Разнообразие живых организмов и закономерности их распространения

Тема: Разнообразие живых организмов и закономерности их распространения.   Цель урока:   Образовательные:   - сформировать у обучающихся представление о факторах распространения и разнообразия живых организмов на Земле;   - ввести понятия «природные зоны», «широтная зональность», «высотная поясность».   Развивающие:   - развивать познавательный интерес обучающихся;   - формировать умения творчески мыслить, сравнивать, анализировать, работать самостоятельно.   Воспитательные:   - развивать комму...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разнообразие живых организмов и закономерности их распространения.Разнообразие живых организмов и закономерности их распространения.Разнообразие живых организмов и закономерности их распространения.Разнообразие живых организмов и закономерности их распространения.Разработка открытого урока в рамках ФГОС


Тема: Разнообразие живых организмов и закономерности их распространения.

Цель урока:

Образовательные:

- сформировать у обучающихся представление о факторах распространения и разнообразия живых организмов на Земле;

- ввести понятия «природные зоны», «широтная зональность», «высотная поясность».

Развивающие:

- развивать познавательный интерес обучающихся;

- формировать умения творчески мыслить, сравнивать, анализировать, работать самостоятельно.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формировать УУД:

Личностные:

-оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения,

- использования и презентации географической информации;

Познавательные:

-умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

Регулятивные:

-умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.

Коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах;

-осознанно использовать речевые средства для представления результата.

Ход урока

Психологический настрой на работу.

- Тихо в школе, тихо в классе. Улыбнитесь, здравствуйте! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общение друг с другом.

Ребята, наш урок я хотела бы начать со слов И.Зейме:

Из общения с природой вы вынесете столько света,

Сколько вы захотите,

И столько мужества и силы,

Сколько Вам нужно.

Мотивационная заставка - историческая справка о живых организмах:

Жизнь на нашей планете возникла 3 млрд. лет назад. Это произошло в процессе длительной эволюции разнообразных физико-химических систем, включавших и органические вещества. Примерно 400 млн. лет назад первые живые существа начали заселять сушу. Ныне же на поверхности материков, в толще морей и океанов, в приземном слое атмосферы - почти всюду обитают многоликие потомки первых организмов. Все современные виды растений, животных и микроорганизмов в той или иной степени родственны друг другу.

- Как вы думаете, кому сегодня будет посвящен урок?

План:

1. Разнообразие живых организмов.

2. Факторы, определяющие распространение организмов.

3. Закономерности распространения живых организмов.

Цель: узнать о разнообразии живых организмов на планете; о закономерностях распространения живых организмов в природе.

Новый материал

1. Разнообразие живых организмов.

- Как вы думаете, сколько существует на планете видов живых организмов?

На Земле существует несколько миллионов видов живых организмов. Виды растений превышают 500 тысяч, животных - свыше 1 миллиона. Очень трудно сказать точно, сколько всего видов насекомых, тем более, сколько микроорганизмов - бактерий и грибков.

Запись схемы в тетрадь по ходу демонстрации презентации:

Организмы на земле

1. бактерии

- первые, очень маленькие организмы, появившиеся на Земле, состоят лишь из одной клетки, способны существовать по сути в непригодных для жизни условиях: в горячих источниках, в ледниках, на дне океана, при высоком радиационном фоне.

2. растения

- папоротники, мхи, водоросли, деревья, цветковые растения и т. д.

3. грибы

- особое царство, раньше они считались растениями

4. животные

- губки, моллюски, кишечнополостные (медузы, коралловые полипы ),

- иглокожие (морские звёзды, морские ежи),

- членистоногие (ракообразные, пауки, насекомые),

-хордовые (рыбы; земноводные: саламандры, тритоны, лягушки;

пресмыкающиеся: черепахи, ящерицы, змеи, крокодилы; птицы; млекопитающие ).

Живые организмы

несколько млн. видов




- Ребята! Приведите свои примеры организмов.

- Как вы думаете, все ли виды живых организмов открыты и изучены учеными в настоящее время?

- В каком районе Земли могут встретиться новые для нас виды растений и животных? Почему?

2. Факторы, определяющие распространение организмов.

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: где существует жизнь? (Жизнь на планете существует там, где для нее есть необходимые условия).

- Ребята, но мы с Вами должны выяснить о каких условиях идет речь?

Запишите в тетради посередине заголовок (учитель заранее записал на доске)

«Необходимые условия для жизни живых организмов». Данные условия мы изобразим в виде схемы (под стрелочками учитель вывешивает на доску таблички).

температура

свет

влажность

давление

осадки

содержание кислорода

питательные вещества

Задание: дополните предложение.

1. От угла падения солнечных лучей зависит ____________ воздуха.

2. Солнце излучает тепло и ___________.

3. Содержание водяного пара в воздухе называется __________.

4. Влага, выпадающая на поверхность земли в виде дождя, снега, инея и т.д. называется _________.

5. В воздухе содержится 21 % ____________.

6. Растения, поглощая на свету углекислый газ, вырабатывают кислород и __________.

3. Закономерности распространения живых организмов.

Существует определенная закономерность, т.е. соответствие установленным законам, в распространении растительности по земной поверхности.

- Как вы думаете, почему растения в полярных областях и по видам, и по численности незначительны, близ экватора их много и они разнообразны?

- Прочтите определения «Широтная зональность», »Высотная поясность» затем сформулируйте определение этих явлений, под формулой:

определение = ключевое слово + существенные признаки.

Широтная зональность- смена природных зон от экватора к полюсам.

В горах происходит уменьшение температуры, такое же, как и при движении от экватора к полюсам. Смена растительных зон в горах называется высотной поясностью. Открыл ее и немецкий географ Александр Гумбольдт во время своего путешествия в Южную Америку.

Прочитайте дополнительный материал с графическим изображением распределения солнечного тепла на земном шаре.

Чтобы понять зональные закономерности распространения живых существ, нужно вспомнить, как распределяется солнечное тепло на земном шаре. Шарообразная форма Земли приводит к различному распределению солнечных лучей на ее поверхности. Близ экватора солнечные лучи падают отвесно и больше нагревают поверхность Земли. А к полюсам угол падения солнечных лучей постепенно уменьшается и соответственно уменьшается количество поступающего тепла. В соответствии с изменением климата от экватора к полюсам, изменяются растительный покров, животный мир и почва. В результате в пределах каждого климатического пояса формируются природные зоны. Названия зон происходят от названия преобладающих там растений: зона тундры, лесная зона, степная зона и т.п.

Вывод по теме:

На Земле существует несколько миллионов видов живых организмов, но они неравномерно распространены на планете. Их распространение зависит от многих условий, в том числе, от климата (от распределения тепла и влаги).

Динамичная физминутка

1) Для глаз:

Давайте ещё немного погуляем. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу - вы поднимите глаза вверх, если животных, деревья или кустарники - смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь - говорите "Не может быть!"

Кукушка, липа, лисичка, лиса, малина, соловей, опенок, крокодил, сова, кабан, верблюд.

2) Для тела:

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем -

Крылья сложили назад.

Тест

1. Выберите из предложенных суждений правильное:

а) Многообразие животного мира зависит от богатства растительной пищи.

б) Распространение растений и животных на Земле не зависит от климата.

2. Какие организмы появились раньше:

а) бактерии;

б) растения;

в) животные;

г) грибы.

3. Назовите самую обитаемую часть биосферы;

а) атмосфера;

б) гидросфера;

в) поверхность литосферы.

4. Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?

5. Дополните предложение.

Главной причиной высотной поясности является ....

Рефлексия. Итоги урока.

Сегодня урок географии:

- легкий - трудный;

- интересный - скучный;

- полезный - ненужный.

Я ученик:

- старательный - ленивый;

- внимательный - невнимательный;

- урок усвоил - не усвоил.

Я запомнил....

- узнал...

- повторил...

- удивился .

Ответы:

Сегодня урок географии:

- легкий - трудный;

- интересный - скучный;

- полезный - ненужный.

Я ученик:

- старательный - ленивый;

- внимательный - невнимательный;

- урок усвоил - не усвоил.

Я запомнил....

- узнал...

- повторил...

- удивился .

Сайты:

1. nsportal.ru›Школа›География›2013/06/05/urok-biosfera

2. videouroki.net›filecom.php

3. klassnye-chasy.ru›…po-geografii…zhivyh-organizmov

4. collegy.ucoz.ru›Наша библиотечка›34-1-0-1031

5. openclass.ru›Открытый класс›339303


© 2010-2022