Экологический портрет города Северодвинска

Цель данного урока-познакомить обучающихся с экологическими проблемами города Северодвинска, вызванных урбанизацией. Осмысление и выделение экологических проблем, причины их возникновения. Важно воспитывать правильное поведение и культуру в городской среде. Урок разработан в форме виртуального занятия. Дети превращаются в виртуальных художников. Важно связать такие понятия ,как урбанизация и город. Использование на уроке новых технологий позволяет достичь цели. Актуальны такие технологии ,как си...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологический портрет города Северодвинска (урбанизированные территории)



Открытый урок. 10 класс.




Составитель: Абрамова Татьяна Михайловна учитель географии

МБОУ «СОШ№3 им. К.М.Трухинова





г.Северодвинск

2014г.


Цель: Познакомить обучающихся с экологическими проблемами,

вызываемых урбанизацией; выяснить причины и последствия экологических проблем в городе Северодвинске, а также пути решения некоторых из них.

Задачи: Образовательная - осмысление и выделение обучающимися

экологических проблем города, причины их возникновения.

Развивающая: развитие навыков самостоятельного поиска

информации, логическое мышление.

Воспитательная: поведение и культура в городской среде.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: рассказ (беседа), использование иллюстраций;

самостоятельная работа с тетрадью, картой; использование презентаций; кластеры; синквейн;доклады.

Пособия: 1) функциональное зонирование территории г. Северодвинска. 2) районирование территории г. Северодвинска по условию проветриваемости 3) снимок г. Северодвинска из космоса; презентации по теме; карты в учебниках Экология Архангельской области;9-11 класс. География Архангельской области;8-9 класс.

1. объяснение, цели и задачи;

2. Здравствуйте ,ребята! Я говорю «здравствуйте» потому что желаю всем здоровья и хорошего настроения. Только такое настроение вам потребуется сегодня на нашем уроке. Тем более, что говорить мы будем о самом близком, дорогом и всем нам хорошо известном. Городе Северодвинске. Стихотворение о городе Северодвинске : С каждым годом Северодвинск наш всё краше, Расцветает он день ото дня, В ясный день Или даже в ненастье Любоваться им можно всегда ! Приезжая в наш город , гости Остаются в восторге от встреч. И все мы, жители - Северодвинцы должны свой город беречь ! Сейчас почти у каждого из вас есть компьютеры, вы

играете в виртуальные игры. И сегодня у нас будет виртуальное занятие, на котором вы превратитесь в виртуальных художников, ведь сегодня вы будете виртуально писать, рисовать экологический портрет города Северодвинска. Тема урока: Экопортрет города Северодвинска. Цель урока: Познакомиться с экологическими проблемами города Северодвинска, вызываемых урбанизацией. Ребята, какими могут быть задачи урока? Ответ: Главное выделить и осмыслить экологические проблемы нашего города. Эпиграфом к уроку послужат слова К. Бальмонта: «мучительно, тесно в громадах домов живут красивые, бледные люди..»

Ребята, а что такое город? (это среда, в которой проживает человек хорошо, а теперь скажите ребята - на данный момент большинство людей где проживают в сёлах или в городах; да, конечно более половины населения земного шара проживает в городах. Как же можно связать термин «урбанизация» с городами; (это процесс, связанный с ростом городов и городского населения) итак, мы с вами обитаем в городской или иначе урбанизированной среде. Все города строятся на определённых

ландшафтах. Давайте вспомним - что же такое ландшафт (это обширная территория с входящим в неё компонентами: горными породами, рельефом, водой, воздухом, климатом, растительным и животным миром, почвой, человеком и техновеществом). ЗАДАНИЕ: Заполняем наш кластер. Расположим мысли в определённом порядке.

Да, и эти компоненты можно объединить в 4 группы - абиотические, биотические, биокосные и Социально-экономические. Теперь, пожалуйста, вспомните какие компоненты ландшафта входят в каждую из перечисленных групп? (Работа с тетрадью).

Абиотические Биотические

горные породы Растительность

рельеф животные

вода микроорганизмы

климат

Биокосные Социально-экономические

Почва человек

Техновещество

ВОПРОС: Какие бывают ландшафты (антропогенные: искусственные; включая техногенные. И естественные ландшафты) .Правильно. Итак, мы с вами проживаем в городе, Северодвинске. Вопрос классу: Какие типы ландшафта характерны для нашего города и области? Чтобы ответить на этот вопрос,

обращаемся к картам Архангельской области. Вы видите, что территория Архангельской области включает и антропогенные, и естественные ландшафты.

А теперь, ребята, посмотрите на таблицу «компоненты ландшафта» и скажите - какие из перечисленных компонентов можно выделить в городе? (Все). А как город влияет на эти компоненты? (Он их изменяет).

Итак, сделаем первый вывод, что Город - изменяет компоненты природного ландшафта.

Да, структура городского ландшафта отличается от структуры природного: появляется больше техногенных компонентов: улицы, площади, скверы, дома, предприятия. Есть это всё в Северодвинске?( Да). По своим функциям территория Северодвинска, в том числе и другого города делится на зоны: 1).селитебные, 2).промышленные , 3).транспортные, 4).парковые, 5). складские, 6).агро - и 7). аквальные зоны. ЗАДАНИЕ: СОСТАВЛЯЕМ КЛАСТЕР №2. Работа с справочным материалом (материалы на столах у детей). Давайте теперь определим, что будет относится к этим зонам. Откройте карту «функциональное зонирование территории города Северодвинска».

Промышленная зона - все промышленные предприятия. Парковая зона (сады, поля, теплицы, дачные массивы). Складская зона (гаражи, склады, хранилища).

Транспортная зона (автодороги, железные дороги, вокзалы,

автозаправочные станции, автомойки, водный транспорт)

Аэрозоны - сельскохозяйственные земли.

Аквальные зоны (реки, пруды, озёра).

Селитебные зоны (жилые дома).

Мы с вами знаем, что в гopoдe есть промышленность ,

различные дома, здания, хорошо развито транспортное обслуживание.

Теперь переходим непосредственно к написанию экологического портрета нашего города. № 1 Вам слово - ваше домашнее задание; ваши небольшие сообщения по теме. (СИНКВЕЙН № 1 ) Мы дети города! Улицы наши полянки, Вместо цветов на полянках растут гаражи, Вместо зелённых лугов - только автостоянки. Ты посмотри, как живёшь, посмотри. Плотным кольцом нас окружают бетонные башни,

Тысячи окон! И дым из трубы заводской.

Мы дети города, город стал нашей - судьбой. (город; зелёные, бетонные, заводской; окружают;тысячи окон и дым из трубы; судьба)

(сообщение ученика «Уменьшение площади зелённых насаждений») - доклад.

(СИНКВЕЙН) Заводы у нас мощные - слава наша и сила.

Но воды у них сточные - всему живому могила.

Отходам свои могильники заводам искать не надо.

Сливают в водохранилище нитраты, смолу и яды. ( Завод; мощные, сточные; сливают; яды)

(сообщение ученика «Загрязнение окружающей среды») - доклад.

По дороге мимо школы № 3 машины мчат, не удержать,

Выхлопные газы всюду воздухом нельзя дышать.

Мусора много - весь не уберут

. Ведь есть еще в городе нашем дворы,

Которые дождались лучшей поры.

Работаем в паре: Это стихотворение есть на ваших листочках. Задание- подчеркнуть красным то, что вы считаете отрицательным изменением, а зелёным ­

положительное явление в городе. (затем ответ)

Что город делает с природой? (ответы ребят)

Да, город захватывает у природы территорию. Можно ли город назвать

захватчиком? У ученого Одума есть такие слова: «Город - паразит у

биосферы».

Итак наш 2 вывод - город - захватчик природы.

Ребята, мы сейчас с вами выяснили, что в городской среде

наиболее заметны отрицательные изменения природы человеком. А это порождает многочисленные и разнообразные экологические проблемы. Мы ­жители большого города, его проблемы не могут оставить нас равнодушными, т.к. сказываются на каждом из нас.

Ведь мы должны знать, какую воду мы пьём, что едим, где лучше жить, где можно купаться, отдыхать. Учёные выделяют три типа экологических проблем города, (обращаемся к справочной литературе - на столах у детей).

1) ПРИРОДНО -

2) Техногенно -

3) Социально -

Экологические

экологические

экологические

а) плохая

а) большое

а) ухудшение

проветриваемость

количество

здоровья

б) сокращение

вредных

населения

биоразнообразия

предприятий

б) повышение

в) уменьшение

б) загрязнение

травматизма.

площади земельных

в) непродуманная

насаждений

планировка

г) изменение

г) истощение

рельефа

природных

ресурсов

Итак, ребята, какой же вывод можно сделать? ( Вывод № 3 Город очень сильно загрязнен)

А ведь город не пустой, в городе живут люди! Посмотрите сколько

проблем. Ребята! Перед уроком я встретила доктора и пациента; Что же я услышала…

Пациент: Доктор! Я это...

Врач: что с вами, голубчик? На что жалуетесь?

Пациент: Доктор! Что-то у меня руки трясутся, да голова кружится. А

ещё доктор, глаза из орбит так и вываливаются


',

Врач: Да, это случай тяжелый.

Пациент: Доктор! А ещё я стал раздражительный, от всего я устаю. Врач! Молодой человек! Вы меня не удивили! Сейчас очень много

подростков страдают различными заболеваниями и очень много заболеваний связано с загрязнением окружающей среды.

Пациент: Как это?

Врач: Вот например выделяемые в атмосферу загрязнители - оксиды,

углероды, сернистый газ, сажа, свинец ведут к хронической интоксикации

организма. За последние 30 лет наблюдается увеличение заболеваемости людей.

Пациент: Так надо же заботиться об охране природы ! Спасибо Вам,

доктор! Я теперь всем буду советовать беречь природу, город.

Доклад (Ухудшение здоровья населения)

Вывод № 4: Загрязнения вызывают у

городского жителя различные заболевания.

Вспомните цитату Бальмонта, которую я вам говорила в начале урока:

«мучительно тесно в громадах домов живут красивые, бледные люди».

Мы с вами написали экопортрет города. Какой он? ( ответ).

Он вам понравился? ( на доску вывесить маленькие картинки по экопортрету нашего города)

Ребята, а теперь я хочу, чтобы вы ответили на такой вопрос: кто бы из вас хотел бы совсем уехать из города и жить в деревне! А почему бы остались? Город - это культура, искусство, музеи, кинотеатры и театры.

Что же делать? Какой же выход из создавшейся ситуации вы можете предложить? Ведь человек не уйдёт из города. Что же нужно сделать, чтобы человек мог выжить? (безотходное производство, альтернативные источники

энергии, установка фильтров, штрафы, изучать экологию, убирать мусор). Молодцы! Обычно выделяют 5 направлений решения экологических

проблем. (справочные материалы на рабочих столах)

1. Технологическое (альтернативные источники энергии,

безотходное производство, фильтры)

2. Экологическое (штрафы)

3. Юридическое (экологическое право)

4. Архитектурно-планировочное (застройка с учётом экоархитектуры)

5. Воспитательное (быть экологически грамотным)

Подведение итогов. (рефлексия по карточкам)

Домашнее задание: выполнить проект «Город будущего». Для закрепления пройденного материала - тест: см. презентацию.

Список литературы:

1.Чумаченко Н.А. Введение в ландшафтную экологию. Учебное пособие. Киц «Саратовтелефильм- Добродея», 2006 г.

2.Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе. _ Волгоград: Учитель, 2005.

3.Педагогический опыт: Сборник методических работ. -Вып.1. Экология/ Под ред. канд. биол. Наук, доцента Ю.И. Буланого _ Саратов, 2004.

4.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. - М.: 5 за знания, 2005г.

5.География Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы под редакцией Н.М.Бызовой, Я.К.Премининой.- М.: СпортАкадемПресс, 2001.

6.Экология Архангельской области: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы под редакцией А.Е.Баталова, Л.В.Морозовой.- М.: Изд-во МГУ, 2004.



© 2010-2022