Урок «Внутренние воды Ставропольского края»

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»



Урок географии в 8 классе по теме «Внутренние воды Ставропольского края»



Учитель Баймухаметова Э.М.

Тема: Внутренние воды Ставропольского края

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.

Тебя невозможно описать.

Тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни.

Ты и есть сама жизнь!

Ты - самое большое богатство на свете!

Вода - живая кровь, без которой нет жизни.

(Антуан де Сент Экзюпери)

Цель урока:

-Усвоение обучающимися знаний о крупнейших речных системах Ставропольского края, их бассейнах, питании и режиме рек.

-Сформировать знания о других внутренних водах края, их особенностях, размещении, значении в природе и в жизни людей.

-Повышение уровня коммуникативно - информационной компетентности(развивать умения конспектировать информацию в форме таблицы, владеть компьютером), развитие памяти, логического мышления.

-Воспитание патриотизма, уважения и бережного отношения к богатствам своей страны и родного края.

Тип урока: Вводный; Изучение нового материала.

Метод: проблемно-поисковый.

Опорные знания и умения: о составе гидросферы, взаимосвязи климата, рельефа и рек, характер течения, питание, изменение водоемов под влиянием хозяйственной деятельности, значение внутренних вод. Умение конспектировать по видеоучебнику, навыки заполнения таблицы, навыки работы на компьютере.

Оборудование: Настенные карты: карта Ставропольского края, физическая карта полушарий, карта -вкладыш Ставропольского края, контурные карты Ставропольского края, видеоучебник Физическая география Ставропольского края. Мультимедийная презентация «Внутренние воды Ставропольского края», учебник «Физическая география Ставропольского края» В. В. Соловьева и В. А. Шальнев, телевизор, DVD, проектор.

Этапы урока

  1. Мотивация учебной деятельности.

  2. Вводный контроль. Актуализация знаний.

  3. Изучение новой темы, постановка проблем для работы в парах, группах.

  4. Коллективный поиск решения проблем. Просмотр видеоучебника, параллельное заполнение таблицы.

  5. Обобщение и закрепление знаний. Тестирование.

  6. Итоги урока. Рефлексия.

  7. Домашнее задание.

Ход урока

1.Мотивация учебной деятельности. Организация класса.

2.Актуализация опорных знаний по теме «Климат Ставропольского края»

а)Фронтальный опрос

  1. Климат-? Погода? Чем отличается?

  2. Перечислите факторы, влияющие на формирование климата Ставропольского края и охарактеризуйте их.

а)Влияние рельефа

б)Географическая широта

в)Солнечная радиация

г) Циркуляция атмосферы

3.Как распределяется температура воздуха в крае?

4.Как распределяются осадки в течение года, от чего зависит?

5. Перечислите климатические районы Ставропольского края, их географическое положение?

6. Назовите неблагоприятные климатические явления, как они влияют на хозяйство?

7. К какому климатическому району относится с.Озек-Суат, Нефтекумский район? Верно, к крайне засушливому району. Какого природного ресурса не хватает в районе? Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? Верно, о внутренних водах Ставропольского края.

3.Изучение новой темы

Наша тема называется «Внутренние воды Ставропольского края»(слайд№1).( эпиграф о воде. Слайд№2.)

Посмотрите, пожалуйста на слова, записанные на слайде. Объясните значение этих слов?(слайд№3)

Исток-?

Устье-?

Бассейн реки-?

Водораздел-?

Режим рек-?

Характер течения-?

С чем связаны значение этих слов?

4)Ребята, сегодня мы с вами будем работать по следующему плану:(слайд №4)

1.Общая характеристика рек Ставропольского края

2.Озера края

3.Другие виды внутренних вод Ставропольского края

4.Значение внутренних вод края

5.Тестирование

4.1 Заполнение таблицы. Работа с видеоучебником, с учебником «Ставропольский край».(слайд№5)

Крупнейшие реки Ставропольского края.

Название рек

Исток

Устье

Длина(в пределах края)

Питание

Режим

Р. Кубань

Склон

Эльбруса

Азовское море

970 км(116 км)

смешанное

Половодье-весной

Р. Терек


Р. Кума


Р.Егорлык


Р.Калаус

(самая мутная)



Вывод: Истоки главных рек Ставропольского края располагаются в трех участках: в высокогорном- р. Кубань, в предгорной полосе - р. Кума и на Ставропольской возвышенности- р.Большой Егорлык и р. Калаус. Ставропольская возвышенность служит водоразделом для рек, принадлежащих к бассейну Азовского моря (Кубань, Егорлык), и рек, направляющихся к Каспийскому морю( Калаус, Кума).

Нанести на контурную карту крупнейшие реки Ставропольского края.



4..2 Озера края. Заполнение таблицы. Работа в паре на контурной карте «Озера Ставропольского края» ( слайд №6).

Работа с учебником стр. 70-71, на основании просмотра видеоучебника «Физическая география Ставропольского края»

Типы озерных котловин

Географическое положение, примеры

Западины и лиманы

Степных междуречий

К Манычской впадине и Прикаспийской низменности, Маныч- Гудило

Оз. Довсун, Дадыкское озеро

Бессточные озера равнин и предгорий

Оз. Тамбуканское вблизи Пятигорска, оз. Лушниковское в 28 км от Светлограда, на Ставропольской возвышенности - Соленое, Птиченское

Карстовые озера

Оз. Провал на горе Машук

Физминутка: Представьте, что вы земной шар. Мысленно определите: северный полюс земли, южный полюс, меридианы и параллели(повторить 3-4 раза).

4.3 Какими водами богат еще Ставропольский край? ( Каналы, водохранилище, подземные воды, геотермальные воды)( слайд №7).

а) Какие вы знаете водохранилища в крае? Как они используются? (Сингелеевское, Новотроицкое, Чограйское, Отказненское)(см. Приложение учебника.)

Б) Перечислите каналы, каково их значение? ( Кубано- Егорлыкское, Большой Ставропольский канал, Терско- Кумский, Нефтекумский)

В) Какие территории края богаты минеральными источниками, каково их значение?

Г)Что вы знаете о геотермальных водах? Где они размещаются?(Горячие термальные воды с очень высокой температурой до 160С обнаружены геологами около Буденновска, Георгиевска, Затеречного, Невинномысска и в других местах, где со временем они будут использоваться для отопления жилищ и теплиц, для получения энергии.

4.4. Значение внутренних вод Ставропольского края, их охрана.( слайд№8, №9).

А) Каково значение внутренних вод? ( для орошения, для бытовых нужд, в промышленности, оздоровительное значение, рыболовство, источник гидроэнергии)

Б)Какик меры необходимы для охраны чистоты воды? (следить за чистотой и хозяйским использованием воды)

5. Обобщение и закрепление знаний. Электронный тест «Внутренние воды Ставропольского края»( слайд №10).

Тест по теме «Внутренние воды Ставропольского края»

1.Реки Ставропольского края,что лишнее

А)р. Егорлык

Б) р. Кубань

В)р. Волга

Г)р. Кума

2.Озера Ставропольского края, что лишнее

А) оз. Провал

Б) оз. Тамбуканское

В) оз. Балхаш

Г) оз. Маныч- Гудило

3.Самая длинная река Ставропольского края

А)Кума

Б) Терек

В) Егорлык

Г)Калаус

4. Исключите лишнее слово

Кума, Терек, Провал, Калаус

5.К бассейнам каких морей принадлежат следующие реки. Установите соответствие.

Бассейны морей Реки

  1. Азовское море А)Кума

  2. Каспийское море Б)Кубань

В)Терек

Г) Егорлык

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам


1

2




Ответы:

1.в

2.в

3.г

4.в

5.


1

2

Б, Г

А,В

6.Итог урока. Рефлексия. Формулировка вывода о значении внутренних вод, об их охране.

Вопросы для рефлексии:

  1. Вам интересен видеоучебник?

2)Вы успевали заполнять таблицу?

3) Назовите крупнейшие реки Ставропольского края?

4)Достигли ли мы с вами цель, которую ставили перед собой в самом начале урока? Докажите, что вы правы.

5) Считаете ли вы объективной оценку, полученную за тест?

Домашнее задание:

1.Стр. 51-62, ответить на вопросы, заполнить рабочую тетрадь стр. 12.

2.По ходу чтения текста стр. 51-62 выписать в тетрадь наиболее интересные для вас сведения или факты по теме.

3.Творческий уровень сложности, используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета составить слайды про реки Ставропольского края по типовому плану и ответить на вопросы викторины.

Викторина

Назовите 6 рек края, одна из которых своим названием «говорит», что она грязная, другая «жалуется», будто она невкусная, третья «хвалится», что она птица, а три оставшиеся «доказывают», что они животные.

Литература

1.Физическая география Ставропольского края, учебник для 6, 8 классов общеобразовательной школы под редакцией Н.И.Бутенко, В.В.Савельевой и В.А.Шальнева .Ставрополь 2006 год

2..Видеоучебник. Физическая география Ставропольского края. Продюсерский центр «Креатив студия» Елены Тумановой, по заказу Министерства образования Ставропольского края.

3.В.А. Ивановский, А.В.Шестакова. Ставрополье в ответах на вопросы. Ставрополь 2009


© 2010-2022