Рабочая программа по географии курс 8 класса

Рабочая программа учебного курса по географии для 8 класса К учебнику  И.И. Баринова для общеобразовательных учреждений «География. Природа России» 8 класс.-М.Дрофа,2014. Пояснительная записка. Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основании: ·        стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. ·        примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г Структура документа.   Рабочая программа по географии для учащихся 8 класса включает следующие разделы: 1.     Пояснительную записку. 2.     Содержание тем учебного курса. 3.     Требования к уровню подготовки учащихся. 4.     Перечень учебно-методического обеспечения. 5.     Список литературы. 6.     Календарно-тематическое планирование. Общая характеристика учебного предмета   Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» заверша­ет блок основного общего образования в средней школе. Главные цели данного курса — формиро­вание целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, ува­жения к истории и культуре своей страны и насе­ляющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географическо­го мышления. Основные задачи курса— формирование географического образа своей страны, представле­ния о России как целостном географическом реги­оне и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также гео­графических аспектов важнейших социально-эко­номических проблем России и ее регионов; форми­рование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различным...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа учебного курса по географии для 8 класса

К учебнику И.И. Баринова для общеобразовательных учреждений «География. Природа России» 8 класс.-М.Дрофа,2014.

Пояснительная записка.

Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г

Структура документа.

Рабочая программа по географии для учащихся 8 класса включает следующие разделы:

  1. Пояснительную записку.

  2. Содержание тем учебного курса.

  3. Требования к уровню подготовки учащихся.

  4. Перечень учебно-методического обеспечения.

  5. Список литературы.

  6. Календарно-тематическое планирование.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главные цели данного курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

Основные задачи курса- формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.

Цели и задачи курса географии.

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года;

  1. Оценивать и прогнозировать:

- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменение климатов Земли;

- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;

- основные взаимосвязи природы и человека;

2. Объяснять:

- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

- особенности расового и этнического состава населения;

- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- применять в процессе учебного познания основные географические понятия

3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

- по схемам круговороты вещества и энергий;

- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;

- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

4. Определять (измерять):

- географическую информацию по картам различного содержания;

- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.

5. Называть и показывать:

- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;

- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- страны мира, их столицы, крупные города;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.

Предполагаемые результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

При тематическом планировании курса «География России» в 8-9 классах использован классический подход и введен национально-региональный компонент:

8 класс - «География России. Природа»

«Физическая география Республики Татарстан»

9 класс - «География России. население и хозяйство»

«Население и хозяйство Республики Татарстан»

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Учебно-тематический план



раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы




Введение.

1

-


1.

Россия на карте мира.

11

5

1

2.

Природа России.

30

13

5

3.

Население России.

15

4

1

4.

Хозяйство России.

11

3

1


ИТОГО

68

25

8





Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Что изучает география России. Источники географических знаний.

Часть I РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11ч)

Тема 1: Географическое положение России

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Практические работы .1Характеристика ГП России.2 Сравнение географического положения России и положения других государств.

Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения территории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Определение поясного времени для различных пунктов России. 2 Составления по карте маршрута путешествия. 3 Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.

Часть II ПРИРОДА (30 ч)

Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.

Практическая работа. 1 Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы», « Геология». 2 Анализ физической карты России.3 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Тема 2: Климат и климатические ресурсы

Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.

Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Климат своего региона.

Практические работы. 1 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 2 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3 Оценка основных климатических показателей Хабаровского края для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.

Тема 3: Внутренние воды и водные ресурсы

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практические работы. 1 Анализ карты «Водные ресурсы».Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определения возможности ее хозяйственного использования. 2 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости рельефа и климата. 3 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогнозов и их использование.

Тема 4: Почва и почвенные ресурсы

Почва - особый компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почва - национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.

Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа. 1 Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. 1 Анализ карт «Растительность» и «Животный мир». 2 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Тема 6: Природное районирование

Формирование природных комплексов (ПТК) - результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.

Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Практическая работа. 1 Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из ПЗ

Часть III НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (15 ч)

Тема 1: Численность населения

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Тема 2: Национальный состав

Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Практическая работа. 1 Изучение этнического состава населения, выявление закономерностей распространения религий среди народов РФ.

Тема 3: Городское и сельское население страны

Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.

Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Практическая работа. 1 Определение различий в расселении населения по территории РФ. 2 Определение плотности населения, доли городского и сельского населения в своем крае. Сопоставление со средними показателями по стране.

Тема 4: Миграции населения

Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Практическая работа. 1 Изучение миграций населения России, выявление основных направлений и причин миграций.

Тема 5: Трудовые ресурсы

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни - важнейшая социально-экономическая проблема.

Тема 6: География Дальнего востока, Хабаровского края

Особенности географического положения. Этапы изучения природных условий Хабаровского края.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Почвы Хабаровского края. Растительный и животный мир. Природные территориальные комплексы.

Численность и состав населения Хабаровского края. Этнический состав населения.

Часть IV ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 ч)

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Тема 1: Первичный сектор экономики - отрасли, эксплуатирующие природу

Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса - важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.

Охота. Заготовка пушнины - традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

Практические работы. 1 Анализ карт «Зерновых культур», «Технических культур», «Агроклиматические условия». 2 Анализ карт «Животноводство». 3 Анализ карт «Растительность», «Животный мир».



Вид работы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4четверть

Всего по плану

Проверочные работы






Практические работы

7

9

6

3

25

Экскурсии






Контрольные работы

2

3

3

1

8



Перечень учебно-методического обеспечения.

Технические средства обучения:

  • Телевизор;

  • Видеомагнитофон;

  • Компьютер;

  • Мультимедийный проектор;

  • Экспозиционный кран.

  • Таблицы;

  • Электронные ресурсы

  • Интернет-ресурсы.

Список литературы

1. Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс/ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В. Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. - М.: Дрофа,2008.

2. Атлас. География России. 8 класс.- М.: Астрель, 2011.

3. Баринова И.И. , Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа,2010.

4. Баринова И.И. , Суслов В.Г. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - М.: Экзамен,2010.

5. Сиротин И.В. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт по географии. 8 класс.- М.: Дрофа, 2010.

6. Баринова И.И. Методическое пособие. География России.

7. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы уч-ся по географии.

8. Моисеева О.П. Тематический тестовый контроль по Географии России.



Календарно-тематическое планирование



№п/п

Тема урока

Предполагаемые сроки проведения

Скорректированные сроки проведения

1.

Введение. Что изучает курс География России.



2.

Географическое положение как зеркало России. Виды и уровни географического положения России.



3.

Сравнение географического положения России и положения других государств.

Практическая работа №1.

«Характеристика ГП России.»



4.

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2. «Определение поясного времени»



5-6.

Как осваивали и изучали территорию России



7.

Особенности рельефа России



8.

Геологическое летоисчисление



9.

Геологическое строение территории нашей страны. Практическая работа №3 « Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий»



10.

Минеральные ресурсы России.



11.

Итоговый урок по теме



12.

От чего зависит климат нашей страны



13.

Атмосферные фронты, циклоны,антициклоны


14.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны. Практическая работа №4.«Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации,выявление особенностей распределения средних температур января и июля,годового количества осадков на территории страны»



15.

Типы климатов России. Практическая работа №5 « Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды»



16.

Зависимость человека от климатических условий.Климатические ресурсы. Практическая работа №6. « Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения»



17.

Обобщающий урок по теме



18.

Разнообразие внутренних вод России.Реки. Практическая работа №7 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования»



19.

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота Практическая работа №8 « Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных явлений»



20.

Водные ресурсы. Охрана вод



21.

Обобщающий урок по теме.



22.

Образование почв и их разнообразие



23.

Закономерности распространения почв. Практическая работа №9. «Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв .Знакомство с образцами почв своей местности»



24.

Почвенные ресурсы России



25.

Обобщающее повторение по теме «Почвы»



26.

Растительный мир России.



27.

Животный мир России



28.

Биологические ресурсы.Охрана растительного и животного мира.Практическая работа №11. «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса»



29.

Природно-ресурсный потенциал России.Итоговое обобщение по теме « Растительный и животный мир»



30.

Разнообразие ПК России. Природное районирование.



31.

Моря как крупные природные комплексы.



32.

Природные зоны России. Арктические пустыни,тундра,лесотундра.



33.

Разнообразие лесов России:тайга,смешанные и широколиственные леса.



34.

Безлесные зоны на юге России: степи,пустыни и полупустыни.



35-36.

Высотная поясность.



37.

Обобщение знаний по теме.



38.

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы.



39.

Природные комплексы. Русской равнины. Памятники природы.



40.

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.



41.

Северный Кавказ-самые молодые и высокие горы России.



42.

Природные комплексы Северного Кавказа



43.

Урал-«Каменный пояс» земли Русской



44.

Своеобразие природы Урала.



45.

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.



46.

Западно-Сибирская низменность.



47.

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.



48.

Восточная Сибирь:величие и суровость природы.ГП.Состав территории,история освоения.



49.

Природные районы Восточной Сибири.



50.

Жемчужина Сибири-Байкал.



51.

Обобщение и систематизация знаний по теме.



52.

Дальний Восток- край контрастов. ГП. Состав территории, история освоения.



53.

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Практическая работа №12. «Выявление по картам и статистическим источникам природных условий и условий их освоения на примере отдельных районов»



54.

Природные ресурсы Дальнего Востока. Освоение их человеком



55-56.

Обобщение и систематизация знаний по теме.



57.

Географическое положение Московской области



58.

Тектоническое и геологическое строение территории Московской области.

59.

Особенности рельефа и полезные ископаемые



60.

Климат области.



61.

Внутренние воды и их использование человеком.



62.

Почвы и природная зона области.



63.

Экологические проблемы области



64-65.

Экскурсия.



66.

Итоговый урок.



67-68.

Резервный урок.





























© 2010-2022