Оптимизация учебного процесса через интеграцию предметов

Современное социально-экологическое развитие нашей страны представляет все новые требования к человеческому фактору не только в области производства, но и в сфере образования, которая должна лучше готовить молодежь к жизни и труду.             Обновление всех сторон жизни общества , необходимость выхода на передовые рубежи научно-технического прогресса, обеспечения высокой эффективности производства, наиболее полного развития творческого потенциала общества – все это ставит перед общеобразовател...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «УСТЬ-КАМЕНОГОРСКАЯ ГОРОДСКАЯ СПЕЦАЛИЗИРОВАННА ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОДАРЕННЫХ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ, ИНФОРМАТИКИ»




« Оптимизация учебного

процесса через

интеграцию предметов»

(географии, истории,

экономики и

обществознания)














Учитель истории - Еремеева И.Г.

Учитель географии - Хоренко Е.А



Усть-Каменогорск, 2014г

Современное социально-экологическое развитие нашей страны представляет все новые требования к человеческому фактору не только в области производства, но и в сфере образования, которая должна лучше готовить молодежь к жизни и труду.

Обновление всех сторон жизни общества , необходимость выхода на передовые рубежи научно-технического прогресса, обеспечения высокой эффективности производства, наиболее полного развития творческого потенциала общества - все это ставит перед общеобразовательной и профессиональной школой совершенно новые учебные и воспитательные задачи. Необходимо, чтобы обучение формировало новый тип мышления, новый стиль деятельности, ориентированный на более эффективное решение производственных, социальных, культурных и многих других проблем. Все это нашло отражение в «Государственной программе развития образовательная РК на 2011-2020 годы.

Основная цель данной программы: кардинальная модернизация системы образования улучшение качества образования и выход на европейский уровень. Поэтому педагогам необходим активный поиск интенсивных методов, форм и средств обучения. Одним из основных направлений перестройки обучения в современной школе на наш взгляд является оптимизация учебного процесса. Под оптимизацией учебно-воспитательного процесса в современной школе подразумевается выбор такой методике его проведения, которая позволяет получить наибольшие результаты при минимально необходимых затратах времени и усилий учащихся.

Для того чтобы напряженность труда учителя и учеников оставалась на допустимом уровне, не вела к перегрузке, не отражалась отрицательно на их здоровье и чтобы в тоже время их труд был высокоэффективным, необходимо выбирать оптимальны варианты обучения.

Поэтому оптимизация обучения - это важнейший принцип научной организации педагогического труда. Внедрение его в школьную практику способствует преодоления формализма в обучении, переход от догматического к творческому построению учебного процесса.

Оптимизация, являясь качественно новым состоянием учебно- воспитательного процесса, предполагает повышение эффективности не средствами вообще, а а целесообразными для данной образовательно-воспитательной ситуации. Оптимизацию педагогического процесса следует рассматривать как логическую последовательность действий учителя для избранного сценария учебно-воспитательного процесса.

Одним из направлений оптимизации современного учебного процесса на наш взгляд является интеграция учебных предметов, так как она считается одним из важнейших принципиальных требований современной отечественной дидактики.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь с друг другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов, и не будет преувеличением сказать о ней как о первой среди равных. Такое ее понимание делает возможным выдвижение гипотезы о новой образовательной парадигме: существующее образование предметоцентрично, т.е. все учебные предметы функционируют как автономные образовательные системы и не в достаточной степени удовлетворяют требованиям времени; и мы предполагаем, что введение интеграции предметов в систему образования позволит решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Такие уроки позволяют более четко осознать, для каких целей эти знания могут быть применены.

Связь между дисциплинами учебного плана нужна и для того, чтобы один предмет помогал школьнику лучше освоить другой, а также для того, чтобы некоторые общие логические операции, методы и приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов, в данном случае обществознания, географии, истории и экономики.

В российской и зарубежной дидактике идея интеграции имеет глубокие истоки. Как отмечает исследователь А.Я. Данилюк, «проблема интеграции активно обсуждалась педагогами еще тогда, когда ею серьезно не интересовались ни философы, ни методологи, ни политики».

Анализ научно-педагогической литературы приводит к выводу об отсутствии четкого определения понятия «интеграция».

Исторически сложилось, что понятием «интеграция» длительное время оперировали в педагогике, почти не определяя его. Оно предполагалось как бы интуитивно понятным не требующим объяснения, но с течением времени возникла необходимость дать определение данному понятию. В данный момент существует множество определений понятия «интеграция». В своей работе мы опираемся на определение Н.С. Сердюкова.

Интеграция - процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации и представляющий высокую форму воплощение межпредметных связей на качественно новой ступени обучения.

При интеграции предметов необходимо выполнение трех условий:

  • Объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

  • В интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

  • Интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

Соблюдение данных условий позволяет нам достичь следующих результатов:

  • Экономию времени и рациональное его распределение;

  • Возрастание темпа изложения учебного материала, что концентрирует внимание ученика и стимулирует их познавательную деятельность;

  • Усиливается мотивация процесса обучение, так как снимается проблема отношения учащихся к «второстепенному» предмету и существенно облегчается система контроля;

  • Формируется научное мировоззрение;

  • Закрепляется умение оперировать статистическим и картографическим материалом;

  • Значительно повышается коммуникативный потенциал процесса обучения;

  • Использование различных форм и методов обучения.

В конечном счете, интеграция способствует воссоединению целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нем и его познающего, единство земли и космоса, природы и человека. Здесь имеет месть общегуманистическая основа процесса - постановка в центр современного человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде.

Таким образом, интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством оптимизации учебного процесса, так как включается в себя следующие факторы:

  1. Повышение целенаправленности обучения;

  2. Усиление мотивации учения;

  3. Повышение информативной емкости содержания образования;

  4. Применение активных методов и форм обучения;

  5. Ускорение темпа учебных действий;

  6. Развитие навыков учебного труда;

  7. Использование компьютеров и других новых технических средств.

Учитывая профиль нашей школы (ЕМЦ) в учебном плане сокращены часы общественных дисциплин с 8 класса. И чтобы избежать фрагментарности мировоззрения учащихся мы разработали курс интегрированных уроков по истории, обществознанию, географии и экономики, так как в этих предметах существует взаимосвязь общих проблем и тем:

  • Географическая и историческая карта;

  • Политическая карта мира;

  • Экономическая карта мира;

  • Великие географические открытия;

  • Народы мира;

  • Крупнейшие города мира;

  • Географическое положение Казахстана;

  • Административно-территориальное деление Казахстана;

  • Численность и размещение населения Казахстана;

  • Национальный состав населения Казахстана;

  • Геология и природа Казахстана;

  • Формирование экономико-географических районов Казахстана;

  • Экономика Казахстана, экономические реформы и различные эпохи;

  • Место и роль Казахстана в мировом хозяйстве;

  • Основные ступени человеческой истории и различные концептуальные подходы к их выделению;

  • Социальная структура общества, динамика ее изменений;

  • Национальная политика и межнациональные отношения в обществе;

  • Роль государства в экономической и общественной жизни общества;

  • Формы правления и государственного устройства стран мира;

  • Выявление места и роли культуры, религии в жизни общества;

  • Виды всемирно-экономических отношений;

  • Международные интеграционные процессы;

  • Глобальные проблемы современности.

Которые и были взяты нами за основу при составлении календарно-тематического планирования интегрированных уроков с 8 по 11 класс.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКов

по географии, истории, экономике, обществознанию (8-11 кл.)

Тема

Интеграция наук

Кол-во часов

Технологии

8 класс

  1. История географических и исторических исследований территории Казахстана с Древних времен до XX в.

История, физическая география Казахстана

5 ч

Проектная, проблемного обучения, традиционная

9 класс

  1. Экономика Казахстана: прошлое, настоящее, будущее.

История Казахстана, экономическая география Казахстана

2 ч

Традиционная, дебатная

  1. Казахстан на карте мира: территория, положение, государственный строй.

Экономическая география, ЧОП

1 ч

Традиционная, проблемного обучения

  1. Геополитическое положение Казахстана.

История Казахстана, экономическая география Казахстана

1 ч

Традиционная, проблемного обучения

  1. Внешнеэкономические и гуманитарные связи современного Казахстана.

История Казахстана, экономика, экономическая география Казахстана

1 ч

Проектная

  1. Казахстан в мировой экономике.

История Казахстана, экономика, экономическая география Казахстана

1 ч

Традиционная

  1. Взаимодействие природы и общества.

Экономическая география Казахстана, ЧОП

1 ч

Традиционная

10 класс

  1. Политическая карта мира.

География, всемирная история

1 ч

Традиционная

  1. Типы стран. Международные организации.

География, всемирная история, обществознание

1 ч

Компьютерная

  1. Взаимодействие общества и природы.

География, обществознание

1 ч

Проблемного обучения

  1. Природные ресурсы мира.

География, экономика

3 ч

Традиционная

  1. Население мира. Трудовые ресурсы.

География, всемирная история, экономика, обществознание

5 ч

Проблемного обучения, проектная, традиционная

  1. Международные экономические отношения.

География, экономика

2 ч

Традиционная

11 класс

  1. Глобальные проблемы человечества.

География, обществознание

3 ч

Проектная, дебатная

  1. Внешнеэкономические и международные отношения Казахстана.

География, история Казахстана

2 ч

Традиционная, проблемного обучения

Использование интеграции предметов по данным темам позволило нам усилить мотивацию учащихся, что способствовало повышению качества их знаний, а также выделить ресурс времени для изучения объемных тем и подготовке к ЕНТ.

Оптимизация учебного процесса через интеграцию предметов

Такой подход, на наш взгляд, может принести действительные успехи в оптимизации процесса обучения.

Разработки интегрированных уроков сданы в печать и будет выпущена брошюра со сценариями наших уроков.


© 2010-2022