- Преподавателю
- География
- Методическая статья по экологии
Методическая статья по экологии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Саранчина У.П. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Природа- единственная книга,
каждая страница которой полна
глубокого содержания.»
Гете.
Задания, помогающие формировать и проверять
умения оценивать и прогнозировать
изменения окружающей среды.
(Методы и формы экологического образования).
-
Понятия:
Окружающая среда- это та часть природы, в которой в данный момент находится человек, использует в своем хозяйстве какую-то часть (природные ресурсы).
Окружающая среда - это один из видов природного комплекса вне зависимости от масштаба (микро - свой регион, район города, мезо - административный район, край, область и макро - государство, регион мира, весь мир).
Мониторинг- это слежение за изменениями, в каком- либо природном комплексе или других географических процессах (демографии, статистике).
Экология- это наука о взаимодействии человека и природы, о взаимосвязях и равновесии между ними (йокос- дом, логос- наука).
-
Методы, используемые для составления этих заданий.
Описание и наблюдение.
Используется в начальном и среднем звене. В классе оформляется «Календарь наблюдения», где учащиеся учатся наблюдать за климатом, растительностью, животным миром и другими явлениями в природе. Это необходимо, чтобы сформировать умения вести наблюдения, уметь их оформить, идет профориентация на профессии, связанные с сельским хозяйством, которые у нас являются главными (агроном, пчеловод). Изучается «Красная книга».
Учащиеся знакомятся не только с теорией, но и в «Красной книге Кубани» находят те растения и животные, которые размещаются в нашей местности (например, купальница, практически исчезла в районе сахарного завода).
Учащимся необходимо также знать растения и животных, являющиеся показателями экологической чистоты в данной местности. Например, на площади в Ленинградском районе летают совы, а в здании МОУ СОШ №6 обитают летучие мыши. К такому выводу пришел ученик 11 класса Рыбалко Денис в своей науно - исследовательской работе «Экологическое состояние микрорайона сахарного завода» (эта работа заняла призовое место в краевом конкурсе «Подрост»).
Сравнительный метод.
Очень эффективно использовать этот метод, когда сравниваешь одно и тоже место во времени. (Например, река Бабичева балка была намного чище в 70-80 годы 20 века, там даже били ключи, сейчас она сильно загрязнена, образовалась свалка в пойме реки.)
Необходимо вести просветительскую работу не только среди детей, но и среди всего населения. Это могут быть публикации в газете, громкая читка газетных статей и др. формы.
Картографический.
На уроках географии, во внеурочное время изучаются экологические карты Краснодарского края, России, отдельных стран и территорий и всей Земли. (Например, на карте России выделены места, наиболее загрязненные промышленными отходами - это Урал. На карте СНГ - катастрофа на Аральском море).
Теоретический.
Изучать теорию загрязнения окружающей среды можно по учебникам, научно - популярной литературе, газетным статьям, справочникам, таблицам. Очень важное значение имеет написание рефератов (Например, по теме «Экологические проблемы в10-11 классах» или проведение деловой игры «Суд над человеком»). Очень важно знакомить учащихся со стихийными природными явлениями в разных частях Земли, но особенно в нашем крае.
Большое значение имеет для учащихся знакомство с рациональным природопользованием и указанием конкретных примеров в хозяйственной деятельности людей. (Например, в Краснодарском крае в 1968 -69 годах наблюдались пыльные бури, когда в хуторах заметало до крыш. Срочно были посажены лесополосы. В настоящее время это позволило избежать пыльных бурь.)
Перечень новых информационных технологий, используемых мною в процессе обучении географии, способствующих повышению качества знаний учащихся:
-
Использование демонстрационного комплекса "компьютер - видеомагнитофон - проекционное устройство" на уроках изучения нового материала и закрепления пройденного при иллюстрации закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального содержания. При этом важно гармонично сочетать интерактивный и аудиовизуальный способы подачи информации, не отдавая предпочтения одному из них.
-
Использование учебных геоинформационных систем (ГИС) - особых интерактивных систем, при помощи которых на новом уровне можно реализовать сбор, систематизацию, хранение, обработку, оценку и отображение данных и на их основе получать новую учебную информацию и знания о пространственно-временных явлениях. Представляется эффективным использование учебных ГИС при сопоставлении тематических карт различного содержания для одной территории, будь то материк или небольшой участок местности.
-
Указанные учебные ГИС разрабатываются вместе с учащимися во время изучения своей местности на учебном географическом полигоне. Наиболее эффективная форма учебной работы на полигоне - это школьный географический практикум - совокупность взаимосвязанных практических работ на местности.
-
Задания, формирующие экологическое мировоззрение.
-
Вести наблюдение за компонентами погоды, сделать анализ изменения за продолжительный период.
-
Изучить растения и животных, которые внесены в «Красную книгу». Найти их в нашей местности. (Например, в Гулькевическом районе сохранился пион вьющийся и пирамидальные дубы.)
-
Зная современные тенденции в сельском хозяйстве и уровень использования почв в России (Краснодарском крае), назвать основные экологические проблемы и сделать прогноз на ближайшие годы.
-
Перечислите основные экологически «грязные» отрасли хозяйства. Как человечество борется в каждом отдельном случае за охрану окружающей среды. Куда и почему перемещаются «грязные» производства?
-
Составьте рейтинговый ряд на уменьшение загрязнения окружающей среды следующими отраслями хозяйства:
-
Топливно - энергетический комплекс;
-
Металлургический комплекс;
-
Сельское хозяйство.
-
Привести примеры отраслей хозяйства, когда происходит загрязнения всех оболочек Земли или отдельных её элементов.
Станица Ленинградская
МОУ СОШ № 6
Учитель географии Саранчина Ульяна Павловна