Методическая статья по экологии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Природа- единственная книга,

каждая страница которой полна

глубокого содержания.»

Гете.




Задания, помогающие формировать и проверять

умения оценивать и прогнозировать

изменения окружающей среды.

(Методы и формы экологического образования).



  1. Понятия:

Окружающая среда- это та часть природы, в которой в данный момент находится человек, использует в своем хозяйстве какую-то часть (природные ресурсы).

Окружающая среда - это один из видов природного комплекса вне зависимости от масштаба (микро - свой регион, район города, мезо - административный район, край, область и макро - государство, регион мира, весь мир).

Мониторинг- это слежение за изменениями, в каком- либо природном комплексе или других географических процессах (демографии, статистике).

Экология- это наука о взаимодействии человека и природы, о взаимосвязях и равновесии между ними (йокос- дом, логос- наука).


  1. Методы, используемые для составления этих заданий.

Описание и наблюдение.

Используется в начальном и среднем звене. В классе оформляется «Календарь наблюдения», где учащиеся учатся наблюдать за климатом, растительностью, животным миром и другими явлениями в природе. Это необходимо, чтобы сформировать умения вести наблюдения, уметь их оформить, идет профориентация на профессии, связанные с сельским хозяйством, которые у нас являются главными (агроном, пчеловод). Изучается «Красная книга».

Учащиеся знакомятся не только с теорией, но и в «Красной книге Кубани» находят те растения и животные, которые размещаются в нашей местности (например, купальница, практически исчезла в районе сахарного завода).

Учащимся необходимо также знать растения и животных, являющиеся показателями экологической чистоты в данной местности. Например, на площади в Ленинградском районе летают совы, а в здании МОУ СОШ №6 обитают летучие мыши. К такому выводу пришел ученик 11 класса Рыбалко Денис в своей науно - исследовательской работе «Экологическое состояние микрорайона сахарного завода» (эта работа заняла призовое место в краевом конкурсе «Подрост»).

Сравнительный метод.

Очень эффективно использовать этот метод, когда сравниваешь одно и тоже место во времени. (Например, река Бабичева балка была намного чище в 70-80 годы 20 века, там даже били ключи, сейчас она сильно загрязнена, образовалась свалка в пойме реки.)

Необходимо вести просветительскую работу не только среди детей, но и среди всего населения. Это могут быть публикации в газете, громкая читка газетных статей и др. формы.


Картографический.

На уроках географии, во внеурочное время изучаются экологические карты Краснодарского края, России, отдельных стран и территорий и всей Земли. (Например, на карте России выделены места, наиболее загрязненные промышленными отходами - это Урал. На карте СНГ - катастрофа на Аральском море).


Теоретический.

Изучать теорию загрязнения окружающей среды можно по учебникам, научно - популярной литературе, газетным статьям, справочникам, таблицам. Очень важное значение имеет написание рефератов (Например, по теме «Экологические проблемы в10-11 классах» или проведение деловой игры «Суд над человеком»). Очень важно знакомить учащихся со стихийными природными явлениями в разных частях Земли, но особенно в нашем крае.

Большое значение имеет для учащихся знакомство с рациональным природопользованием и указанием конкретных примеров в хозяйственной деятельности людей. (Например, в Краснодарском крае в 1968 -69 годах наблюдались пыльные бури, когда в хуторах заметало до крыш. Срочно были посажены лесополосы. В настоящее время это позволило избежать пыльных бурь.)

Перечень новых информационных технологий, используемых мною в процессе обучении географии, способствующих повышению качества знаний учащихся:

  1. Использование демонстрационного комплекса "компьютер - видеомагнитофон - проекционное устройство" на уроках изучения нового материала и закрепления пройденного при иллюстрации закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального содержания. При этом важно гармонично сочетать интерактивный и аудиовизуальный способы подачи информации, не отдавая предпочтения одному из них.

  2. Использование учебных геоинформационных систем (ГИС) - особых интерактивных систем, при помощи которых на новом уровне можно реализовать сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку и отображение данных и на их основе получать новую учебную информацию и знания о пространственно-временных явлениях. Представляется эффективным использование учебных ГИС при сопоставлении тематических карт различного содержания для одной территории, будь то материк или небольшой участок местности.

  3. Указанные учебные ГИС разрабатываются вместе с учащимися во время изучения своей местности на учебном географическом полигоне. Наиболее эффективная форма учебной работы на полигоне - это школьный географический практикум - совокупность взаимосвязанных практических работ на местности.


  1. Задания, формирующие экологическое мировоззрение.


  1. Вести наблюдение за компонентами погоды, сделать анализ изменения за продолжительный период.

  2. Изучить растения и животных, которые внесены в «Красную книгу». Найти их в нашей местности. (Например, в Гулькевическом районе сохранился пион вьющийся и пирамидальные дубы.)

  3. Зная современные тенденции в сельском хозяйстве и уровень использования почв в России (Краснодарском крае), назвать основные экологические проблемы и сделать прогноз на ближайшие годы.

  4. Перечислите основные экологически «грязные» отрасли хозяйства. Как человечество борется в каждом отдельном случае за охрану окружающей среды. Куда и почему перемещаются «грязные» производства?

  5. Составьте рейтинговый ряд на уменьшение загрязнения окружающей среды следующими отраслями хозяйства:

  1. Топливно - энергетический комплекс;

  2. Металлургический комплекс;

  3. Сельское хозяйство.

  1. Привести примеры отраслей хозяйства, когда происходит загрязнения всех оболочек Земли или отдельных её элементов.

Станица Ленинградская

МОУ СОШ № 6

Учитель географии Саранчина Ульяна Павловна










© 2010-2022