• Преподавателю
  • География
  • Экологический маршрут для учащихся 5-7 классов МБОУ Краснослободской ОШ «Путешествие в мир природы»

Экологический маршрут для учащихся 5-7 классов МБОУ Краснослободской ОШ «Путешествие в мир природы»

В результате исследования Борского района, кружком «Географическое краеведение» был разработан сценарий экологического маршрута для учащихся 5-7 классов МБОУ Краснослободской ОШ. Экологические маршруты имеют большое познавательное и воспитательное значение. Здесь можно видеть объекты природы в естественной среде, наблюдать взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать представление от природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимо...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологический маршрут для учащихся 5-7 классов

МБОУ Краснослободской ОШ «Путешествие в мир природы».

В результате исследования Борского района, кружком «Географическое краеведение» был разработан сценарий экологического маршрута для учащихся 5-7 классов МБОУ Краснослободской ОШ.

Экологические маршруты имеют большое познавательное и воспитательное значение. Здесь можно видеть объекты природы в естественной среде, наблюдать взаимосвязь растений с почвой, животных с растениями. Это позволяет сформировать представление от природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны .

Основной целью экологического маршрута является:

Повышение эстетической культуры и воспитание бережного отношения учащихся к природе, активизируя творческую деятельность через приобщение к научно-исследовательской природоохранной деятельности.

Задачи экологического маршрута:

  1. Развить интерес учащихся к познанию природы;

  2. Воспитать бережное отношение к природе, к родному краю;

  3. Рассказать об экологических проблемах нашего края, объяснить пути выхода из сложившейся экологической ситуации.



Экологическая тропа «Путешествие в мир природы» состоит из нескольких частей:



  1. Вводная часть.

Учащихся необходимо познакомить с темой маршрута, рассказать о правилах поведения во время экскурсии. Правильная организация маршрута должна исключить ущерб для изучаемых экосистем. Во время проведения экскурсии следует всегда помнить об основных правилах безопасности, а руководитель (учитель) должен уметь в случае необходимости оказывать первую медицинскую помощь. Во время вводной части учащимся даётся задание постараться найти во время экскурсии что-нибудь удивительное и показать это остальным.



  1. Основная часть.

Излагается основной материал маршрута, демонстрируются объекты. Во время передвижения от одного места остановки до другого проводиться викторина (загадки) об объектах встречаемых на экотропе.

  1. Заключительная часть.

Проводится подведение итогов, где ребята делятся впечатлениями о прохождении маршрута и награждаются памятными подарками за активное участие в викторине. После проводится выставка рисунков, посвящённая экологической тропе.



Сценарий проведения экологического маршрута

«Путешествие в мир природы».

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, мы приглашаем вас совершить познавательно-прогулочную экскурсию в необыкновенный мир природы. Для такой экскурсии нет более удивительного и благодатного времени, чем осень (лето). Этот маршрут летне-осенний, поэтому прежде чем мы отправимся в путь, хотим напомнить , что в лесу мы будем гостями, поэтому вести нужно так, чтобы не нарушить покоя хозяев -лесных обитателей. Предлагаем вам познакомиться с правилами поведения в лесу (ребята сначала предлагают свои правила, далее учитель продолжает):

  1. Не шуметь (шум может спугнуть птиц с гнёзд, нельзя нарушить привычную жизнь обитателей леса).

  2. Не сходить с тропы (так как тропа проложена с учётом минимального воздействия на природы).

  3. Не забегать вперёд экскурсовода (чтобы не возвращаться).

  4. Не отставать далеко от группы (чтобы не потеряться).

  5. Не бросать мусор, а то, что вы увидели - собрать и вынести на свалку (раздать пакеты для мусора).

  6. Не трогать и не пробовать на вкус незнакомые растениями, среди них могут оказаться ядовитые.

  7. Возможна встреча с ядовитыми змеями, чтобы избежать укуса змеи будьте внимательны, не сходите с тропы , следуйте за экскурсоводом. Если вам встретилась змея, сохраняйте спокойствие, отойдите в сторону, дайте ей проползти. Змея кусает человека только для самозащиты, и если её не беспокоить - первая не нападёт.

  8. Если вы отстали от группы, возвращайтесь назад уже по знакомому вам пути.

Учитель: Итак, мы отправляемся в «Путешествие в мир природы». Протяжённость нашего маршрута 2,5 км., продолжительность 2 часа. И первая остановка нашего путешествия это:

№1 «Школьный дендрарий».

Школьный дендрарий заложен в 1977 году. Слово «дендрарий» от греческого происхождения и обозначает оно «дерево». Нашему дендрарию, ребята, исполняется 38 лет, и мы с вами видим, как из маленьких саженцев выросли настоящие деревья. Посмотрите на дерево лиственницы, этому дереву 38 лет, а в диаметре составляет, примерно 20 см. А вы знаете, что из древесины лиственницы получают химические препараты и лекарственные вещества. Хвоя содержит значительное количество витамина С.

В стороне раскинулся боярышник. Далее мы видим высокий куст шиповника. Зацветает он в середине мая и цветёт до июня, радуя нас, своими крупными розовыми цветками и приятным ароматом. После от цветения появляются мясистые ягоды, насыщенные витамином С. Из шиповника готовят лекарственные препараты.

А вот и берёза. Берёза - в любое время года удивительно красива! Осенью берёза становится золотисто- жёлтой. Весной листья молодые прозрачные, с зелёными кружевами. Почками и побегами берёзы лакомятся рябчики, летяги. А берёзовый сок, очень полезный!

Только не забывайте заделывать ранки на коре берёз.

Дальше мы видим ель, сосну - благородные деревья. Около нашей школы растёт мощное, красивое дерево - дуб. Он властелин лиственного леса. Живёт до 200 лет, хотя рост прекращает к 100 годам. Зацветает поздно, незаметно, цветочки мелкие, невзрачные, но и листья не спешит сбрасывать. У многих народов не только в России, дуб, пользуется большой любовью и уважением. Кора дуба является антисептиком, которая обладает противоспалительным эффектом.

Экологический маршрут для учащихся 5-7 классов МБОУ Краснослободской ОШ «Путешествие в мир природы».

№2 «Дьяконовское» озеро.

Далее наш путь лежит мимо Дьяконовского озера. Давайте здесь остановимся и посмотрим на него очень внимательно. Немало удивительных открытий ждёт нас на берегу, казалось бы, тихого озера. Здесь всегда кипит жизнь. Живой мир озера многообразен. Чаще всего здесь можно увидеть лягушек. Они громко перекликаются на разные голоса, прыгают под ногами. На прибрежных растениях можно увидеть голубокрылых стрекоз. А это значит, что здесь много мелких насекомых. Не уступает стрекозам в красоте и разнообразный мир бабочек. Чаще всего на нашем озере можно увидеть бабочек -беляночек.

Очень сложно, но можно увидеть маленькую водомерку, которую может испугать даже тень бабочек. Водомерка обычно плавает быстро, скрывается в зарослях осоки, и только лёгкие круги на воде напоминают о ней.

В отличие от быстрой водомерки улитки медленно передвигаются по стеблям травы. Ей не удаётся развить большую скорость, поэтому её можно хорошо рассмотреть. Посмотрите внимательно вокруг и обязательно её увидите.

В толще воды плавают жуки-плавунцы, головастики лягушек, мальки мелких озёрных рыб. Самыми яркими и многочисленными представителями рыбного отряда являются ротаны. Эти небольшого размера рыбки пользуются популярностью у местных рыбаков.

Озеро Дьяконовское является постоянным местом жительства диких и домашних уток. Они просто оккупировали этот красивый водоём. Многочисленные заросли осоки как нельзя лучше подходят для гнездовий этих значительных озёрных птиц.

На берегу озера растут редкие кусты ивы, черёмухи и дикой смородины. Посмотрите на иву, спускающуюся к самой воде. Благодаря корням ивы, создаётся благоприятный микроклимат на озере; они скрепляют бровку берега и не дают земле осыпаться. Благодаря этому ивы имеют большое защитное значение для озера. Кроме этого, прибрежные ивы имеют большое защитное значение для озера. Кроме этого, прибрежные ивы очищают воду, являясь биологическими фильтрами.

Гладь озера украшена белоснежными кувшинками. Это свидетельствует о том, что вода в озере чистая. С наступлением вечера кувшинки пропадают. Дело в том, что на ночь кувшинки не только закрываются но и прячутся в воду.

Экологический маршрут для учащихся 5-7 классов МБОУ Краснослободской ОШ «Путешествие в мир природы».

№3 «Исторические корни» (историческая справка деревни Красная Слобода -Дьяконово)

Исторические корни деревни Красная Слобода уходят в далёкое прошлое. Деревня возникла в начале 18 века. Первых поселенцев привлекло, наверное, озеро. Первоначальное название деревни Красная Слобода было Дьяконово, от слова дьяк, так как, на другом берегу озера стояла церковь. Служитель церкви жил в этой деревни.

В 1938 году деревня Дьяконова была переименована в Красную Слободу, наверное от слова -красивая. И озеро у нас и леса прекрасные, с сосновыми борами и берёзовыми чащами, с полями самых причудливых и неповторимых форм, с таинственными тропинками. А где есть лес, река, озеро - там и рыбалка, и охота, и грибы , и ягоды!

Экологический маршрут для учащихся 5-7 классов МБОУ Краснослободской ОШ «Путешествие в мир природы».

№4 «Лиственный лес».

А сейчас мы подходим к самому интересному месту нашей экскурсии- это лиственный лес. В лесу, ребята, много видит и слышит тот, кто идёт не спеша, ступает тихо и неслышно. Зелёно-жёлтое царство встречает нас морем звуков и запахов, тысячами различных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Если прислушаться! Мир полон звуков: шелест травы, трепет листьев. Хорошо осенью в лесу Солнце пробирается сквозь ветки, золотистыми зайчиками, играет на коре берёз и осин. Негромко, нежно шумят деревья листвой, будто переговариваются. Птичьи голоса слышны со всех сторон - любят птицы такой весёлый солнечный лес!

В лесу, ребята, можно ещё определить, где север и юг, запад и восток. Ориентиром является муравейник или кора деревьев.

В лиственном лесу можно увидеть белоствольную берёзу красавицу. Это высокое дерево, красивое в любое время года и весной и летом. Рябина - светолюбивое растение, плоды содержат каротин и витамин С, её ягоды лечебные.

А в лесу есть ещё одна целебная ягода, это малина. Она помогает при простуде. А ещё в этом прекрасном месте растёт и другое дерево, это дикая яблоня. Она залечивает даже ожоги. Надо приложить кусочек яблока к обожжённому месту. В нашей местности есть одно прекрасное явление. Мы наблюдаем за ястребиной семьёй. А вы знаете, что они отличаются высокой скоростью полёта и падая камнем с высоты на свою жертву, нанося ей страшные раны своими мощными когтями.

Экологический маршрут для учащихся 5-7 классов МБОУ Краснослободской ОШ «Путешествие в мир природы».

№5 «Поле цветов».

Следующая остановка - поле цветов, которое встречает нас благоуханием запахов, яркими красками и необычными жителями.

Здесь мы видим заросли тысячелистника. Это лекарственное растение, отвары которого используются для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений. Зверобой всегда считался чудодейственным растением, который лечит все болезни. Растение высушивают, заваривают и пьют как чай.

Мята полевая привлекает своим запахом насекомых. За душистый запах, мята издавна пользуется большим почётом, она улучшает настроение и придаёт бодрость людям.

Вдоль тропинок поселился подорожник большой. О лечебных свойствах подорожника рассказывают легенды. Натрёт ли человек неудобной обувью ногу, поранит ли руку, обожжётся ли искрой костра, - стоит только к больному месту приложить чистый молодой листок подорожника, как боль затихает, ранка начинает быстро заживать.

Василёк луговой, растение с пурпурно-лиловым цветом. Насекомые, заметив яркие цветы, собирают нектар и пыльцу. Рядом с васильком растёт клевер, одуванчик лекарственный, а рядом любимой мышкой-палёвкой мышиный горошек. Мышка-палёвка встречается на этой территории очень часто. Мышки-малютки крошечные, симпатичные зверьки. Длиной они 5-7 см. и весят они 5-7 грамм.

Экологический маршрут для учащихся 5-7 классов МБОУ Краснослободской ОШ «Путешествие в мир природы».

№6 «Посадка хвойных деревьев»

Сейчас дорогие друзья мы подходим к заключительному этапу нашей экологической тропы - это посадка деревьев.

В 1995 году была проведена посадка хвойных деревьев. Участниками этой акции были Высокоборское лесничество и учащиеся МБОУ Краснослободской ОШ. Через несколько лет сосенки, ёлочки и пихты выросли и стали привлекать своею красотой. Когда-то сосны станут высокими (некоторые до 36 метров), их семенами будут питаться белки и клесты.

Рядом с гладко-тёмной корой стоят не высокие пихты. Этим юным деревьям ещё расти 300 лет. Пихта - показатель здоровой среды обитания.

А вы знаете, что сосны высокие деревья, до 35 метров?! Живут они до 400 лет. Иглы гладкие, острые, жёсткие, скреплены попарно. Стволы внизу с тёмно-коричневой корой, вверху , с красно-бурой и золотистой. Сосна, как и все хвойные растения не имеют цветков. Сосна светолюбивое растение.

Экологический маршрут для учащихся 5-7 классов МБОУ Краснослободской ОШ «Путешествие в мир природы».

Дорогие ребята, здесь мы и заканчиваем своё путешествие в мир природных чудес.

Учитель: В заключении нашего маршрута мы призываем вас соблюдать правила поведения в природе, в частности не оставлять после себя мусора ведь: «поведение человека в природе- это зеркало его души». Это слова великого русского писателя А.И. Толстого.

Возвращаясь обратно по экологической тропе, мы загадаем вам, ребята, загадки (проведём викторину) об увиденных и услышанных природных объектах природы.

Экологическая тропа выполняет роль познания, учения и отдыха. Отдыхая здесь, нужно удержаться от соблазнов, нарвать букет из полевых растений. Сделать замечание тем, кто собрал цветы, объяснив какой вред они причиняют этому лесу.

Перед тем как ребят будут оформлять выставку рисунков можно прочитать им стихотворение известного поэта П. Гвездослава:

«Я сорвал цветок - и он завял,

Я поймал мотылька - он умер

У меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к КРАСОТ Е

Можно только сердцем».


© 2010-2022