Конспект урока по географии на тему Воды суши. Реки. (6 класс)

Урок по географии в 6 классе " Воды суши. Реки." с использованием интерактивных методов обучения: мозговой штурм, географический кросс, ролевая игра, прием "Гроздь", Мотивация учебной деятельности достигается с помощью видеофрагментов, фотографий, рисунков детей, аудиозаписей. При подготовки к уроку использовались творческие задания, результатом которых стали детские стихотворения, очерки, рисунки о красоте природы нашей местности. Урок является частью изучения темы "Гидросфера".К данному уроку ...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по географии на тему Воды суши. Реки. (6 класс)Конспект урока по географии на тему Воды суши. Реки. (6 класс)Конспект урока по географии на тему Воды суши. Реки. (6 класс)Конспект урока по географии на тему Воды суши. Реки. (6 класс)Урок географии в 6 классе

Тема: «Воды суши. Река. Речная система»

Цель урока: углубить систему знаний о гидросфере путем изучения реки как части мирового кругооборота воды в природе; сформировать знания о реке и ее частях, элементах речной системы, речной долине; сформировать первоначальные понятия о питании рек и водном режиме; развивать практические умения определять элементы речной системы, принадлежность к речному бассейну, географическое положение реки на карте атласа; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник географии, физическая карта полушарий, атласы, фотографии с изображением горных и равнинных рек, мультимедийный проектор.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Игра «Узнай, кто я?»

Учитель: Ребята, мы уже с вами познакомились с частями водной оболочки Земли, с частями Гидросферы. Давайте же сейчас попробуем узнать в наших героях тех, без которых не возможен мировой кругооборот воды в природе.

1 ученик: Я самая большая часть водной оболочки Земли. Я великий и могучий, я покрываю больше двух трети территории нашей планеты и состою из неизчеслимого количества капелек воды (океан).

2 ученик: Я - являюсь частью океана. Хотя я и меньше его по размерам, но не менее величественно и красиво. А отделяет меня от океана или поднятие океанического дна, или острова, или полуострова (море).

3 ученик: А я хотя и самая маленькая часть гидросферы, но без меня не было бы, ни реки, ни озера, ни моря, ни даже тебя, великий океан. Потому что все вы состоите из меня и моих сестер (капелька воды).

4 ученик: Но если бы не я, ты бы, капелька, не попала ни в реку, ни в озеро, ни в море, ни в океан. Ведь именно я делаю тебя невесомой и ты свободно летишь по небу (солнечный лучик).

5 ученик: А я собираю тебя, капелька, и твоих сестер вместе, для того, чтобы вы смогли вновь вернуться на землю. Если бы не я, ты вечно бы летала по небу (облачко).

6 ученик: Но ведь именно я, когда капелька попадает вновь на землю, переношу ее снова в океан (река).

Учитель: Не спорте, вы все очень важные части водной оболочки Земли. Ребята, какие же части гидросферы представили наши герои?

«Блиц опрос»

  • Из каких частей состоит гидросфера?

  • Используя стратегию «Гроздь», назовите воды суши?

  • Какие воды суши связаны с океанам?

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

(Звучит мелодия песни «Течет река Волга…»)

Учитель: Река, из чащи вырастая,

Немая, светлая, густая,

Как бы литая из стекла,

Едва текла.

Пора разливов миновала.

Река ничем не выдавала,

Что целый мир в глубинах вод

Она несет.

Свое пружинистое тело,

Закутав в мягкие леса,

Она белела и алела,

И отражала небеса.

Эти слова являются эпиграфом нашего сегодняшнего урока. Что же такое река? Наша задача сегодня раскрыть понятие «река и ее части», сформировать представления о речной системе и речном бассейне, попытаться установить причинно - следственные связи между направлением течения реки и характером рельефа.

Итак, как же рождается река?

Жил в лесу звонкий родничок. Тонкая струйка воды выбивалась из - под земли. Родник был совсем крохотный, лес - огромный. По одной песчинке, по комочку земли родник прорывал себе путь. Прошло время и появилась в лесу небольшая лужица. А родник все журчал и работал, не переставая, днем и ночью. И вот из лужицы выбился ручеек, побежал по лесу, встретился с другим ручьем. Подружились они и потекли вместе. По дороге они слились с множеством других ручьев. И прокладывая себе дорогу через леса, поля, горы, вымывая и размывая их, устремился водный поток к океану. Причудливо извиваясь, он возвращает в океаны воду, выпавшую в виде дождя и снега. Так рождается река.

Очень разные и не похожие друг на друга, все реки великие труженицы: они транспортируют воду на огромные расстояния, орошают земельные угодья, снабжают водой населенные пункты, берут участие в создании новых форм рельефа и имеют огромные запасы энергии. Реку можно сравнить с живым существом: она рождается, взрослеет, работает, стареет, имеет свой характер, иногда спокойный, иногда норовистый. Сегодня на уроке вы поближе познакомитесь с этими удивительными творениями природы, а также выясните, что представляют собой реки и как они «живут».

ІV. Изучение нового материала.

«Мозговой штурм»

  1. Что такое река?

Все версии, ключевые слова записываются на доске, анализируются и формируются понятия.

Рассмотрим понятия «река и ее части». Вы уже знаете, что именно называется рекой. Каждая река имеет начало, которое называется истоком. Одна река начинается на болоте, другая начинается из родника, третья начинается на склонах гор. Ее питают талые воды горных ледников. Четвертая река начинается из озера. Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку. Место впадения реки в море, озеро или другую реку называют устьем.

(учитель показывает с помощью мультимедийного проектора схему речной долины). Учитель демонстрирует схему и дает ее анализ.

Вопросы и задания:

  1. Составные части реки:

а) работа с макетом, схемой, рисунком, демонстрация видеофрагмента;

б) построение рисунков - схем в тетрадях.

Как определить является правым или левым приток реки? Определить приток Днепра, Амазонки, Конго.

Вариант 1 - правые. Вариант 2 - левые.

С помощью рисунка учебника «Элементы реки и речной долины» и текста учебника дать определение понятия «пойма».

Пойма - это часть речной долины, которая затапливается водой во время разлива реки.

Обратите внимание на коренной берег реки: он имеет форму ступенек, он называется террасами. Террасы были когда-то поймами, но река углубляла свое русло, и потому сейчас они не затапливаются водой. Вот же, речная долина состоит из русла, поймы и террас.

Главную реку со всеми притоками называют речной системой. Между речными системами Днепра, Волги, Дона должна быть граница. Эта граница называется водораздел. Бесчисленное множество рек, ручьев, речушек несут свои воды в главную реку. При этом каждая из рек собирает воду только со своей территории. Эту территорию называют бассейном реки (учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора схему бассейна реки и речной системы).

Бассейн реки - это территория, с которой главная река и ее притоки собирают все свои воды.

Водораздел - это граница между бассейнами рек.

«Географический практикум»

Вставьте пропущенные слова: дельта, русло, родник, болото, озеро, исток, притоки, устье, речная система. (Текст записан на доске.)

Река начинается с …, это может быть… . Она течет в углублении рельефа, которое называется …, по пути в нее впадают другие реки - это … . Вместе с главной рекой они образуют… . Место впадения реки в другую реку, озеро или море называют… , некоторые реки в этом месте образуют… .

3. По характеру течения реки могут быть равнинные и горные.

Задание.

Сравните равнинную и горную реки.

Спокойная, течет медленно, русло широкое, берега низкие, обычно глубокая, дно не видно

Постоянный поток

Бурная, русло узкое, берега высокие, скалистые, часто мелкая, хорошо видно каменистое дно

Задание: (учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора схему образования водопада)

Рассмотрите схему образования водопада, определите условия его образования. Сформулируйте понятие «водопад». Назовите известные вам водопады и покажите их на физической карте мира.

  1. Количество воды в реке не бывает одинаковым на протяжении всего года. Когда реки разливаются? Когда уровень воды в реке самый низкий? Почему так происходит? (учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора фотографии рек)

Виды питания рек

снеговое

дождевое

подземными воды

талыми ледниковыми водами

5.Режим рек:

а) взаимосвязь режима реки с климатическими условиями территории, по которой она протекает;

б) особенности режима рек определенной территории.

«Мозговой штурм»

Сибирь известна своей суровой зимой, температура здесь может опускаться до −60º С. В таких условиях бывают случаи, когда река промерзает не только сверху, но и со дна. Один из очевидцев рассказывал, что когда конь провалился сквозь лед в такую реку, то его вытянули живым и - самое удивительное - сухим. Используя опорные слова, объясните, как это могло произойти (опорные слова: питание, зима, осадки, подземные воды, дно).

V. Закрепление изученного материала

Прием «Свои примеры»

Приведите примеры рек с разными типами питания.

«Географический практикум»

Задание.

Составьте описание реки по плану:

  1. Название реки.

  2. В какой части какого материка находится.

  3. К бассейну какого океана относится.

  4. Исток.

  5. Устье.

  6. Направление течения.

  7. Характер течения.

  8. Основные притоки.

  9. Режим и питание реки.

  10. По каким формам рельефа протекает.

«Географический кросс»

• Главная река со всеми своими притоками образует... (Речную систему)

• Регулярное изменение уровня и расхода воды называют... (Режимом реки)

• Граница, которая разделяет речные бассейны,- это... (Водораздел)

• Река Днепр по характеру течения... (Равнинная)

• У большинства рек Восточно-Европейской равнины паводок наступает... (Весной)

«Творческая лаборатория» (работа в группах)

Задание. Составить сравнительную характеристику рек (Дуная и Волги, Оби и Конго, Хуанхе и Нила, Амазонки и Параны), пользуясь критериями, предложенными в плане предыдущего задания, и сформулировать их общие и отличительные признаки.

признаки подобия

признаки отличий


VI. Подведение итогов урока

Учитель обобщает ответы учащихся, оценивает их учебную деятельность на уроке.

VII. Домашнее задание

• проработать текст параграфа;

• определить географическое положение, описать режим реки, которая протекает в вашей местности;

• подготовить сообщение об одной из крупнейших рек мира.









© 2010-2022