Программа элективного курса по экологии Окружающая среда и здоровье человека

    Формирование экологической культуры в рамках средней школы не можетограничиться только воспитанием ответственного отношения к окружающей среде, природе. Оно должно быть направлено на сохранение здоровья настоящего и будущих поколений             Актуальность курса «Окружающая среда и здоровье человека» объясняется тем, что на сегодняшний день эти проблемы лишь частично затрагиваются в учебных дисциплинах, в то время как понятие "здоровье"  и "окружающая среда" требуют междисциплинарного под...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество недельных часов - 0.5 Количество часов в год - 17

Экологические проблемы и противоречия во взаимоотношениях человека и природы выдвигают необходимость формирования экологической культуры у подрастающих поколений, т.к. решение этих проблем зависит в значительной степени от того, насколько глубоко молодежь овладеет знаниями законов природы и как быстро эти знания станут побудительными мотивами ее повседневных действий.

Согласование требований стандартов экологического образования позволяет провести интеграцию знаний и выделить два направления - влияние деятельности человека на окружающую среду и роль окружающей среды в формировании здоровья человека. Данная программа предусматривает изучение вопросов, связанных с современными экологическими проблемами и дает представление о путях оптимизации взаимодействия общества и природной среды, с рациональными методами использования природных ресурсов, со способами защиты биосферы от загрязнений.

Преподавание экологии в 9-м классе направлено прежде
всего на реализацию знаний в свете формирования адекватного
представления о зависимости духовного и физического
здоровья от состояния окружающей природной среды. Отсутствие
элементарных экологических знаний у сегодняшних
девятиклассников необходимо восполнить введением дополнительного
объема знаний в тематику действующих программ.

Формирование экологической культуры в рамках средней школы не может ограничиться только воспитанием ответственного отношения к окружающей среде, природе. Оно должно быть направлено на сохранение здоровья настоящего и будущих поколений

Актуальность курса «Окружающая среда и здоровье человека» объясняется тем, что на сегодняшний день эти проблемы лишь частично затрагиваются в учебных дисциплинах, в то время как понятие "здоровье" и "окружающая среда" требуют междисциплинарного подхода в более широком аспекте.

Данный элективный курс позволяет воспитывать у школьников экологическую культуру, включающую:

-целостное представление о причинах возникновения экологических бедствий разного масштаба;

-ответственное отношение к окружающей природно-социальной среде;

-широкое применение в повседневной жизни и деятельности природоохранной техники и технологии;

-умение прогнозировать взаимодействие человека с природой.

Целью курса является воспитание у учащихся чувства сопричастности к проблемам охраны природы, рационального расходования ее ресурсов, следование правилам личного природоохранного поведения.

Реализация цели осуществляется через постановку и решение
следующих задач.

  1. Сформировать у учащихся систему экологических знаний.

2. Научить применять экологические знания и методы для оценки экологической ситуации разного масштаба.

3. Развивать опыт эмоционально целостного отношения к миру на основе одновременного показа его единства и уязвимости.

Нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373;

  • Приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 30. 08. 2013 г. №840 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27. 07. 2012 г. №760»;

  • Учебный план МКОУ Аннинская СОШ №3 (утверждён решением педагогического совета протокол №1 от 27. 08. 2014 г., приказом директора МКОУ Аннинская СОШ №3 № 136/1 от 27. 08. 2014Г.);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год (Приказ Министерства образования РФ от 31 марта 2014 г. №253).



















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование тем

Количество

часов

1

Введение


1

2

Тема 1. Здоровье человека


2

3

Тема 2. Экологическая ситуация и здоровье человека


2

4

Тема 3. Факторы здоровья человека


6

5

Тема 4. Техногенная среда человека


3

6

Тема 5. Образ жизни и здоровье человека


3

7

Тестирование















СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (1 ч.)

Что изучает экология. Структура экологии как науки. Законы экологии. Связь с другими науками. Роль экологических знаний в жизни человека и общества.

Тема 1. Здоровье человека (2 ч.)

Здоровье человека и болезнь. Здоровье населения. Факторы здоровья и риска болезни человека. Наследственные факторы. Наследственные заболевания. Влияние окружающей среды на наследственность. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.

Тема 2. Экологическая ситуация и здоровье человека (2 ч.)


Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Роль человека в формировании нового облика Земли. Состояние среды и уровень заболеваемости.

Тема 3. Факторы здоровья человека (6 ч.)

Смоги и парниковый эффект. Озоновый слой атмосферы и кислотные осадки. Последствия влияния экологических проблем атмосферы на здоровье человека. Распределение воды на планете и использование водных ресурсов человеком. Загрязнение вод и здоровье человека. Антропогенные воздействия на почву. Последствия применения минеральных удобрений и ядохимикатов для здоровья человека. Роль зеленых растений в стабилизации биосферы. Космическое влияние на здоровье человека. Факторы неблагоприятных дней. Влияние погодных факторов на состояние здоровья людей. Биологические ритмы человека. Практическая значимость биоритмов для здоровья.

Тема 4. Техногенная среда человека (3 ч.)

Структура современных городов. Специфика экологических факторов в городе и их влияние на здоровье человека. Радиация - фактор техногенной среды обитания человека. Влияние излучения на живые организмы, состояние здоровья человека. Биологическое загрязнение, инфекционные болезни, природно-очаговые болезни. Пути передачи инфекции и меры профилактики инфекционных болезней. Шумовое загрязнение, уровень шума, шумовая болезнь. Влияние шума на организм человека. Природные и техногенные ландшафты. Влияние ландшафта на психо-эмоциональное состояние человека.

Тема 5. Образ жизни и здоровье человека (3 ч.)

Понятие здорового образа жизни. Культура питания. Рацион питания. Качество пищи и здоровье. "Экологически чистые продукты". Какая среда комфортна для человека. Адаптация, напряжение, утомляемость. Способность человека к адаптации. Профессиональные заболевания. Представление о гигиене труда.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Перечень требований к знаниям и умениям учащихся включает:

  • осознание эстетической и практической ценности природы;

  • овладение навыками решения экологических проблем;

  • понимание процессов и явлений, происходящих в окружающей среде;

  • фундаментальные знания о проблемах современной экологии;

  • умение разбираться в экологических, политических и научно-технических процессах, вопросах планирования, которые оказывают влияние на масштабы преобразующей деятельности человека;

  • умение вникать в положение других людей и их проблемы;

  • осознание зависимости существования человека от наличия ПР и качества окружающей среды;

  • чувство ответственности за состояние окружающей среды и умение принимать экологически оправданные действия.





















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Наименование тем

Количество

часов

1


Введение



1


Тема 1. Здоровье человека



2

2

Здоровье человека и болезнь. Здоровье населения. Факторы здоровья.


3

Наследственные факторы здоровья человека. Наследственность и окружающая среда.



Тема 2. Экологическая ситуация и здоровье человека



2

4

Характеристика естественной среды обитания человека. Экологические факторы.


5

Изменение природной среды под влиянием деятельности человека. Экологические кризисы и экологические ситуации.



Тема 3. Факторы здоровья человека



6

6

Экологические проблемы атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы.


7

Экологические проблемы гидросферы. Экологические

последствия загрязнения гидросферы.


8

Экологические проблемы литосферы. Экологические последствия загрязнения литосферы


9

Экологические проблемы биосферы. Экологические последствия загрязнения биосферы.


10

Природные факторы здоровья. Климат, погода и самочувствие человека.


11

Биологические ритмы человека, их значимость.



Тема 4. Техногенная среда человека



3

12

Урбанизация - экологическая проблема современности. Экологические факторы города и здоровье человека.


13

Радиация и здоровье человека. Биологическое загрязнение среды и здоровье человека.


14

Влияние звуков и шума на организм человека. Ландшафт как фактор здоровья.



Тема 5. Образ жизни и здоровье человека



3

15

Понятие здорового образа жизни. Питание и здоровье человека.


16

Человек в экстремальных условиях. Адаптация человека к окружающей среде.


17

Экологические требования к производственной среде. Профессиональные заболевания.



Тестирование













МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



  1. Демонстрационные карты.

  2. Демонстрационный материал.

  3. Интерактивное оборудование

  4. Мультимедийные средства обучения.

  5. Раздаточный материал




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Воронков Н. А.

Экология общая, социальная, прикладная: учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. - М.: Агар, 1999. - 424с.

2. Миркин Б. Н., Наумова Л. Г.

Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. Изд.2-е, перераб. и доп. - М.: Устойчивый мир, 2000. - 272с,с ил.

  1. Мамедов Н. М., Суравегина И. Т., Глазачев С. Н.. Основы общей экологии. Учебник для старших классов общеобразовательной школы. - М: Устойчивый мир, 2000. - 272с: ил.

  2. Гладкий Ю. Н., Доброскок В. А., Семенов С. П.

Экономическая география России: учебник. - М: Гардарика, Литературно-издательское агентство "Кафедра-М", 1999. - 752с: ил.

5.Яншин А. Л., Мелуа А. И.

Уроки экологических просчетов. - М.: Мысль, 1991 - 429с,

6. Колбовский Е. Ю.

Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: "Академия развития", 1998. - 256с, ил.

7. Хабарова Е. И., Панова С. А.

Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл. - М: дрофа, 1997. -112с: ил.

Подпись учителя (Мындра Л.Н.)

9


© 2010-2022