, развивающиеся страны, страны переходного типа экономики). Сделайте вывод.
5. С помощью карт атласа сравните занятость населения в обслуживающих отраслях хозяйства разных регионов и стран. Заполните таблицу. Сделайте вывод об отличиях в занятости разных регионов и стран.
Регион,
страна
Занятость населения, %
В индустриальных отраслях
хозяйства
Занятость населения, %
в сельском, лесном и рыбном хозяйствах
Занятость населения, %
в обслуживающих отраслях хозяйства
Вывод: ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Литература: [1] стр.32-57
3.2 Практическая работа № 2
Тема: Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух отдельных стран
и регионов мира (по выбору)
Цель: сформировать понятие о ресурсообеспеченности, научиться рассчитывать ее показатель, давать сравнительную оценку природных ресурсов сравниваемых стран и регионов.
Контрольные вопросы:
1. Минеральные ресурсы - _____________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Земельные ресурсы - _______________________________________________
____________________________________________________________________
3. Водные ресурсы - __________________________________________________
____________________________________________________________________
4. Рекреационные ресурсы - ___________________________________________
____________________________________________________________________
Ход работы
1. Определить ресурсообеспеченность нефтью указанных стран и регионов мира. Сделайте вывод. Заполните таблицу.
Вариант
Страна,
регион
Запасы
(млрд. т)
Добыча
(млн. т)
Ресурсообеспеченность,
количество лет
Другие полезные ископаемые
1
Северная Америка
9,7
619,2
Африка
16,6
488,1
США
3,7
305,1
Саудовская Аравия
36,3
515,3
2
Латинская Америка
17,6
335,6
Азия
5,6
381,2
Россия
10,8
488,5
Иран
18,9
209,8
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выберите факторы, используемые при расчете уровня ресурсообеспеченности страны полезными ископаемыми:
А) Состав горных пород.
Б) Ежегодная добыча.
В) Размеры территории.
Г) Уровень развития экономики.
Д) Объем запасов.
Е) Географическое положение.
3. Какие полезные ископаемые принадлежат к:
А) топливным - ______________________________________________________
Б) рудным - _________________________________________________________
В) горно-химическим - _______________________________________________
Г) строительным материалам - _________________________________________
4. Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод:
Регион
В % к площади лесов мира
Лесистость, %
Весь мир
100
27
Африка
18
23
Северная Америка
17
27
Южная Америка
24
39
Азия
28
24
Европа
10
36
Австралия и Океания
3
11
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. С помощью карт атласа сравните обеспеченность разных стран и регионов мира (по выбору) земельными, водными и рекреационными ресурсами. Сделайте вывод.
Земельные ресурсы:
1. ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Водные ресурсы:
1. ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Рекреационные ресурсы:
1. ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература: [1] стр.53-70
3.3 Практическая работа № 3
ТЕМА: Сравнительная характеристика промышленности
Германии, Франции, Великобритании и Италии (по выбору)
Цель: повторить и систематизировать знания о странах Европы; усовершенствовать умения характеризовать и сравнивать отраслевой состав промышленности главных стран Западной Европы; развивать умения работать с картами атласа.
Оборудование: атлас, методический материал
Контрольные вопросы:
1. Назовите отрасли, определяющие участие стран в международном разделении труда.
2. Какие страны Западной Европы входят в «семерку» высокоразвитых стран мира?
3. Приведите примеры тех отраслей хозяйства западноевропейских стран, которые свидетельствуют о их постиндустриальном этапе развития.
Ход работы
-
По данным таблиц построить для каждой страны, что сравнивается, круговые диаграммы. Сделать вывод.
Таблица 1 Структура занятости населения в основных отраслях хозяйства
-
Страна
Промышленность
Сельское хозяйство
Сфера услуг
Великобритания
26,5
2
71,5
Италия
33
10
57
Франция
27
5
68
Германия
41
5
54
Таблица 2 Доля основных отраслей хозяйства в ВВП стран
-
Страна
Промышленность
Сельское хозяйство
Сфера услуг
Великобритания
28
2
70
Италия
30
2,4
67,5
Франция
21
4
75
Германия
31
1
68
Вывод: ________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Сравните страны Западной Европы по степени обеспеченности природными ресурсами.
Великобритания - _______________________________________
_______________________________________________________
Франция - ______________________________________________
_______________________________________________________
Италия - _______________________________________________
_______________________________________________________
Германия - ______________________________________________
________________________________________________________
Вывод: ______________________________________________________
_____________________________________________________________
3. Используя карты атласа, заполните таблицу
-
Страна
Главные отрасли промышленности
Центры
Причины развития промышленности
Великобритания
Германия
Франция
Италия
4. Определите «лицо» европейских стран «Большой семерки» на рынке сельскохозяйственной продукции. Возле каждой страны-производителя напишите названия основных продуктов питания:
Великобритания - _______________________________________
Франция - ______________________________________________
Италия - _______________________________________________
Германия - ______________________________________________
5. Страны Западной Европы богаты рекреационными ресурсами. Заполните таблицу.
-
Страна
Природные рекреационные
ресурсы
Социально-экономические рекреационные ресурсы
Великобритания
Германия
Франция
Италия
6. Общий вывод (сравнение двух стран): ________________________________________________________________
________________________________________________________________
Литература: [1] стр.110-147
3.4 Практическая работа № 4
ТЕМА: Сравнительная характеристика хозяйства экономических районов США: Севера, Юга и Запада
Цель: актуализировать знания об отраслевой и территориальной структуре хозяйства США, составить сравнительную характеристику отраслевой структуры и специализации хозяйства главных экономических районов США: Севера, Юга и Запада; развивать практические умения определять общие и отличительные черты хозяйства районов, систематизировать и обобщать информацию, развивать умение работать с картой.
Оборудование: атлас, методический материал
Контрольные вопросы:
1. Назовите основные черты американской экономики.
2. Назовите основные отрасли промышленности США.
3. Назовите экспорт и импорт США.
Ход работы
-
Составить характеристику экономических регионов США. Результаты занести в таблицу.
-
План характеристики
районов
Название района
_________________
Название района
________________
1 Оценка географического
положения
2 Оценка природно-ресурсного потенциала
3 Крупные города
4 Экспорт товаров и услуг
Района
2. Определите отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства двух районов. Результаты оформите в виде таблицы.
-
Отрасль хозяйства
Название района
_________________
Название района
________________
1 Специализация промышленности
1
1
2
2
3
3
4
4
2 Специализация сельского хозяйства
1
1
2
2
3
3
4
4
3. Назовите признаки сходства и различий экономических районов США:
Признаки сходства:
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
Признаки различий:
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
- _____________________________
4. Сделайте вывод. Объясните причины отличий в хозяйственной специализации сравниваемых экономических районов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литература: [1] стр.214-225
Список рекомендуемой литературы
1. Пестушко В.Ю. Географія: Підруч. Для 10 кл. загальноосвіт. Навч. Закл.: Рівень стандарту, академічний рівень / В.Ю. Пестушко, Г.Ш. Уварова. - К.: Генеза, 2010.-304 с.:іл.
2. Економічна і соціальна географія світу: Підруч. для 10 кл.серед. шк./Б.П. Яценко,В.М. Юрківський, О.О. Любіцева та ін.; за ред.. Б.П. Яценка. - К.: «Гала», 2000. - 351 с.