Урок по географии по ФГОС в 5 классе Географическая карта, линия учебников Полярная звезда

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет

География

Класс

5

Тип урока

Урок изучения нового материала

Тема урока

«ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА»

Цель урока

-формирование представления о географической карте, свойствах географической карты и видах географических карт.

Задачи урока

Образовательные: углубить знания о географической карте, научить «читать» географическую карту, то есть научить получать информацию с географической карты.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся о географической карте и способах применения карты, развитие умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: умение применять географические карты в различных жизненных ситуациях и профессиях.

УУД

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать - что такое географическая карта.

  • Уметь - работать с физической картой полушарий и физической картой России, читать легенду карты, работать с текстом, схемами и рисунками учебника.

Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению,

осознание того, зачем нужна географическая карта и где её можно применять.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия

Географическая карта, масштаб карты, условные знаки, шкала высот и глубин, метод послойной окраски, содержание карты, легенда карты.

Межпредметные связи

Математика, история, геодезия, геология, сейсмология, метеорология, медицина, биология.

Ресурсы урока

Физическая карта полушарий, физическая карта России, карта Нижегородской области, карта Дзержинска, карта Африки, карта океанов, карта народов мира, зоогеографическая карта, карта плотности населения мира, глобус, учебник, атлас.

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технологии

Технология проблемного чтения, обучение в сотрудничестве.







Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для уча-щихся, выполне-ние которых приведёт к дос-тижению запла-нированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД


1) Организаци-онный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

Подготовка к уроку, приветствие учителя.



Самоконтроль готовности к уроку

2) Мотивация учебной деятельности

На протяжении нескольких уроков мы работали с пла-нами местности. Как вы думаете, только ли планы местности могут использо-вать люди в жизни?

Учащиеся задумываются над вопросом учителя и самостоятельно формулируют тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.

Просмотр различных карт.

Формулирование темы и цели урока.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока.

3) Изучение нового материала




1. Предлагает

определить (по тексту учебника):

- Почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом?

-Что называют географической картой?

-Какими свойствами обладает географическая карта? Обратимся к учебнику на стр.40.

-Какие бывают географические карты? Чем они отличаются друг от друга?

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность.

Внимательно читают учебник на стр.40 раздел 1. Отвечают на вопрос учителя.

Отвечают на вопрос учителя.

Внимательно читают учебник на стр.40-41 и выделяют свойства географической карты.

Внимательно читают текст учебника на стр.41-42-43 и выделяют:

1.В зависимости от масштаба карты бывают:

а) крупномасштабные (масштаб от 1:10000 до 1:200000);

б) среднемасштабные (масштаб от 1:200000 до 1:1000000);

в) мелкомасштабные (масштаб мельче 1:1000000)

2.По пространственному охвату выделяют карты мира, материков, океанов, отдельных стран и их частей.

3.По содержанию:

а) общегеографические, на них отображены горы, равнины, реки, моря и другие важнейшие приро-дные объекты;

б) тематические карты посвящены отдельной теме (например, карта плотности населения мира, зоогеографичес-кая);

в) контурные, на них нанесены только контуры, очертания географических объектов.


Работа с текстом учебника, выделение свойств географической карты.





Работа с текстом учебника, выделение

Работают с разными видами карт для более глубокого понимания

Рассматривают физическую карту полушарий.

Рассматривают физическую карту полушарий.

Рассматривают карту плотности населения мира и зоогеографичес-кую.

В контурных картах рассматривают разные карты.

Узнают свойства географической карты.







Узнают, какими бывают географические карты.

Узнают о разном масштабе карт.



Узнают о пространственном охвате карт.

Узнают о делении карт на группы по содержанию






Понимание значи-мости знаний о геог-рафической карте и значение её свойств. Выполнение учебных действий в соответствии с заданием. Умение выражать своё мнение, прислуши-ваться к мнению других

4.Физкультми-нутка (здоровьесбере-гающий компонент)

«Стороны горизонта» (игра на внимание)

Говорит утверждения:

1.Тихий океан находится на западе. Левой рукой покажем запад.

2.Австралия находится на востоке. Правой рукой покажем восток.

3.Северный Ледовитый океан находится на севере. Поднимем руки вверх.

4.А теперь потопаем и слегка похлопаем.

5.Сделали глубокий вдох, выдох. Снова вдох, выдох.

Слушают учителя, руками показывают стороны горизонта, немного расслабляются и снимают напряжение урока.

Смена видов деятельности, небольшой отдых необходимы для достижения поставленной цели.

Играют, демонстрируя уже полученные знания.


5. Первичное закрепление нового материала.

Задаёт вопросы классу:

1.Зачем нужен масштаб карты?

2.Зачем на картах нужны условные знаки?

3.О чём говорит легенда карты?

4.Для чего на картах нужна шкала высот и глубин?

5.Какие карты называют крупномасштабными? Покажите такую карту в классе.

6.Какие карты называют среднемасштабными? Покажите такую карту в классе.

7.Какие карты называют мелкомасштабными? Покажите такую карту в классе.

Анализируют вопрос учителя, пользуются учебником и выбирают необходимые сведения.

Обмениваются необходимой информацией, записывают в тетради новые понятия.

Находят ответы в тексте учебника, логически рассуждают.

Использование приобретённых знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рассуждение, поиск нужной информа-ции, сравнение и классификация, установление причинно-следствен-ных связей. Формулирование ответов, применяя полученные знания. Умение выражать своё мнение, прислу-шиваться к мнению других.

6.Закрепление новых знаний

Задаёт вопросы классу:

1.Какую информацию несёт легенда физической карты на стр.178-179?

2.Можно ли по физической карте России определить, какие моря омывают нашу страну?

3.Можно ли узнать по физической карте России, где в нашей стране находятся действующие вулканы?

4.Можно ли по физической карте полушарий узнать, где в мире находятся самые высокие горы?

5.Какую информацию несёт легенда физической карты полушарий?

6. Где эти знания нам понадобятся? Есть ли профессии, где используются разные виды карт?

Внимательно слушают вопросы учителя. Демонстрируют знания, полученные на уроке. Формулируют ответы, применяя полученные знания, используя учебник на стр.40-43 и карты географического атласа.







Предлагают варианты профессий: метеоролог, сейсмолог, геодезист, биолог, врач, ландшафтный дизайнер и другие.

Находят ответы на физической карте полушарий или физической карте России

Использование приобретённых знаний и умений, работа с географическими картами атласа и учебника, применение карт в различных профессиях.

Развитие устной речи, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению других.

7.Рефлексия

Подводит итог урока. Продолжите фразу на листочке:

1.На уроке я работал:

Активно / Пассивно.

2.Свое работой на уроке я:

Доволен / Не доволен.

3.Урок для меня показался:

Коротким / Длинным.

4.За урок я:

Устал / Не устал.

5.Моё настроение стало:

Лучше / Хуже.

6.Материал урока мне был:

Понятен / Непонятен.

7.Какую оценку я ставлю себе за работу 2 3 4 5. Комментирует и выставляет оценки за урок.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов.



Оценка достигнутых результатов.

8.Домашнее задание

Параграф 12 выучить, стр.43 зад.6,7,10 выполнить письменно в тетради.

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике.

Записывают домашнее задание в дневник.


Самоконтроль и взаимоконтроль.



© 2010-2022