Исследовательский учебный проект «С чего начинается Родина?»

Какие ценности важны современным людям? Каким образом их измерить и вообще понять их сущность и значимость, речь, конечно же, идет о нематериальных вещах. Это ценности любви, доброты, тепла семьи, честности и порядочности друзей, надежности, прочности общего дома — Родины.         Патриотизм начинается с любви к малой родине; в современныхусловиях — это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны — сохранение культурной самобытности каждого народа, синтез духовно-нравствен...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский учебный проект

«С чего начинается Родина?»

Методическое представление

  • Введение

  • Методический паспорт учебного проекта

  • Осуществление учебного проекта

  • Заключение

Введение

Какие ценности важны современным людям? Каким образом их измерить и вообще понять их сущность и значимость, речь, конечно же, идет о нематериальных вещах. Это ценности любви, доброты, тепла семьи, честности и порядочности друзей, надежности, прочности общего дома - Родины.

Патриотизм начинается с любви к малой родине; в современных условиях - это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны - сохранение культурной самобытности каждого народа, синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности.

Духовный человек - это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносится важная для воспитания и обучения информация, которая, поступает отовсюду! Учитель, воспитатель уже не является для наших детей единственным источником информации. Но дети зачастую не умеют сделать её полезной для себя, а обилие информации не приводит к системности в получении знаний и самовоспитания. Учащихся необходимо научить правильно, усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное, находить связи и структурировать ее. Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. К корректировке целей приводит понимание того, что образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, сколько воспитанная и самоорганизованная личность, умеющая добывать, приобретать знания, применять их в любой жизненной ситуации.

Методический паспорт учебного проекта

Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы на урочной и внеурочной деятельности.

Тема проекта: «С чего начинается Родина?»

Предмет: география, информатика.

  1. Цели образовательные и воспитательные:

  • Узнать, для чего организована перепись населения в стране? Какие особенности жизни общества выявляет перепись населения, можно ли с помощью статистики измерить « нематериальные» вещи? Зачем нужны статистические сведения государству?

  • Определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения учащихся основной школы к окружающему социуму; актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций учащихся основной школы;

  • Определить полезность полученной информации для образовательного учреждения.

  1. Задачи учебно-педагогические:

  • Развивать интерес к учебным предметам.

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.

  • Интеграция ЗУН, приобретенных в результате изучения географии и информатики.

  1. Возраст учащихся: 16 лет.

  2. Время работы над проектом: 3 недели.

  3. Форма работы: урочно - внеурочная.

  4. Материально - техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер с доступом Интернет, принтер, фотоаппарат, учебная и учебно-методическая литература.

  5. Общеучебные навыки:

  • навыки работы со статистическими материалами;

  • умение анализировать имеющийся материал;

  • умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале;

  • умение и навыки работы с компьютером (в том числе в сети Интернет);

  • умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности.

  1. Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся к реализуемому проекту, самореализация.

  2. Предполагаемые «приращения»: новое содержание и новый взгляд на тему.

  3. Методические (практические) приемы: работа со статистическими данными, полученными в результате переписи, работа с диаграммами.

  4. Знания, на получение которых нацелен результат проекта:

  • ценность статистических материалов в любой сфере деятельности государства;

  • знание демографических аспектов географии,

  • использование статистических данных школьной переписи для дальнейшей деятельности образовательного учреждения и положительной динамики развития.

  1. Развитие навыков:

  • самостоятельной работы со статистической информацией и информационными технологиями;

  • брать инициативу на себя;

  • работать в группе, владеть приемами конструктивной критики;

  • признавать права каждого на индивидуальное мнение по проблеме;

  • стремиться прийти к лучшему результату общей работы.

Осуществление учебного проекта

«Население России» - одна из тем, вызывающий наибольший интерес, прежде всего потому, что мы сами - часть населения России. В связи с этим на уроках чаще применяется личностно - ориентированный подход с опорой на жизненный опыт школьника. Необходимо обратить внимание на то, что они сами - действующие лица процессов движения населения, духовного становления нашего общества. Анализируя официальную статистику, ребята смогли составить социально - демографическую картину России, а политические и экономические события в стране и за её пределами, вызывают много споров и собственного видения, суждения, оценки происходящих событий в обществе. В ходе этого процесса возникла идея провести свою школьную перепись, основанную на статистических и географических исследованиях.

Работа над проектом была разбита на шесть этапов:

I этап: Подготовка

Определение темы и целей проекта.

Роль учителя - направляющая на основе мотивации.

II этап: Планирование

  1. Определение источников информации (учащиеся вырабатывают план действий, формируют задачи).

  2. Определение способов сбора и анализа информации.

  3. Определение вида представления результатов.

  4. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.

  5. Разделение задач (обязанностей между детьми).

  6. Создание банка идей и предложений.

В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.

Роль учителя - помощь в постановке целей, коррекция работы.

III этап: Исследование

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Знакомство учащихся школы со значением переписей и особенностями их проведения.

Роль учителя - наблюдательная, учащиеся в основном работали самостоятельно.

Основные инструменты: интервью, опросы, составление диаграмм.

Переписи проводят счетчики по заранее составленному опросному листу. Анализ полученных статистических материалов, изготовление диаграмм, подготовка наглядного предъявления своих исследований.

Этот этап оказался самым длительным.

Роль учителя - обучающая (путем консультаций).

IV этап: Результаты и выводы.

Учащиеся представляют итоги индивидуальных работ. Анализируют общие выводы по школе, уточняют собранную информацию. Оформляют диаграммы, готовят материалы для презентации.

Роль учителя - сотрудничество.

V этап: Представление.

Устный отчет с демонстрацией материалов.

Презентация проведена в форме конференции, на которой учащиеся предъявили свои исследования и сделали выводы.

Роль учителя - обобщает, резюмирует, дает оценку.

VI этап: Оценка результатов и процесса в целом.

Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы.

Роль учителя - оценка активности работы учащихся, качество диаграмм, качество отчета.

Заключение

Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению и воспитанию, т.к. она:

  • Личностно ориентирована;

  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

  • Позволяет учиться на собственном опыте, при реализации конкретного дела;

  • Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда;

  • Способствует воспитанию ответственности за порученное дело.

Эти ценные моменты, которые дает участие в проектах, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, а вопросы нравственности, духовности и патриотизма, поставленные во главу исследования, делают проект значимым с точки зрения воспитания для всех участников образовательного процесса. Использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности XXI века, когда определяющими факторами развития общества являются интеллект человека и информация.

При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, свободными от преподавательского диктата, учителю и учащимся - лучше понять друг друга.



© 2010-2022