- Преподавателю
- География
- Игра в учебном процессе
Игра в учебном процессе
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гольман Н.И. |
Дата | 14.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОУ Омской области «Шербакульская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида».
Игра в учебном процессе.
Подготовил учитель географии
I квалификационной категории
Гольман Н.И
р.п. Шербакуль
2015 год.
Игра в учебном процессе.
В свете современных требований к школе, когда перед учителями стоит задача научить каждого ребенка самостоятельно учиться, особенное значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психологических и физических перегрузок школьников.
Одним из средств, содержащие в себе реальные возможности осуществления обеих этих задач является игра.
Современная теория игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают её чрезвычайно важное значение в развитии ребенка. Опытом проверено и доказано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается. Это можно считать серьезным основанием для более широкого использования игр в организации процесса обучения. Как показывают наблюдения, многие учителя имеют не вполне правильные установки относительно дидактической игры, которая часто понимается именно как развлекательный момент урока. При этом в качестве основных функций игры выделяют обычно следующие:
-
Организующую, в соответствии с которой на уроке широко используются игры-соревнования по дисциплине, содержанию в порядке рабочего места. Учитель в конце урока ставит флажок на столы тех учащихся, которые лучше вели себя, не получили дисциплинарных замечаний. На последующих уроках флажки «передовиков» могут переместиться на другие парты.
-
Развлекающую, обуславливающую применения необычных форм подачи учебного материала с целью привлечения внимания учащихся.
-
Функция снятия умственного напряжения. С этой целью в урок вводятся иногда всевозможные бессмысленные загадки-шутки. «В каком слове сорок гласных?» (сорока).
Приведенные примеры позволяют сформулировать общую особенность установки ряда учителей и методистов относительно дидактической игры, игра идет около процесса обучения, не входя в него по существу. Такая практика подвергается справедливой критике: «Не умен построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль учеников, некоторые учителя облекают в игровую форму обычные тренировочные упражнения. Еще К.Д. Ушинский говорил: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача обучения». Хочется подчеркнуть, что вопрос ставится не просто о занимательности, а о том, чтобы она органически сочеталась с серьезным напряженным трудом, т.е. чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала бы интенсификации умственной работы, делая её более привлекательной, интересной. За счет чего возможно осуществить такое сочетание?
Одна из теоретических посылок, лежащих в основе конструирования дидактических игр, состоит в том, что обучение в игре - это латентное (скрытое) обучение. Внимание ребенка обращено на внимание игровых действий и задача обучения им не осознается. Постижение учебной задачи является сопутствующим в игре, т.е. задачи решаются в игре легче, ребенок даже не всегда сознает, что он что-то решил. К сожалению, опыты показывают, что такой прочный навык в отдельной игре не вырабатывается, часто вне игровой ситуации ребенок не может справиться с задачей, которую он только что усиленно решил в процессе игры. В качестве возможного решения отмеченного затруднения предлагается применять не отдельные игры, а системы однотипных игр, в которых формируется прочная осознанная интеллектуальная установка.
Ещё более возрастает активность учащихся при использовании специальных интеллектуальных игр, которая по своему механизму наиболее ограничено, связаны с процессом познания, с мышлением.
Классические примеры таких игр широко известны: это шашки, шахматы и пр. К этой категории относятся и так называемые задачи на сообразительность: ребусы, шарады, головоломки, кроссворды. Следует подчеркнуть особо, что интерес этот сугубо интеллектуального свойства, т.е. не зависит от внешних стимулов, а определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Это обстоятельство очень важно, его можно считать одним из убедительных оснований для включения интеллектуальных игр в учебный процесс. Игра «занимательные квадраты», которая с разным содержанием числа и математических действий можно использовать в разных классах. Сначала учащихся знакомят с принципом построения такого квадрата, предлагают выполнить соответствующие действия. Необходимо, чтобы учащиеся не только выполняли действия, но и объяснили их. После такого как правило будет усвоено, можно предложить учащимся самим попробовать свои силы в составлении таких квадратов. На разных уроках в зависимости от специфики предмета, содержания и темы могут быть использованы разные интеллектуальные игры. Общим в них является то, что они требуют догадки, поиски, «игры ума» и тем самым привлекательны для учащихся.
В обстановке внеклассных занятий можно использовать игры, представляющие собой сочинение подвижных упражнений и интеллектуальных задач, но лишь при условии их органического соединения. Так известны игры, в которых водящий бросал по очереди мяч (или какой-либо предмет) участникам игры требуется от них быстрого ответа на вопрос и т.п. Такая игровая ситуация означает по существу требования быстрой ориентировки, сообразительности, подвижности мышления, что трудно было бы задать какой-то иначе. Исходя из всего изложенного, можно утверждать, что так называемая дидактическая игра в любом случае представляет собой соединения в разных вариантах учебной задачи и привлекательной для детей игровой ситуации, в которой обучение может происходить более или менее осознанно. Но техника использования игр в учебном процессе требует осторожности. Основываясь на том факте, что включение любой задачи в игровую ситуацию делает выполнение её привлекательным для учащихся, можно прийти к ошибочному выводу будто организация обучения в игре не оставляет особого труда. Достаточно представить школьникам ту или иную задачу не как тренировочное упражнение, а как игру - и организовать «дидактические игры» выглядят именно так, но это не вызывает активизации класса. Дело в том, что соединения задачи и игры не должно быть механическим, иначе игра не будет выполнять своей стимулирующей роли, а является лишь «довеском» к обычным тренировочным упражнениям. Вот типичные опыты такого рода: на уроках физкультуры, кроме основной цели урока, вводят элементы грамотности или счета, посредством игры. Эстафета с бегом. На доске написаны слова или слова с пропущенной буквой, нужно быстрее добежать и дописать слово, вернуться и передать мел другому товарищу своей команды. Выигрывает та команда, которая быстрее дописала слова.
Относительно приведенного примера можно сказать, что введение игровых ситуаций в учебные упражнения не подчинено какой-либо логике, игровые правила совершенно не отвечают характеру заданий, они искусственно надуманы. Игровая атмосфера в этих случаях не возникает.
Включение учебной задачи в игровую ситуацию требует и особой атмосферы урока, определению тона учителя, а также настроя учащихся.
Однако самое главное - органическая связь игры и задачи по характеру и форме.
В конструировании дидактических игр учитель должен проявлять максимум творчества, исходя исключительно из требований учебного материала.
Основное правило, которому подчиняется этот процесс: игра должна помочь сделать серьёзный, напряженный труд занимательным и интересным для учащихся.