Урок в 8 классе на тему Образование почв

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: « Образование почв и их разнообразие ».

Цель урока: формирование новых знаний и умений по теме «Почвы, их образование и свойства»

Задачи:

Предметные (образовательные):

  • углубление знаний о понятие «почва» и ее свойствах, как компонента системы географической оболочки;

  • описание основных свойств почв,

  • усвоение понятий о почвообразующих факторах,

  • ознакомление с основателем почвоведения В.В. Докучаевым.

Метапредметные (развивающие):

Познавательные:

  • анализированное (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщение мировоззрения о постоянном изменение почвенного покрова с течением времени,

  • установление причинно-следственных связей.

  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.


Регулятивные:

  • определение цели, проблемы в деятельности: учебной и жизненно-практической,

  • выдвижение версии, выбор средств достижения цели в группах и индивидуально ,

  • работать по плану, сверяясь с целью,

  • оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные (воспитательные) :

  • излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии,

  • понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде ,

  • различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории

  • корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность,

  • создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно,

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей ,

  • организовывать работу в паре (самостоятельно),

  • преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

Личностные:

  • аргументированно оценивать свои и чужие поступки ,

  • осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей,

  • осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор.

Решаемая учебная проблема: Почва биотический или абиотический компонент природы?

Методы и приёмы работы: Объяснительно - иллюстративный, информационно-компьютерный, частично-поисковый, самостоятельная работа с учебником, практическая работа.

Новые термины и понятия. Почвообразующие факторы, почвенный профиль, плодородие, перегной (гумус), почвенный раствор, почвенные горизонты (гумусовый А1; вымывания А2; вмывания В; материнская порода С), почвоведение.

Используемые технологии: элементы здоровьесберегающих (физкультминутка, лист самооценивания), проблемного обучения, информационных (показ презентации) технологий, прием «Инсерт», составление кластера (объединение нескольких однородных элементов).

Оборудование: карты - физическая, почвенная, атлас, учебник, компьютер, проектор, почвы, лупы.

Формы: групповая.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.

Место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме: первый урок по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

Предварительная подготовка:

Для проведения практической работы перед уроком переставляется мебель в кабинете, учащиеся делятся на 4 группы, в каждой группе заранее распределяются обязанности.

Формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков с помощью лабораторного эксперимента, самостоятельного поиска информации, учебного диалога, создание психологически комфортной среды на уроке, диагностика личных исходных и конечных знаний, формирование самооценки.

Структура урока:Организация начала урока (2 мин.)

  • Актуализация знаний (5 мин.)

  • Целеполагание (5 мин.)

  • Изучение нового материала (15 мин.)

  • Практическая работа (15 мин.)

  • Подведение итогов урока. Выставление оценок. (2 мин.)

  • Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока:

  1. Организация начала урока

- Дети, внимание, прозвенел звонок, садитесь поудобнее, начнем урок.
- Как хорошо, что мы сегодня все вместе! Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.
- Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

  1. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.

- Что вы уже изучили с начала учебного года?

С начала учебного года, мы изучили особенности рельефа и геологического строения России. Изучили климат и внутренние воды нашей страны. Сегодня мы приступаем к изучению ещё одного компонента природы, название которого вы сформулируете, взглянув на следующий слайд. Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Сегодня мы будем говорить о почвах. И в конце урока вы должны дать аргументированный ответ на вопрос.

2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Создание проблемной ситуации

Проблемный вопрос: : «Почва биотический или абиотический компонент природы?» В течении урока вы должны найти ответ на этот вопрос.

Скажите, что необходимо знать чтобы ответить на этот вопрос?

Это и будет тема нашего урока (на доске вывесить тему). Записываем тему.

В ходе работы мы составим опорную схему по новому материалу - кластер.

Запишите все что вы знаете в таблицу «з, ху, у» в 1 колонку

  1. Запишите таблицу «З-Х-У» в тетрадь:

Знаю

Хочу узнать

Узнал



  1. Используя ключевые слова, составьте небольшой рассказ что вы знаете о почве .

  • почва

  • растения

  • животные

  • климат

  • материнская порода

  • человек

- Что можем узнать по этой теме? Какие вопросы нам надо задать, чтобы изучить все о почвах? Почва - наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому что он по ней ходит. Больше известна сельскому жителю, но наименее известна - городскому. Мать - земля!

Судя по вашим ответам, вы знаете не так уж много, а данные вопросы содержатся в заданиях ЕГЭ и ГИА, поэтому на сегодняшнем уроке вы сможете пополнить знания по теме.

- Почвы какой из перечисленных зон России имеют более высокое естественное плодородие?

А). Тундра _В). Степи

Б). Тайга Г). Смешанные и широколиственные леса.

_ В каком из перечисленных регионов России почвы наиболее плодородны?

А). Пермский край -В). Краснодарский край

Б). Новгородская область Г). Калининградская область

После прохождения всех тем раздела- Почвы и почвенные ресурсы России, вы можете уже дать ответ на эти вопросы.

На уроке мы должны найти ответы на вопросы:

  • Что такое почва? Каково её значение в природе и жизни человека?

  • Почему почву нередко рассматривают как самостоятельный природный комплекс?

  • Почему Докучаев В.В. назвал почву «зеркалом ландшафта»?

  • Чем отличаются почвы друг от друга?

  • Докучаев В.В. использовал выражение «земля живая». Можно ли «убить» почву?

  • КАКОВА ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА?

Сформировать новые знания по теме ПОЧВА.

  • После ознакомления с теоретическим материалом, будем выполнять практическую работу на определение механического состава почв. (Слайд №3)

У каждого из вас есть технологическая карта урока работы на уроке. Подпишите его и не забывайте делать отметки после каждого ответа. По ходу моего рассказа, в течении урока исследуя или получая информацию делайте себе пометки в тетради используя прием «Инсерт» (система записи для эффективного размышления)

" V " - уже знал

" + " - новая информация

" ̶ " - думал иначе

" ? " - не понял, есть вопросы

Итак, приступим.

4.Изучение нового материала

С понятием почва вы уже встречались, поэтому, надеюсь, вам не составит труда ответить на вопрос: Что такое почва? Ваше определение должно содержать указание на расположение почвы и выделять отличительную особенность почв. (Слайд №4)

Записываем определение в тетрадь: «Почва - верхний тонкий слой суши, обладающий плодородием».

Научное изучение почв невозможно без упоминания имени Василия Васильевича Докучаева. (Слайд №5) (ВЫСТУПЛЕНИЕ)

- Что на ваш взгляд (какие компоненты природы) присутствуют в почве?

Работа с кластером) - Что влияет на образование почв? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) Вы правы:

Итак, присутствуют ли в почве горные породы, вода, воздух, живые организмы? Какой компонент почвы, обеспечивающий плодородие, отличает её от других ПК? (Слайд №6) Гумус - совокупность органических соединений, находящихся в почве.

Даже беглый взгляд на почвенную карту позволяет сделать вывод о многообразии почв. (Слайд №7) Попробуем разобраться, чем обусловлено такое разнообразие. Об этом будем говорить на следующих уроках.

Образование почвы - 3 этапа - слайды

На почвообразование влияют климат, живые организмы, рельеф и горные породы, подземные воды. Почвообразование - длительный процесс, поэтому необходимо учитывать временной фактор. (Слайд №8) проверяем наш кластер. Ставим оценку.

Найдите взаимосвязи между почвообразующими факторами и особенностями почвы. (Слайд №9) ПОМЕТКИ

Почвообразование является результатом выветривания, образования гумуса, передвижения веществ в пределах профиля. Ознакомьтесь самостоятельно с компонентами почвообразования и составьте кластер.(Слайд №10) Пометки

(Г/порода гранит, базальт, гнейс, песок, глина; Вода - минеральный состав почв; Климат - зависит процесс выветривания, Живые организмы - грибы, бактерии - перегной)

Рассмотрим строение почвы. - почвенный профиль. Что это такое?

Почвенным профилем называется вертикальный разрез почвы. Он состоит из почвенных горизонтов. Под лесной подстилкой или степным войлоком располагаются горизонты вымывания, вмывания. Формируется почва на горных породах, названных материнскими.

По каким признакам различаются почвенные горизонты? (Слайд №12)

Физкультминутка

«да» - наклон головы направо, «нет» - налево

  1. Почва - поверхностный слой суши, обладающий плодородием.

  2. Почва - горная порода, неизменяемая во времени;

«да» - наклон головы вперед, «нет» - назад

  1. На плодородие почв влияют количество гумуса, механический состав, структура почв.

  2. Плодородие почв определяется только количеством гумуса;

«да» - сидеть, «нет» - встать

  1. Почва, как и природный комплекс состоит из горных пород, живых организмов, воды, воздуха;

  2. Почвенные млекопитающие - основные производители перегноя.

Существует несколько классификаций почв: по строению профиля (мы уже познакомились), а также по механическому составу, по структуре. С этими понятиями познакомимся выполнив практическую работу (Слайд №11)

5.Практическая работа «Определение структуры почвы». (Слайд №15)

Цель: научиться определять структуру почв. Делайте выводы и заполняйте таблицу, оценивайте себя!

После выполнения работы приведем добытые ваши знания и составим кластер

Ход работы:

  1. Рассмотреть под лупой образец почвы.

  2. Выявить размеры её агрегатных структур.

  • Глыбистая структура - комочки больше 10 мм

  • Зернистая структура - комочки от 1 до 10 мм

  • Пылеватая структура - комочки не выявляются.

Вывод: По структуре выделяют два типа почв:

Структурные ( комковатая, зернистая структура - плодородны)

Бесструктурные (пылеватая структура - малоплодородны)

Хорошо разрыхленные,

комковатые, много пор.

уплотненные или состоят из мелких пылевых частиц,

пор нет

ВЫВОД: На плодородие почв влияет её структура.

Наиболее благоприятной для растениеводства является зернистая и комковатая структура. (Слайд №14)

Не забывайте о листах самооценки и таблице «ИНСЕРТ»

Практическая работа: «Определение механического состава почв» (Слайд №16)

Цель: научиться определять механический состав почв.

Оборудование: образец почвы, Н2О.

Ход работы:

  1. Смоченный кусочек почвы замешать до состояния крутого теста, а затем скатывать между ладонями.

  2. По степени и характеру скатывания влажной почвенной массы определить механический состав почвы.

- песчаная почва - не скатывается между ладонями;

- супесчаная почва - скатывается в непрочный, легко разрушающийся при малейшем надавливании шарик;

- суглинистая почва - скатывается в шарик, а затем в шнурок или колбаску. Концы шнурка (колбаски) могут быть крошащимися (легкий суглинок), закругленными (средний суглинок) или острыми (тяжелый суглинок);

- глинистая почва - быстро и легко скатывается в шарик, затем в колбаску и при тщательном скатывании - в эластичный шнур, легко сворачивающийся вокруг пальца или карандаша.

Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.

Вид шнура

Состав почвы

не скатывается

песчаная

легкая

скатывается, но не сворачивается

супесчаная

легкая

скатывается, сворачивается и трескается

суглинистая

тяжелые

Скатывается, сворачивается и не трескается

глинистая

тяжелые

Какой вывод можно сделать?

Вывод: Классификация почв по механическому составу основана на соотношении частиц разного размера. (Слайд №13)

6. Рефлексия

Найдите взаимосвязи?

Мы сегодня были и экспертами и аналитиками, Предлагаю вспомнить тему и задачи урока, соотнести с проблемой, записанной на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

1. -Вернемся к проблемному вопросу - Почва биотический или абиотический компонент природы?

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? (В конце урока должно прозвучать "Почва - это особое природное тело, образованное в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы ".) Не зря основатель почвоведения Докучаев сделал вывод - почва «зеркало» природы.

(Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.

(В конце урока должно прозвучать "Почва - это особое природное тело, образованное в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы ".)

БИОТИЧЕСКИЕ - живые существа, которые формируют почву.

АБИОТИЧЕСКИЕ - элементы неживой природы (температура, влажность, соленость)

2. Вернемся к заданиям ГИА и ЕГЭ попробуйте дать правильный ответ

- Почвы какой из перечисленных зон России имеют более высокое естественное плодородие?

А). Тундра _В). Степи

Б). Тайга Г). Смешанные и широколиственные леса.

_ В каком из перечисленных регионов России почвы наиболее плодородны?

А). Пермский край -В). Краснодарский край

Б). Новгородская область Г). Калининградская область

После прохождения всех тем раздела- Почвы и почвенные ресурсы России, вы можете уже дать ответ на эти вопросы.

7. ОЦЕНИВАНИЕ:

Оцените свою активность

1 минута работы с листами самооценки и таблицей «ИНСЕРТ»

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК - Все согласны?

8. Домашнее задание

Для всех: §15 - Используя свои новые знания оцените почвы нашего района (своего огорода)

Для желающих: Приготовить сообщения:

  • Чем перегной отличается от гумуса?

  • - Используя свои новые знания оцените почвы нашего района.

  • Каким живым организмам принадлежит главная роль в образовании перегноя и гумуса?

  • Докучаев В.В. использовал выражение «земля живая». Можно ли «убить» почву?











© 2010-2022