Методическая разработка раздела учебной программы по географии

Методическая разработка раздела «Гидросфера» составлена в соответствии с программой А.И.Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной  «География. Природа и люди» линии «Полярная звезда» (6 класс). Современные педагогические технологии и методы, которые я представила в методической разработке темы «Гидросфера», позволяют каждому школьнику овладеть системой географических знаний, умений и навыков, помогают ориентироваться в условиях современного информационного пространства, способствует повышению качества образования.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вадская средняя общеобразовательная школа»



Методическая разработка раздела «Гидросфера»

учебной программы по географии А.И.Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной «География. Природа и люди»

для 6 класса общеобразовательных учреждений



Выполнила:

учитель географии

МБОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа»

Калина Светлана Николаевна







Вад 2014


Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………………….2

2.Цели и задачи изучения раздела «Гидросфера» ………………..…………..…2

3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и

освоения учебного материала учащимися …………………………………….…3

4.Ожидаемые результаты освоения раздела «Гидросфера» …………………....3

5.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу

программы образовательных технологий, методов, форм организации

деятельности учащихся………………………………………..………………......5 5.1. Информационно-коммуникативные технологии на уроках

географии…………………………………………………………………………...5 5.2. Технология личностно - ориентированного обучения……………...............5 5.3. Используемые методы …………………………………………….……….....5

5.4. Организация учебной деятельности учащихся на уроке …………….……..6

6.Система знаний и система деятельности……………………………………….6 6.1. Система знаний ………………………………………………………………..6 6.2.Система деятельности ………………………....................................................7

7.Поурочное планирование по разделу «Гидросфера»……………………...…..7

Заключение……………………………………………………………...…………..9Список литературы………………………………………………………………..10

Приложения…………………………………………………………………….






Пояснительная записка

Методическая разработка раздела «Гидросфера» составлена в соответствии с программой А.И.Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной «География. Природа и люди» линии «Полярная звезда».

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. На изучение географии в 6 классе отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. На изучение раздела «Гидросфера» я запланировала 6 часов учебного времени.

Преподавание ведётся по учебнику: А.И. Алексеев, С.И. Болысов, В.В. Николина. География. Природа и люди. 6 класс. - М.: Просвещение, 2010.

Важнейшими знаниями, изучаемыми в курсе 6 класса, являются знания о земной поверхности и оболочках Земли. Одной из самых важных оболочек является гидросфера.

Основными приоритетами данной методической разработки являются:

- обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников;

- системное обучение работе с различными видами и стилями информации - текстовой, графической, мультимедийной и др. - в условиях современной информационной среды;

- системное обучение работе с географической картой;

- доступность для детей разных способностей и возможностей.

Актуальность данной темы обуславливается исключительной важностью воды не только в жизни человека, но и в жизни всего живого на Земле. Всем известно выражение «вода - это жизнь», но, даже понимая всю важность роли воды в жизни человека, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим.

Воспитательный потенциал раздела реализуется на краеведческом материале (приложение №1). Это достигается при привлечении дополнительного материала из периодической печати, художественной литературы, знакомстве с законами государства, касающимися использования и охраны объектов природы, изучаемых в данной теме, усвоении правил поведения в природе.

2.Цели и задачи изучения темы «Гидросфера»

Цель - сформировать представление о единстве водной оболочки Земли - гидросфере.

Задачи:

Образовательные: сформировать основные географические понятия, вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков по теме «Гидросфера».

Развивающие: развивать представления о процессах, происходящих в гидросфере, развивать у учащихся познавательный интерес к предмету, творческие способности.

Воспитательные: раскрыть значение воды в природе и жизни человека, познакомить с основными видами воздействия человека на части гидросферы и возрастающим дефицитом пресной воды.

Среди задач, нацеленных на развитие метапредметных учебных действий, важно выделить:

  • выделение существенных признаков понятий;

  • выявление закономерностей географической оболочки на примере гидросферы (ритмичности её процессов, зональности, целостности);

  • создание моделей, например, круговорота воды, частей речной системы, залегания подземных вод;

  • обсуждение различных экологических проблем.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями

Учащиеся 6 класса относятся к группе младшего подросткового возраста. Возникновение устойчивого уровня мотивации в этом возрасте способствует возможности включения ребенка в такие виды учебной деятельности, где он может достичь успеха. Необходимо на уроке постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, укреплять уверенность ученика в своих силах, создавать ситуацию успеха.

Учащиеся данного возраста проявляют интерес к появившемуся новому предмету - география. Это обусловлено тем, что они довольно много общаются с природой, из средств массовой информации они ознакомлены с некоторыми географическими объектами, исследователями, природой разных уголков Земли. Но эти знания стихийны, на уровне ярких зрительных образов (представлений), а к этому возрасту у них появляется потребность понять и объяснить, поэтому важной особенностью рассматриваемого возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. И если учитель старается удовлетворить их интерес только красочными описаниями, демонстрацией пособий, делая акцент на развлекательность, но, не активируя их мышления, то это может привести к утрачиванию интереса к географии как к учебному предмету.

4.Ожидаемые результаты освоения темы программы

Курс ориентирован на освоение учащимися:

- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, сохранением окружающей среды для жизни на Земле;

- опыта жизнедеятельности человека через усвоенные научные, общекультурные достижения (карту, путешествие, наблюдения, традиций, использование современной техники и т. д.);

- опыта ориентирования в пространстве с помощью различных способов, обеспечивающих безопасность человека (карт, приборов, природных объектов);

- опыта реализации личностных социально-коммуникативных потребностей на основании создания собственных географических продуктов (схем, проектов, дневников, описаний, карт, компьютерных программ) и презентаций их в диалоге и полилоге с другими.

В результате изучения темы «Гидросфера» ученик должен:
1) знать / понимать: состав, строение гидросферы, основные географические понятия, основные географические явления, происходящие в ней; географическую номенклатуру (приложение №2);

2) уметь объяснять суть основных географических понятий; называть и показывать на карте океаны, крупнейшие и/или известнейшие моря, заливы, проливы, острова, полуострова, морские течения, реки, озера, области оледенения; называть основные свойства вод Мирового океана, определять по карте глубину морей и океанов; называть (показывать) на карте элементы речной системы, объяснять причины, влияющие на режим реки, определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа; описывать океан, море, реку, озеро по плану (приложение №3); называть свойства подземных вод; приводить примеры использования и пути сохранения человеком вод Земли;

3) оценивать: роль гидросферы в природе; экологические проблемы гидросферы (в том числе проблемы местных водоёмов).

Важной частью учебного процесса по географии в 6 классе является контроль, учет и оценка достижений учащихся, а также оценка динамики личностного развития учащихся (проявление познавательного интереса к предмету, самостоятельность, организованность, умение работать в группе, толерантность).

При оценке знаний, умений и навыков учащихся я использую задания на воспроизведение учебного материала так, как он изложен в учебнике: «Что называется проливом? Где находится Марианский желоб?»; задания, в которых усвоение содержания применяется по образцу в повторяющейся знакомой ситуации: «По плану сравните Белое море и Черное»; а также задания на творческое применение усвоенного содержания в новой учебной ситуации: «Что произойдет, если остановится мировой круговорот воды?»

Проверка усвоенного содержания по теме «Гидросфера» проводится на различных этапах урока. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов (приложение №4).

Фронтальный опрос, проводимый как в устной, так и в письменной форме, позволяет провести учет достижений у большинства учащихся в течение небольшого промежутка времени. Формулировать вопросы необходимо с учетом уровня познавательной самостоятельности учащихся.

Следует отметить, что наряду с классификацией заданий по уровню познавательной самостоятельной деятельности учащихся необходимо применять систему заданий, отражающих формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности: «Считаете ли вы красивым наше озеро? Почему? Какое ощущение у вас вызывает данный объект (негативное, нейтральное, позитивное)?».

Основная цель контроля, учета и оценки достижений учащихся - подведение итогов и проверка уровня усвоения учащимися учебного материала по теме «Гидросфера», который определяет степень готовности учащихся к изучению следующей темы содержания. По результатам контроля учитель может объективно оценить применяемую им методику обучения.

5. Использование в образовательном процессе по теме программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся

5.1 Информационно-коммуникативные технологии на уроках географии.

Информатизация современного общества оказывает влияние на все сферы жизни, в том числе и на образование. Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде. Учитель, владеющий компьютерной грамотностью, имеет возможность разнообразить процесс обучения, сделать его более наглядным. Например, смоделировать строение речной системы, показать красивейшие водопады мира, услышать шум океана и т.д. Всегда стоит проблема нехватки времени для прохождения учебного материала. Особенно это сказывается на географии в 6 классе, в связи с сокращением учебного времени.

Применение компьютерных технологий делает учебный процесс более эффективным, сокращает время обучения. Высвобождает ресурсы детей. Повышает интерес к изучению географии.

В работе я использую презентации при объяснении нового материала, повторении и контроле знаний, выполнении практических работ. (Использование ИКТ на разных этапах урока представлено в тематическом планировании темы «Гидросфера). Также в моей методической копилке много презентаций, клипов, тренажеров, готовых мультимедийных учебных пособий по отдельным темам географии, которые я использую на уроках (приложение №5).

5.2 Технология личностно - ориентированного обучения

Личностно- ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самоценность, самобытность, субъектный опыт. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно - ориентированное обучение.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно - ориентированного обучения существенно меняется его функция. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта и отношения учеников по отношению к излагаемому учителем материалу. Взаимодействуя с учеником в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов и действий, а привлекает к работе всех учеников, обсуждает все высказывания и способы выполнения заданий, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знаний.

Целью личностно - ориентированного урока является создание условий для развития личности ученика, его индивидуальности и проявления познавательной активности.

Примеры заданий личностно-ориентированной направленности при изучении темы «Гидросфера» приведены в приложении № 6.

5.3 Используемые методы

На уроках географии обычно сочетаются различные методы обучения.

Объяснительно-иллюстративные методы отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями.

Репродуктивные методы способствуют усвоению знаний, умений и навыков (через систему упражнений).

Методы проблемного обучения реализуются через проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения и частично-поисковые методы для подготовки к самостоятельному решению проблем (приложение №7).

Методы стимулирования и мотивации направлены на повышение интереса к учению, а также долга и ответственности (приложение№8).

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся выражаются в выполнении практических работ (по теме «Гидросфера» 4 практ. работы), усвоении, закреплении и совершенствовании навыков и умений.

5.4 Организация учебной деятельности учащихся на уроке

В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя фронтальную, индивидуальную и групповую формы.

Фронтальная форма способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении образовательных и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приёмы для активизации процесса обучения.

Для реализации личностно-ориентированного обучения фронтальная работа на уроке сочетается с индивидуальной. Индивидуальные задания могут составлять часть общего коллективного задания, и после их выполнения все ученики принимают участие в обсуждении полученных результатов. Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Индивидуальная форма работы на уроке позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика. Успех её определяется правильным подбором дифференцированных заданий (приложение №9), систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Такая индивидуальная работа формирует у учащихся потребность и навыки самообразования.

Групповая работа учащихся применяется для решения почти всех основных дидактических задач: изучения нового материала, закрепления и повторения приложение №10).

6. Система знаний и система деятельности

6.1 Система знаний

Особенностью данной разработки темы «Гидросфера» является то, что знания и умения рассматриваются во взаимосвязи, например знания о реках и умение определять их географическое положение и характер течения по карте. Учитывая возрастающую практическую направленность школьной географии, роль формирования умений значительна.

В разработке темы уделяется внимание следующим группам умений:

- общеучебным (работа с текстом, внетекстовыми компонентами учебника, тренажером, хрестоматией, тетрадью);

- интеллектуальным (умения анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, прогнозировать географические явления и объекты);

- практическим (работа с атласом, графиками, моделями, диаграммами). С помощью практических умений осуществляются измерения, вычисления, построения графиков, определение координат, высот и глубин, описание объектов и т. д.;

- оценочным (умение давать оценки пространственно-временные, эстетические с позиции прекрасного, географические, экологические, основанные на знании свойств объекта, закономерностях взаимодействия между этими свойствами и нравственные).

6.2 Система деятельности

Ученик на уроке должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, делать её самоанализ и самооценку. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.

Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности необходимо приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путём ответов на контрольные вопросы, сопоставлять новую информацию с ранее изученной, формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия. Для этого учащимся предлагаются задания разной сложности.

7. Поурочное планирование по теме «Гидросфера»

Тема

Кол-во

ча

сов

Элементы

содержа

ния

образова

ния

Тип урока

Методы и формы организации урока

Использова

ние ИКТ на разных этапах урока

Формы

контро

ля

1

Состав и строение гидросферы.

Пр.р. Анализ интересных фактов о гидр-е, собранных в различных источниках, и написание аннотации к одному из источников информации.

1

Гидр-ра. Мировой круговорот воды в природе. Охрана гидро

сферы.

Урок изуче

ния нового материала

Объяснительно-иллюстративный с использованием ИКТ, частично-поисковый с элементами исследования.

Фронтальная форма работы.

Изучение нового материала.

Выполнение практичес

кой работы (творческое задание на дом)

Фрон

тальный опрос

2

Мировой океан и его части

1

Мировой океан. Моря. Заливы. Проливы. Острова. Архипела

ги.

Пол-ова.

Рельеф дна Океана.

Урок изучения нового материала

Объяснительно-иллюстративный с использованием ИКТ, репродуктивный, игровой.

Фронтальная и групповая формы работы.

Изучение нового материала

Тренажер для проверки номенклату

ры

Инд-ая работа по

кар-м, устная провер

ка номенк

латуры

3

Воды Океана.

1

Свойства воды в Океане. Айсберг. Волны. Цунами. Океан-е течения. Приливы и отливы.

Комбиниро

ванный

Объяснительно-иллюстрат-й с использованием ИКТ,

с элементами проблемного изложения.

Фронтальная форма работы.

Изучение нового материала

Устный опрос, инд-я работа по табли

це

4

Реки - артерии Земли.

Пр. р. Описание реки по плану. На примере местной реки установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира.

1

Река. Речная система. Бассейн. ВодоразделРусло.Ис

ток. Устье. Питание реки. Режим: половодье, межень, паводок. Пороги и водопады.

Комбиниро

ванный

Частично-поисковый с использованием ИКТ, практический, исследователь

ский.

Контроль ЗУН - тест

Изучение нового материала

Фрон

тальный опрос, работа по

индив. карт-м,

устная провер

ка номенклатуры

Проект «Малые реки»

5

Озера. Пр.р. Описание озера по плану. Обозначение на контурной карте крупнейших озёр мира.

1

Озеро. Пресные, соленые, сточные, бессточные озера. Типы озёрных котловин.

Комбиниро

ванный

Объяснительно-иллюстративный с использованием ИКТ, практический с элементами исследования.

Изучение нового материала

Творческое домашнее задание проект «Святые ключи»

Тест,

устная провер

ка номенклатуры

Проект «Уни

кальное озеро»

6

Подземные воды, ледники и другие виды внутренних вод.

Уникальные объекты гидросферы.

1

Водох-ще. Подземные воды. Водопроницаемые и водоупор

ные породы Болота. Ледники.

Комбиниро

ванный

Объяснительно-иллюстративный с использованием ИКТ, исследователь

ский.

Изучение нового материала

Итого

вое тести

рование

ИКТ - проект «Святые ключи»

Заключение

Современные педагогические технологии и методы, которые я представила в методической разработке темы «Гидросфера», позволяют каждому школьнику овладеть системой географических знаний, умений и навыков, помогают ориентироваться в условиях современного информационного пространства.

Разнообразие форм и методов работы, их сочетание на уроках и во внеурочной деятельности позволяют поддерживать интерес к предмету, переключать внимание учащихся, предупреждать утомление и перегрузки, сберегая их здоровье.

Использование современных педагогических технологий (ИКТ, личностно-ориентированного обучения, технологии решения проблемных задач, проектной деятельности) способствует повышению качества образования.






Список литературы


  1. Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 - 9 классы. - Москва, Просвещение, 2008.

  2. Алексеев А.И. и др. География. Природа и люди. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Вилейто Т.В., Седюк Н.Н. Проблемные и творческие задания как способ формирования опыта творческой деятельности учащихся на современном уроке.// География в школе. 2009. - №1.

  4. Долгорукова С.В.. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. М.: Глобус, 2008.

  5. Кнутова Н.В., Кривдина И.Ю., Кряжев А.Б., Беляева Т.К. ГОУ ДПО НИРО, НГПУ. ПРОГРАММА «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. Нижегородская область» - Нижний Новгород. 2006 год

  6. Котляков В.М. География в меняющемся мире. - М., 2003.

  7. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 кл. - М.: Вако, 2004

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование, 2007.

  9. Сиротин В.И. Программно-методические материалы. География. - М., Дрофа, 2001

  10. Ресурсы Интернет:

- festival/1september.ru

- rusngo.ru

- national-geographic.ru

11



© 2010-2022