Конспект урока по теме Германия - знакомая и незнакомая

На уроке происходит знакомство с развитой страной Европы - Германией. При слове "Германия" возникают ассоциации, что это страна созерцательного и романтичного народа, который любит размеренную жизнь, пиво, колбасу и сардельки, добился непревзойденной производительности труда, прославился своими достижениями. Используя различные источники информации, учащиеся составляют ЭГХ страны. Задания подобраны так, что развивают навыки самостоятельного выполнения работы, творческого их выполнения,умения зап...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.Н.Кокшарова, учитель географии высшей квалификационной категории МКОУ «Сулеймановская средняя общеобразовательная школа» Сафакулевского района Курганской области.

Тема урока "Германия - знакомая и незнакомая» (Экономико-географическая характеристика ФРГ)

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Усвоить знания об основных чертах ЭГП, ПГП, о населении, хозяйстве страны, экономическом потенциале;

  • Объяснить суть проблем использования территории, природных и сырьевых ресурсов;

  • Оценить природно-ресурсный потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства;

  • Сформировать представление о роли Германии в истории европейской цивилизации и экономики;

Развивающие:

  • Продолжить отработку навыков самостоятельной подготовки задания, творческого подхода к его выполнению;

  • Продолжить работу над умением записывать информацию путем составления таблиц, схем;

  • Закрепить умения и навыки при работе с контурной картой.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство гордости за свой народ;

  • Способствовать формированию экологической культуры и эстетического воспитания;

  • Воспитывать навыки самообразования.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: географические атласы, политическая карта мира, карта Германии, таблицы, стенды, литература, сообщения печати по ФРГ, видеофрагмент о Германии, звукозапись музыки Баха, символика России и ФРГ, сувениры из Германии. Презентация о Германии., материалы из интернета по Германии.

Оформление доски: политическая карта мира, карта Германии, стенд "Германия".

Эпиграф к уроку: "Познание стран и народов - украшение и пища человечества". (Леонардо Да Винчи)

Ход урока:

I. Организационный момент. Приветствие. Проверка отсутствующих. Звучит музыка С. Баха. На фоне музыки слова учителя: "Мы познакомимся с одной из высокоразвитых стран Европы - Германией". Слайд №1.

II. Изучение нового материала.

  1. «Визитная карточка» страны. (Работа с учебником, с. 202-203 ) Слайд №2

  2. Общие сведения. Слайд №3.

  3. Знакомство со страной начинается с его адреса. Слайд №4

При слове Германия возникают ассоциации, что эта страна созерцательного и романтического народа, который любит размеренную жизнь, пиво, колбасу и сардельки, добился непревзойденной производительности труда, прославился своими культурными и научными достижениями. Но именно эта страна развязала великое множество воин в истории Европы. Используя текст учебника и карты атласа, оцените сегодняшнее ЭГП Германии, ведь до осени 1990 года было две страны ФРГ и ГДР. Слайд № 5 (ЭГП)

Учитель: Каковы особенности географического положения ФРГ?

1._____________________

2._______________________

3._________________________

4. Соседи ФРГ: 9 стран. Слайд №6-7.



Учитель: А как вы думаете - Может ли Германия вновь развязать войну в Европе?

Ученики высказывают свои точки зрения.

Учитель: Можно ли утверждать на примере Германии, что ЭГП историческая категория и меняется во времени?

Ученики: (Да. До войны в состав Германии входила Восточная Пруссия. Ныне Калининградская область. На территории Германии после войны возникло два государства ФРГ и ГДР, восточная граница ФРГ проходила с ГДР и Чехословакией. С объединением двух Германий восточная граница стала проходить с Польшей и Чехией, появился больший выход в Балтийское море).

Учитель предлагает учащимся нанести границу Германии на контурную карту и подписать пограничные государства.

5.История развития Германии. Сообщение учащегося об истории развития Германии, используя материал энциклопедии для детей, т. 13, издательство Аванта.

6. Используя карты атласа, дайте оценку природных условий и ресурсов Германии. Слайд №8-9

7. Учитель: кроме войн, которые развязывала Германия, хотелось бы отметить, что немецкий народ внес большой вклад в культурное наследие человечества. Бах, Бетховен, Вагнер. Гете, Шиллер… Кто не знает этих имен? Читает строки Гете, посвященные своей земле на немецком и русском языках.

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат кусты…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

(перевод М.Ю.Лермонтова

Германия - страна великой культуры с мощными корнями. Имена Г.Шютца, И.С.Баха, Р.Вагнера, И.Брамса, Ф.Мендельсона-Бартольди и др. - в музыке, А-Дюрера, Л.Кранаха, Т.Рименшнайдера, Э.Л.Кирхнера и др. - в изобразительном искусстве, И.В.Гёте, Ф.Шиллера, Г.Гейне, Э.Т.А.Гофмана, Т.Манна и др. - в литературе имеют мировую известность и представляют собой явления не только немецкой, но и мировой культуры.

7. Основные особенности населения. Слайд №10.

Германский национальный характер. Расхожее представление о немцах как о трудолюбивых, расчётливых, очень старательных, пунктуальных, а значит, склонных к невероятному крючкотворству и бюрократии и лишённых чувства юмора людях не совсем верно. Немцы аккуратны и не стремятся к изысканности в одежде. Обычно их деловые и выходные туалеты не отличаются шикарностью: они скромны и неброски. Нетребовательны немцы и к еде. Немцы обладают невероятным самообладанием: на бытовом уровне конфликты чрезвычайно редко разрешаются силой. Слайд №11.

Учитель: На Земле высшим созданием является человек, изучить особенности населения ФРГ, используя текст учебника, карты атласа и таблицы. Слайд №12

Задание: Дополни предложение:

1.Нынешнее население характеризуется _______ рождаемостью.

2. Доля городского населения составляет ______

3. По количеству иммигрантов страна занимает __________место в Европе.

4. ФРГ - страна ___________, по числу городских агломераций ей нет равных в регионе.

5. Германия - _______ по численности населения страна Западной Европы.

Учитель: Немецкий язык включает несколько диалектов: верхненемецкий, средненемецкий, нижненемецкий, баварский и фризский. Литературным признан верхненемецкий язык. Именно его изучают в школах всей Германии, поэтому на нём говорит каждый житель страны. Однако особенности местных диалектов, например баварского или фризского, настолько велики, что жители некоторых земель склонны считать себя самостоятельными народами.

Учитель: Да, именно немецкий народ сделал свою страну экономически развитой, благодаря высокой дисциплине и производительности труда. Благодаря реализации программы Людвига Эрхарда, стало возможным немецкое экономическое чудо. Германия превратилась в мотор экономического роста и интеграции в Западной Европе. «Германская модель» позволила ФРГ стать в конце ХХ столетия одним из мировых лидеров. Каково лицо немецкой экономики в МГРТ?

  • Используя рисунок с. 184 учебника и текст с.184-185 охарактеризовать экономику ФРГ по плану: Слайд №13-14.

  1. - занятость в непроизводственной сфере, промышленности, сельском хозяйстве и прочих сферах;

  1. - основные отрасли специализации

  2. - крупнейшие промышленные центры

Вывод: Отраслями международной специализации Германии являются: машиностроение (автомобилестроение), химическая промышленность, черная и цветная металлургия. Слайд №16.

  • Работа с контурной картой Германии. Условными знаками показать международную специализацию Германии.

Учитель: На территории Германии есть промышленный район, который сравнивают с нашим Кузбассом. О каком районе идет речь? Слайд РУР По территории Рур в 6 раз меньше Кузнецкого угольного бассейна, по населению вдвое больше. Плотность населения в двенадцать раз в Рурском регионе выше, чем в Кузбассе. Рурский уголь добывается только подземным способом и его общая добыча в два раза меньше, чем в Кузбассе. Дотации Рура в десять раз выше. Находясь в центре Европы, Рур ближе к Москве, чем Кузбасс. Москва - Эссен 2030 км; Москва - Кемерово 3482 км. Работа с контурной картой Германии. Нанести границы Рурского бассейна.

Учитель: А как вы думаете: есть ли проблемы в благополучной Германии?

Сообщение учащегося "Едина ли объединенная Германия", газета География, № 44, 1999г.

Учитель: Как развиваются внешние экономические связи Германии с Россией? Слайды №16. Об истории российско-германских отношений с 18 века, затем приводит примеры сегодняшних отношений, используя материалы периодической печати, затем предлагает ребятам совершить короткое путешествие по городам Германии и отметить эти города на контурной карте, показав их значение в жизни страны. (Берлин, Дрезден, Мюнхен, Гамбург, Кельн, Дюссельдорф, Лейпциг).

Города Германии. Слайды № 17-18.

Учитель предлагает ребятам подвести итог урока и ответить на вопрос: Почему одержав более 60 лет назад Победу над фашизмом, мы говорим о Германии как о друге, а не как о враге?

Некоторые ответы обучающихся:

- Изменилась политика Германии в отношениях с Россией; сотрудничество этих стран взаимовыгодно; создаются совместные предприятия; идет обмен студентами; развивается туризм; сам немецкий народ хочет жить в мире. В годы войны немцы, как и русские, потеряли на фронтах тоже немало людей. - На вопрос, почему же после Победы над фашизмом Германия стала нашим другом, партнером нельзя ответить однозначно. Может - это из-за того, что Германия занимает высокое место на мировом рынке и выгодный партнер. А может из-за смены поколений. Ведь сегодняшние дети мало знают о войне и не настроены враждебно к немецкому народу, а посетив эту страну понимаешь, что это дружелюбная страна. Можно восхищаться немецким характером, его трудолюбием, дисциплиной, пунктуальностью, которые помогли стране подняться из руин, признать свои ошибки и стать другом, партнером для России.

III. Домашнее задание: 1. стр.202-210.

  1. На контурной карте показать экспорт и импорт Германии и подготовиться к тестированию по теме: "Страны Зарубежной Европы"

IV.Рефлексия.

  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  2. Какая тема вам показалась наиболее интересной?

  3. 3. Изменилось ли ваше отношение и интерес к ФРГ?

Литература:

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. - М., Просвещение, 2009.

Родионова И.А. Бунакова Т.М. Экономическая география. - М., "Московский лицей", 2000, стр.275 - 283.

Энциклопедия для детей. Страны, народы, цивилизации, т.13. М., Аванта, 1999, стр.154 - 161.

Интернет - ресурсы.



© 2010-2022