- Преподавателю
- География
- Урок по географии по ФГОС в 5 классе Географическая карта, линия учебников Полярная звезда
Урок по географии по ФГОС в 5 классе Географическая карта, линия учебников Полярная звезда
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукашина Е.Е. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет | География |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Тема урока | «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА» |
Цель урока | -формирование представления о географической карте, свойствах географической карты и видах географических карт. |
Задачи урока | Образовательные: углубить знания о географической карте, научить «читать» географическую карту, то есть научить получать информацию с географической карты. Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся о географической карте и способах применения карты, развитие умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: умение применять географические карты в различных жизненных ситуациях и профессиях. |
УУД | Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли. |
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению, осознание того, зачем нужна географическая карта и где её можно применять. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Основные понятия | Географическая карта, масштаб карты, условные знаки, шкала высот и глубин, метод послойной окраски, содержание карты, легенда карты. |
Межпредметные связи | Математика, история, геодезия, геология, сейсмология, метеорология, медицина, биология. |
Ресурсы урока | Физическая карта полушарий, физическая карта России, карта Нижегородской области, карта Дзержинска, карта Африки, карта океанов, карта народов мира, зоогеографическая карта, карта плотности населения мира, глобус, учебник, атлас. |
Формы урока | Фронтальная, групповая. |
Технологии | Технология проблемного чтения, обучение в сотрудничестве. |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для уча-щихся, выполне-ние которых приведёт к дос-тижению запла-нированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД
| ||||
1) Организаци-онный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. | Подготовка к уроку, приветствие учителя. |
|
| Самоконтроль готовности к уроку |
2) Мотивация учебной деятельности | На протяжении нескольких уроков мы работали с пла-нами местности. Как вы думаете, только ли планы местности могут использо-вать люди в жизни? | Учащиеся задумываются над вопросом учителя и самостоятельно формулируют тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока. | Просмотр различных карт. | Формулирование темы и цели урока. | Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока. |
3) Изучение нового материала
| 1. Предлагает определить (по тексту учебника): - Почему географическими картами пользуются чаще, чем глобусом? -Что называют географической картой? -Какими свойствами обладает географическая карта? Обратимся к учебнику на стр.40. -Какие бывают географические карты? Чем они отличаются друг от друга? | Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность. Внимательно читают учебник на стр.40 раздел 1. Отвечают на вопрос учителя. Отвечают на вопрос учителя. Внимательно читают учебник на стр.40-41 и выделяют свойства географической карты. Внимательно читают текст учебника на стр.41-42-43 и выделяют: 1.В зависимости от масштаба карты бывают: а) крупномасштабные (масштаб от 1:10000 до 1:200000); б) среднемасштабные (масштаб от 1:200000 до 1:1000000); в) мелкомасштабные (масштаб мельче 1:1000000) 2.По пространственному охвату выделяют карты мира, материков, океанов, отдельных стран и их частей. 3.По содержанию: а) общегеографические, на них отображены горы, равнины, реки, моря и другие важнейшие приро-дные объекты; б) тематические карты посвящены отдельной теме (например, карта плотности населения мира, зоогеографичес-кая); в) контурные, на них нанесены только контуры, очертания географических объектов.
| Работа с текстом учебника, выделение свойств географической карты.
Работа с текстом учебника, выделение Работают с разными видами карт для более глубокого понимания Рассматривают физическую карту полушарий. Рассматривают физическую карту полушарий. Рассматривают карту плотности населения мира и зоогеографичес-кую. В контурных картах рассматривают разные карты. | Узнают свойства географической карты.
Узнают, какими бывают географические карты. Узнают о разном масштабе карт.
Узнают о пространственном охвате карт. Узнают о делении карт на группы по содержанию
| Понимание значи-мости знаний о геог-рафической карте и значение её свойств. Выполнение учебных действий в соответствии с заданием. Умение выражать своё мнение, прислуши-ваться к мнению других |
4.Физкультми-нутка (здоровьесбере-гающий компонент) «Стороны горизонта» (игра на внимание) | Говорит утверждения: 1.Тихий океан находится на западе. Левой рукой покажем запад. 2.Австралия находится на востоке. Правой рукой покажем восток. 3.Северный Ледовитый океан находится на севере. Поднимем руки вверх. 4.А теперь потопаем и слегка похлопаем. 5.Сделали глубокий вдох, выдох. Снова вдох, выдох. | Слушают учителя, руками показывают стороны горизонта, немного расслабляются и снимают напряжение урока. | Смена видов деятельности, небольшой отдых необходимы для достижения поставленной цели. | Играют, демонстрируя уже полученные знания. |
|
5. Первичное закрепление нового материала. | Задаёт вопросы классу: 1.Зачем нужен масштаб карты? 2.Зачем на картах нужны условные знаки? 3.О чём говорит легенда карты? 4.Для чего на картах нужна шкала высот и глубин? 5.Какие карты называют крупномасштабными? Покажите такую карту в классе. 6.Какие карты называют среднемасштабными? Покажите такую карту в классе. 7.Какие карты называют мелкомасштабными? Покажите такую карту в классе. | Анализируют вопрос учителя, пользуются учебником и выбирают необходимые сведения. Обмениваются необходимой информацией, записывают в тетради новые понятия. | Находят ответы в тексте учебника, логически рассуждают. | Использование приобретённых знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. | Рассуждение, поиск нужной информа-ции, сравнение и классификация, установление причинно-следствен-ных связей. Формулирование ответов, применяя полученные знания. Умение выражать своё мнение, прислу-шиваться к мнению других. |
6.Закрепление новых знаний | Задаёт вопросы классу: 1.Какую информацию несёт легенда физической карты на стр.178-179? 2.Можно ли по физической карте России определить, какие моря омывают нашу страну? 3.Можно ли узнать по физической карте России, где в нашей стране находятся действующие вулканы? 4.Можно ли по физической карте полушарий узнать, где в мире находятся самые высокие горы? 5.Какую информацию несёт легенда физической карты полушарий? 6. Где эти знания нам понадобятся? Есть ли профессии, где используются разные виды карт? | Внимательно слушают вопросы учителя. Демонстрируют знания, полученные на уроке. Формулируют ответы, применяя полученные знания, используя учебник на стр.40-43 и карты географического атласа.
Предлагают варианты профессий: метеоролог, сейсмолог, геодезист, биолог, врач, ландшафтный дизайнер и другие. | Находят ответы на физической карте полушарий или физической карте России | Использование приобретённых знаний и умений, работа с географическими картами атласа и учебника, применение карт в различных профессиях. | Развитие устной речи, умение выражать своё мнение, прислушиваться к мнению других. |
7.Рефлексия | Подводит итог урока. Продолжите фразу на листочке: 1.На уроке я работал: Активно / Пассивно. 2.Свое работой на уроке я: Доволен / Не доволен. 3.Урок для меня показался: Коротким / Длинным. 4.За урок я: Устал / Не устал. 5.Моё настроение стало: Лучше / Хуже. 6.Материал урока мне был: Понятен / Непонятен. 7.Какую оценку я ставлю себе за работу 2 3 4 5. Комментирует и выставляет оценки за урок. | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов. |
|
| Оценка достигнутых результатов. |
8.Домашнее задание | Параграф 12 выучить, стр.43 зад.6,7,10 выполнить письменно в тетради. | Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике. | Записывают домашнее задание в дневник. |
| Самоконтроль и взаимоконтроль. |