- Преподавателю
- География
- Исследовательский учебный проект «С чего начинается Родина?»
Исследовательский учебный проект «С чего начинается Родина?»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сетракова С.А. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Исследовательский учебный проект
«С чего начинается Родина?»
Методическое представление
-
Введение
-
Методический паспорт учебного проекта
-
Осуществление учебного проекта
-
Заключение
Введение
Какие ценности важны современным людям? Каким образом их измерить и вообще понять их сущность и значимость, речь, конечно же, идет о нематериальных вещах. Это ценности любви, доброты, тепла семьи, честности и порядочности друзей, надежности, прочности общего дома - Родины.
Патриотизм начинается с любви к малой родине; в современных условиях - это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны - сохранение культурной самобытности каждого народа, синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности.
Духовный человек - это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Современные дети - это уже не чистый лист, на который наносится важная для воспитания и обучения информация, которая, поступает отовсюду! Учитель, воспитатель уже не является для наших детей единственным источником информации. Но дети зачастую не умеют сделать её полезной для себя, а обилие информации не приводит к системности в получении знаний и самовоспитания. Учащихся необходимо научить правильно, усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное, находить связи и структурировать ее. Необходимо так организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. К корректировке целей приводит понимание того, что образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, сколько воспитанная и самоорганизованная личность, умеющая добывать, приобретать знания, применять их в любой жизненной ситуации.
Методический паспорт учебного проекта
Данный творческий проект предназначен для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы на урочной и внеурочной деятельности.
Тема проекта: «С чего начинается Родина?»
Предмет: география, информатика.
-
Цели образовательные и воспитательные:
-
Узнать, для чего организована перепись населения в стране? Какие особенности жизни общества выявляет перепись населения, можно ли с помощью статистики измерить « нематериальные» вещи? Зачем нужны статистические сведения государству?
-
Определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения учащихся основной школы к окружающему социуму; актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций учащихся основной школы;
-
Определить полезность полученной информации для образовательного учреждения.
-
Задачи учебно-педагогические:
-
Развивать интерес к учебным предметам.
-
Формировать навыки исследовательской деятельности.
-
Интеграция ЗУН, приобретенных в результате изучения географии и информатики.
-
Возраст учащихся: 16 лет.
-
Время работы над проектом: 3 недели.
-
Форма работы: урочно - внеурочная.
-
Материально - техническое и учебно-методическое оснащение: компьютер с доступом Интернет, принтер, фотоаппарат, учебная и учебно-методическая литература.
-
Общеучебные навыки:
-
навыки работы со статистическими материалами;
-
умение анализировать имеющийся материал;
-
умение делать выводы, выделять главное в исследуемом материале;
-
умение и навыки работы с компьютером (в том числе в сети Интернет);
-
умение определять цели и задачи работы, определять ее этапы, демонстрировать публично результаты своей деятельности.
-
Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся к реализуемому проекту, самореализация.
-
Предполагаемые «приращения»: новое содержание и новый взгляд на тему.
-
Методические (практические) приемы: работа со статистическими данными, полученными в результате переписи, работа с диаграммами.
-
Знания, на получение которых нацелен результат проекта:
-
ценность статистических материалов в любой сфере деятельности государства;
-
знание демографических аспектов географии,
-
использование статистических данных школьной переписи для дальнейшей деятельности образовательного учреждения и положительной динамики развития.
-
Развитие навыков:
-
самостоятельной работы со статистической информацией и информационными технологиями;
-
брать инициативу на себя;
-
работать в группе, владеть приемами конструктивной критики;
-
признавать права каждого на индивидуальное мнение по проблеме;
-
стремиться прийти к лучшему результату общей работы.
Осуществление учебного проекта
«Население России» - одна из тем, вызывающий наибольший интерес, прежде всего потому, что мы сами - часть населения России. В связи с этим на уроках чаще применяется личностно - ориентированный подход с опорой на жизненный опыт школьника. Необходимо обратить внимание на то, что они сами - действующие лица процессов движения населения, духовного становления нашего общества. Анализируя официальную статистику, ребята смогли составить социально - демографическую картину России, а политические и экономические события в стране и за её пределами, вызывают много споров и собственного видения, суждения, оценки происходящих событий в обществе. В ходе этого процесса возникла идея провести свою школьную перепись, основанную на статистических и географических исследованиях.
Работа над проектом была разбита на шесть этапов:
I этап: Подготовка
Определение темы и целей проекта.
Роль учителя - направляющая на основе мотивации.
II этап: Планирование
-
Определение источников информации (учащиеся вырабатывают план действий, формируют задачи).
-
Определение способов сбора и анализа информации.
-
Определение вида представления результатов.
-
Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.
-
Разделение задач (обязанностей между детьми).
-
Создание банка идей и предложений.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
Роль учителя - помощь в постановке целей, коррекция работы.
III этап: Исследование
Сбор информации, решение промежуточных задач.
Знакомство учащихся школы со значением переписей и особенностями их проведения.
Роль учителя - наблюдательная, учащиеся в основном работали самостоятельно.
Основные инструменты: интервью, опросы, составление диаграмм.
Переписи проводят счетчики по заранее составленному опросному листу. Анализ полученных статистических материалов, изготовление диаграмм, подготовка наглядного предъявления своих исследований.
Этот этап оказался самым длительным.
Роль учителя - обучающая (путем консультаций).
IV этап: Результаты и выводы.
Учащиеся представляют итоги индивидуальных работ. Анализируют общие выводы по школе, уточняют собранную информацию. Оформляют диаграммы, готовят материалы для презентации.
Роль учителя - сотрудничество.
V этап: Представление.
Устный отчет с демонстрацией материалов.
Презентация проведена в форме конференции, на которой учащиеся предъявили свои исследования и сделали выводы.
Роль учителя - обобщает, резюмирует, дает оценку.
VI этап: Оценка результатов и процесса в целом.
Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы.
Роль учителя - оценка активности работы учащихся, качество диаграмм, качество отчета.
Заключение
Проектная деятельность учащихся способствует истинному обучению и воспитанию, т.к. она:
-
Личностно ориентирована;
-
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
-
Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
-
Позволяет учиться на собственном опыте, при реализации конкретного дела;
-
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда;
-
Способствует воспитанию ответственности за порученное дело.
Эти ценные моменты, которые дает участие в проектах, необходимо шире использовать в практике развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, а вопросы нравственности, духовности и патриотизма, поставленные во главу исследования, делают проект значимым с точки зрения воспитания для всех участников образовательного процесса. Использование метода учебных проектов в педагогической работе определяется необходимостью формирования личности XXI века, когда определяющими факторами развития общества являются интеллект человека и информация.
При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс, который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями, свободными от преподавательского диктата, учителю и учащимся - лучше понять друг друга.