Урок. Озера. (6 класс)

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок географии в 6 классе.

Тема урока: «Озера»

Цель: познакомиться с многообразием озер нашей планеты и их происхождением.

Задачи урока:

Образовательные задачи: продолжить осваивать новые понятия и термины; сформировать у учащихся представления об озере, типах озерных котловин, особенностях, происхождении, сточных и бессточных, пресных и соленых озерах, месторасположении крупнейших озер мира.

Развивающие задачи: продолжить развитие логического мышления на основе взаимосвязи внешнего вида озер от происхождения котловин; закрепить приемы определения географического положения озер.

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и умение правильно вести себя на природе.

Ведущие понятия урока: озеро, озерная котловина, карст, старица, сточное и бессточное озеро, болото.

Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта России, учебник "География. Землеведение"О.А.Климанова, "Дрофа", М- 2005 г. атласы, к/карты, дополнительная литература об озерах, фотографии озер, слайды озер.

Образовательные результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, личностных представлений о целостности природы Земли, экологического сознания.

Метапредметные: уметь самостоятельно получать информацию из различных источников - текстовых, картографических, графических, динамических моделей; работать в коллективе - слушать, вступать в диалог, участвовать в обсуждении; оценивать результаты своей деятельности.

Предметные: Знать: Основные понятия темы: «озеро», «озерная котловина», «карст», «старица», «сточное озеро», бессточное озеро»; пути образования озерных котловин.

Уметь: Находить географические объекты (озера) на физической карте мира и карте России; выявлять признаки общие для всех озер; описывать географическое положение озера по карте.

Географическая номенклатура: озера: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория, Верхнее, Балхаш, Чад, Мѐртвое, Эйр, Верхнее, Титикака и др..



Этапы урока: 1. Организационный.

2. Проверка домашнего задания (понятийный тест)

2. Изучение нового материала с поэтапным закреплением.

3. Итоги урока.

4. Домашнее задание

Ход урока.

1. Организационный.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, у нас сегодня гости. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет не только приятным, но и плодотворным.

Слайд _______

2. Проверка домашнего задания (терминологический тест)

Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили материал домашнего задания. Предлагаю вам ответить на вопросы текста. Вам дана таблица с понятиями, куда нужно вписать определения. На выполнение работы 5 минут.

«Географический диктант по теме «Реки» 1 вариант

1 вариант Вопрос

Ответ

  1. Начало реки.

Исток

2. Река, впадающая в другую реку.

Приток

3. Поток воды, текущий в выработанном им углублении.

Река

4. Главная река со всеми притоками.

Речная система

5. Период года, когда река покрыта льдом.

Ледостав

6. Длительный, ежегодно повторяющийся процесс подъема уровня воды в реке.

Половодье

7. Самый низкий уровень воды в реке.

Межень

2 вариант Вопрос

Ответ

1. Место, где река впадает в море, озеро или другую реку, окончание реки.

Устье

2. Падение реки с высокого уступа.

Водопад

3. Углубление, по которому течет река.

Русло

4. Часть речной долины, заливаемая рекой во время половодья.

Пойма

5. Часть речной долины, затапливаемая во время половодья.

Пойма

6. Граница между соседними речными бассейнами.

Водораздел

7. Поступление воды в реку от различных источников: дождевое, подземное, снеговое и т.д.

Питание реки

Затем выполнить взаимопроверку и самопроверку и собрать работы.


  1. Изучение нового материала.

Слайд _____

Учитель.

Объект, о котором мы будем говорить сегодня, может быть литературным

местом, поэтическим, заповедным, историческим, местом отдыха, источником богатства и вдохновения для создания прекрасной музыки и картин. Это уникальное детище природы.

Учитель. Послушайте отрывок стихотворения, которое подскажет нам тему сегодняшнего урока.

Слайд _____

Как прекрасны бывают озера,
Окруженные лесом густым,
Над водою склоняются ивы,
Тихо шепчут под ветром кусты.

Здесь лилия любуется в воде сама собой,
округу поражая загадочной красой.

Почему так прекрасны озера?
Нет ответа, не знаю я,
Только тянут они как магнитом,
И душа отдыхает моя!

Слайд ______

О каком природном объекте идет речь?

Учитель. Правильно. Это озеро. Тема нашего урока Озера.

Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

А давайте подумаем, какова цель нашего урока? Что мы узнаем к концу нашего урока? Что мы научимся делать? Цель урока определяют учащиеся.

Слайд ______

Учитель. Целью нашего урока является узнать, что такое озеро как образуются озера, откуда берется вода в озере, и какой она бывает?

Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним видом внутренних вод - озерами. Ребята, а кто из вас видел озеро? Поднимите руки.

Учитель. Я предлагаю вам на несколько секунд закрыть глаза и представить себе озеро. А теперь откроем глаза и расскажем, что мы увидели. У меня перед глазами озеро было круглое и мелкое. А с какими словами у вас оно ассоциируется? (маленькие и большие, глубокие и мелкие и т.д.). (Ответы детей)

Задание. Попытайтесь, сформулировать определение понятие «озеро».

(Дети отвечают).

Слайд ______

Учитель.

Озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.


Слайд ______

Учитель.

Природное углубление это - озерная котловина.

Записываем определение в рабочую тетрадь.

Новое слово вывешивается на доске.

На земном шаре располагается несколько миллионов озёр. Только в нашей стране их около 3 миллионов.

Учитель. Ребята, озеро не является частью океана, как например море. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле.

Слайд ______

Учитель. Для того чтобы сформировалось озеро, необходимы два главных условия - наличие воды и понижение в рельефе, в котором скапливается эта вода - озерная котловина.

Какие природные процессы и явления могут привести к образованию озерных котловин? Какие озерные котловины бывают? Да, вопрос сложный, но мы сейчас постараемся на него ответить.

Запишите в тетради: Типы озёрных котловин слово вывешивается на доске.

Типы озер


Ледниковые Запрудные Вулканические Тектонические Озера - старицы

озера озера озера озера

Рассказ учителя.

Слайд ______

Учитель. Ледниковые озера образовались в результате деятельности ледника (на месте впадин, углубленных ледником), как правило, они глубоки, вода в них чиста и прозрачна. Ледниковых озер очень много на земле. Большинство таких озер имеет причудливое очертания, крутые берега, неровное скалистое дно.

Это - Онежское, Ладожское показать на карте

Слайд ______

Названия некоторых озер вам известны. Вспомните уроки истории.

По какому озеру в годы ВОВ проходила «Дорога жизни»?

Ладожское у этого озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорого Жизни - единственная связь страны с осажденным Ленинградом.

Слайд ______

Учитель. Следующий вид озер это - Запрудные озера. Образовались в результате обвала или осыпания горных пород в долину реки. Примером является Сарезское озеро на Памире. У нас подготовлено сообщение по этому озеру.

(Рассказ учащегося). Февральской ночью 1911 года склоны хребта содрогнулись от мощного подземного толчка. В результате землетрясения от правого борта ущелья оторвалась гигантская скала и рухнула вниз, в долину, завалив ее на протяжении восьми километров. Высота завала достигла семисот метров - это высота 200-этажного дома!

В ущелье Мургаба обрушилось тогда больше двух миллиардов кубометров обломков скалы, полностью завалив находившееся внизу небольшое селение - кишлак Усой. Усойский обвал считается величайшим по масштабам из всех, случавшихся на земном шаре. Воды реки, остановленные образовавшейся естественной плотиной, стали накапливаться за ней, заполняя ущелье. Так возникло самое молодое на нашей планете горное озеро. Оно быстро росло, и уже через полгода затопило расположенный в двадцати километрах выше завала кишлак Сарез. Жители его, не успев даже убрать урожай со своих огородов, бросили дома и перебрались на новое место. А кишлак скрылся в водах озера, которое в память о нем назвали Сарезским.

Слайд ______

Предлагаю вам открыть учебник по географии на стр 188 и в разделе «Какие бывают озера» дополнить схему видами озер. К доске один учащийся дополнить схему.

Слайд ______

Вулканические. Их озерные котловины расположены в кратере потухших вулканов - Кроноцкое, Курильское озера. Для полуострова Камчатка характерны такие экзотические озера (показать на карте и отметить в к/к).

Слайд ______

Тектонические. Они образовались за счет медленного опускания обширных участков земной коры, по разломам, которые заполнялись водой. Посмотрите на стр 189, рисунок 141 (Аральское, и самое большое в мире озеро - Каспийское).

Вопрос. Чем отличается море от озера?

Ответ. Озеро не является частью океана, а относится к водам суши.

Как правило, такие озера очень глубокие и имеют вытянутую форму вдоль разлома. Танганьика, Ньяса на материке Африка.

Вопрос. А как вы думаете, а в России есть такие озера? - Найдите Байкал на карте

Самое глубокое озеро в мире Оно уникально. В известности и славе не знает себе равных. Наибольшая глубина - 1620м. Байкал содержит одну десятую часть пресных вод всей Земли. По прозрачности воды Байкал занимает первое место в мире. В озеро впадает 336 рек и речушек, а вытекает одна Ангара.

ИСТОРИЯ Побережье Байкала в 19-20 веках было местом ссылки, туда в горы Южной Сибири на каторжные работы ссылали заключенных. Работа была невыносимо трудная, каторжники постоянно бежали из мест заключения - на их пути лежал Байкал. (показать на карте).

Слайд ______

Озера-старицы. Представляют собой остатки прежних речных русел. Имеют дугообразную форму, берега таких озер сильно заболочены. Эти озера маленькие, поэтому на карте не обозначаются. Такие озера есть в пойме рек Волги, Оби, Иртыша.

Учитель. Ребята, о котловинах вы прочитайте в учебнике стр.188 и в дополнительном материале, который я вам дала. Через 3 мин. один учащийся выйдет к доске и о своей изучаемой котловине расскажет и прикрепит контур озера к таблице, и мы посмотрим фотографии этих озёр и запишем в своей таблице вид котловины сделаем рисунок и пример озёр. От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера.

Поработаем в группах, каждая группа будет заниматься с одним видом котловин, по плану. (план даётся каждой группе отдельно, учитель раздаёт карточки группам, контуры озёр, дополнительный материал)

Заполняют таблицу

Учитель. Справились с заданием? Проверим результат.

Тип котловин

Рисунок контур

Примеры

Тектонические в прогибах

Опускание обширных участков земной коры

Аральское, Каспийское

Тектонические в разломах

Опускание участков земной коры по разлому

Байкал, Ньяса, Танганьика.

Ледниковые

Котловина углублена древними ледниками.

Онежское, Ладожское.

Запрудные

Русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.

Сарезское.

Вулканические

Кратеры потухших вулканов

Кроноцкое, Курильское.

Старицы

Участки прежнего русла реки, изменившее свое направление.

Маленькие на картах не обозначаются.

Учитель. Ребята, а вы знаете, что у нас в Рязанской области имеется 2800 больших и малых озер.???????????

Физкультминутка??????

Учитель. Озеро - это углубление, заполненное водой. А как вы думаете, откуда берется вода в этих углублениях? Чем же питаются озера? (осадками атмосферными, подземными водами).

Учитель. Как вы считаете, почему озера не высыхают? (потому, что в них впадают реки с пресной водой) Правильно.

Учитель. Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы. Какие, как вы думаете?

(Все озера по приходу и расходу воды можно разделить на 2 группы: сточные и бессточные озера ). У нас появляются два новых понятия: сточные и бессточные озера. Давайте попробуем сформулировать определения.

Сточные озеро - это озеро, в которое реки впадают и вытекают.

Бессточные озера - озера, в которые реки только впадают. Записываем определение в рабочий конспект.

Урок. Озера. (6 класс)

1 2 3

Посмотрите на схему. Учитель. Как вы думаете, к какому типу озер относится озеро Байкал? (ответы детей)

Почему? (ответы детей)

Примерами сточных озер являются также Онежское и Ладожское озера.

К какому типу озер относится Аральское море-озеро? (ответы детей)

Почему? (ответы детей)

Примерами бессточных озер являются также Каспийское и Балхаш.

Впишите примеры озер в таблицу. (Слайд)

Сточные

Байкал , Онежское , Ладожское

Бессточные

Каспийское, Балхаш , Аральское

Учитель. Озера отличаются не только по стоку воды, но и по наличию солей. Давайте вспомним, а что такое соленость? (количество минеральных веществ в 1 литре воды). А в чем она выражается? (в промилях-тысячных долях числа).

Учитель. Все озера по солености можно разделить на 2 группы: пресные, на карте обозначены голубым цветом, соленые на карте обозначены розовым цветом .

Учитель: Найдите в атласах озеро Балхаш. Обратите внимания на его цвет. Часть озера окрашена голубым цветом, а другая розовым. Как вы думаете почему? (соленые чаще всего бессточные озера, так как минеральные вещества приносимые реками постепенно накапливаются в озерах)

Учитель. А озеро Байкал пресное или соленое? (Ответы детей)

Задание: впишите примеры озер в таблицу. (Слайд)

Пресные

Байкал, Ладожское и др.

Соленые

Эльтон, Баскунчак ?????????

Учитель. Как использует озера человек?

Озера с древних времен используются человеком (ловят рыбу разводят водоплавающую птицу, добывают соль, побережье озер - благоприятная зона не только для жизни, но и отдыха, восстановления здоровья).Но сегодня, как и остальные водоемы, многие озера загрязнены нефтепродуктами, промышленными и бытовыми отходами, ядохимикатами с полей. "Голубые глаза " планеты, в том числе и озера России, просят помощи у людей, роняя чистые слезинки.

Даже к самому крошечному озеру, наполненному "живой водой", следует относиться как к ценнейшему дару, чтобы донести будущему поколению эту чашу бесценной живительной влаги.

Проект???????????? Озера ????????????

3. Итоги урока.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Хотелось бы узнать, насколько он был плодотворным. Ответьте на вопросы теста: ???????????

Итак, друзья, мои сегодня вы сделали большой шаг , что бы узнать , понять и полюбить «Голубые глаза России» .

Большое спасибо за вашу работу, вы хорошо потрудились и получаете хорошие отметки выставить оценки.

Рефлексия по итогам урока

Плюс (записывается все, что понравилось на уроке.)

Минус (записывается все, что не понравилось на уроке.)

Интересно (записываются все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.)

  • ...

  • ...

  • ...

  • ...

  • ...

  • ...

  • ...

  • ...

  • ...



© 2010-2022